Конспект урока для 1 класса «Загадки зимнего леса»

$Муниципальное Казенное Учреждение Социально Реабилитационный

Центр для несовершеннолетних детей «Полярная звезда»

Кемеровской области города Новокузнецка

$

Конспект урока для 1 класса
«Загадки зимнего леса»

подготовила

воспитатель

Югова Марианна Рафаильевна

$

Новокузнецк 2013 год.

Цель.

Способствовать закреплению знаний детей о лесе и лесных животных; обобщить представления детей о зимней природе;

Задачи:

$ 1. Уточнить представления детей об образе жизни диких животных: медведя, зайца, ежа, лисы, белки. Внешний вид, особенности поведения, повадки, условия жизни.

2. Учить устанавливать простейшие связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

3. Учить составлять рассказ по схеме, расширять словарный запас.

4. Упражнять детей видеть схематическое изображение лесного жителя.

5. Воспитывать желание заботиться о животных, помогать им. Пр$одолжать учить радоваться окружающему миру, природе.

Материалы и оборудование: Схематическое изображение животных и их детенышей, письмо, корзинка с угощениями, разрезные картинки, игрушки диких животных, декорации леса, ореховые скорлупки.

Ход занятия:

В$оспитатель: « Мои друзья, вы любите путешествовать?

- Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес. Хотите?

- Но сначала давайте вспомним лесные правила.

«Лесные правила» (Н. Рыжова)

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

$Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь,

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

- Для наших друзей, лесных зверей, я приготовила угощение.

- А сейчас возьмитесь за руки и закройте глаза:

Поднялись, опустились

$

В зимнем лесу очутились.

- Посмотрите, как красиво в лесу, тихо и дышится легко. Воздух чистый, морозный. Вдохните аромат зимнего леса.

- Ой, посмотрите, что – то на пеньке лежит! (Письмо, конверт)

- Мои друзья, это письмо. Давайте его прочитаем:

«Здравствуйте, ребята! Я, хозяин волшебной тропинки Старичок- Лесовичок. Приглашаю вас в гости в зимний лес и предлагаю вам отгадать загадки – задания. В конце путешествия вас ждёт сюрприз! Желаю вам удачи и успехов!»

Старичок-Лесовичок прислал нам задания:

«Кто живёт в лесу?»

(карточка - схема с изображением животны$х схематически)

- Вы легко догадаетесь, если посмотрите вот на эту картинку. (Я вижу зайца, я вижу волка…..)

- Ой, кто – то мелькнул среди кустов.

Отгадайте загадку, и вы$ сразу догадаетесь, кто это был:

«Комочек пуха, длинное ухо.

Прыгает ловко, любит морковку»

«Зимой беленький,

а летом серенький;

никого не обижает,

а всех боится» (заяц)

- Молодцы! Давайте расскажем о зайце. Поможет вам эта схема (карточка – схема).

Заяц живет в лесу.

Зимой его шубка белая, а летом серая.

У него длинные уши раскосые глаза, маленький пушистый хвостик.

Он быстро бегает и путает следы.

Боится волка и лесу.

Люб$ит морковку, капусту.

- Скажите, чем питается заяц зимой? (корой деревьев, морковкой )

- Всё про зайчика рассказали – давайте его угостим. Найдите у меня в корзинке любимую зайчика еду.

- Давайте остави$м морковку на пеньке и пойдем дальше.

- Посмотрите, какой большой сугроб! Я думаю, что здесь кто- то живёт. А вы, как считаете? (Это медведь, еж)

Загадка:

«Он в берлоге спит зимой.

Под большущею сосной.

А когда придет весна

Просыпается от сна»

«Косолапые ноги,

Зиму спит в$ берлоге.

Догадайся и ответь

Кто же это?»         (Медведь)

- Ребята, медведь зимой крепко спит в своей берлоге и его будить нельзя. Оставьте ему угощение и тихо – тихо пойдем дальше. Путь у нас длинный, давайте сделаем привал и немножко отдохнём. Садитесь за столы.

Вот и следующее задание. Называется оно «Чей дом?»

- Нужно собрать картинку и вы уз$наете, кто живёт в вашем домике.

- Кто живёт в твоем домике?

- Как называется домик лисы?... 3-4 ответа детей.

Физкультминутка: (Движения выполняются в соответствии со словами текста) (В.Клементьев)

Зайка серенький сидит  (взрослый и дети садятся)

И ушами шевелит          (взрослый п$однимает пальцы вверх к голове)

 Вот так, вот так              (дети подражают движениям взрослого)

          Он ушами шевелит

      Зайке холодно сидеть,   (взрослый и дети хлопают в ладоши и

          Надо лапочке погреть.   (повторяют две последние строчки)

          Вот так, вот так

          Надо лапочке погреть.

          Зайке холо$дно стоять,    (все прыгают на одном месте)

          Надо зайке поскакать.

          Вот так, вот так

          Надо зайке поскакать!

          Зайку волк испугал!       (взрослый рычит)

          Зайка тут же убежал      (дети разбегаются в рассыпную)

Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте поиграем в игру «Бывает не бывает» (правильное употр$ебление формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных). Вставайте в круг. Кому попадет в руки снежок, должен ответить, без чего не бывает лисы?

    Не бывает лисы без … хвоста.

    Не бывает волка без … зубов.

    Не бывает ежа без … иголок.

    Не бывает зайца без … ушей.

    Не бывает лося без … рогов и копыт.

    $Не бывает белки без … кисточек на ушках.

- Теперь можно идти дальше.

- А вот ещё один сугроб. Я думаю это чьё - то жилище.

- Как вы считаете, кто там может жить?

Загадка:

«Шубка – иголки,

Свернулся он – колкий

Рукой не возьмёшь

Кто это…» (Ёж)$

- Скажите, можно увидеть ежа в зимнем лесу? (Нет, он зимой спит в своей норке под пеньком).

- Мы оставим ежа спать до весны и не будем его тревожить.

- Выберете для ёжика угощенье.

- Вот ещё задание, от Старичка- Лесовичка.

«Помогите детёнышам найти свою маму»:

- Давайте поиграем с вами в игру - я мама лисица (зайчиха, медведица, ежиха, белка, $волчица…), а вы мои ….лисята, зайчата….

- Что это? (на снегу разбросаны ореховые скорлупки)

- Как вы думаете, кто их набросал?.. (Белка)

- Но белочки не видно, где ж она? (Спряталась в дупле, на дереве)

- Кто знает, как белка готовиться к зиме?...(приготавливает запасы еды)

$ - Какого цвета у неё шубка летом?... А зимой? (Меняет рыжую шубку, на тёплую серую; готовит запасы: сушит грибы, ягоды, собирает шишки, делает тёплую постель из листьев).

- Как вы думаете, легко ли живётся белке зимой?... (Холодно, голодно, запасы кончаются…)

- Давайте оставим белочке угощение – корзинку с орехами.

    Дидактическая игра «Кто у кого?»$

    Ребята, посмотрите, все детки разбежались по лесу. Помогите мамам их найти. Дети называют маму и ее детеныша (образование названий детенышей животных).

    Зайчиха – зайчонок

    Медведица – медвежонок и т.д.

    Кто из детей называет детеныша правильно, проводит фломастером на листе ватмана дорожку от мамы к детенышу.

    Все мамы очень рады, что их детки нашлись. Но один смелый зайчонок убежал и хочет поиграть с ребятами.

- Посмотрит$е, чей это хвост торчит из-за ёлки… (Лисий, хвост лисы)

- Старичок-Лесовичок, просит вас вспомнить добрые, ласковые, интересные слова о лисе. (Лисонька, лисичка, рыжая, плутовка, хитренькая, кумушка, сестричка, пушистая, рыженькая….)

- Вспомните, в каких сказках встречается лиса?

«Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Девочка и лиса», «Кот, петух и лиса», «Лисичка со скалочкой»….

Лисичка: «Я очень рада, что вы знаете так много сказок и добрых слов обо мне. Я провожу вас к Старичку-Лесовичку.»

Воспитатель: «Здравствуй Старичок-Лесовичок! Спасибо тебе за нео$быкновенное путешествие по лесу».

Старичок-Лесовичок: «И вам спасибо, за то что, вы так много знаете про диких животных, соблюдаете лесные правила и не забываете подкармливать зверей. Жду вас в следующий раз»

$

Список использованной литературы

$

1.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет - Издательство «Учитель» Воронеж, 2002г.

2.Горькова Л.Т., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников - М: «Вань», 2005г.

3.Драгунова О.В. Программа воспитания ребенка – дошкольника - «Чувашское книжное издательство» Чебоксары, 1995г.

Post Comment