Конспект урока для 2 класса «Кому и для чего нужна вода?»

Конспект заседания клуба по окружающему миру

во 2 классе.

$ УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Кому и для чего нужна вода?»

Цели и задачи:

  1. Повторить и расширить представления детей о значении воды для жизни на Земле$, донести до детей идею великой значимости воды для планеты Земля, осознания её как составной части организма человека, понимания необыкновенных свойств этого чудесного вещества.

  2. Осознать значение воды в жизни человека, знать способы сохранения природных запасов пресной воды, уметь использовать воду экономно.

Оборудование и наглядные пособия:

  • $ Учебники.

  • Тетради для самостоятельной работы. 

  • Выставка книг о воде.

  • Пригласительные билеты.

  • Презентация

  • Объявление

Образец объявления

  • $Члены научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир» приглашают всех желающих принять участие в очередном заседании клуба.

  • Тема заседания : Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?

  • Заседание состоится _____________ в классной комнате ______ урок _____

Ответственные ______$______________________________________________

Докладчики___________________________

Тема доклада «Кому и для чего нужна вода?».

Заседание ведет очередной председатель научного клуба младших школьников ______________________________________$__________________________

  1. Организационный момент.

    Учитель:

Сегодня мы открываем третье заседание школьного клуба «Мы и окружающий мир», председателем которого является _________________. Отсутствующих в классе нет.  

  1. Постановка цели.
    Председатель младшего научного общества:

  • Предлагаю записать тему заседания («Кому и для чего нужна вода?») и обсудить план работы, а также регламент. Кроме того, к следующему уроку вы должны приготовить доклад о значении воды, рисунки.

$Учащиеся:

Мы предлагаем сначала заслушать сообщения ребят «Что мы знаем о воде?» —  15 мин.

Информацию учителя – 15 мин.

Выводы записать в тетради для самостоятельной работы – 10 мин.

$Подведение итогов. – 5 мин.            

  1. Изучение нового материала.
    3.1. Председатель

Для сегодняшней работы вам надо разделиться по группам. Каждая группа подготовила информацию по теме.

Прослушайте доклад ребят «Что мы знаем о воде?» (Зачитывают его).

Что нового сообщили нам ребята о воде?

3.2. Учащиеся (приглашённые):

Мы уже знаем, что чистая во$да является растворителем, не имеет вкуса, запха, бесцветна, прозрачна, принимает форму сосуда, обладает свойством текучести.

Нам известно также, что жизнь на Земле невозможна без воды. Для многих растений и жив$отных вода – это место жизни. Но без воды не могут прожить и те, кто обитает на суше.

Вода – это необыкновенное вещество, так как может находиться в одном месте в трёх разных состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

3.3.Слово учителя (с использованием презентации):

Вся наша жизнь сосредоточена вокруг воды. Только на минуту представьте – у вас в доме нет НИКАКОЙ ВОДЫ. Согласитесь, более безрадостную ситуацию и представить себе невозможно.

Трудно переоценить значение воды в жизни человека. «Вода – первооснова всего. Все в мире состоит из воды и в нее же, в конечном счете, превращается» — эти слова принадлежат древнегреческому философу Фалесу Милетскому, жившему более 2 тысяч лет назад.

Действительно, вода напитывает на$с своей живительной влагой (более чем наполовину мы состоим из воды), дает жизнь растениям и животным на нашей планете. Вода бесценна, как воздух. Заменить ее ничем нельзя! И если она просто так бежит или капает из вашего крана – это большая беда, ведь чтобы чистая питьевая вода в данную минуту попала в ваш дом, день и ночь трудятся тысячи и тысячи людей. Трудится и природа, отдающая людям пресную воду.

$Да, более 70% нашей планеты покрыто водой, но только крошечную ее часть, меньше 1%, составляет пресная вода, которую может использовать человек. Пресная вода стремительно превращается в дефицитный природный ресурс. Сегодня более 2 миллиардов человек на нашей планете страдает от нехватки питьевой воды. Серьезно задумайтесь над этим, дорогие друзья. Надеюсь, $вы будете бережно и с уважением относиться к воде. Не позволяйте ей попусту убегать из ваших кранов.

3.4.Работа групп:

1.Стихи о воде.

Капля

Капля воды вытекает из крана –

Капля очищенной нами воды,

Капля слезы вытекает из глаза –

Капля страданий и боли души.

Капля дождя вытекает из тучи –

Капля надежды и радуги свет,

Капля реки вытекает из устья –

$Капля природы и наших побед.

Капля и капля – получится море,

Море плюс море – равно океан.

$Море воды наградило нас болью

За причиненный ей нами кошмар.

Трудолюбивая вода

Время ванну принимать.

Ждет водичка, не дождется,

Поработать ей придется –

$Ручки, ножки отмывать.

Спинку вымыть с мылом – братцам

И с мочалкою – сестрой,

Нелегко воде порой,

Если ей не подчиняться.

$Обижается водица –

Грязь не украшает лица.

Кто красивым хочет стать,

Воду должен уважать.

***

Ручьи, журча и извиваясь,

$И меж собой перекликаясь,

В долину гулкую спешат,

И разыгравшиеся воды

Под беломраморные своды

С веселым грохотом летят

А. Фет

***

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.$

И кажется сказкою это,

А в сущности – только вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана,

И всё это – только вода.

$***

Не умыться, не напиться

Без воды.

$Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птицы, зверь и человек.

И поэтому всегда

$Всем, везде нужна вода!

***

    1. Загадки о воде.

    Я – и туча, и туман,

    И ручей, и океан,

    $И летаю, и бегу,

    И стеклянной быть могу (вода)

    Течет, течет –

    Не вытечет.

    Бежит, бежит –

    Не выбежит (река)

    Без крыльев – лечу.

    Без ног – бегу,

    Без паруса – плыву (облако)

    В белом бархате деревья –

    $И заборы, и деревня.

    А как ветер нападает,

    Этот бархат опадает (иней)

    Молоко над речкой плыло,

    $Ничего не видно было.

    Растворилось молоко –

    Стало видно далеко (туман)

    Без досок, без топоров

    Через речку мост готов.

    Мост – как синее стекло:

    Скользко, весело, светло (лед)

    $

    Из воды родился и в воду превратился (снег)

    3. Сказка о воде.

    $

    Сказка о ручейке

    — Я хочу рассказать вам сказку о маленьком ручейке. Послушайте внимательно.

    Жил на свете ручеек. Ручеек был небольшой, но веселый. Он радостно журчал на перекатах. У ручейка было много друзей, большинство из них животные. Он любил бегать наперегонки с зайчатами, поил своей свежей, прохладной водой синичек, скворцов, зябликов. Еще он любил горы. Не раз он помогал им переносить снеговую воду, стекавшую весной по их склонам.

    Кроме огромного запаса жизнерадостности, у ручейка было еще одно хорошее качество: он хорошо относился к людям, хотя мать-земля не раз предупреждала, что он$и коварны.

    В одно прекрасное утро, ручеек плескался со своими подружками – рыбками, поблескивавшими чешуей на утреннем солнце, он глянул вверх и увидел, что на ветке дерева, которое росло рядом, сидит сойка. Она собрала вокруг себя стаю птиц и о чем-то увлеченно рассказывала.

    — Что случилось? – спросил ручеек, остановившись.

    Сойка спустилась вниз и, сев на камень, начала ст$рекотать о том, что внизу, под горой, деревня осталась без воды – высох источник, обеспечивавший людей водой. Призадумался ручеек, притихли его бурные воды. Мы знаем, о чем думал ручеек: не мог он допустить, чтобы где-то рядом люди испытывали жажду. И ручеек решился. Простясь со своими друзьями, он поспешил вниз, к людям, напоить их чистой водой.

    $В этот день в деревне был праздник – люди радовались воде. Ручеек был горд, хотя изредка в глубине души закрадывалось сомнение. Он вспоминал слова матушки-земли: «Помни, сынок-ручеек, люди коварны и склонны к предательству».

    Прошло несколько самых скучных дней в жизни ручейка. Сначала его развлекали деревенские собаки, дравшиеся в облаках пыли, дети, игравшие на его берегах. Вскоре все это ему наскучило. Ручеек много наблюдал за людьми. Его все больше удивляла их нелюбовь к природе, особенно к земле, их невежество. Он не понимал, как можно захламлять место, где ты живешь, кучами мусора, отходами. Скоро ручеек стал задыхаться и превратился в грязную канаву, в которую со всех сторон стекала неприятная жидкость. Ручеек из прозрачного превратился в белесый, мутный поток. И он заплакал, отчего вода стала соленой … Теперь он понял, почему ручьи исчезают $из таких мест.

    Ночью наш ручеек вынужден был уйти из деревни. По пути, чтобы очиститься, он делал как можно больше поворотов, всячески изгибаясь. Впереди его ждала беззаботная жизнь и верные друзья.

    Хотя сказка$ ложь, да в ней намек – человечеству урок.

    Беседа о значении воды в жизни человека.

    — Почему веселый ручеек ушел от людей?

    — Если бы все реки обиделись на людей и убежали, что стало бы с нами?

    — Смогли бы люди жить без воды?

    Водоемы – настоящее украшение природы, природный дом для многих растений и животных.

    1. $Пословицы и «крылатые» выражения о воде

    1. Кран – чистый родник в квартире.

    2. Хлеб – батюшка, а водица – матушка.

    3. Если есть хлеб и вода, то уже не беда.

    4. Не всякая водица для питья годится.

    5. Много воды – много травы.

    6. Вода с гор потекла – весну принесла.$

    7. Апрель с водой – май с травой.

    8. Вода и землю точит, и камень долбит.

    9. Вода – ценный дар природы.

    10.Не сохраним природу – не будет Родины.

    $11. Беречь воду – это значит беречь здоровье, жизнь и красоту родной природы.

    12. Вода – одно из самых главных богатств на Земле.

    1. «Это интересно знать».

    Вода на Земле бывает разная. Морская вода – соленая. Минеральная вода – самая вкусная и полезная. Дождевую воду пить опасно, она может быть загрязнена пылью, микробами, ядовитыми веществами. Чистая пресная вода – большая ценность. Главное хранилище пресной воды на планете – ледники.

    $И туман, и облака состоят из мельчайших капелек воды. Различие заключается в том, что туман стелется по Земле, а облако образуется высоко над Землей.

    Из-под Земли бьет ключик прозрачной чистой воды. Это ключевая вода. Откуда она появляется? Это грунтовая (подземная) вода, просочившаяся через верхние слои почвы.

    Ночью, особенно под утро, на листьях кустарников и $на траве появляется роса. Роса – это капельки воды. Ночью воздух охлаждается и пар, содержащийся в нем, превращается в воду.

    $За час накапает из сломанного крана 2 стакана воды.

    Сколько воды накапает из 10 часов?

    На что хватит этой воды, если:

    — полить огурцы нужно 1 ведро – 10 стаканов воды;

    — сварить суп – 6 стаканов воды;

    — умыться – 3 стакана воды;

    $— сварить компот – 8 стаканов воды;

    — помыть посуду – 5 стаканов воды.

    Чтобы лился дождик с неба,

    Чтоб росли колосья хлеба,

    Чтобы плыли корабли,

    Чтоб варили кисели,

    Чтобы не было беды –

    $Жить нельзя нам без воды!

    4.Закрепление нового материала.

    Председатель:

    Слово предоставляется библиотекарю.

    Библиотекарь делает $обзор книг о воде. При этом использует приготовленную к заседанию выставку научной литературы.
    Председатель:

    Предлагаю обсудить контрольные вопросы:          

    5.Подведение итогов.

    Председатель:

    • Выскажите своё мнение о$ заседании.

    • Учащиеся 2 класса вручают приготовленные подарки.            

    Домашнее задание:

    • учебник стр. 50 – 61,

    • подготовить иллюстрации к сказке, загадкам, которые услышали на уроке.

    Справочный материал для у$чителя

    1. Без воды нет жизни, вода есть в каждом живом существе. Без пищи можно прожить гораздо больше, чем без воды. Человек и многие животные почти на 2/3 $состоят из воды. А некоторые растения состоят из воды примерно на 4/5.

    Вода занимает 2/3 поверхности земного шара, и лишь 1/3 приходится на сушу. Вода – в океанах и морях, реках и озерах, под землей и в почве. Ледники и айсберги тоже вода, только замерзшая. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег.

    Совсем чистой воды в природе нет. Её удается получить только в лаборатории. Такая вода невкусная, в ней нет солей, нужных живому организму. А в морской воде растворено слишком много разных солей, поэтому она тоже для питья не годится.

    Общее количество воды на Земле не меняется. С поверхности морей и океанов, рек и озер вода испаряется, образуются облака. Они проливаются дождем или сыплют снегом – и опять возвращают воду суше и океанам.

    Но чистой воды становится на Земле в$се меньше. Люди все больше пользуются водой для нужд промышленности, загрязняют воду отходами производства. Инженеры уже придумали разные способы очистки воды. В наше6й стране запрещается спускать в водоёмы промышленные отходы и сточные воды. Помните: воду надо беречь! Антуан де Сент – Экзюпери писал о воде : «Ты сама жизнь… Ты самое большое богатство в мире». Вода – самое распространенное$ на Земле вещество, но распределена она неравномерно. На Земле имеются огромные пространства, лишенные воды – это пустыни. Основное количество воды содержится в океанах (95,7 %), в виде льда (2,14 %), вода рек и озер составляет 2, 14 %, а атмосферная вода – 0, 0005 %. В природе происходит постоянный и активный кругооборот воды. Почти ¼ всей солнечной энергии, которая падает на Землю, расходуется на испарение воды с поверхностей водоёмов. Примерно 2/3 атмосферной воды возвращается в виде осадков обратно в океан, а 1/3 выпадает на сушу. Важным регулятором воды на суше являются горные ледники. Ледники – это главное хранилище пресной воды на планете. Они содержат около 30 млн. куб. км. пресной воды. Крупными резервуарами пресной воды являются болота. Общие запасы свободной воды на Земле составляют 1, 4 млрд. куб. км. Запасы пресной воды на Земле довольно ограничены. Источники пресной воды распределены неравномерно, в некоторых странах ощущается острая нехватка пресной воды, например, в Алжире и отдельных прибрежных районах и остро$вах Греции.

    Чистая пресная вода – большая ценность, но, к сожалению, её природные ресурсы исчерпаемы, поэтому воду нужно беречь и защищать от загрязнений, помнить, что она – важная составная часть среды обитания человека. $

    2. Вода в организме человека

    Человек примерно на 65 % состоит из воды. С возрастом содержание воды в организме уменьшается. В здоровом организме взрослого человека наблюдается состояние водного равновесия, или водного баланса, т. е. количество потребляемой воды равно количеству воды, выводимой из организма. Водный обмен – важная составная часть общего обмена веществ человека. Водный обмен включает процессы всасывания воды, поступающей в желудок при питье и с пищевыми продуктами, распределение её в организме. Выделение через почки , мочевыводящие пути, легкие, кожу и кишечник. Вода также образуется в организме вследствие окисления жиров, углеводов и белков, принятых с пищей.

    Общий объем воды, потребляемой человеком в сутки при питье и с пищей, составляет 2-2,5 л. Через почки и мочевыводящие пути удаляется около 50-60 % воды$. При потере организмом 6-8 % влаги сверх обычной нормы повышается температура тела, учащается сердцебиение, появляется мышечная слабость. Потеря 10 % воды может привести к необратимым изменениям в организме, а потеря 15-20 % воды приводит к смерти. Без пищи человек может прожить около месяца, а без воды – всего лишь несколько суток. Разные ткани человеческого организма содержат разное количество воды. Самая богатая водой ткань – стекловидное тело глаза (99 %). Самая бедна – эмаль зуба (0,2 %).

    $

    Post Comment