Конспект урока для 4 класса "Крещение Руси"

Предмет: Окружающий мир. Класс: 4

Тема урока: «Крещение Руси»

Место и роль урока в изучаемой теме: новая тема.

Тип урока: урок путешествие (комбинированный)

$Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с тем, как на смену языческой вере пришло христианство, как развивалась культура после крещения Руси;

Задачи:

Образовательная: Применять полученные знания на практике.

Деятельностная: $Формировать умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебными задачами и условиями их реализации.

Развивающая: Развить умение определять тему и цель урока, оценивать себя и товарища.

Воспитательная: Воспитать чувства взаимопомощи, сотрудничества; осознание себя как части целого классного коллектива.

Представление о результатах:

Личностные:

проявлять интерес к новому содержанию урока.

Регулятивные:

понимать учебную задачу;

осуществлять решение учебной задачи в сотрудничестве с учителем;

определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

$отвечать на итоговые вопросы урока, оценивать свои достижения.

Познавательные:

определять связь между новой информацией и знакомой;

понимать вопросы и задания;

выдвигать гипотезы;

применять новые знания в практической деятельности.

Коммуникативные:

вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе;

выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникаций;

умение отстаивать свою точку зрения.

Этап урока

Время, мин.

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

Формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность ученика

$

ФУУД

1.Орг. момент.

1-2

Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия; настроить учащихся на работу.

-Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте поприветствуем их, улыбнёмся гостям, теперь друг другу и начнём наш урок.

-Я попрошу вас охарактеризовать свое настроение в начале нашего урока:

(Слайд № 1)

  • ожидающее, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий; (синий)

  • спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше; (жёлтый)$

  • приподнятое. Я люблю урок окружающего мира, мы всегда так много узнаём интересного! (красный)

Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие. Удачи вам и новых открытий!

-Сегодня мы совершим путешествие во времени. Мы вернёмся на 1000 лет назад к нашим предкам.

-Кто мне скажет, что обозначает слово предки? (Предки – это люди, которые жили перед нами.)

-Мы познакомились с новым словом: предки.

-Ребята, скажите откуда мы узнаём значение новых слов? (из толкового словаря, из интернета)

-Как вы думаете, а нужно ли нам, знать, как жили наши древние предки? Зачем? (Что бы знать историю своей Родины.)

-Преж$де чем совершить путешествие в историю по нашей великой стране, мы проверим домашнее задание.

-Вспомните: кем были наши предки? (славянами)

-С ними связана тема прошлого урока и домашнее задание.

Наглядный.

ИКТ

Фронтальная

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

$

Задаёт вопросы.

Повторяют правила дружной работы на уроке.

Отвечают на вопросы

$

Личностные:

-выражать положительное отношение к процессу познания;

- ответственно относится к своей учебной деятельности.

2.Проверка домашнего задания

2-3

Цель: проверить знание жизни древних славян.

-Предлагаю выполнить тест. Мы будем записывать ответы на вопросы теста на индивидуальных досках, пишем номер вопроса и только букву ответа. Приступайте к работе. Всем успехов!

1.Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а)восточных славян;

б)западных славян;

в)южных славян.

2.Древние славяне жили:

а)семьями;

б)в одиночку;

в)племенами.

3.Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

а)земледелием;

$б)бортничеством;

в)рыболовством.

4.Посуду делали Древние славяне из:

а)из глины;

б)из металла;

в)из дерева.

5.Свои дома славяне строили:

а)из камня;

б)из кирпича;

в)из стволов деревьев.

(После выполнения теста, учащиеся проводят взаимопроверку)

-А теперь сделаем взаимопроверку: поменяйтесь индивидуальными досками с соседом по парте и проверяем, сверяясь с доской, не забудьте про сигналь$ные карточки. Если вы с кем – то не согласны, то сигнальте.

-Мы проверили работу своих товарищей, теперь нам надо её оценить. А чтобы оценить правильно, давайте вспомним правила оценки. (Слайд №4)

  • - если отвечал(ла) без ошибок, то на 5.

  • - если отвечал(ла) с небольшими недочётами, то на 4.

  • - если отвечал(ла) с ошибками и мало работал(ла), то на 3.

  • -- если не отвечал(ла) и просидел(ла) этот этап, то немедленно включаюсь в работу и получу оценку на следующем этапе

- Поставьте оценку своему товарищу. Поменяйтесь досками. Возьмите оценочный лист, который лежит у вас на столе и впишите оценку за домашнее задание, которую поставил вам ваш сосед. Покажите свою оценку.

Наглядный.

ИКТ

$

Фронтальная

Даёт задание.

Работают с тестом.

$Проверяют

Личностные:

-проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-вступать в учебный диалог с учителем;

Регулятивные:

-соблюдение культуры учебного труда;

- оценивать результаты своей деятельности.

3.Актуализация опорных знаний. Объявление темы и целей урока. $Введение в тему урока.

2-3

Цель: подвести учащихся к теме урока, вывести тему урока и целеполагание.

«Ой ты гой еси, люди добрые!
  Старина новизне низко кланяется.
  Собирайтесь вы, люди добрые,
  Не в дорожку-путину ближнюю,
  А в даль - далекое путешествие.
  Необычное, непривычное.
  Ох, да не за 100 верст, не за 1000 верст,
  А за 1000 лет против времени».
 -Мы совершим с вами сегодня путешествие по лабиринта$м русской истории.

А тему нашего путешествия вы определите сами, отгадав кроссворд. (Слайд №5)

$

$

1.

к

и

$

е

в

2.

к

р

$е

м

л

ь

$

3.

в

е

ч

е

$

4.

т

о

р

г

о

в

и

щ

$

е

$

$5.

р

е

к

а

6.

о

п

о

л

ч

е

$

н

и

е

$

7.

г

а

р

д

а

и

к

и

$8.

о

л

е

г

$

1.Столица Древней Руси в x веке.

  1. 2.Особо укрепленная часть у древних городов.

  2. 3.Собрание в древнем городе для решения важнейших дел.

  3. 4.Торговая площадь.

  4. 5.Обязательное условие для появления города в древности.

  5. 6.Войско, которое набирало вече из жителей города и окрестных деревень, для отпора врагу в помощь князю.

7.Как называли иностранцы торговый путь «из варяг в греки».

  1. 8.Кто из русских князей перенёс столицу из Великого Новгорода в Киев.

-Какое слово получается в выделенном вертикальном столбце? (Крещение.)

-Что оз$начает слово крещение?

(Крещение -

1 карточка:

-Какие посланники приходили к Владимиру?

-Как почитают бога мусульмане?

-Найдите и зачитайте о немецкой вере.

Пришли к Владимиру вначале посланники того народа, что поклоняется пророку Мухаммеду. Веру свою они мусульманством зовут. Рассказали князю послы, что по их вере, Бога надо почитать, свинины не есть, вина не пить, чтобы в раю начать жить в свое удовольствие. Послушал их Владимир, ничего не сказал, а сам решил: «Что ж это за радости после смерти? Лучше жизнь в веселье прожить».

$Затем обратились к Владимиру те, кого называли на Руси немцами за то, что их языка не понимали, то есть католики. Однако не понравились и они Владимиру: слишком много строгости было в их рассказе, не столько они свою веру хвалили, сколько русских языческих богов ругали.

2 карточка:

-Какие посланники приходили к Владимиру?

-Почему Владимиру не понравилась вера хазарских евреев?

-Найдите и зачитайте, что случилось с землёй хазарских евреев.$

После прибыли к киевскому князю хазарские евреи. Спросил их князь: «А где земля ваша?». Заплакали евреи и поведали, что прогневался на них Бог и расселил их народ по всему свету. Опечалился такому ответу Владимир, ибо не хотел он Русь по миру пустить.

3 карточка:

-Какие посланники приходили к Владимиру?

-Что Владимир приказал своим боярам да купцам? Зачитайте.

-Найдите и зачитайте слова бояр и купцов о разных верования, которые вернулись через год к Владимиру.

В конце концов пришел к Владимиру мудрец греческий, что о православной вере рассказывал. Пуще всех речей князю его слова понравились, все тут для Руси подходило. Но не сразу решился на эту веру Владимир. Собрал он свою дружину верную, бояр и купцов и так им наказал: «Поезжайте-ка вы в разные земли и сами все посмотрите, а после вернетесь и доложите, кто как веру свою соблюдает и Бога чтит».

Отправились десять лучших мужей по свету ровно через год воротились обратно. О мусульман$ах сказали бояре, что «нет в них веселия, а от того и закон их не добр». О католиках – «красоты не видели никакой». Лишь православие понравилось боярам: и веселье в нем есть, и радость, и красота. А еще любит православный люд пиры и праздники, именно такие, как при дворе князя Владимира устраивают.

-Итак, Князю Владимиру больше всего понравилось христианство$(Слайд №26), о котором ему говорили греческие монахи. И Князь Владимир решил принять христианство.

(Христианство – вера в единого бога в Иисуса Христа)

-Молодцы! Побывали мы в гостях у Князя Владимира, помогли ему разобраться с принятием веры, теперь оцените себя, как вы поработали в группе и поставьте оценку в оценочный лист самостоятельно.

(Дети оценивают свою работу и ставят оценку в оценочный лист).

Беседа.

Демонстрация.

Словесный.

Работа с книгой.ИКТ

Фронтальная

Индивидуальная

$Работа в парах.

Груп -

повая

Уточняет понимание учащимися поставленной цели и задач урока.

Выдвигает проблему.

Предлагает индивидуальные задания.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Организует:взаимопроверку; коллективную проверку

$

Записываем в тетрадь первую остановку урока:

Читаем текст в$ учебнике по абзацам, отвечаем на вопросы.

Отвечают на вопросы, пользуясь текстом учебника.

$

Учащиеся читают пословицы вслух и дают к ним пояснение.

Работают с карточками парами.

Делают взаимопроверку. Ставят оценку товарищу. Проверяют по слайду.

Записываем в тетрадь второй этап урока.

$

Работают в группах.

Личностные:

-проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-вступать в учебный диалог с учителем;

Регулятивные:

- формулирование познавательной цели;

-планирование своих действий;

-выдвижение гипотезы.

$Познавательные:

-добывать новые знания.

4.Физминутка

2 – 3

Проводим рефлексию.

Демонстрация

Коллективная

Создаёт эмоциональный настрой на выполнение физ. упр.

$

Выполняют физические упражнения

5.Продолжение изучения новой темы

9-10

Третья станция «Крещение Руси» (Слайд №27)
Мы побывали с вами уже на двух станциях нашего маршрута. Скажите, какую же веру приняла Русь? (христианство)

Как же проходило крещение Руси?
Приехав в Киев, Владимир приказал креститься сначала своим боярам, а затем – всем киевлянам. Это было в 988 году(Слайд №28). Послал Владимир по всему городу сказать: «Если не пр$идет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами на Днепр(Слайд №29), и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, попы же совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле повсюду стольких спасенных душ».
Деревянные идолы безжалостно уничтожались
(Слайд №30). $Идолов сожгли или бросили в реки.
-Скажите:
-Где крестили киевлян?

-Как крестили киевлян?

-Как поступил князь с идолами?

- А как вы думаете, все ли славяне сразу христианскую веру?

-Но многие славяне искренне поверили в Иисуса Христа, в его ученье и приняли заповеди Бога, которые должен был соблюдать каждый христианин.

-А где мы встречались с заповедями? (На уроках чтения)

$-Давайте повторим заповеди. (Повторяем заповеди по цепочке)

1.Бог для всех один.

2.Не поклоняйся идолам.

3.Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4.Шесть дней работай, седьмой отдыхай.

5.Люби отца и мать.

6.Не убивай.

7. Не изменяй – люби верно.

8.Не кради.

9.Не доноси и не лги.

10.Не завидуй.

-Проверим все ли заповеди мы помним. (Слайд №31).

-Скажите, ребята, а чему учат заповеди?

Заповеди учат добру, помогать старым, больным и бедным людям. Христианская религия помогала постепенно избавляться от дурных привычек, смягчала нравы людей.

$-Молодцы, оцените свою работу сами на данном этапе, поставьте оценку в оценочный лист.

Четвёртая станция «Значение крещения Руси» (Слайд №32)

А сейчас нам предстоит определить результаты и значение этого важного события. Работа с учебником: Я буду читать текст на странице 47, вы следите и если встретите результаты крещения Руси, то поднимаете сигнальную карточку и мы все вместе составим таблицу:

Значение крещения Руси:$

1. Развитие торговли.

2. Появление первых книг.

3. Распространение грамотности.

4. Строительство церквей.

5. Порядок в стране.

6. Славяне стали называться русскими. (Слайд №33)

-Кто работал на данном этапе, оцениваем себя и поставьте оценку в оценочный лист. (Дети оценивают свою работу и ставят оценку в оценочный лист).

-Запишите значение крещения Руси в тетрадь.

Беседа.

Демонстрация.

$Словесный.

Работа с книгой.ИКТ

Фронтальная

Индивидуальна$я

Работа в парах.

Груп -

повая

Уточняет понимание учащимися поставленной цели и задач урока.

Выдвигает проблему.

Предлагает индивидуальные задания.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

$Организует:взаимопроверку; коллективную проверку

Записываем в тетрадь первую остановку урока:

Читаем текст в учебнике по абзацам, отвечаем на вопросы.

Отвечают на вопросы, пользуясь текстом учебника.

Учащиеся читают пословицы вслух и дают к ним пояснение.

Работают с карточками группой.

$Записываем в тетрадь третий этап урока.

Личностные:

-проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-вступать в учебный диалог с учителем;

Регулятивные:

$- формулирование познавательной цели;

-планирование своих действий;

-выдвижение гипотезы.

Познавательные:

-добывать новые знания.

6. Итог урока.

4-5

-Подходит к концу наш урок. Итогом урока будет викторина. Сигнальные карточки взяли в руки, работаем.

Викторина (Слайд №34)

1.Кто крестил Русь?

а)Святослав

б)Владимир

2.На какой реке произошло крещение Руси?

а)Дунай

б)Днепр

3.Из какой страны пришло христианство?

а)Византии

б)Греции$

4.Когда было введено христианство?

а)В 988 г.

$б)В 898 г.

-Кто работал на данном этапе, оцениваем себя и поставьте оценку в оценочный лист. (Дети оценивают свою работу и ставят оценку в оценочный лист).

  • Я учился …

  • Мне понравилось …

  • Новые знания мне пригодятся …

5.2.Оценивание учащихся

-Ребята, вы так хорошо работали на уроке, теперь пришло время поставить итоговую оценку за урок: посчитайте все балы, которые вы заработали и разделите их на количество поставленных оценок, полученный результат и есть итоговая оценка за урок. В оценочном листе ставим итоговую оценку за урок и покажите свою оценку$ веером.

5.3.Рефлексия настроения.

-А теперь посмотрите на настроение в начале урока и охарактеризуйте своё настроение на данный момент. (Слайд №35)

-Кто очень доволен своей работой на уроке? У кого ликующее настроение, возьми в руки красный кружок.

-Кто считает, что мог бы лучше? У кого настроение ожидающее, возьмите в руки синий кружок.

- У кого сп$окойное настроение. Возьми в руки жёлтый кружок.

- Сравните. Поднимите руки у кого настроение улучшилось?

- Ребята, урок понравился?

-Всем огромное спасибо! (Слайд №)

Звучат стихи Н. Гумилева:

Есть Бог, есть мир,

Они живут вовек,

А жизнь людей – мгновенна и убога.

Но все в себе вмещает человек,

Который верит в мир и верит в Бога.

(Звуковое оформление: звучит запись колокольного звона)

Беседа

$Конспектирование.

ИКТ

Фронтальная.

Индивидуальная.

Создает эмоциональный настрой на работу.

Формулирует задание по теме.

Таблицу рисует заранее и вклеивает в тетрадь. Дети её заполняют.

Отвечают на вопросы, обосновывают свой выбор ответов.

Таблицу заполняют со слайда.

Познавательные:

-анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение;

-определение связи между новой и знакомой информацией.

Регулятивные:

-формирование умение ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные:

-Обучение высказыванию своего мнения и аргументированию своей точки зрения.

Степанова Альбина Александровна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №4» г. Гая Оренбургской области$

Post Comment