Конспект урока кубановедения по теме для 2 класса «Битва в небе над Кубанью»

УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ: « БИТВА$ В НЕБЕ НАД КУБАНЬЮ»

Автор : Астафьева Антонина Владимировна,

учитель начальных классов МОУ СОШ № 2 города – курорта Геленджик

Тема урока: «Битва в небе над Кубанью».

Цели урока:

*образовательные:

-учить составлять деформированный текст;

-формировать навык выразительного чт$ения;$

*развивающие:

— развитие коммуникативных компетенций;

*воспитательные:

— развитие у учащихся гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей.

Оборудование: мультимедийная установка для демонстрации презентации, конверты с текстом для каждой группы, по три флажка у каждого ученика.

Пояснительная записка

$ Кубановедение – предмет особый. Прежде чем ребенок станет гражданином страны, он должен быть гражданином родной школы, города, знать их традиции и жить их жизнью и заботами. Знания о родном крае- существенная часть интеллектуального потенциала человека, гражданина.

В начале урока удачно применен прием «Удивляй!». Урок начинается нестандартно – с показа клипа. Клип вызывает у детей нужные эмоции, окунает $в далёкое время. Главный акцент на уроке делается на формировании ключевых компетенций. Формирование коммуникативной компетенции происходит на всех этапах урока, так как дети работали в группах. Преимущества группового обучения- приобщение к важным навыкам жизни: действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достиж$ения общей цели; укрепляется дружба в классе, воспитывается самоуважение. Развивалась ценностно-смысловая компетенция — эта компетенция связана со способностью видеть и понимать окружающий мир. Развивалась учебно-познавательная компетенция — знания не давались в готовом виде, перед учащимися ставились проблемы, которые ребята решали, применяя уже имеющиеся знания. На уроке учащиеся работают с текстом: исследуют предложения, $восстанавливают деформированный текст, учатся читать выразительно, а наиболее подготовленные – пересказывать. На уроке у детей развивается монологическая речь.

Чтобы повысить эффективность урока, использовались активные формы и методы обучения: элементы проблемного обучения, обучение через деятельность, работа в группах; метапредметные связи: русский язык (составление текста), литературное чтение (выразительное чтение, пересказ, развитие монологической речи), окружающий мир (домашнее задание), изобразительное искусство (домашнее задание).

Домашнее задание давалось по выбору и предполагало поисковую работу $с дополнительными источниками информации и творческую работу.

Одним из условий воспитывающей деятельности является рефлексия – умение размышлять, оценивать условия и результаты собственной деятельности, деятельности других. В конце урока проводилась рефлексия – ребята имели возможность оценить свою работу на уроке.$

На уроке удачно используется мультимедийная презентация, которая сопровождает рассказы детей, делая их яркими, запоминающимися. Особенный интерес вызвала заочная экскурсия «Самолёты военных лет».

Ре$бята работали на уроке очень активно. Выступило 9 учащихся, а в обсуждении текстов участвовали практически все. Урок достиг поставленных целей. Сугибин Никита подготовил учебно- исследовательскую работу на тему: «А.И.Покрышкин – страницы героической биографии» и участвовал в городском этапе конкурса учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани.

Ход урока.

|. Организация на урок. Р$ебята! Я рада вас видеть. Садитесь, пожалуйста.

||. Работа по теме.

Ребята! Вы уже поняли, что сегодня мы будем говорить о Великой Отечественной войне. (Слайд1, презентация Microsoft $Office Power Point 97-2003)Что вы знаете о том времени? ( Высказывания детей). Территория нашего края почти вся была захвачена фашистами. В 1943 году началось освобождение Кубани. Сегодня мы поговорим о воздушных боях в небе Кубани. Воздушные сражения на Кубани — это ожесточённые воздушные бои, которые длились непрерывно многие часы с широким наращиванием си$л с обеих сторон, в отдельные дни проводилось до 50 групповых воздушных боёв с участием 30—50 самолётов с каждой стороны. А дальше рассказ о том времени продолжите вы, и мы узнаем много интересного. Возьмите, пожалуйста, конверты. Вы исследуете предложения, составите рассказ и выразительно прочитаете нам его, а если сможете, то перескажите.

$Исследовательская работа в группах. (Дети разделены на группы по 5 человек в каждой).

1 группа (текс разделен на предложения, нужно его восстановить)

Битва в небе над Кубанью весной 1943 года.

Накал воздушных боев в небе над Кубанью был необыкновенно высоким. Один из участников тех событий вспоминал: «Воздушные бои на Кубани происходили с участием $большого количества самолетов. Начинались они обычно с рассвета. Как только локаторы обнаруживали, что фашистская авиация поднялась в воздух, без промедления взлетали со всех аэродромов советские истребители, и тут начиналось! В небе собирались истребители всех марок, на всех высотах — от бреющего полета до восьми — десяти тысяч метров.

2 группа.

Кипит воздушн$ый бой. Горят самолеты противника. И наши тоже. Подбитые тянут каждый на свою территорию, за ними длинные шлейфы дыма и пара. Повсюду парашюты. Разноцветный купол — это фашист, белый купол — советский летчик…». В конечном итоге сражение над Кубанью было немецкими летчиками проиграно вчистую. По советским данным, в период с 17 апр$еля по 7 июля 1943 года фашисты потеряли около 1100 боевых самолетов, из которых более 800 были уничтожены в воздухе.

3 группа. Александр Иванович Покрышкин.

Одним из гл$авных участников тех боев был Александр Покрышкин. Трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова II степени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, 11 иностранными орденами, многими медалями. За этими наградами – высокое признание благодарной Родины.

4 группа.

С самого начала войны он удивлял своих друзей тем, что по вечерам, в нелетную погоду, в любую свободную минуту он доставал объемистый блокнот и делал там какие-то записи, чертил схемы. Блокнот назывался «Тактика истребительной авиации». Покрышкин сформулировал собственные взгляды на нас$тупательный воздушный бой одной фразой: «Высота — скорость — маневр — огонь!». Эта формула принесла многим советским летчикам успех в воздушных боях.

5 группа.

Широко известен легендарный бой 29 апреля 1943 года.$ Тогда восьмерка ведомых Покрышкиным «аэрокобр» рассеяла и повернула назад три эшелона Ю-87 (81 самолет). К тому же их прикрывали десять Me-109. Одна пара сковала истребителей противника, шестерка остальных «соколиным ударом» сквозь мощнейший огневой заслон (стрелки 27 бомбардировщиков посылали навстречу более 400 пуль в секунду), дважды повторив математически рассчитанный маневр с переменным профилем пикирования и р$езким уходом вверх, расстреляла 12 «юнкерсов» (четыре из них – Покрышкин). Возвращаясь на аэродром, он сбивает пятый бомбардировщик. Вчетвером против 50, втроем против 23, в одиночку против 8 вступал в бой Покрышкин. И никогда не знал поражений. Притом, в каждой схватке он брал на себя самое опасное – атаку ведущего немецких групп.

6 группа.

$Пожалуй, самой пронзительной страницей кубанской военной истории было участие в боевых действиях женского полка ночных бомбардировщиков под командованием Евдокии Бершанской. Вчерашние школьницы и студентки, ставшие летчицами, на маленьких учебных самолетах по ночам громили немецкие штабы, склады и окопы, наводя ужас на фашистских солдат.
На ночных бомбардировщиках «По-2» отважные летчицы вместе со всеми частями Военно-Воздушных Сил наносили сокрушительные удары по врагу, разрушая переправы и оборонительные сооружения, уничтожая технику и живую силу противника. Полк участвовал в наступательных операциях в районе Моздока, на реке Терек и на Кубани; содейство$вал освобождению Крымского полуострова, юродов Севастополя, Могилева, Белостока, Варшавы, Гдыни, Гданьска (Данцига); помогал наземным частям в прорыве обороны противника на Одере. Собственное наименование «Таманский» полк получил за успешные боевые действия на прорыве $оборонительной полосы «Голубая линия» на Таманском полуострове.

Дети исследуют предложения, составляют рассказ, выбирают ребят, которые будут читать или пересказывать текст. Учитель оказывает необходимую помощь.

Выступления ребят сопровождаются презентацией.

Выст$упление 1 группы

Слайды 2, 3, 4.

Выступление 2 группы

Слайды 5, 6, 7, 8, 9.

Выступление 3 группы

$Слайды 10, 11, 12.

Учитель. Молодцы, ребята! Приглашаю вас отправиться на экскурсию «Самолеты военных лет». Экскурсоводом у нас будет Сугибин Никита. Он увлекается историей создания военных самолётов. Вы можете задавать ему вопросы по ходу нашей экскурсии.( Никита называет марку самолёта и его изобретателей. Отвечает на вопросы детей.)

Заочная экскурсия «С$амолёты военных лет»

Слайды 13-22

Учитель. Спасибо, Никита, экскурсия прошла очень интересно.

Ребята! Уже прошло 65 лет со дня окончания войны, но мы помним о всех тех, кто отда$л жизнь за нашу Родину и будем помнить всегда.

Слайд 23

|||. Домашнее задание (по выбору)

Учитель. Ребята, обратите внимание вот на этот с$амолёт У-2. На нем летали «ночные ведьмы». Причем, аэродром их находился у нас в Геленджике. К следующему уроку постарайтесь подготовить рассказ о «ночных ведьмах», можно нарисовать рисунок, можно подготовить презентацию.

||||. Итог урока. Слайд 24

Учитель. Ребята! Выскажите своё мнение об уроке (высказывания детей).

$Оцените свою работу на уроке ( у каждого ученика 3 флажка: красный, синий, зеленый).

Я доволен своей работой, мне было интересно и понятно.

Я доволен своей работой, но у меня ещё остались вопросы.

Я своей работой недоволен. Буду стараться.$

$

Используемые источники:

Сайт:http://kuban.retroportal.$ru/index.html

Сайт: http://www.mixei.ru/archive/index.php/t-38398.html$

Post Comment