Конспект урока на тему "Многообразие, значение и охрана земноводных"

Ефремкина Н.Н.

Тема: Многообразие, значение и охрана земноводных

Задачи урока:

$ 1. Образовательная:

- Познакомить учащихся с многообразием земноводных и их значением в природе и жизни человека.

- Познакомить с земноводными, занесёнными в Красную книгу.

- сформировать знания о характерных признаках данного класса животных.

2. Развивающая:

- Развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор.

- Развивать умения выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать.

- Развивать память.

3. Воспитательная:

- Осуществлять экологическое воспитание учащихся.

- Воспитывать чувство прекрасного, восхищения красотой живых организмов.

Тип урока: раскрывающий содержание темы

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: картинки с изображением земноводных, $скелет лягушки.

План урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний:

1) Фронтальная беседа.

3. Изучение нового материала:

1) Многообразие земноводных.

2) Значение земноводных.

3) Охрана земноводных.

4. Закрепление знаний:

1) Кроссворд «Земноводные»

2) Игры «Убери лишнее», «Определи название отряда»

5. Домашнее задание

6. Итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент:

Учитель проверяет готовность класса к уроку, приветствует детей.

2. Актуал$изация знаний учащихся:

1) Фронтальный опрос:

- Почему животных, которых мы изучаем, назвали – земноводные?

- К тепло или холоднокровным относятся земноводные?

- Из каких частей состоит тело лягушки?

- С помощью, каких органов дышат з/в?

- Какими качествами обладает кожа з/в?

- Сколько кругов кровообращения?

- Сколько камер в сердце лягушки? А голов$астика?

- В чем заключается различие между взрослой лягушкой и головастиком?

- От кого произошли з/в?

3. Изучение нового материала

Современные земноводные представлены приблизительно 5000 видов.

Как вам уже известно, класс Земноводные подразделяют на 3 отряда.

- На какие?

Наиболее древняя г$руппа – это хвостатые земноводные. А самая молодая – безногие.

Итак, сегодня мы с вами, познакомимся с многообразием земноводных, их значением в природе и для человека.

Среди амфибий, также как и среди людей, имеются свои рекордсмены. Разумеется, сами рекордсмены себя представить не могут. Поэтому за них это сделают ваши одноклассники.

Название земноводного

$

Чем знаменито?

Жаба-ага

Самая большая жаба из известных науке – жаба-ага (bufo marinus), обитающая в тропической зоне Южной Америки и в Австралии. Масса экземпляра среднего размера составляет 450 г. в 1991 года, согласно приведенным измерениям, вес самца этого вида по кличке Принц, принадлежащему Хакену Форсберну, Швеция, составляла 2,65 кг, а длина от кончика морды до анального отверстия в вытянутом состоянии $– 53,9 см. Имеет наиболее ороговевшую кожу и соответственно наиболее совершенно развитое легкое среди земноводных. Яд этой жабы сильнодействующий.

Южноамериканские лягушки-древолазы

Самые ядовитые среди $земноводных – южноамериканские лягушки-древолазы (dendrobates tinctorius). Это также самые ядовитые в мире наземных позвоночных; их яд в 20 раз сильнее яда кураре. Индейцы обмазывают им стрелы. Малейшая ранка от такой стрелы может быть смертельной.

Сибирский углозуб

Самые северные земноводные – сибирский углозуб (Salamandrella keyserlingii), а также остромордая лягушка (Rana terrestris Andrzejewski) и сибирс$кая лягушка (Rana cruenta Pall). Ареалы этих видов заходят за Северный Полярный круг, а сибирский углозуб даже встречается в районе Полюса холода Северного полушария. Он выживает даже при охлаждении до –45 ° С , способен вмерзать в лед и «оживать» после оттаивания. Такими способностями не обладает не одно другое позвоночное животное.

$

Лягушка-голиаф

 Из бесхвостых земноводных самая большая – лягушка-голиаф (rana goliaph). Они достигает в длину 33 см, а с вытянутыми ногами – более полуметра. В апреле 1989 года житель Сиэтла, штат Вашингтон, Энди Кофман поймал лягушку, которая весила 3,66 кг. Лягушка живет лишь на ограниченной территории шириной около 100 км – в Камерунских горных реках с водопадами.

Саламандра исполинская

Самое крупное современн$ое земноводное, достигающее длины1,5-1,6 м в длину, - саламандра исполинская (andrias japonicus) живет в горных ручьях и реках Восточного Китая и Японии. Мясо саламандр издавна считалось в этих странах деликатесом. Малоподвижное живое мясо становиться добычей человека, поэтому в наше время оно почти полностью истреблено.

Филломедуза сауваш

Филломедуза Сауваш (phyllomedusa sauvagei) , жительница полупустынь Южной Америки, особые железы которой вырабатывают воск, делая кожу водонепроницаемой, теперь вызывает интерес не только этим. Из её кожи выделено необыкновенное вещество. Оно действует в одиннадцать раз сильнее, чем прославленные обезболивающее морфин.

Амфибия кибинский карлик

Самая маленькая лягушка и одновременно самая маленькая амфибия – кубинский карлик (sminthilus limbatos), обитающий на Кубе; длина достигшей полного развития особи от кончика морды до анального отверстия составляет 0,85-1,2.

И это еще далеко н$е все достижения земноводных.

Для того, чтобы еще более подробно познакомиться со значением Земноводных в природе и для человека, вы сейчас прочитаете текст учебника со стр. 187-188.

Итак, каково же значение Земноводных в природе и для человека?

Слово учителя.

Ответы обучающихся.

Слово учителя.

Выступления с рефератами.

$

Индивидуа$льная работа с учебником.

Индивидуальные ответы обучающихся

4. Закрепление.

1) Решите кроссворд - в клетки нужно вписать названия земноводных, заканчивающихся на букву А( на плакате)

$

$

ж

а

б

А

к

в

а

к

$

ш

А

л

я

$

г

у

ш

к

А

$

ж

е

р

л

я

н

к

А

с

а

л

а

м

а

н

д

А

2) Игра «Убери лишнее»: обыкновенная квакша, серая жаба, гребенчатый тритон; травяная лягушка остромордая лягушка, жаба- ага; гребенчатый тритон, исполинская саламандра, кольчатая червяга.

3) Какие утверждения верны?

Стр. 189.

5. Домашнее задание:

1) §39, повторить общую характеристику земноводных

2) Устно ответить на вопросы «Проверь себя» со стр. 188.

3) Написать мин$и-сочинение на тему «Что было бы с Землей если бы исчезли все Земноводные.»

6. Итог урока:

Заключительное слово учителя: Ребята, сегодня вы узнали, сколько заслуг у з/в перед человечеством, но если бы их не было, к ним относиться всё равно нужно бережно. Ведь они, как и мы, часть природы.

Post Comment