Конспект урока на тему "Зимняя жизнь птиц"

Тема: «Зимняя жизнь птиц”

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

- Провести наблюдения за зимними изменениями в природе;

  • Познакомить детей с приспособленностью птиц $к перезимовке Показать, что зимой жизнь птиц полностью не замирает;

  • Обобщить материал о зимующих птицах, о способах приспособления их к зимним условиям, о питании птиц зимой;

  • Прививать стремление помогать птицам пережить зиму.

УУД, формируемые на уроке:

$

  • Личностные - формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Регулятивные - определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

  • Познавательные - выполнять универсальные логические действия. Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

  • Коммуникативные - оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргу$менты фактами, с$лушать других, организация учебного взаимодействия в парах.

Планируемые результаты: усвоить образ жизни и питания зимующих птиц; узнать о зимнем образе птиц.

Оборудование: письмо, магнитофон, запись музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; презентация,  опорные сигналы, тест для самостоятельной работы и самопроверки, большие и маленькие снежинки для самоанализа. Учебник, тетрадь, письменные принадлежности.

(СЛАЙД №1-заставка)

I. Организационный момент.

Слайд № 2)$

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

(Слайд № 3)

Тихо сели и настроились на урок. Сегодня у нас много гостей, давайте им покажем, что мы уже взрослые и можем активно и плодотворно работать и доб$иваться ответов на поставленные вопросы.

II. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

$Ключиком к сегодняшнему уроку будет письмо. Я получила его только что.Но адрес письма не простой. Давайте мы все вместе отгадаем ребус и узнаем кто хозяин письма.

Введением в тему будет повторение того материала, который усвоен учащимися на предыдущих уроках и в ходе экскурсии. Учитель задает вопросы: «Какие птицы осенью не улетают на юг? Каких птиц мы видели на экскурсии в лесу (парке)? Как называются птицы, которые остаются на зиму с нами? Почему они не улетают? Каких птиц мы видим ежедневно за окном на деревьях и дорожках зимой?

(Слайд №4)

(Слайд №5)

-Значит кто хозяин письма? Правильно, птицы!

Введением в тему будет повторение того материала, который усвоен учащи$мися на предыдущих уроках и в ходе экскурсии. Учитель задает вопросы: «Какие птицы осенью не улетают на юг? Каких птиц мы видели на экскурсии в лесу (парке)? Как называются птицы, которые остаются на зиму с нами? Почему они не улетают? Каких птиц мы видим ежедневно за окном на деревьях и дорожках зимой?

$- Давайте, мы все вместе прочитаем письмо. Что они там написали?

(Слайд №5)

«Здравствуйте, дорогие дети!

Пишут вам зимующие птицы. Нам очень холодно и голодно. Пожалуйста, помогите нам. Приходите к нам в лес. Очень вас ждем».

Птицы.

(Слайд №6)

- Какое горе у птиц? Правильно, им холодно и голодно. А что они хотят?

$-Правильно, они хотят встретиться и хотят чтобы мы помогли им.

Учитель ставит перед учениками проблемный вопрос.

- Дети, а что страшнее зимой птицам, голод или холод? Чтобы, ответить на этот вопрос мы с вами отправимся в зимний лес.

( Под музыку « В мире животных» ребята «отправляются» в лес.$

(Слайд №6)

-Ребята, смотрите, какой красивый зимний лес. Вам нравится? Смотрите а вот и птицы.

(Слайд №7)

- Все ли птицы вам знакомы? Каких птиц вы видите первый раз? Давайте познокомимся с ними поближе.

- Да, нам незнакомы пищуха,королек,поползень.

- А давайте, познокомимся с ними поближе. Смотрите, какая птица нас встречает.

$ (Слайд №8)

( Ученики слушают звук пищухи)

-Какой прекрасный звук у этой птицы. Вы раньше встречали её?

- Нет.

$-Это пищуха!

-Как вы думаете, почему её зовут пищуха?

-Потому что она пищит.

- Правильно, как мы с вами слышали, она пищит.

-А вот ещё одна птица. Слышите, как она нас встречает, радуется, поет? (Слушают звук)

$(Слайд № 9)

- Да, очень красиво!

-Смотрите, какая она маленькая? Раньше вы встречали эту птицу?

- Нет, не встречали.

- Это - королек. Она очень маленькая, а на головке у неё жёлтая шапочка, это шапочка отличает её от других птиц. А как она красиво поет…

(Слайд № 10)

А это кто у нас. Стучит да стучит. Вы узнали эту птицу? (Учитель ставит звук дятла)

- Это дятел.

-Что вы знаете о дятле, расскажите мне.

- Дятел – зимующая птица. Она спасает деревья от вредных насекомых. Дятла называют лесным доктором. Во первых это птица спасает лес, а во вторых находит себе еду.$

(Слайд № 11)

- Смотрите, ребята, а эту птицу вы когда - нибудь видели?

- Нет, не видели.

- Это – клест. Смотрите какой у э той птицы клюв. Как вы думаете такой клюв удобен для клеста.

- Да, удобен.

- Почему?$

- Чтобы найти еду.

- Правильно, вот этим клювом они находят пищу зимой. Питаются они елочными и сосновыми шишками. Внутри этих шишек есть маленькие семена. Таким клювом они быстро находят эти семена. А еще клесты выводят зимой птенцов. Они единственные птицы, которые выводят зимой птенцов. – Клёст–еловик величиной чуть больше воробья. В оперении у самца преобладают коричнево-красные тона, а у самки – зелёные. Молодые птицы зеленовато-серые. Верхняя и нижняя части клюва у клеста скрещены. Ноги сильные, с $цепкими когтями. Везде ведёт кочевой образ жизни.

Клёсты обитают в хвойных (преимущественно еловых) и смешанных лесах. Питается он семенами ели, сосны, лиственницы, добывая их своеобразным способом. Выбрав $шишку, он перекусывает клювом веточку, на которой она держится, затем, опираясь на одну лапу, а другой, поддерживая шишку, он клювом расщепляет её чешуйку и с помощью языка извлекает семечко.

Также клёст интересен тем, что выводит птенцов не только весной, но и зимой. Часто можно наблюдать такую картину: на ветке ели лежит плотный снег, а на её стволе виднеется гнездо с насиживающей самкой. Самка насиживает яйца в течение 14 – 17 дней. Сидит она плотно, почти не сходит с гнезда, так как на морозе яйца могут погибнуть. Птенцы едят преимущественно насекомых и в небольшой степени семена. Молодые птицы остаются в гнезде ещё около двух недель, но и после их вылета родители долгое время продолжают их выкармливать, так как у птенцов клюв прямой и питаться самостоятельно они ещё не могут. После выведения детёнышей клесты сбиваются в стайки и до следующей весны ведут кочевой образ жизни.

$(Слайд № 12)

- А эту птицу вы хорошо знаете? А звук знакомый (слушают звук)?

- Знаем, это – синица.

- Правильно. Иногда зимой они стучатся к нам в окно и п$росят еду. Вы помогаете им?

- Да, помогаем. Мы сделали им кормушки.

- Молодцы! А что вы туда насыпали?

- Семена, гречку и т.п.

Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полос$ой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало.

(Слайд № 12)

(Слушают звук поползеня)

- А это поползень. Ребята, как вы думаете, почему эту птицу так называют.

$- Она быстро передвигается по дереву.

- Правильно! Она очень быстро двигается по дереву, видете на рисунке, может даже стоять горизантально. У поползеня очень крепкие ногти.

(Слайд № 13)

(Учитель ставит звук снегиря)

-А это кто?

- Снегирь.$

-Правильно. Это – снегирь.

      В начале зимы эти птицы питаются ягодами брусники и клюквы, семенами растений, травами. Когда снег становится глубоким, то они переходят на древесный корм — почки и сережки берез и лещины, хвою, кончики веток. А еще птицы питаются еменами растений, ягодами рябины, калины, боярышника, личинками насекомых, спрятавшихся в трещинах коры деревьев. Воробьи, вороны и галки всеядны. Они часто питаются отходами на помойках. Зимой им страшнее всего голод. Есле они сыты то холод им не страшен.

Физкультминутка

«В лес на лыжах»

Мы на лыжах в лес идем,

Мы взбираемся на холм,

$Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер,

Он деревья крутит, вертит,

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

По опушке зайчик скачет,

$ Словно белый, мягкий мячик.

Раз прыжок, и два прыжок-

Вот и скрылся наш дружок!

Хоть приятно здесь кататься,

Снова надо заниматься!
III. Первичное закрепление. Т$ест

1.Какую птицу мы называем лесным доктором?

а. Клест;

б. Дятел;

в. Пищуха.

2. Какая птица быстро двигается по дереву?

а. Поползень;

б. Синица;

$ в. Королек.

3.Какая птица звонко пищит?$

а. Снегирь;

б. Пищуха;

в. Клест.

  1. 4.Какая птица выводит зимой птенцов?

$а. Клест;

б. Поползень;

в. Синица.

2. Игра “Да” или “Нет”

-Я буду вам задавать вопросы, а вы будете отвечать “Да” или “Нет”. Если вы ответите “Да” то должны будете похлопать в ладоши, а если “Нет” –прыгаем на месте один раз.

*Синица – зимующая птица.

*Зимой птицы живут стаями.

*Самое страшное зимой птицам – голод.

*Дятел- это не лесной доктор.

$*Клесты высиживают своих птенцов летом.

*Королек –большая птица.

*Пищуха не пищит.

*Поползень быстро двигается по деревьям.

*Птицы питаются семенами.

*Мы каждый день помогаем птицам.

(Слайд № 14)

$

- Ребята, вы согласны со мной?

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности;

3) обсудить и записать домашнее задание.

- Какую тему мы сегодня проходили ?

- Какую цель вы поставили перед собой в начале урока?

$- Вы достигли своей цели?

$- Что вы узнали о зимующих птицах?

- Вы узнали что нибудь новое про птиц?

- План урока выполнен?

Оцените свою работу при помощи таблицы.

Фамилия Имя

Утверждаю

+ или?

$

Я понял (а) тему урока.

 

Я достиг (ла) целей урока

 

Я всё знаю про зимующих птиц.

- У кого ещё остались вопросы?

- А как вы можете их устранить?

- А у кого вопросов нет?

- Можете ли вы помочь своим товарищам?

Кто оценивает свою работу на “5” берем большую снежинку. Кто$ на “4” среднюю снежинку, а кто на “3” берут маленькую снежинку. Но я уверена что вы все сегодня возьмете только большие снежинки. Вы очень хорошо сегодня работали. Молодцы!

5

$

4

3

V. Домашнее задание: теоретический материал на с. 32—35 учебника, задание № 3 на с. 19 рабочей тетради; прочитать главу «Страница двадцатая — о тех птицах, которые остаются с нами зимой» из книги «Зеленые страницы» (с. 173—180).
      Рекомендации для занятий в семье. Помогите ребенку выполнить задание № 3 на с. 19 рабочей тетради. Прочитайте вместе главу «Страница двадцатая — о тех птицах, которые остаются с нами зимой» из книги «Зеленые страницы» (с. 173—180).

МБОУ «Верхнеяхшеевская ООШ» Актанышского муниципального района РТ

Инновационный опыт – основа системных изменений.

Конспект урока по окружающему миру

на тему:

$Учитель: Шайхуллина Светлана Рифовна

Post Comment