Конспект урока окружающего мира для 3 класса на тему «Русская матрёшка»

Конспект урока окружающего мира для 3 класса на тему «Русская матрёшка»

$

Автор работы: Кошкина Анастасия, ученица 3 «А» класса

Научный руководитель: Кошкина Ольга Александровна, учитель начальных классов

$

Место выполнения работы: МБОУ СОШ №3 им. К. А. Москаленко

г. Липецк

2012

$ Содержание.

Введение.

1.Обоснование возникшей проблемы и потребности…………………………………3

2.Определение конкретной задачи и ее формулировка………………………….3

3.Выявление основных параметров и ограничений……..………………………….3

$ Основная часть.

4. Межпредметные связи в проекте …………………………………………………………4

5. Исследование истории, традиций ………………………………………………………5-15

$6.Выявление современных тенденций…….. ………………………………………………16

7. Анализ идей и вариантов. Выбор оптимального варианта……………………17

8.Выбор материалов . Оборудование и инструменты…………………. ……17-18

9.Правила безопасности труда…………………………………….………… ………………….19

10.Матрёшки от Настасьи……………………………………………………………………….20-21

11.Технологическая последовательность росписи матрёшки……………..22-23

12.Экологическое обоснование проекта…………………………………………………….24

13.Экономическое обоснование проекта……………………………………………………24$

Заключение.

14.Самооценка. Анализ и оценка проделанной работы руководителем проекта………………………………………………………………………………………………………25

Список литературы……………………………………………………….. …………………………26

Фотоальбом………..……….……………………………………………………………………………27$

Сценарий праздника «В гости к нам пришли матрёшки!»……………….28-31

Глава 1.

Обоснование возникшей проблемы и потребности.

Познакомившись в своём первом проекте с русской традиционной куклой, я вспомнила ещё об одной популярной русской игрушке – матрёшке. $А как она появилась и когда, сколько лет русской дере$вянной красавице? В чём успех её популярности? Поспрашивав своих сверстников, взрослых, я выяснила, что мало кому известно, откуда взялась матрёшки, тогда я решила взяться за работу и найти ответы на все интересующие меня вопросы.

Глава 2.

Определение конкретной задачи и её формулировка.

Я решила поближе познакомиться с русской матрёшкой. Сначала я посетила библиотеку и отыскала там книги и журнальные публикации на з$аданную тему. Затем я зашла на интернет-сайты, посвящённые истории появления деревянной куклы. Просмотрев фотографии ярких весёлых матрёшек, я, призвав на помощь маму, решила собрать информацию о матрёшках и создать свои матрёшки из различных материалов.

Глава 3.

Выявление основных параметров и ограничений.

Таким образом, я выбрала для себя тему творческого проекта. В процессе работы мне предстоит:

  • Выяснить, когда и при каких обстоят$ельствах появилась первая матрёшка.

  • Узнать, почему эта кукла получила имя «Матрёшка».

  • Познакомится с видами матрёшки.

  • Познакомиться с техникой изготовления матрёшки.

  • $ Изготовить матрёшек из разных материалов.

  • Провести праздник русской матрёшки в своём классе.

$Глава 4.

Межпредметные связи в проекте.

Изготовление матрёшек.

Знакомство со стихами и Роспись матрёшек.$

загадками о матрёшках.

$Знакомство с Изучение росписи

историей и бытом матрёшек разных

русского народа. регионов.

Работа на

компьютере.

$— учебные предметы, знание материала которых, необходимо для написания проекта.

— знания и умения, полученные в процессе написания проекта.

Глава 5.

Исследование истории, традиций.

Матрёшка… Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки во всём мире. Но матрёшка – это не просто сувенир для туристов, она является символом, хранительницей исконной русской культуры.

$В энциклопедии кукол Б. Голдовского матрёшка определяется как потешная, декоративная кукла, круглолицая голубоглазая, одетая в простонародный крестьянский костюм. Несмотря на то, что матрёшки потешные и декоративные куклы, в них ясно просматриваются и обрядовые мотивы, они олицетворяют идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несут в себе идею единства.

$ С матрёшкой с удовольствием играют дети и любуются взрослые. Но откуда взялась эта русская красавица? Какова её биография? Все ли матрёшки на одно лицо?

Рождение матрёшки.

Появилась матрёшка в конце 19 века. Именно в это время Россия переживала бурное экономическое и культурное развитие. В обществе стал проявляться интерес к русской культуре и искусству. В связи с этим возникло целое художественное направление – «русский стиль», которое объединило многих известных русских художников (В. Васнецова, М. Врубеля, С. Малютина и др.). Они искали стиль, где бы возродилась русская национальная самобытность. Одним из центров по возрождению русской культуры стал мамонтовский кр$ужок.

Савва Иванович Мамонтов(1841-1918) был известным русским промышленником, меценатом, прекрасным знатоком искусства. Он собрал вокруг себя группу виднейших художников. В своей подмосковной усадьбе Абрамцево Мамонтов создал художественные мастерские, где наряду с художниками-профессионалами работали и народные мастера-умельцы. Особое внимание уделялось восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки.

Одна из таких мастерских принадлежала брату Саввы Ивановича Мамонтова – Анатолию Ивановичу Мамонтову(1840-1905). Эта мастерская-магазин называлась «Детское воспитание», где мастера работали над созданием новых кукол для детей. Мастерская располагалась в Москве, в Леонтьевском переулке. Именно там и родилась наша матрёшка.

$

Чтобы расширить кругозор мастеров-игрушечников в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. Особенно модным было искусство стран Востока, в частности Японии. А потому в конце 90-х годов 19 века толи из Парижа, толи с острова Хонсю в усадьбу Мамонтовых была привезена фигурка буддийского мудреца Фукуруму.

Внутри неё были вложены одна в другую ещё шесть более мелких фигурок. Фукуруму – это божество счастья и долголетия, а пять фигурок внутри – боги рангом поменьше.$ Фигурку японского бога якобы увидел художник Сергей Васильевич Малютин и нарисовал эскиз деревянной куклы, но уже на русский лад. Потомственный токарь Василий Петрович Звёздочкин(1876-1955), работавший в мастерской, выточил игрушку, а Малютин расписал её.

С. В. Малютин. Здание мастерской «Детское В. П. Звёздочкин.

воспитание» (ныне музей матрёшки).

Правда, история происхождения нашей матрёшки от японского бога Фукурумы лишь одна из версий. По другой версии, матрёшка — изменённое пасхальное яйцо-писанка. Такие разъёмные писанки б$ыли издавна популярны на Руси.

В начале уже нашего века при археологических раскопках в Египте была найдена деревянная фигурка грушевидной формы, раскрашенная и покрытая лаком. Это была фигурка фараона Аменхотепа IV, внутри неё фигурка Аменхотепа III и так далее. Всего 11 фигурок. Значит у матрёшки египетские корни?

$ Так каково же истинное происхождение нашей матрёшки? Ответа на этот вопрос пока не существует.

Первая русская матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха. «Настоящая Матрёна!» — воскликнул кто-то, увидев куклу. Так куклу и прозвали Матрёна, а ласково Матрёша, Матрёшка с петухом. Имя Матрёна было очень популярно у русского народа. Говорят, так звали прислугу, подававшую чай на абрамцевских вечерах и похожую на круглолицую матрёшку.

$Но смысл этого имени гораздо глубже. В основе имени Матрёна лежит латинское слово «mater», которое переводится как «мать». А потому и сама матрёшка, и её имя являются символом материнства и плодородия. А ещё матрёшка – это символ дружной семьи. Можно отделиться друг от друга, быть самостоятельными, но в нужный момент – раз! – и соединиться снова.

$И в первой Матрёне тоже поселилась целая семья. Одна барышня с петухом, другая с серпом, следующая с караваем хлеба, а дальше братец в расписной рубахе. Целое семейство – дружное и трудолюбивое.

Первая матрёшка была восьмиместной. Раскрашенная гуашью, она не была такой яркой и нарядной, как современные матрёшки, но сразу завоевала популярность. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже матрёшка получила бронзовую медаль и мировое признание.

Стоили первые матрёшки очень дорого. В 1902 году цена матрёшки составляла 10 рублей. Для сравнения 1 кг. мяса в то время стоил 1 рубль, ведро водки – 4 рубля, 1 кг. хлеба – 6 копеек, кожаные сапоги – 2 рубля.

$Центром изготовления матрёшек стал город Сергиев-Посад Московской области (с 1930 по 1991 – Загорск).

Виды матрёшки.

Матрёшки Сергиева Посада.

Сергиево-Посадские (загорские матрёшки) отличались первоначально сдержанностью. Расписывались матрёшки без предварительной подготовки гуашью. Черты лица матрёшки были строгими, ведь создавались они монастырскими мастерами, которые рисовали иконы.

$ Сергиево-Посадские матрёшки начала 20 века.

Своими формами и росписью первые матрёшки показывали пёструю разнообразную жизнь русского народа – девушек в сарафанах, старообрядцев, жениха и невесту.

Семья. Начало 20 века. Жених и невеста. Начало 1900-х годов.

Большое распространение получила историческая матрёшка: бояре и боярыни, богатыри, герои Отечественной$ войны 1812г.

$Кутузов со своим штабом. Наполеон. Богатырь и поляница.

Изготавливали в Сергиевом-Посаде и матрёшки по мотивам литературных произведений.

Ревизор. Басня А. Крылова «Квартет». Тарас Бульба.

Современные Сергиево-Посадские, также как и старинные матрёшки, и лицом, и одеждой больше походят на человека в сравнении с матрёшками других местностей.

$ Кроме того обычно матрёшки загорских мастеров держат что-нибудь в руках (цветы, младенца, лукошко и т. д.).

Родилась матрёшка в Сергиевом Посаде, а вскоре отправилась на ярмарки. Игрушка сразу понравилась, её с удовольствием покупали и развозили с ярмарок по городам и сёлам России. Так о необычной кукле узнали мастера других токарных промыслов.

Семёновская матрёшка.$

В 1922 году токарь А. Ф. Майоров привёз матрёшку с Нижегородской ярмарки в свою деревню Мериново (Нижегородская область). Дома он попробовал выточить такую же, а его дочери стали матрёшку расписывать.

Село Мериново. Е. А. Майорова – дочь А. Ф. Майорова.

Потом инициативу семьи Майоровых подхватили и другие жители деревни, а за ними – соседи из окрестных деревень Семёновского района Нижегородской области. Добралась румяная матрёшка и до самого города Семёнова. Скоро деревянная расписная кукла стала самой популярной продукцией мастеров всей Нижегородской (тогда Горьковской) области.

Только семёновская матрёшка была уже$ не похожа на Сергиево-Посадскую. Семеновские мастера сделали куклу повеселее, понаряднее. В соответствии с собственными традициями мастера оставляли на матрёшке больше незакрашенного дерева. Расписывали матрёшку уже не гуашью, а анилиновыми красками.

Вначале художники тонким росчерком намечают контуры лица. Затем они «одевают» матрёшку в платок, юбку, передник, пририсовывают руки. Самое главное – роспись фартука. Именно по крупной цветовой росписи фартука семёновская матрёшка легко узнаваема. Букет пышных цветов главенствует над всем – он больше лица, он почти в рост игрушки. Роспись фартука неожиданна, цветы самобытны. В природе таких нет – это всегда плод фантазии художника.

$ В основном, художники используют только три цвета – красный, синий и жёлтый, варьируя сочетания цветов в росписи платка, сарафана и фартука. Найденное цветовое решение закрепляется в самом крупном цветке фартука, который пишут чуть справа. Каждая семёновская матрёшка имеет свой характер, свой наряд.

Матрёшка Полхов-Майдана.

Ещё одно село под Нижним Новгородом, которое издавна славилось расписными игрушками – «тарарушками» — называется Полхов-Майдан. С 1920-х годов здесь тоже начали делать матрёшки. Полхов-майданская матрёшка самая яркая и праздничная из всех деревянных красавиц.$

Своей формой полховская матрёшка отличается от своих сергиевских и семёновских сестёр. Фигурка матрёшки сильно вытянута и имеет небольшую головку.

Сначала рисунок на деревянных заготовках выжигали, а затем контур стали обводить чёрной тушью. Роспись выполнена анил$иновыми красками. Основных красок четыре – синяя, зелёная, красная и жёлтая. Белый фон самого дерева – пятый цвет.

Мастера из Полхов-Майдана выработали свой стиль росписи матрёшек. Вместо сарафана и передника – широкий овал, весь заполненный крупными «розанами», колокольчиками, ягодами, яблочками, кудрявыми листочками и конечно розово-малиновыми цветами шиповника. Овал лица обрамляется завитками волос и трилистниками цветистого розана. У матрёшек нет платка с завязанными концами, $он ниспадает с головы, нет сарафана и фартука. Часто не прорисовываются руки.

На платочке тоже расцветает цветок. И деревянная красавица готова.

Матрёшки Крутца.

Недалеко от Полхов-Майдана есть село Крутец. Крутецкие мастера переняли мастерство у полхов-майданцев. И не просто переняли, но и проявили свою фантазию.

Крутецкие матрёшки все разные. Одна длинненькая, другая кругленькая. У одной коса до пояса, у другой – модная стрижка. И личики у всех матрёшек разные. Изменили крутецкие мастерицы не только внешность традиционной матрёшки, но и саму технику росписи. Они стали наряду с анилиновыми красками использовать масленые. Могут рядом с ан$илиновой розой нарисовать масляную ромашку.

Создана и особая техника – чисто масляная. Поверхность дерева покрывается слоем белил с добавленным в них цветным пигментом, и по этому масляному фону ложится масляная же роспись. $

Но и этого крутецким мало. Взяли и выточили из дерева короля с королевой. Фигурки не толстенькие, как у матрёшек, а удлиненные, стройные. А одежда богато расписана.

Эксперименты крутецких мастеров доказывают, что традиционное народное искусство не уходит в прошлое, а обновляется и хорошеет.

$ Вятская матрёшка.

Самой северной из матрёшек является вятская. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо матрёшки мило и приветливо. Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. Вятская матрёшка появилась в 30-е годы, но особое своеобразие вятская деревянная кукла получила в 60-е годы. Именно тогда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и инкрустировать соломкой.

Инкрустация соломкой художественных изделий из дерева, главным образом коробок и шкатулок, известна в этих краях давно. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы проваривается с содой для получения золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампиком выбивают детали нужного рисунка. Наклеивают соломку по сырому нитроцеллюлозному лаку. Расписанную анилиновыми красками и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком.$

Тверская матрёшка.

Имеют свои секреты изготовления матрёшек и мастера Твери. Они чувствуют в этом сувенире душу России и с трепетом относятся к его созданию, желая передать людям тепло своей души и мастерство$ своих рук. Матрёшки вытачиваются из дерева и расписываются художниками вручную. Каждая кукла – это авторская работа.

Художники передают в рисунке исторические образы. Из-под их кисти появляются знакомые персонажи: пастушок Лель, Снегурочка, царевна Несмеяна и другие.

Тверские матрёшки славятся своей тонкой токарной работой – деревянные куколки тонкие и светящиеся, как скорлупка яйца. Для этих матрёшек характерна роспись золотым и серебряным орнаментом.

Авторская матрёшка.

$

В настоящее время больший интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином стиле, а авторская, выполненная художником-индивидуалом. Современные художники-матрёшечники прежде всего обратились к традициям первых русских расписных матрёшек. Появились различные варианты русской девушки-крестьянки, одетой в народную одежду.$

Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип Сергиево-Посадской матрёшки, держащей в руке какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными вариантами матрёшек – девушек, женщин с корзинами фруктов, самоварами, лукошками.

Всё большее распространение получают матрёшки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских сказок.

Художники, обладающие достаточным техническим мастерством, воспроизводят эти сцены в технике лаковой миниатюрной живописи Палеха и Федоскина.

$Заметнее становится тенденция использовать в росписи современной матрёшки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры.

Отдельные мастера при создании матрёшек используют приёмы хохломской росписи. Всё чаще можно встретить матрешки, расписанные под «гжель», «жостово», «палех».

Популярным становится изображение Троице-Сергиевой лавры, памятников древнерусской архитектуры Владимира, Суздаля, Новгорода и других городов. Существуют матрешки, воспроизводящие живописные пейзажи России. Часто используются сюжеты русских и зарубежных художников.

$ В 1990-е годы были популярны матрёшки, изображающие известных политических деятелей. Существуют матрёшки – известные музыканты.

$Матрёшки – герои мультфильмов.

И вот такие дизайнерские матрёшки.

6. Выявление современных тенденций.

Матрёшка – счастливая игрушка. Интерес к ней сохранялся всегда, не смотря на политические режимы и смену экономических моделей. Появившись чуть более ста лет назад, матрёшка стала настоящим символом России. Её знают и любят не только в нашей стране, но и за рубежом.

В русской матрёшке, в её форме и декоре отразились народные представления о мире, добре, красоте. Одновременно в ней с особой силой проявилась творческая энергия русского народа, его способы простыми средствами создавать выразительные образы. Именно поэтому матрёшка рассматривается как символ русского искусства.

$Матрёшка настолько полюбилась людям, что живёт почти в каждом доме, а её облик можно увидеть на самых различных повседневных вещах.

Разделочные доски, фартуки, брелоки$ и магниты, сумки, коробки конфет и авторучки с изображениями матрёшки говорят о её большой популярности.

До сих пор умельцы-матрёшечники соревнуются между собой – кто создаст матрёшку больше и красивее. Заграничные мастера тоже пытаются создать своих матрёшек.

украинские казахские аргентинские японские

$ Но всё же матрёшка остаётся русским символом, обладающим чем-то необъяснимым, притягивающим к себе больше чем яркие анилиновые краски.

Глава 7.

Анализ идей и вариантов.

$Выбор оптимального варианта.

Главным помощником в создании проекта, посвящённого матрёшке, стала моя мама. Первоначально, посовещавшись, мы решили расписать только деревянные матрёшки. При реализации задуманного, мы столкнулись с такой проблемой, как приобретение нерасписанной матрёшки. Руководительница моей изостудии подарила мне заготовки разъёмных пасхальных яиц. Было решено, что два яйца у нас станут матрёшками, а самое маленькое – мудрецом Фукуруму. Затем нам удалось приобрести уже настоящие заготовки для будущих матрёшек, которые у мастеров называются «матрёшки в белье». И мы занялись их росписью.

В одном библиотечном журнале мне попалась фотография матрёшек из ткани, они так понравились нам с мамой, что мы тоже решили сшить такую матрёшку. А потом родилась идея создать матрёшек из разных материалов. Незаменимый интернет подарил нам несколько идей, и на свет появились матрёшки из бумаги, бересты и пластиковых бутылок.

У меня красивое русское имя – Анастасия. А потому мы решили назвать нашу коллекцию — «Матрёшки от Настасьи» и честно отнесли их $к категории авторских матрёшек.

Глава 8.

Материалы.

$матрёшка в «белье» бутылочка деревянное разъёмное пластиковая

от «Растишки» яйцо бутылка

береста пакля синтепон

Береста, пакля, синтепон и белая ткань потребовались на изготовление матрёшки из бересты. Лоскутки ткани, синтепон, пакля, бусинки, кружева и тесьма были необходимы при создании матрёшки из ткани.

$ Бумага плотная А4 Гипс и полоски магнитов для магнитиков на

$для бумажных матрёшек. холодильник.

Инструменты и оборудование.

Нитки, иглы, булавки. Ножницы. Утюг, гладильная доска.

$Шило. Кисточки. Гуашь, акриловые краски, акварель.

Маркеры. Цв. карандаши. Формочки для магнитиков.

Глава 9.

$Правила безопасности труда.

Правила техники безопасности при работе с иголками и булавками.

  1. Шить с напёрстком.

  2. Хранить иголки и булавки в игольнице, не оставлять их на рабочем месте.

  3. Не брать иголки и булавки в рот.

  4. Не откусывать концы ниток зубами.

  5. Не вкалывать иголки и булавки в одежду.$

Правила техники безопасности при работе с ножницами.

  1. Хранить ножницы в определённом месте (в коробке, футляре).

  2. Передавать ножницы, кольцами вперёд, держа их за сомкнутые лезвия.

  3. $Не отвлекаться и не размахивать ножницами во время работы.

  4. Ножницы должны лежать на рабочем столе с сомкнутыми лезвиями, направленными от работающего.

Правила техники безопасности при работе с электрическим утюгом.

  1. Перед работой проверить исправность соединительного шнура.

  2. $Включать и выключать утюг сухими руками, держась за корпус вилки.

  3. Ставить утюг на огнеупорную подставку.

  4. Не оставлять включенный утюг без присмотра.

  5. По окончании работы утюг в$ыключить.

Правила техники безопасности при работе с шилом.

  1. Шило держи так, чтобы ручка упиралась в середину ладони, а указательный палец лежал вдоль металлического стержня.

  2. Работай только на подкладной доске.

  3. $Делай прокол, осторожно вращая ручку вправо и влево, сильно не нажимай.

$Глава 10.

Матрёшки от Настасьи.

Прочитав о разных авторских матрёшках, я тоже решила попробовать создать свои собственные. С помощью мамы я расписала деревянные пасхальные яйца. Самое маленькое стало дедушкой Фукурумой, а остальные два – румяными матрёшечками – одна с платочком, а другая – с лукошком в руках.

Матрёшки получились разные, каждая со своим характером, но мне хотелось попробовать сделать одинаковых матрёшек, похожих друг на друга сестричек и у меня получилось!$

А затем я расписала и таких деревянных красавиц. Получились они весёлые да румяные.

А потом родилась наша Матрёна Ивановна – из тряпочек и лоскутков. Вышла она красивая, весёлая, с чувством собственного достоинства!

Сделала я и разных матрёшек из бумаги.$

Матрёшки в технике оригами.

$ На уроке технологии мы всем классом делали аппликацию из ткани и ниток на картоне и вот что у нас получилось.

Матрёшка из бересты. Магниты на холодильник из гипса.

Благодатным материалом оказались пластиковые бутылки. На бутылочки из-под творожка «Растишка» краска ложится идеально ровно.

А такая подставка под карандаши создаёт хорошее рабочее настроение.

$Вот какие получились у меня матрёшечки!

Глава 11.

Технологическая последовательность росписи матрёшки.

$ Для мастер-класса было решено расписать пасхальное яйцо под матрёшку.

Для того, чтобы краска равномерно ложилась необходимо покрыть яйцо смесью клея ПВА и воды в соотношении 1 к 3. После этого яйцо высушить.

Затем наносим рисунок на яйцо простым$ карандашом. Недочёты можно удалить с помощью ластика.

$Чтобы удобнее было держать во время росписи, яйцо насадить на шило.

Расписывать лучше акриловыми красками, потому что после высыхания они не смазываются.

Рисунок на платочке нанесён перламутровой гуашью.

Контуры матрёшки обводим тоненьким маркером для $DVD-дисков.

Подтачиваем красный карандаш на бумажке. Крошками от грифеля, с помощью ватной палочки румяним матрёшке щёчки.

$

Покрываем подставку перламутровой жёлтой гуашью.

Покрываем матрёшку и подставку лаком и дайм высохнуть.

$Наша матрёшка готова!

Глава 12.

Экологическое обоснование.

$ В настоящее время любая затея человека, любое предприятие планируется с таким размахом, что может нанести непоправимый вред природе. Небрежное отношение к окружающей среде может обернуться экологической катастрофой.

Поэтому моя задача – не навредить своими действиями не только флоре и фауне, но и не использовать в процессе создания матрёшек экологически вредные материалы.

При изготовлении матрёшек использовались такие экологически чистые материалы, как древесина, хлопчатобумажные ткани, технический лён, бумага, береста.

Для росписи использовались акриловые крас$ки, акварель и гуашь, которые допущены в продажу Комитетом по контролю за качеством промышленных товаров и предназначены специально для детского творчества.

Вывод: при изготовлении и росписи матрёшек не был нанесён ущерб окружающей среде. Здоровье автора проекта и окружающих людей не пострадало.

Глава 13.

Экономическое обоснование проекта.

пп

$

Наименование используемых материалов.

$

Цена.

1

Яйца деревянные

В наличии

2

$Матрёшка в белье

120 руб.

3

Матрёшка в белье

$70 руб.

4

Ткань

В наличии

5

Тесьма, бусины, нитки

В наличии

6

Набор для магнитиков

$100 руб.

7

Листы бумаги

В наличии

8.

Краски

В наличии

9.

Пакля, береста

$В наличии

$

Итого:

290 руб.

В Вывод: Затраты, сделанные в процессе работы, не превысили сумму предварительных подсчетов. К тому же, общая стоимость материалов по окончанию работы$ намного меньше, чем стоимость готовых изделий в магазине. А для меня эта работа – возможность реализации своих идей, творческого потенциала и принятия нестандартных решений, что придает моим изделиям большую значимость и уникальность.

Глава 14.

Самооценка. Анализ и оценка работы руководителями проекта.

Оценка Кошкиной Анастасии (автор проекта):

$Работая над данным проектом, я научилась пользоваться различными литературными и научными источниками. Закрепила навыки росписи по дереву, полученные в Изостудии, также навыки в технике оригами и аппликации. А созданные мною матрёшки пополнили домашнюю коллекцию народной игрушки, добавили тепла и уюта нашему дому.

Оценка Кошкиной О.А. (учитель начальных классов, руководитель проекта):

Данный проект стал идейным продолжением предыдущего проекта о русской традиционной кукле, преследующий цель привить подрастающему поколению интерес к русской культуре, истории и традициям нашего народа. Главным результатом работы является тот факт, что Настя никогда не станет «Иваном, не помнящим родства» и сохранит интерес к нашей истории на всю жизнь.

$

Оценка Зеленовой С. В. (учитель начальных классов):

Настя творческая, ак$тивная личность, которая берётся за любое дело и доводит его до конца. Работа над проектом показала, что у неё развито творческое и логическое мышление. Настя может свободно излагать свои мысли, отстаивать своё мнение.

Проект получился ярким и интересным. Была выбрана и чётко сформулирована социально-значимая проблема, которая в ходе проекта была достаточно проработана и раскрыта.

Список литературы.

  1. $Алексахин Н. Матрёшка. М., 1998.

  2. Бусева-Давыдова И. Игрушки К$рутца. М., 1991.

  3. Голдовский Б. Куклы: энциклопедия. М., 2004.

  4. Клиентов А. Народные промыслы. Белый город. М., 2008.

  5. Лаврова С. Русские игрушки, игры и забавы. Белый город. М., 2009.

  6. Маслова А. Необыкновенные истории обыкновенных вещей. Матрёшка. Весёлые ур$оки №2, 2010.

  7. Матрёшка село кормит. Сельская новь. №9, 2004.

  8. Политова М. Матрёшка – образ русской матери. DEKO №3, 2009.

  9. Расписная игрушка. Школа семи гномов. М., 2010.

  10. Русские художественные промыслы. Аванта. М.,2009.

  11. Соловьёва Л. Игруш$ки. М., 2002.

  12. Соловьёва Л. Матрёшка. М., 1997.

  13. Цветочные узоры Полхов-Майдана. М., 2007

  14. Юрина Н. Игрушки. Детская энциклопедия «Я познаю мир». М., 1998.

  15. Юрина Н. Куклы. Серия «Что есть что». М., 2002.

Интернет-сайты.

  1. $Всё о матрёшке. www.mamatus.Lv

  2. Вятская матрёшка.www.narod.$ru

  3. Где и как делают матрёшки.www.narod2.$ru.

  4. Гончаров К. Русская матрёшка. Доклад на Первом медународном конгрессе «Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура» г. Санкт-Петербург. 2008. www.organizmica$.ru

  5. Зиборова Е. Матрёшка: история любимой куклы. www.dollplanet.ru

  6. Матрёшка. $

    Фотоальбом.

    Хоровод матрёшек от Настасьи.

    Я – матрёшечка! Наша коллекция матрёш$ек.

    Сценарий праздника «В гости к нам пришли матрёшки!»

    Цель: познакомить учащихся с историей русской матрёшки, воспитывать любовь к Родине, к народному искусству, гордость за русских мастеров и художников, привить интерес к русской культуре и истории.$

    Оборудование: коллекция матрёшек (семёновские, полхов-майданские, Сергиево-Посадские, вятские и созданные своими руками); презентация «Русская матрёшка»; для оформления доски портреты С. Малютина, В.Звёздочкина, различные фото матрёшек; цветастые платки, юбки, помада для конкурсной программы.

    Ход праздника.

    $ Ведущие: учитель и девочка.

    Ведущая Настя: Алый шелковый платочек,

    Яркий сарафан в цветочек,

    Упирается рука

    В деревянные бока.

    А внутри секреты есть:

    Может — три, а может, шесть.

    $ Разрумянилась немножко.

    Это русская… (матрешка).

    Ведущий учитель: Ребята, героиней сегодняшнего праздника не случайно стала матрешка. Матрешка — уникальная народная русская игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она — добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Есть ли в вашем доме матрешки? Что вы знаете о ма$трешках?

    Ведущая Настя:$ Рассказ о происхождении матрёшки.

    Учитель: матрёшки бывают нескольких видов.

    Ведущая Настя: Матрёшки Сергиева-Посада.

    Я из Сергиева Посада. Встрече с вами очень рада!

    Мне художниками дан яркий русский сарафан,

    Я имею с давних пор на переднике узор,

    $ Знаменит платочек мой разноцветною каймой!

    Посмотрите как выглядит сергиево-посадская матрёшка.

    Учитель: для сергиево-посадской красавицы звучит песня «Русские матрёшечки».

    $Ведущая Настя: А это гостья из города Семёнова.

    Семёновские матрёшки.

    Я из тихого, зелёного городка Семёнова

    Я в гости к вам пришла,

    Букет цветов садовых – розовых, бордовых,

    В подарок принесла.$

    Учитель: для семёновской матрёшки прозвучит композиция «Уголок России» на флейте.

    Ведущая Настя: А это полхов-майданские матрёшки.

    Матрёшки Полхов-Майдана.

    А я – подружка из Майдана.

    $Могу я стать звездой экрана!

    Украшен мой наряд цветами

    С сияющими лепестками.

    И ягодами разными,

    Спелыми и красными.

    Учитель:$ Похов-майданской матрёшке мы посвящаем стихи.

    Ведущая Настя: посмотрите ребята, это самая северная матрёшка – вятская.

    Вятская матрёшка.

    $Наши губки бантиком, щёчки будто яблоки.

    С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.

    Мы матрёшки вятские – всех на свете краше,

    Украшены соломкой сарафаны наши!

    Для вятской матрёшки наши девочки приготовили танец «Ой да мы матрёшки, мы матрёшки».$

    Конкурсная программа.

    Учитель: Наши матрёшки пришли к нам тоже не с пустыми руками. Они приготовили нам загадки про матрёшек и разные игрушки. И не думайте, что они лёгкими окажутся.

    Конкурс 1. Загадки.$

    Вот упрямый человек!
    Не заставишь лечь вовек!
    Вам такой встречается?
    Он совсем не хочет спать,
    Положу – встает опять
    И стоит – качается.
    Как он называется? Ответ: Ванька-встанька

    Его держу за поводок,
    Хотя он вовсе не щенок.
    А он сорвался с поводка
    И улетел под облака. Ответ: Воздушный шар

    В этой молодице
    Прячутся сестрицы.
    Каждая сестрица –
    Для меньшей – темница. Ответ: Матрешка

    За хвост привязанный,
    За нами летает он под облаками. Ответ: Воздушный змей

    Вверх – вниз,
    Вверх – вниз,
    Катать$ся хочешь –
    На нас садись. Ответ: Качели

    Эти чудо-кирпичи
    Я в подарок получил.
    Что сложу из них – сломаю,
    Все сначала начинаю. Ответ: Кубики

    Глазки голубые,

    Кудри золотые,

    Губки розовые. Ответ: Кукла

    Рядом разные подружки,
    Но похожи друг на дружку.
    Все они сидят друг в дружке,
    А всего одна игрушка. Ответ: Матрешка

    Будто в цирке, круг за кругом
    Мчатся кони друг за другом.
    А на них детишки мчатся,
    Очень трудно удержаться!
    Только страх свой дети прячут
    И смеются, а не плачут. Ответ: Карусель

    Умею прыгать и катиться,
    А если бросят — полечу.
    Кругом смеющиеся лица:
    Все рады круглому… Ответ: Мячу

    Зверь забавный сшит из плюша,
    Есть и лапы, есть и уши.
    Меду зверю дай немного.
    И устрой ему берлогу. Ответ: Плюшевый медведь


    Когда апрель берет свое,
    И ручейки бегут звеня,
    Я прыгаю через нее,
    А она – через меня. Ответ: Скакалка

    Кручусь, верчусь,
    И мне не лень
    Вертеться даже целый день. Ответ: Юла

    А Коля наш до самой ночи
    Играет и играет —
    Из разных маленьких кусочков
    Картинки собирает. Ответ: Пазлы.

    $Он и лёгонький и тонкий!
    Очень многие девчонки
    И без рук его вращают,
    А на землю не роняют! Ответ: Обруч

    Конкурс 2. Ведущая Настя: Каждая матрёшка большая модница. Я предлагаю вам конкурс «Наряди матрёшку».

    Вызываются четыре участника. Два участника выступают в роли матрёшки, которую нужно нарядить. Два других участника получают по ю$бке, платку и тюбику помады, они должны на скорость надеть на «матрёшку» юбку, платок и нарумянить помадой щёки.

    Конкурс 3. «Комплимент матрёшке». Кто больше назовёт матрёшке комплиментов.

    Конкурс 4. «Скажи привет». Один ребенок сидит на стульчике, спиной к детям. Ведущая выбирает «матрёшку», который подходит сзади к сидящему, кладет руки на плечи. Тот говорит: «Матрёшка, скажи привет» «Матрёшка» говорит: «Привет!» Сидящий угадывает, кто это.

    Учитель: скажите, ребята, а каких матрёшек вы запомнили?

    Ответы детей: Сергиево-Посадская, семёновская, полхов-майдановская. А ещё есть авторская, т. е. та, которую автор расписывает так, как ему нравится.

    Ведущая Настя: Мы вам предлагаем создат$ь свою, авторскую матрёшку.

    Раздаются листочки с шаблоном матрёшки. Каждый расписывает свою матрёшку. Потом можно устроить выставку.

    Учитель: На этом наш вечер окончен. И в гости к нам приходила – хором: русская матрёшка.

    35

Post Comment