Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Охрана животных»

Конспект урока окружающего мира в 3 классе

по теме «Охрана животных»

$

Учитель начальных классов

Тишичкина Татьяна Викторовна $

МБОУ «Верхнеозернинская ООШ»

Беляевский район

Оренбургская обла$сть

Конспект урока окружающег$о мира в 3 классе.

Тема: «Охрана животных».

Цель:    

1. Формирование представления о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных.

2. Познакомить учащихся с представителями животных Красной книги.

3. Расширить и углубить знания детей о животном мире, встречающемся в нашем крае.

$4. Воспитывать бережное отношение к природе, животному миру.

5. Развивать речь учащихся, умение делать выводы, анализировать свои ответы и ответы товарищей.

Оборудование:

1.Мультимедейный проектор.

2. Компьютер

3. Знаки «Правила поведения в природе».

4. Раздаточный материал.

5. Экран.

Хо$д урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Викторовна, я – учитель начальных классов Верхнеозернинской школы. Я проведу у вас урок.

Снег всю землю покрывает

И деревья одевает
Что- то он сказать хотел,
К нам к окошку подлетел.
Он решил нам подсказать,
Что урок пора начать.

2. Повторение изученного материала.

Ребята, на предыду$щих уроках вы изучали темы о животных. Для проверки ваших знаний о животных, я предлагаю выполнить задания на экране:

-На какие группы можно разделить всех животных? ( слайд……)

(звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся)

- Назови группу животных по описанию? ( слайд……)

-Какие животные откладывают яйца$? ( слайд……)

(птицы, пресмыкающиеся, насекомые)

-Кто мечет икру? ( слайд……)

(земноводные, рыбы)

-Похожи ли детеныши животных млекопитающих на своих родителей? ( $слайд……)

-- Кто и как развивается? Ответь устно, какие слова пропущены. ( слайд…… )

$ Яйцо - … - взрослая птица.

Икринка - … - взрослая лягушка.

- малёк – взрослая рыба.

Яйцо – личинка - … - бабочка.

3. Сообщение темы и целей урока.

- А теперь давайте переместимся в сказочный лес наполненный звуками природы ( слайд…… )

Как прекрасен этот мир и как великолепны творения природы. Ими бы только восхищаться, удивляться выдумками природы, если бы$ не одно тягостное обстоятельство: многим из животных угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Чтобы узнать тему урока, прослушайте стих-е.

( стих-е о природе читает учитель)

Звери, рыбы, пауки и птицы

$Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни. Кто догадался о чем мы будем говорить?

Тема нашего урока «Охрана животных». ( слайд…… )

-- На этом уроке вы вспомните, какое значение имеют животные в жизни человека и растений, почему нужно охранять животных, как надо относиться к окружающему миру.$

4. Изучение нового материала.

- К нам пришло письмо с просьбой о помощи. Прочитаем его. ( ученик открывает конверт и зачитывает письмо)

«Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, им мой не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Я одна уничтожаю за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна. Вся беда в том, что нас становится все меньше.»

$- Кто обратился к нам за помощью? ( сова) ( рисунок )

- Что вы узнали об этой птице из письма?

- Какую помощь мы могли бы оказать этой птице? (высказывания детей)

Ребята давайте позволим Сове остаться у нас на уроке и помогать нам!

- Какое значение имеют животные в жизни человека и в природе?

Значение животных в природе и в жизни людей ( слайд…………

Пища (молоко, мясо, яйца, мед)

Одежда (шерсть, кожа, замша)

Обувь (кожа, замша, валяная шерсть)

$Лекарства (яд змей, пчелиные продукты)

$Помощники (собака, лошадь, кошка, верблюд)

Предметы домашней обстановки (ковры,подушки)

Красота природы

Помощь растениям

-Как вы думаете, почему многих животных становится меньше на Земле? (высказывания детей)

Причины исчезновения животных:$ ( слайд…… )

  • Вырубка лесов.

  • Уничтожение растений.

  • Загрязнение воды.

  • Охота.

  • Разрушение и загрязнение почв.

-С начала 17 века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Поэтом$у люди решили выпустить Красную книгу.

- Для чего нужна Красная книга? (слайд …)

(Она нас информирует- какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу.)

- Хотите узнать, откуда к нам пришла Красная книга?

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список животных и растений . И ученые решили назвать этот список Красной книгой.

$Послушайте стихотворение о книге: (учитель читает стих)

Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих$ зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы!

А как вы думаете, почему назвали книгу именно Красной, а не желтой, синей?

( Красный цвет- это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения)

$Красная книга- это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.

Составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет.

В нее уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или растение в красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому. На страницах Красной книги имеется список исчезнувших животных.

Это - $морская корова, пингвин-дронт, странствующие голуби.) (слайд …)

К сожалению, этих прекрасных по-своему животных, можно увидеть только на рисунках.

6. Знакомство с животными Красной книги.(слайды- ………………………..)$

Животные играют огромную роль в природе.

-Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране и все они занесены в Красную книгу. (Рассказы учащихся о животных)

Жук-красотел

Жук-красотел осбенно известен. Он красивого темно-синего цвета с золотисто-зелеными, имеющими обычно красный отлив надкрыльями, длина 24—32 мм. Этот вид очень полезен, так как истребляет вредных гусениц и других лесных вредителей. Активны$й хищник охотится днем. Один жук может уничтожить за время своей жизни до 900 больших гусениц вредителей$. В последние годы численность резко сократилась. Красотел относится к исчезающим видам и занесен в Красную Книгу России.

Тигр. ( слайд…… )

Тигр- прекрасный охотник. Он быстро бегает, способен долго преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая его добыча- олени, дикие свиньи, антилопы. Если охота неудачна, тигр ест лягушек, мышей, саранчу. Когда-то их было много, а теперь тигры стали редкими животными, потому что их уничтожали из-за красивого ценного меха. Оказался на грани вымирания амурский тигр- самый крупный подвид тигра в мире. Его длина более 3–х метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Живёт в лесах на востоке нашей страны.Сейчас тигры взяты под охрану во всём мире.

$ Фламинго. ( слайд…… )

Фламинго встречаются в Евразии, Африке и Южной Америке .Они населяют мелководные солёные озёра и морские отмели. Эта птица обладает самой длинной шеей и самыми длинными ногами .Оперение у фламинго рыхлое, ярко- розовое. Крылья- короткие и широкие. Изогнутый коленообразный клюв имеет своеобразный цедильный аппарат. С его помощью фламинго отцеживают из ила мелких рачков, моллюсков и водоросли, которыми питаются. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым клювом и ходят 2 года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд .

Беркут. $( слайд…… )

Беркут- очень крупная хищная птица. Это очень осторожная птица .Гнездо устраивает на крупных боковых ветвях в верхней части кроны старых сосен или осин на высоте 12-20 метров. Гнёзда беркутов представляют массивные многолетние сооружения из сучьев. Кормится беркут крупными птицами (глухарями, журавлями) и млекопитающими (лисицами, енотовидными собаками), но основным его питанием становятся тетерева, утки, зайцы. Причины резкого уменьшения численности беркута различны, но основная- преследование и беспокойство на гнездовьях.

Морж. ( слайд…… )

$Морж - самое крупное ластоногое животное северного полушария. Длина его тела достигает 4 метров, а масса около двух тонны. Живут моржи только на мелководных участках морей. Питаются они моллюсками, червями, ракообразными, которых достают со дна. Когда-то моржи водились во всех арктических морях, их насчитывали сотни и даже тысячи зверей. Теперь эти звери уцелели в считанных местах. Но современные условия обитания не дают гарантии того, что эти животные сохранятся на долгие годы.

$Белый медведь. ( слайд…… )

Владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Весит медвежонок 800 грамм, а длина туловища – 30 см. подошвы лапок голые, коготки прозрачные. А нос розовый. Питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей.

- Большое спасибо! Нашей мудрой сове очень понравились рассказы ребят, а вам?

5. Физминутка.

Наша сова так заслушалась, чуть не задремала. Давайте поможем ей взбодриться и проведем физминутку.

$ Мы шагаем , мы шагаем

Руки выше поднимаем

Голову не опускаем

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда

Тихо птенчика берем

$ И назад его кладем.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса

Мы лисицу обхитрим

$На носочках побежим.

На полянку мы заходим

Много ягод там находим.

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться.

- Красная книга России не может охватить все проблемы регионов и поэтому во многих областях стали составлять собственные Красные книги. В нашем регионе была создана Красная книга Оренбургской области. ( слайд…… )

Учитель показывает книгу

Наша уважаемая Сова$ покажет вам, какие животные находятся под охраной в нашей области.

Выхухоль , Норка европейская, Выдра северная, степной сурок,

Пеликан кудрявый, Аист черный, Фламинго, Орел степной, Дрофа, Скворец розовый, Махаон., шакал ( слайды…… )

7. Работа по учебнику.

- Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много. Это хорошо вам известные белки, бурундучки, синицы, галки, лягушки, жабы.

$

А сейчас покажем сове как мы умеем работать в учебнике ----------на стр. 114.

- Каких животных удалось спасти?

(Бобра, соболя)

- Ребята, как вы думаете, где смогут звери найти защиту и $понимание?

( в зоопарке , заповеднике, национальных парках)

Сообщение о заповедниках Оренбургской области.

А кто поможет найти ответ СОВЕ -для чего нужны

заповедники? ( слайд……

Для чего нужны зоопарки? ( слайд……

Что такое заказники? $( слайд……

8. Экологические правила.

Мудрая сова опасается вас пропускать в лес, она не совсем уверена, что вы знаете правила поведения в природе. По дороге в лес она расставила экологические знаки и просит их разъяснить.

$Раздаются экологические знаки…………………………………

-Ребята, сова с радостью приглашает вас в лес, где вы будете настоящими друзьями природы. .(слайд………)

А кто забудет эти правила, вы можете их найти в учебнике на стр. 115.

9. Закрепление

Вспомните, о каких животных мы говорили ? сова решила проверить, как вы запомнили животных из Красной книги и предлагает выполнить тест ……………

Самопроверка тестов

А что мы с вами можем сделать для охраны животных?

Берегите и охраняйте природу!

Ведь как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равноду$шный.

А сейчас давайте вместе прочитаем ответное письмо нашей Сове:

10. Итог урока$.

Чтение стихотворения ……………………. .(слайд………)

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом!

Бабочку не трогай!

Будем помнить мы всегда –

Их не так уж много!

 11. Оценки$. Сова дарит на прощанье вам эмблемы $Защитников дикой природы, на обратной стороне вы найдете домашнее задание и оценку за сегодняшний урок.

(учитель раздает …………... Звучит песня «Не дразните собак»)

12. Домашнее задание. С.112-117, нарисовать одного животного из Красной книги.

Всем спасибо за урок!

Post Comment