Конспект урока по Окружающему миру "Что такое явления природы" 1 класс

Урок окружающего мира. 1-ый класс.

Тема: «Что такое явления природы»

Кондратьева Наталия Владимировна, учитель начальных классов

Разработка урока по образовательной системе “Начальная инновационная школа”.

$Предмет: окружающий мир, 1-й класс, авторы: В.А. Самкова, Н.И.Романова.

$Тема урока: Явления природы.

Тип урока: Открытие нового знания.

Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока.

Задачи:

  1. Дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года, расширить знания детей об изменениях в неживой пр$ироде.

  2. Развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

  3. $

  4. Воспитывать через элементы театрализации, музыки в детях эстетическое восприятие природы, культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);
– умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);
– умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);
– умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

$ Планируемый результат.

Предметные:

Иметь представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года.

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).

$ Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно искать и собирать информацию по теме урока (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Метод$ы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Дополнительные структурные элементы урока:обмен информацией о временах года, признаках, явлениях природы и ее коллективный анализ; наблюдение; игра на закрепление знаний о явлениях природы; инсценирование диалога “Радуги и Солнца”; выполнение практической работы; формулирование выводов.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа;

  • $парная;

  • индивидуальная.

Оборудование:

  • учебник “Окружающий мир” для 1 класса, авторы В.А.Самкова, Н.И.Романова.;

  • рабочая тетрадь по окружающему миру для 1-го класса, авторы С.Г.Зелеева, Е.А.Гринёва, В.А.Самкова..

  • мультимедиа установка, компьютер;

  • карточки с изображением времен года, явлений природы для практической работы, фишки

Ход урока

I. Самоопределение к учебной деятельности (2 минуты)

- Здравствуйте! Начнём наш урок окружающе$го мира.

А что мы должны совершать на каждом уроке? (На каждом уроке мы должны открывать для се$бя что-то новое.)
– А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.)    

  – Каким вы хотите, чтобы получился наш  урок ? (Интересным, весёлым, познавательным)
– Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.
– Итак, чему будет посвящён наш  урок ? (Изучению нового)

 II.  Актуализация опорных знаний (2 минуты)

Послушайте загадку. (Учитель читает загадку слайд 2):$

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое, 
Ветер листьями играет,$
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.$
Человек и время года –
Это все вокруг … природа.

$- А какая природа бывает? (Живая и неживая)

Сейчас мы с вами проведём речевую разминку

- Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.

- Дождь бывает зимой?

- Снег б$ывает 😕

- Град бывает:?

- Листопад бывает:?

- Иней бывает..?

- Гроза бывает:?

- Туман бывает 😕

- Радуга бывает:?

- На основе этих вопросов сформулируйте тему сегодняшнего урока.(яв$ления природы)

III. Постановка учебной задачи. (1 мин)

Какую цель ставим? (узнать о явлениях природы.)

Сегодня, ребята, у нас урок-путешествие по временам года. Мы поговорим о явлениях природы, характерных для каждого времени года.

А как вы понимаете слово “явление”?

Где можно узнать точное толкование слова? (в словаре)

IV. ”Открытие” нового знания (14 мин)

Учитель читает стихотворение$

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу,
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холода щеки горят,
Любо в лесу мне бежать.
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.
$

Как вы думаете, с какого времени года мы начнем наше путешествие?
– Как догадались?  
– Итак, вы готовы представить, что мы отправляемся в путешествие по осеннему лесу?

Золотая осень”

Ребята, как называется природное явление, которое бывает только осенью? (Листопад.) Слайд 3
– Правильно, это природное явление называется листопадом, от слов листья падают.
– А чем же огорчит нас осень?
– Что бывает осенью часто? (
Дождь) $Слайд 4

Наблюдай, делай опыты. Практическая работа. Слайд5

Можно ли назвать осеннее небо “свинцовым”?

Учитель показывает свинец.

$Сравните свинец и небо.

Как вы думаете, какой свинец тяжелый или легкий? Какого он цвета?

Посмотрите, какого цвета небо? Сравните их

Почему небо называют свинцовым?

А еще, какое явление природы можно наблюдать осенью? Отгадайте загадку.

Молоко над речкой плыло, 
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман) Слайд 6

Когда чаще всего можно наблюдать туманы?

Туманы бывают во все времена года. Гуще всего туманы бывают по утрам, когда земля сильно остывает. Осенью они стелются над землей, кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покровом. Так оно и есть, потому что, облака в небе и туман низко над землей состоят из крохотных капелек во$ды.

А мы продолжаем своё путешествие.

Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? Зимой. Слайд 7

О каких явлениях природы говорится в загадке? (о с$неге).

А когда идет сильный снег, можно сказать “валит снег” – как называется это явление природы? Снегопад. Слайд 8

А по утрам, зимой , деревья бывают одеты в белоснежный серебристый наряд из многочисленных снежинок.

Как называется такое явление?$ Иней. Слайд 8, 9.

А еще, зимой, какие бывают явления? Мороз

Кто знает загадку об этом явлении?

$Ученик:

Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит,
Стоять не велит. Мороз

А когда идет снег и сильно дует ветер? Небо становится темным-темным, ветер можно сказать “завывает”. Как называются эти явления? (Вьюга, метель). Слайд 10

Какое самое любимое и яркое явление зимней природы вы знаете?  
– Отгадайте загадку:

Что за звездочки сквозные 
На пальто и на платке,
Все сквозные – вырезные,
$А возьмешь – вода в руке
(Снежинка.) Слайд 11

Что особенно красиво при снегопаде?

Физминутка

Изобразите действием мой текст.
Вы – снежинки. Вас кружит ветер, он  то подбрасывает вас вверх, то снова опускает на землю. Днём вы блестите от солнышка, а ночью, когда кружит метель, вам хочется танцевать снежный вальс.

. Мы продолжаем свое путешествие и оказываемся в следующем времени года.

Выросла сосулька $
За ночь у окна.
Ручеек забулькал.
Что это?... Весна. Слайд 12

Какие же явления характерны для весны?

Работа по учебнику.

Найдите и выберите явления природы в учебнике, положите красные фишки на нужные картинки.

Назовите эти явления природы. (Сосульки, таяние снега, ледоход)

Слайды 13,14.

$Весной, когда повышается температура воздуха, начинают появляться сосульки. Днем подтаивает снег, а ночью замерзает. Особенно много сосулек свисает с крыш.

Как надо вести себя, когда с крыш свисают очень большие сосульки? Под крышами можно ходить?

Если дует ветер теплый, хоть и с севера.
Если луг – в ромашках и комочках клевера.
Все в природе расцвело, роща зеленью одета,
Это значит, что пришло…Что пришло, ребята
?   (Лето)$ Слайд 15

Конечно, лето – это самое любимое время года и детей и взрослых.

Какие же явления природы можно наблюдать летом?

Найдите картинки и пометьте желтыми$ фишками явления, относящие к лету.

Назовите эти явления.

(Летний гром и молния, теплый летний дождь, а после дождя радуга).

Слайд 16-19

Физминутка выполняется под музыку. («Если дождь льёт в окно в середине лета…»)

Инсценировка (К.Ушинский “Солнце и радуга”)

Радуга. “Посмотрите на меня – какая я красивая! Какая, я яркая, у меня семь разных цветов. Они переливаются и светятся”.

Автор. Услышало эти речи солнышко и говорит:

$Солнышко. “Ты красива – это, правда, но ведь без меня и радуги не бывает”.

Автор. А радуга только смеется, да пуще хвалится.

Радуга. “Нет, я все-таки самая лучшая, самая нарядная, никто со мной не сможет сравниться”.

Автор. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало.

$ Как вы думаете, правильно вела себя Радуга? Красиво хвалиться друг перед другом?

О каких явлениях природы говорится в тексте? (О дожде и радуге)

Слайд 19

А кто знает загадки о радуге?

Что за чудо – красота! $
Расписные ворота
 
Показались на пути!
В них ни въехать, ни войти.

Раскинулся золотой мост
На семь сел, на семь верст.

Слово “радуга” похоже на слово “радость”. И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга.

$ Райская дуга” назвали ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

А вы знаете, когда возникает на небе радуга? Сейчас я вам расскажу.

Радуга появляется только если одновременно идет дождь и светит солнце.

Сколько цветов у радуги? Перечислите.

V. Первичное закрепление (8 мин)

1. Творческое задание в рабочей тетради (с. 35)

Выберите самостоятельно задание выполните его. (под музыку)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.$ (5 мин)

Работа в парах.

У детей разрезанные на несколько частей карточки с изображением яв$лений природы. Составляют рисунок и говорят, к какому времени года относится это явление.(Фронтальная проверка) Слайд 20

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Наше путешествие по временам года закончилось.

Сделаем вывод.

О чем мы говорили на уроке? Что узнали нового? Хочется узнать ещё больше по этой теме?

Слайд 21.

Изменения в природе: дождь, снег, град, ветер, метель, радуга, гром и молния, туман, иней, листопад – все это явления природы.$

Достигли ли поставленных целей?

 Понравился ли вам урок и какое настроение он у вас вызвал?

У вас на партах лежат карточки “настроения” – солнышко и тучка.

Если вам понравился урок и у вас урок вызвал хорошее настроение, то поднимите карточку с картинкой “солнышко”, если не очень хорошее настроение, то поднимите карточку с картинкой “тучка”.$

Спасибо всем за урок, все ребята молодцы, хорошо поработали.

Post Comment