Конспект урока по Окружающему миру "Когда появилась одежда"

Разработка у$рока окружающего мира

Фомина Ю.В.

Тема урока: «Когда появилась одежда»

Технологии: ИКТ, технология проектной деятельности.

Структура учебной задачи:

  • познакомить детей с историей одежды, с разнообразием современной одежды;

  • выяснить назначение одежды;

  • развивать умения оценки и самооценки;

  • развивать творческие способности детей;

  • развивать связную речь детей, способность строить высказывания, высказывать собственную точку зрения

Планируемый результат:

$Предметные умения

  • $ развитию у учащихся речевой грамотности;

  • усвоению новой темы;

  • умению детьми оценивать результаты работ своих одноклассников и себя.

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» временные эпохи, выражать свои эмоции;

  • $ понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться р$аботать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • $ делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;$

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, ; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Образовательные ресурсы:

  • карточки со словами «когда», «одежда», «появилась», «зачем», «нужна», «назначение», «защита», «красота»$, «функциональность»;

  • бумажная кукла для каждой пары, клей; раздаточный материал для работы в парах (фигурки человека, элементы костюма);

  • эталон проекта

  • вата;

  • мультимедийная презентация «Из истории одежды»;

    $

  • учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», 1 класс;

  • у учеников сигнальные карточки для самооценки

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

2.Мотивация к деятельности

1)Сегодня на уроке мы продолжим отвечать на вопрос «когда». (Учитель вывешивает на доске слово – КОГДА)

А вот тему урока вы постараетесь назвать мне сами.

-(ребус, кроссворд или найди лишнее).

Уберите лишний предмет.

$

Как назвать эти вещи одним словом?
(Учитель вывешивает на доске слово – ОДЕЖДА)
– Посмотрите, ребята, на доске уже открыты два слова из нашей темы. Попробуйте теперь закончить сами формулировку темы урока выбрав подходящее по смыслу слово из предложенных: была, появилась, сшита
Когда…………одежда?

( На доске появляются слова: «Когда появилась одежда?» )

Итак, тему урока мы уже узнали. Сегодня на уроке мы ответим на вопросы «Когда появилась одежда? Зачем нужна одежда?»
– А какие $бы цели вы поставили перед собой? Что мы должны сегодня узнать, чему научиться?

2)Учебно-познавательная деятельность

$ - Как вы думаете, когда появилась одежда?

А как раньше одевались люди? Давайте сегодня попробуем ответить на эти вопросы.

Для этого мы отправимся в музей истории одежды.

Давай- ка попробуем предположить,

Что может одежда, как мы, говорить.

О чём бы она нам тогда рассказала?

Историй занятных, должно быть, немало

Про все времена и обычаи знает,

Пускай поскорее рассказ начинает.

$ Первый зал «Одежда первобытных людей»

Экскурсовод в этом зале_____________

Одежда появилась еще во времена первобытного человека.

Первобытные люди делали одежду из шкур животных, чтобы защитить себя от холода, жары и дождя. Сначала люди просто связывали и обматывали шкуры вокруг тела.

Спустя какое-то время шкуры научились связывать и переплетать. Постепенно человек научилс$я обрабатывать шкуры и выделывать их. Одежда стала тоньше и могла закрыть всё тело. Скрепляли люди куски кожи сухожилиями. Вместо игл были кости рыб.

А почему делали одежду из шкур животных?

-Для чего, с какой целью люди заворачивались в шкуры?

На доске появляется карточка со словами НАЗНАЧЕНИЕ ОДЕЖДЫ.

И первое назначение одежды – защита.

Учитель:

$Шло время, и люди научились делать ткани. Давайте посмотрим, из чего состоит ткань?

Ткань состоит из нитей. Посмотрим на ткани сквозь увеличительное стекло: всюду нити переплетены! А у некоторых тканей – у марли, например, или$ у мешковины – это и так видно. У вас на партах кусочки марли. Рассмотрите их.

А кто же переплёл эти нити? Это сделал ткацкий станок.

А раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заостренной палки.

Отсюда, кстати, и само слово «ткач»: он ведь тыкал палкой с поперечной нитью то в одну сторону, то в другую. Убери из слова «тыкать» букву «ы»... Какое слово получилось? Ткать!

Ткань из нитей ткут, а чтобы узнать, откуда берётся нить, мы выполним следующую работу.

Практическая работа.

В$озьми кусочек ваты, намочи и скручивай пальцами, а при этом немножко растягивай. Что получилось?

Нить! Не очень ровная, правда, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата — это хлопок, только очищенный. Волоконца у хлопка ворсистые, и, когда ты сжал их пальцами, да еще и скрутил, они сплелись своими ворсинками.

А знаешь, чем ты занималс$я, скручивая короткие волоконца в длинную нить? Прядением!

В древние-предревние времена нить тоже скручивали пальцами. Потом изобрели веретено, а затем и прядильный станок. А сейчас нити прядут, то есть скручивают из волокон, огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные.

Шерстяные нити прядут из шерсти — больше всего

из овечьей.

Но не только овцы снабжают людей шерстью. Очень тонкую шерсть дают козы.

$Физминутка

Итак, из далекой древности мы продвигаемся вперед

во 2 зал

Экскурсовод:.

Постепенно человек из шкур переоделся в ткань. Но это была еще не та одежда, к которой мы привыкли. Такую одежду носили в Древней Греции

Ее еще не шили. Про$сто брали большой прямоугольный кусок ткани и оборачивали вокруг тела несколько раз. Концы закалывали булавкой или брошью. В тех странах, где всегда жарко, такая одежда удобна . У греков это называлось хитон и гаматий.

А там , где климат был холоднее, костюм состоял из рубахи, штанов, плаща. Женщины надевали длинные, широкие платья.

Учитель

Менялись времена, менялась и одежда. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Перья, банты, кружевные воротни$ки, пышные юбки, сарафаны, шарфы, шляпы, кокошники.

Была и особая одежда для защиты в бою .Кого вы видите на экране?

-Правильно. Это были времена рыцарей.

Переходим в следующий зал.

экскурсовод

В это же время на Руси у мужчин, и у женщин одежда была достаточно свободной, чтобы удобно было двигаться. Но рубахи и сарафаны обязательно подпоясывали.

Повседневная одежда была чаще всего белого цвета, так как ткань не красили. В холодное время года надевали зипуны и шубы, а на голову — меховые шапки. Руки защищали от холода рукавицами.

Отличалась ли одежда богатых и бедных? Чем?

Бояре и царь носили такую же одежду, но сшита она была из дорогих тканей, имела яркую расцветку. Одежду стали украшать золотыми нитями, драгоценностями. У знатных женщин ста$ли появляться очень широкие юбки, необычные шляпы, украшения. Мужчины тоже не отставали. Они носили шляпы, цилиндры, плащи. Украшали свою одежду пышными воротниками, манжетами, лентами.

$-Для чего люди всё это делали?

На доске появляется карточка со словами НАЗНАЧЕНИЕ ОДЕЖДЫ.

И второе назначение одежды – украшение.

4.Прежде, чем перейти в следующий зал давайте подумаем:

-Какую одежду носит современный человек?

Гардероб современного человека разнообразен или однообразен?
– Для чего современному человеку нужна разная одежда?

Отличается ли од$ежда по временам года?
– Правильно, человек использует разную одежду в зависимости от ситуации. Такая зависимость от деятельности называется
ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ.

(На доске появляется карточка со словом ФУНКЦИОНАЛЬНОС$ТЬ

На какие группы можно разделить одежду современного человека в зависимости от ее назначения.

Экскурсовод:

К деловой одежде относится школьная форма, юбка, брюки, жилет, пиджак, галстук, рубашка.

Что относится к «спортивной одежде»? относится спорт.костюм,футболка,шорты,гетры,майка,спорт.брюки.

«рабочая одежда»?спец.халат, фартук, нарукавники, комбинезон ,косынка

«домашняя одежда?»$ халат, платье, брюки и кофта,

специальная одежда.

Ее надевают на работе. Профессию некоторых людей можно определить по их одежде.

Мы живём на Кубани, в нашем крае проживают люди разных национальностей. И у каждой национальности есть своя отличительная национальная одежда. Например, казачья одежда, одежда адыгов.

На этом наша экскурсия по музею истории одежды подошла к завершению.

Физминутка

Проектная деятельность учащихся$

Сейчас вы будете работать в парах. У вас на столах есть задания.

Прежде чем к ним приступить, давайте повторим назначения одежды. –

Вы сейчас превратитесь в стилистов и оденете модель по заданию карточки.

8. Творческая работа детей

а) Практическая работа

Дети работают в парах. Карточка с заданием по разным видам одежды .(гот$овность выполнения задания дети показывают взявшись за руки и подняв их вверх)

б) Самопроверка по эталону.

На доске вы видите модели в одежде. Посмотрите, как вы выполнили задани$е и сравните.

Те пары, которые выполнили правильно, заработали для своей модели аксессуар (сумочку, зонтик, мяч), доклейте их своим моделям.

Учитель: У нас получился проект стилей одежды. Свои работы оставьте на партах. Я проверю, насколько моя оценка совпадёт с вашей самооценкой. И на внеурочной деятельности мы дополним проект вашими работами.

Оценивание детьми собственной деятельности.
– О чем узнали сегодня на уроке?
10. Выводы по уроку. Рефлексия.
-Сейчас мы с вами составим коллекцию пуговиц.

-Подумайте, какое настроение, и впечатление у вас осталось от урока?

-Если вам понравилось, вы много узнали,$ вы довольны своей работой ,то раскрасьте пуговицу лежащую на парте , красным цветом.
-Если испытывали затруднения, ,но вы узнали много интересного, вам было комфортно на уроке- синим цветом.

-Если урок не понравился, вам было непонятно, трудно, после урока мало впечатлений -тогда ваша пуговица будет зелёного цвета.

$

 

 

 

$ На доске картинки платья, брюки, юбка, сапоги.

.

Мы должны выяснить, когда появилась одежда, зачем она нужна людям, как изменялась одежда, какой одежда была раньше и какой она стала сейчас.

.

$  

 

Рассказ экскурсовода-ученика

Потому что тогда еще не было ткани.

Чтобы защитить себя от холода.

 

Кусочек ваты, вода для смачивания пальцев.

Пальцы-

веретено-

$прядильный станок-

прядильные машины.

Нарядная, дорогая,красивая одежда.

$У современного человека очень много одежды.
Человек ходит на работу, на улицу гулять, носит дома, надевает на праздники. В разных случаях ему нужна разная одежда$.

Защита, украшение, функциональность

 

 

Вывешиваем эталон на доску.

 

Деловая, спортивная, домашняя, праздничная, рабочая, карнавальная.

Мы должны были выяснить, когда появилась одежда, зачем она нужна людям, как изменялась одежда, какой одежда была раньше и какой она стала сейчас.
Да, достигли.
Мы узнали, когда появилась одежда, как много изменилось в одежде, какую одежду носят современные люди, каково назначение одежды.

 

$

Post Comment