Конспект урока по Окружающему миру "НАСЕКОМЫЕ" 2 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «НАСЕКОМЫЕ»

Учитель: Лебедева Наталья Александровна

Должность: учитель начальных классов$

Место работы: МБОУ «Никольская ООШ им. Н,М,Рубцова» п.Гремячий, Тотемский район, Вологодская область

Предмет: окружающий мир

Класс: 2

$Предметная программа и её автор: Окружающий мир, О.Н.Федотова

ТЕМА УРОКА: « Насекомые»

Базовый учебник: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов «Окружающий мир»:Учебник для 2 класса, часть 2.- Москва. Издательство Академкнига/Учебник – 2012 год

Цель урока: провести классификацию насекомых по способам их питания, повторить отличительные признаки насекомых в сравнении с другими классами животных.

Задачи урока: 1. Закрепить знания детей о классификации животных

2. Закрепить знания об отличительных признаках насекомых

3$. Через решение проблемных вопросов провести классификацию насекомых по способам питания

4. Вспомнить насекомых родного края

5. Закреплять умение ставить цель и задачи урока через решение проблемного вопроса, проводить рефлексию деятельности на каждом этапе урока, оценивать свою работу и работу товарищей, умение работать в паре и группе.

Тип урока: комбинированный

Необходимое оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, , коллекция насекомых, учебник, т$етрадь

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

$

Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Время

(в мин.)

1

Адаптационный этап

$

2. Актуализации опорных знаний

1.Адаптировать учеников к деятельности на уроке.

2.Выявить предварительные знания учащихся и определить их границы (создание проблемной ситуации)

$Дети выполняют упражнения.

(слайд 1)

(слайд 2)

Отгадывают загадку.

$Рассматривают иллюстрации на слайдах.

Вступают в диалог с учителем. Задают встречные вопросы на уточнение и понимание.

Решают проблемный вопрос.

Работают в рабочей тетради

Физминутка

Читает стихотворение.

$Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем наш урок.

Я дарю вам солнечное настроение, подарите и вы друг другу. Что для этого нужно сделать? (улыбнуться)

-Покажите, какое у вас настроение с помощью карточек-настроений.

Наше солнышко приглашает вас в путешествие, а куда – угадайте:

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший.

Он им протянет сотни рук

и тысячи ладошек.

Мы отправляемся на лесную опушку. (слайд 3)

-Кого можно встретить на лесной опушке? (слайды 4 – 5)

(На слайдах появляются животные)

-Как назвать их одним словом?

-А кто такие – животные?(слайд 6)

-Проверьте себя по учебнику стр.5

-Миша не может раздели$ть животных на группы, давайте ему поможем. Называйте животных, которых увидели на слайдах, к какой группе вы их отнесёте? А лягушку? А змею? (слайд 7) Интрига – в чём проблема Миши? (материалы учебника стр. 6-8)

-Проверь по оглавлению: сколько групп животных должно быть в схеме? Сравни со слайдом.

-А сейчас я вас проверю, я задаю вам вопрос, вы заполняете пропуски: (слайды 8-10)

1. У животного 4 ноги, тело покрыто шерстью. Это_________(звери или млекопитающие) Почему их так называют? Впишите нужное слово в тетради № 2 стр.3

2. У них есть голова, туловище, $хвост, плавники. Тело покрыто чешуёй. Это _________(рыбы)

3. У животного 6 ног, тело разделено на голову, грудь, брюшко. Это_______(насекомое)

4. У животного 8 ног, тело разделено на головогрудь и брюшко. Это________(пауки)

-Почему пауки не отно$сятся к насекомым?

(работа с коллекцией – сравниваем в парах)

-Какой группы животных нет у нас в оглавлении, кто внимателен? (пауков)

--А сейчас я хочу проверить, как вы знаете животных родного края. Выполните упражнение 1 в тетради, дополните схему примерами животных родного края.

-Оцените работу друг друга. По каким критериям будете оценивать?

(Физминутка)

Спал цветок и вдруг проснулся-

Больше спать не захотел,

Потянулся, встрепенулся.

Раз нагнулся, два нагнулся.

Потянулся, полетел.

-Кто это? А кто такая бабочка? Докажите!

(слайд 11)

-К кому мы сегодня идём в гости?

7

2

Целеопреде-ление

1. Вывести тему, цель и задачи урока

Формулируют тему урока. Ставят цели. $

-Разве мы не всё знаем о насекомых?

-Что нужно закрепить?

-Что узнаем на уроке?

(слайд 12)

Помогает в формулировании темы урока и целей урока.

3

$

3

Основной этап

1. Закреплять умение отличать насекомых от других животных

$

$

1.Формировать знания о питании насекомых

2.Разрешить интеллектуальное затруднение

Наблюдают, анализируют, высказывают свои точки зрения.

Называют насекомых с опорой на жизненный опыт

Доказывают, что это насекомые

Проверяют себя

Делают вывод

Наблюдают, анализируют, высказывают свои точки зрения, делают выводы.

Высказывают свои мнения, опираясь на жизненный опыт.

$

Анализируют рисунки и материал учебника

Делают вывод –чем питаются насекомые

$1. Читает стихотворение:

-В лесу, на опушке,

Стрекозы-подружки

Знакомых позвали на бал.

В траве под былинкой

Скрипач-невидимка

Старинные вальсы играл.

Букашки с былинкой

Танцуют в обнимку,

Осу подхватил мотылёк.

Поёт им комарик,

И синий фонарик

Зажёг в темно$те светлячок. (слайд 13)

-О каких животных здесь говорится?

-Каких из этих насекомых вы видели в природе и наблюдали за ними? А где вы их видели?

-С кем нельзя путать насекомых? (слайд 14)

-проверим, как вы отличите насекомых от паукообразных - № 5 стр.4 тетради – кого не обозначили? К какой группе относятся паук и клещ?

-А где ещё живут насекомые? (слайд 15)

-Кого из насекомых вы узнали? Где они живут?

-Рассмотри, как выглядят медведка, тля, водомерка, плавунец. Что у них общего?

$-Докажите, что это насекомые. Проверьте себя по учебнику стр.9

-Вернёмся к целям урока, оценим себя с помощью сигнальных карточек. (слайд 16)

-Прежде чем ответить на наш вопрос – чем питаются насекомые, сделаем вывод. Сколько насекомых в природе и где они обитают?

Вывод: Насекомые – самая многочисленная группа животных. Это и красивые бабочки, и труженики-муравьи, и разные жуки, и надоедливые мухи и комары. (слайд 17)

-А сейчас назовите насекомое, отгадав мою загадку, и скажите, чем оно питается? (слайды 18- 26)

1. Не зверь, не птица,

Нос, как спица.

Летит - кричит,

Сядет – молчит.

Кто его убьет –

свою кровь прольет.(комар)

$2. Кто над нами

Вверх ногами

Ходит – не страшится,

Упасть не боится (муха)

3. Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а как обидишь – ужалят.(осы)

4.Шевелилась у цветка

$Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел

Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

5. На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)

6. Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

$Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь. (жук)

7. В лесу у пня беготня, суетня:
Народ рабочий — весь день хлопочет,
Дом повыше построить хочет.(муравьи)

8. Целый день она стрекочет
И молчать она не хочет:
Все расскажет, все обсудит,
Всех рассердит, всех разбудит.
(стрекоза)

9. Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке? (божья коровка)

-Скажите, чем питается каждое из этих насекомых? Если затрудняетесь, рассмотрите рисунки на стр.10-11 учебника


-Значит, всех насекомых по способу питания можно разделить на 3 группы, КАКИЕ? ( слайд 27)

-Какие насекомые относятся к каждой группе?

Сделаем вывод: Как питаются насек$омые? (слайд 28)
Одни едят растения,
другие – мельчайшую живность,
третьи – и то, и другое.
Некоторые питаются
кровью. Поэтому по способу питания их делят на растительноядных, хищников, всеядных.

20

3

Закрепление

1.Первично закрепить знание о питании насекомых

$2.Повысить уровень формируемых знаний на основе применения творческих заданий.

$Выполняют упражнение в парах

Самостоятельно дают оценку своей деятельности

Проверяют на интерактивной доске.

Оценивают ответы друг друга

Доклады детей

-предварительная самооценка

Ответы на вопросы – фронтальный опрос

Организует работу в парах.

Предлагает ответить на вопросы № 7 тетради стр. 5

Предлагает детям самим оценить выполненное задание по слайду. (слайд 29)

-Выполните задание на стр. 11 учебника. Назовите изображённых насекомых. Какие из них живут в вашем крае? Чем питаются?

-А знаете ли вы, каким образом питаются некоторые насекомые, есть ли у них зубы, язык? (доклады) (слайды 30-32)

-А какой жук самый большой? (доклад) (слайды 33-34)

-А сейчас проверьте свои знания, предварите$льно оценив себя на волшебной линеечке.

-Ответьте на следующие вопросы (слайд 35)

-Оцените себя после выполнения задания.

10

4

$

Итог урока

Рефлексия

Вспоминают тему урока. Оценивают свою работу на уроке, делают выводы.

Анализируют д/з

$Предлагает вспомнить тему урока, которую ученики сформулировали в начале урока.

- Какие цели ставили? (слайд 36)

-Все ли достигли этих целей?

-Что нового для себя открыли на уроке?

-Всё ли узнали? Когда будем узнавать?(слайд 37-39)

Молодцы! (слайд 40)

Post Comment