Конспект урока по Окружающему миру «Пернатые изобретатели» 3 класс

Урок окружающего мира (3 класс)

Тема урока: «Пернатые изобретатели».

Цели: 1) познакомить учащихся с пти$цами, с особенностями их строения;

2) исследовать перья, определить их роль в полёте;

3) учить работать в микрогруппах, развивать умение сотрудничать.

$Оборудование: чучело птицы, перья, лупы, результат работы со скорлупой, глобус, мультимедийное сопровождение.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Сегодня наш класс пр$евратился в научно-исследовательский институт. В нашем институте работают 4 лаборатории. В каждой из них работают наши научные сотрудники.

2. Постановка проблемной ситуации.

Мы продолжаем знакомиться$ с многообразием живых организмов, с особенностями их строения и жизнедеятельностью. Говорить мы будем о птицах. (1 слайд)

— Скажите, что вы знаете о них, что вас сразу в них привлекает?

Вы знаете, что летать могут и бабочки, и стрекозы, и даже летучие мыши.(2 слайд)

Но никто не может летать так быстро, так высоко и на такие дальние расстояния. И вот сегодня, мы должны постарат$ься ответить на главный вопрос:

Какие же приспособления помогают птицам так летать?

— Как вы думаете, какой будет тема нашего заседания? (3 слайд)

— У меня сразу вопрос: — почему пернатые?

— кто такие «изобретатели»?

Каждая лаборатория в течение последних пяти дней изучала птиц. Работали они отдельно друг от друга, расс$матривали разные вопросы. И готовы поделиться своими отчётами.

3. Выступления учащихся о работе своих групп.

а) Наша группа изучала строение птиц. Мы думали, почему же птицы могут летать? Оказывается, всё, что находи$тся в теле птицы приспособлено к полёту. Вы знаете, что у животных есть передние и задние конечности. Так вот у птиц вместо передних конечностей есть крылья. Они нужны для опоры

на воздухе, чтобы летать.(4 слайд)

Мы также изучили скелет птицы и узнали, что он состоит из лёгких, трубчатых костей, внутри которых находится воздух. Значит, скелет птицы очень лёгкий.(5 слайд)

Для того чтобы летать, птицам нужен не только лёгкий, а ещё очень прочный скелет. Поэтому часть костей на г$руди срослась, и появился специальный выступ. Его назвали киль. К нему крепятся самые сильные мышцы, которые поднимают и опускают крылья.

Ещё мы знаем, что у птиц вместо тяжёлых зубов есть клюв. Это тоже делает птиц более лёгкими.

Вы знаете, что птицы очень быстро и далеко летают. Чтобы летать, им нужна энергия. Поэтому птицы много едят и быстро переваривают пищу. Они даже могут освобождаться от остатков пищи во время полёта.

$

Мы также узнали, что птицы имеют хорошее сердце и лёгкие с воздушными мешками.

А ещё птицы имеют постоянную температуру тела, как человек.

— Скажите, а как$ая постоянная температура тела у человека?

А вот температура тела птицы немного больше: 40 градусов. Чтобы сохранить эту температуру тела, птицам помогает оперение. Оно удерживает воздух вокруг тела и заменяет птицам одежду.

Вы знаете, что птицы летают при помощи крыльев. Здесь большое значение имеют перья. Когда птица поднимает крыло вверх, перья раздвигаются и пропускают воздух. Когда птица опускает крыло вниз, перья соединяются и опираются на воздух.(6 слайд)

$Вывод: — Как вы поняли, почему же птицы могут летать? Что им в этом помогает? (7слайд)

$

б) Наша лаборатория изучала самую главную особенность птиц – перья. Вы видите, что всё тело птицы покрыто перьями. Здесь есть и длинные перья, и совсем короткие пёрышки. Так вот перо состоит из неживого вещества, со временем оно изнашивается. Поэтому 1 или 2 раза в год старые перья выпадают, а на их месте вырастают новые. Этот процесс называется линька.

Мы рассмотрели перо под лупой и у$видели, что оно состоит из прочного ствола и опахала. Опахало состоит из бородок. По виду перо можно сравнить с хвоинками на ёлке.

Если взять перо и провести по нему вниз, перо станет растрёпанным (показывает). Если затем провести в обратную сторону, то перо станет опять гл$адким и ровным.

Возьмите перья со своего стола и попробуйте сами сделать также.

Наша группа узнала, почему так происходит.

— А вы хотите узнать, почему это так?

Это происходит потому, что у пера есть крючочки. Их можно сравнить с застёжками-липучками. Они соединяют перо.

Возьмите свои лупы и рассмотрите внимательно перья (работа с лупами).

— Найдите у себя на столах самые маленькие пёрышки (работа с перьями). Они называются пуховые. Они очень пушистые и помогают удерживать тёплый воздух вокруг тела. (8 слайд)

$- Найдите у себя на столах перья немного больше. Эти перья покрывают всё тело птицы и называются покровные. (9 слайд)

— Крупные перья в крыльях птиц называются $маховыми. А перья в хвосте называют рулевыми.(10 слайд)

— Как вы думаете, почему?

Оказывается, все птицы ухаживают за своими перьями. Водоплавающие птицы смазывают оперение специальным жиром, который не пропускает воду. Поэтому перья не намокают. И птица плавает как в непромокаемой лодке. Есть даже такая поговорка: «как с гуся вода».(11 слайд)

$

Вывод: — Какое открытие вы сделали для себя?

4. Физкультминутка.

В работе нашей перерыв, поиграем. Я буду называть только птиц, если ошибусь, то нужно хлопать. Как птицы машут крыльями? Начинаем.

П$рилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи (хлопают)

— Что неправильно, почему?

Мухи- насекомые.

Продолжим:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны (хлопают)

Начинаем снова:

Прилетели птицы:

Голуби, кун$ицы (хлопают)

Продолжим:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки (хлопают)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди, скворцы…

Все вы молодцы!

Продолжаем работу.

в) Наша груп$па изучала, где же птицы живут и чем отличаются друг от друга.

Мы узнали, что живут они на всех материках Земли и во всех природных зонах: и в лесах, и в степях, и в горах, и на озерах. Всего в мире существует 9 тысяч видов птиц.

Мы заметили, что птицы приспособились к своим местам обитания. Например, мы знаем, что у воды живут гуси, утки, лебеди и другие птицы. Их ещё называют водоплавающие.(12 слайд) Так вот у них на лапках перепонки, чтобы им было легче плавать. А ещё у них есть широкий клюв, чтобы процеживать ил и удерживать во рту чер$вячков.

Ещё мы рассмотрели хищных птиц. Это ястребы, орлы, коршуны, соколы и другие. Мы заметили, что у них у всех есть мощный клюв крючком, а на ногах острые загнутые когти, для того, чтобы схватить и держать добычу. (13 слайд)

Когда мы знакомились с разными видами птиц, то обратили внимание, что, оказывается, не все птицы умеют летать. Например, это страусы. Самые большие из них – африк$анские страусы – достигают роста 2 м 70 см и весят около 90 кг. Они не умеют летать, но, зато у них есть мощные ноги, и они бегают со скоростью 30 км в час. Яйца они откладывают большие до 15 см и весом почти 2кг. (14 слайд)$

А ещё мы узнали, что самыми быстрокрылыми птицами считают ласточек и стрижей: скорость их полёта может достигать 150 км в час. А чемпионом по нырянию в глубину признан королевский пингвин он ныряет на глубину 200 метров.

Когда приходит зима, пищи для птиц становится меньше: насекомые прячутся, семена находятся под снегом. Птицам становится голодно. Поэтому осенью многие птицы улетают в тёплые края.

— Как называют таких птиц? (перелётные) (15 слайд)

Другие птицы находят корм на деревьях: семена в шишках, насекомых под корой. О$ни остаются зимовать там, где появились на свет.

— Как называют таких птиц? (оседлые) (16 слайд)

А ещё мы сказали, что для птиц зимой очень мало еды. Поэтому люди заботятся о птицах – делают кормушки, куд$а кладут зёрнышки и крошки хлеба. А специально для синичек подвешивают кусочек несолёного сала.

Вывод: Подведите итог этого исследования. (17 слайд)

г) Наша лаборатория изучала, к$ак птицы размножаются и выводят птенцов.

Обычно это происходит весной и летом. Когда становится тепло. Но, есть птица, которая выводит птенцов в самые морозы зимой.

— Кто из вас знает, что это за птица? Как она называется? (18 слайд)

Сначала птицы строят гнёзда. Птичьи гнёзда можно увидеть везде: и на высо$ких деревьях, и возле воды в камышах, и на скалах, и даже на крышах домов.(19, 20 слайд) На дно гнезда птицы обычно укладывают пух, или мох.

— Как вы думаете, зачем?

Затем птицы откладывают яйца, по 1 яйцу в день. И начинают высиживать. Потому что для появления птенцов яйцам нужно постоянное тепло. Если птицу напугать, прогнать с гнезда, яйца остынут, и птенчики погибнут. (21 слайд) Обычно высиживают яйца самки. (22 слайд) Но есть птицы, у которых птенцов высижива$ют оба родителя. Например, это цапли, аисты, журавли. (23 слайд) А есть даже птицы, где птенцов высиживает папа-самец. Это американский страус, императорский пингвин. (24 слайд)

Вы все знаете, что в яйце есть желток и белок. Желток – это и есть будущий птенец-зародыш. А белок – это для него запас питательных веществ.

Мы подумали$, что будущему птенцу нужен воздух. Но как же он попадёт через твёрдую скорлупу? И тогда мы провели такой опыт: взяли яйцо, проткнули, вылили содержимое, оставили только скорлупу, и налили в скор$лупу краску. Через 2 дня заметили, что капельки краски показались снаружи. Вот, посмотрите, что у нас получилось. Это значит, что в скорлупе есть поры. Вот через них и попадает воздух к зародышу (показывает).

Ещё мы узнали, что птенцы у птиц рождаются разными. Например, у водоплавающих птиц птенцы рождаются сразу зрячими, они покрыты пухом и везде бегают за матерью. (25$ слайд)

А вот птенцы хищных древесных птиц рождаются совершенно беспомощными. Родители носят им корм, следят за ними, пока они не подрастут и не станут летать. (26 слайд)

Вывод: Как же появляются птенцы на свет?

5. Первичное закрепление изученного материала.

Мы выслушали отчёты всех групп. А теперь, п$опробуйте систематизировать полученные знания. Вам помогут задания учебника с. 104- 107. Исследуйте данные страницы. Можете начать с любого задания. При возникновении трудностей обращайтесь за помощью друг к другу.

6. Подведение итога работы.

Наше заседание подходит к концу. Давайте вернёмся к нашему главному вопросу.

$- Почему же птиц называют пернатыми изобретателями?

7. Домашнее задание.

В тетради на с. 50 выполните задания по выбору.

8. Рефлексия. Оценки.

Мне очень понравилась ваша работа. А понравилась ли она вам?

$Какими мыслями вы можете поделиться со своими друзьями, родителями?

Вам есть о чём рассказать?

Если есть, чем поделиться, поаплодируйте сами себе! (27 слайд)

Post Comment