Конспект урока по Окружающему миру "Пресмыкающиеся" 2 класс


Пресмыкающиеся

Цели: выделить черты сходства и различия крокодилов, черепах, ящериц, змей; углубить знания о жизни пресмыкающихся и их питании; выявить отличительные признаки гадюки и ужа; познакомить с правилами безопасного поведения при встрече со змеями.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные результаты:

Научиться правилам поведения со змеями.

Знать черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей.

$ УУД:

Личностные:

выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций н$а искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Оборудование: цветные карандаши; учебник; хрестоматия; тетрадь для самостоятельной работы; презентация, мультимедийная установка.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

Отгадайте загадки и прочитайте ключевое слово. Слайды 2-5.

1) Живу на суше и в воде.

Мой панцирь очень нужен мне.

Я этим домом дорожу,

Хоть очень медленно хожу.

$ (Черепаха.)

2) Я вовсе без ног,

Но двигаюсь ловко

По земле и в воде –

Помогает сноровка. (Змея.)

$

3) Вот лентяй

С зеленой кожей,

Он всегда гуляет лежа.

(Крокодил.)

4) С последней буквы алфавита

Я начинаюсь. Не беда –

Зато быстра и деловита,

Лишь хвост теряю иногда.

(Ящерица.)

$4

1

3

$

я

ч

к

$

щ

е

2

$

р

е

р

з

о

$

р

п

р

е

с

м

ы

к

а

$

ю

щ

и

е

с

я

п

е

$

о

ц

$

а

я

д

а

$

х

и

а

$

л

$

Тема нашего урока – «Пресмыкающиеся». Слайд 6.

II. Работа по учебнику.

Рассмотрите рисунок в учебнике. Кто здесь изображены?

Расскажите, как выглядит каждое из изображенных пресмыкающихся. (Черепаху легко отличить от других животных по панцирю. У эфы, как и у других змей, длинное, гибкое тело и нет ног. У плащеносной ящерицы – четыре лапы с острыми когтями и длинный хвост. Крокодил похож на огромную ящерицу, его хвост сжат с боков, а голова и туловище сплюснуты. Пальцы задних ног крокодила соединены плавательной перепонкой, что помогает передвижению в воде.)

Несмотря на отличия во внешнем строении, всех этих животных относя$т к одной группе – пресмыкающиеся.

Назовите признаки пресмыкающихся. (Все пресмыкающиеся (и с ногами, и без ног) ползают по земле, «пресмыкаются», а также то, что их тело покрыто сухими чешуями или панцирем.) Слайды 7-8.

Большинство пресмыкающихся живут в теплых и жарких странах, где не бывает зимы.

Каких пресмыкающихся, когда и где вам удавалось встретить в природе в родном крае?

В лесах нашей страны обитают некоторые виды ящериц и змей: ящерица прыткая, ящерица зеленая, ящерица живородящая, гадюка, уж, веретеница, желтопузик. Можно увидеть черепаху болотную или степную.

Учитель рассказывает о жизни некоторых пресмыкающихся.

Ящерица прыткая. Слайд 9. Возможно, прыткой она названа не только потому, что быстро бегает. Но и потому, что делает это очень ловко, мгновенно, $круто меняя направление, сбивая тем самым преследователя. А может, потому, что очень уж ловко охотится – молниеносно прыгает на жуков и кузнечиков, а мух хватает даже на лету. Охотится прыткая ящерица много часов подряд, в ее меню более 300 различных видов насекомых. Эта ящерица не бывает более 25 см в длину.

Живородящая ящерица, или живородка, (слайд 10) названа так потому, что рождает живых детенышей. В длину редко достигает 20 см.

На Дальнем Востоке живут две ящерицы, которых за длинные хвосты (у некоторых в 2–3, а то и в 4 раза длиннее туловища) назы$вают долгохвостиками. Это мелкие ящерицы (максимум 10 см без хвоста) с крупными чешуйками, покрывающими часть спины и брюшка (у других ящериц они мелкие). Амурская долгохвостка(слайд 11) обитает в светлых дубовых или кедрово-широко-лиственных лесах. Ее можно встретить и у воды, и на лугах. Но чаще все-таки в лесу. Корейская долгохвостка (слайд 12) предпочитает открытые пространства, поросшие невысоким кустарником или травой. Если живет в лесу, то лишь на опушках. Любит воду, хорошо плавает. При опасности либо скрывается в густой траве, либо на ветках деревьев и кустарников, при лазании помогает себе хвостом. Она даже ночует на ветвях, обернув дважды или трижды хвост вокруг ветки и таким образом уцепившись за нее.

Веретеница ломкая (слайд 13) – это безногая ящерица. Этот лесной житель действительно напоминает веретено. Хвост веретеницы, как у всех ящериц, способен «отламываться», потому она и получила название «ломкая». Медленно ползает веретеница, низко, к самой земле наклонив голову. Встретит слизня или гусеницу, ухватит своими беззубыми челюстями, помотает головой из стороны в сторону и проглотит добычу.

Кроме обыкновенного ужа в нашей стране обитает водяной уж. Слайд 14. В то время как обыкновенный уж любит «побродить» по бережку, погреться на солнышке, слазить на дерево, водяной уж только к вечеру выбирается на сушу, чтобы где-нибудь под корнями дерева провести ночь.

На Дальнем Востоке обитает тигровый уж. Слайд 15. Он нередко пугает малосведущих людей: способен, как кобра, поднимать переднюю часть тела, раздувать ее, демонстрируя яркие пятна на теле. Но он совсем безобиден. И даже когда его берут в руки, не делает попыток укусить.

На Дальнем Восто$ке водится японский уж (слайд 16), которого тоже принимают за ядовитую змею и беспощадно уничтожают, хотя эта змея питается насекомыми, принося пользу. (По Ю. Дмитриеву, Н. Пожарицкой, А. Владимирову, В. Порудоминскому.)

Встретить пресмыкающихся можно только в теплое время года. Зимой они спят в норках под корнями деревьев. Весной выходят из укрытий и греются под лучами солнца. В теплое время года они очень быстро передвигаются.

Чем похожи крокодил и птицы? (Они откладывают яйца.)$

Чем похожи ящерица и млекопитающие? (У них 4 ноги.)

Чем похожи змеи и рыбы? (Нет ног.)

Чем похожи черепахи и крабы? (Есть панцирь.)

Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 20. Чем питается уж? (Он охотится за лягушками.)

Чем питается гадюка? (Мышами.)

Прочитайте текст о питании пресмыкающихся. (Добычей ящерицы становятся насекомые и пауки, а змей – крупные насекомые, лягушки, мыши, мелкие птицы.)

Пресмыкающиеся обитают и на суше, и в воде. Называют их так потому, что они ползают по земле, «пресмыкаются». Питаются они рыбой, травой, водорослями, мышами, лягушками, насекомыми.

Для людей опасны ядовитые змеи. При укусе они впрыскивают яд, который может оказаться смертельным. В таких случаях надо немедленно обращаться к врачу. Если змею не тревожить, он$а не нападает на человека.

Среди змей, обитающих в нашей стране, есть ядовитые, например гадюка. Слайд 17. Она убивает добычу своим ядом. В этом ей помогают два острых ядовитых зуба, которые намного длиннее остальных. Укус гадюки не смертелен для человека, но человек может долго болеть. Поэтому не забывайте о правилах безопасного поведения в лесу:

1. При походе в лес необходимо надевать высокую обувь.

2. При встрече с гадюкой не кричать, не делать резких движений, не махать палкой. Надо тихо и быстро уйти с места вс$тречи. Гадюки не нападают на человека первыми, если их не пугать.

3. При укусе гадюки надо немедленно обратиться за медицинской помощью.

Назовите внешние отличия гадюки и ужа.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Унеси меня, мой змей,

Прямо в небо поскорей!

В небе я хочу кружиться,

В небе я хочу носиться,

И хочу я, словно птица,

Улететь за сто морей.

Я весь мир хочу увидеть,

Всех детей хочу увидеть,

Чтобы за руки нам взяться,

Чтобы вместе нам смеяться.

М. Карем

III. Работа по хрестоматии.

$ 1) Учащиеся читают рассказ «Где змеи в наших лесах зимой тепло чуют?».

Как зимуют пресмыкающиеся?

У каких животных, кроме змей, температура тела зависит от окружающей среды? (У пресмыкающихся и земноводных.)

2) Учащиеся читают рассказ «Гадюка».

3) Учащиеся читают рассказ «Чем питаются рептилии?» по цепочке вслух.

Рассмотрите рисунки с изображением пресмыкающихся в хрестоматии.

Как выглядят летучий дракончик и варан?

Как охотятся вараны?

Впишите в кроссворд пресмыкающихся и узнаете, как еще их называют. (Рептилии.) слайд 18.

$

р

1

з

$

м

е

я

2

ч

е

р

$

е

п

а

х

а

т

$

3

я

щ

е

$

р

и

ц

а

л

$

4

к

р

о

к

о

д

и

л

$

и

IV. Работа в тетради.

З а д а н и е 17. Отгадать загадки о пресмыкающихся – крокодил, черепаха, змея; отметить рисунки с изображением животных, которые живут в родном крае.

З а д а н и е 18. Учащиеся делают открытие: вымершие на Земле динозавры – тоже пресмыкающиеся.

З а д а н и е 19. Дополнить текст, вставляя пропущенные слова: сух$ими, черепахи, пресмыкаются, пресмыкающиеся.

З а д а н и е 20. Заполнить таблицу.

Название животного

$

Отличия

Уж

По бокам головы два желтых пятнышка

Гадюка

На голове рисунок в виде буквы «х». Вдоль спины черная зигзагообразная полоса

Раскрасьте рисунки с изображением гадюки и ужа.

V. Итог урока.

Выберите верное рассуждение:

а) Птенцы у птиц выводятся из яиц. Ящерицы тоже появляются из яиц. Значит, ящерицы – птицы. (Неверно.)

б) У млекопитающих две пары ног. У ящерицы тоже четыре ноги. Значит, она – млекопитающее. (Неверно.)

в) Тело ящерицы покрыто роговыми чешуйками. Выводятся ящерицы из яиц. Ящерица – пресмыкающееся. (Верно.)

Какие главные признаки пресмыкающихся? Слайд 19.

Назовите группы пресмыкающихся по способу питания.

$ Домашнее задание: с. 18–20, отвечать на вопросы.

Список использованной литературы:

«Окружающий мир, 1-2 классы» поурочные планы по программе «Перспективная начальная школа», (компакт – диск). Издательство «Учитель», Волгоград, 2010 год.

Авторы: Т.С Гулуева, Н.В. Лободина.

Хрестоматия по окружающему миру, автор: О.Н Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Издательство «Академкнига / учебник, Москва, 2012 год.

Учебник для 2 класса по окружающему миру, авторы: О.Н Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Издательство «Академкнига / учебник, Москва, 2012 год.

Post Comment