Конспект урока по Окружающему миру "Русские первопроходцы" 3 класс

3 класс Программа: развивающая система Занкова

Тема: «Русские первопроходцы»

Цель: формирование представлений о начале освоения земель Азии

Задачи:

  • $

    расширять представления об окружающем нас мире;

  • содействовать развитию умения наблюдать, делать выводы, развитию коммуникативной культуры, информационных, поисковых умений;

  • создать условия для развития исследовательских навыков уч-ся.

Оборудование:

  • учебник Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова «Окружающий ми$р» – 3класс,

  • карточки для работы в группах

  • компьютер

  • проектор

Этапы урока

$

$

$

Содержание

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Приветствие учителя

Личностные:

  • Проверка рабочих мест, настрой на работу

  1. Актуализация знаний

$

Я предлагаю вам прочитать текст, попробуйте определить тему урока.

Четыре века назад к востоку от Уральских гор лежали неведомые, неисследованные земли. Мало кто знал о них. Говорили, что за Камнем (так называли в то время Уральские горы) лежит необъятный край – иди хо$ть два года и не дойдёшь до конца. В этом краю несметные богатства. И вот на восток, в просторы Сибири и Дальнего Востока, пошли люди. Этих отважных, смелых людей называли первопроходцами. (слайд)

-Какова тема нашего урока? Как называют людей, которые первыми осваивали новые земли? (слайд)

Читают текст.

Высказывают свои предположения о теме урока.

Личностные:

  • Сформировать интерес к учению

Регулятивные:

  • Определение тему урока по тексту

  1. Изучение нового материала

- Итак, тема урока: «Русские первопроходцы». Какие знания необходимы путешественникам? Давайте проверим, какие знания есть у вас по ориентированию, чтобы отправиться вместе с землепроходцами в путешествие.

-Определите, в какой стороне горизонта находится по отношению к Москве Белое море, Азовское море, Тихий$ океан, Уральские горы, Балтийское море. (работа с картой)

-Молодцы, думаю, вы будете хорошими путешественниками.

-Предлагаю вам рассмотреть карту с маршрутами первопроходцев в учебнике на стр.81 учебника.

-Сколько видите маршрутов? (4) Что привлекало людей, отправлявшихся в путешествия?

Вы высказали разные гипотезы. А как узнать, какая из них верная? (Посмотреть в учебнике)

-Как вы думаете, какой путь самый трудный? (Афанасия Никитина). Почему? (Долгий путь).

$-Проследите по карте путь, найдите в учебнике описание путешествия (стр.83). Куда ему удалось добраться? (до Индии)

- Я предлагаю вам слова. Подумайте, какие из них имеют отношение к Индии?

(слайд)

Жара

Олень

Айсберг

Северное сияние

Тропические растения корова

алмазы

фрукты

$ткани

сари

-А как вы думаете, что такое сари?

-Сари- это традиционная женская одежда Индии, представляющая собой кусок ткани длиной от 4,5 до 9 метров, шириной до 1,2 метров, особым образом обёрнутого вокруг тела. (слайд)

-Через какие природные зоны прошёл Афанасий Никитин? (Лесная зона, степи, пустыни) (слайд)

-В каком направлении двигались новгородцы? (стр.80)

-Найдите описание в учебнике. Зачем они отправились в путешествие? (Для расширения $торговых связей).

-Какие природные зоны они преодолели? (Лесная зона, лесотундра, тундра). (Слайд)

- Следующий путь паломников в Палестину. Кто такие паломники? Найдите о них сведения в учебнике (стр.82). С какой целью они путешествовали? (Поклоняться святым местам).

-Через какие природные зоны проходил их путь? (Лес, степь, пустыня). (Слайд).

Работают с картой.

Отвечают на во$прос учителя.

Познавательные:

  • Изучение нового материала

$

Работа с картой

Выбирают слова, относящиеся к Индии

$

Дают свои ответы по поводу того, что такое сари.

Работа с картой

Работа с учебником

Личностные:

  • Использование своих знаний

Регулятивные:

  • Поиск информации в учебном материале

  1. Физкультминутка

Сейчас я буду показывать движения, а, вы, будете за мной повторять с каждым разом все быстрей и быстрей.

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. На лбу, ушах, на шее, на локтях, есть на носах, на $животах, коленях и носках.

Повторяют за учителем движения

Регулятивные:

  • Умение переключаться из игровой деятельности в учебную

  1. Продолжен$ие изучения нового материала

- Рассмотрим путь Ермака. Обратимся к учебнику (стр.83)

- Как связано имя Ермака с Сибирью?

-Как вы думаете, чей поход имел значение для Руси? (Ермака). Почему?

- Предлагаю поработать в группах, чтобы $познакомиться более подробно с этим походом.

-Разбейтесь на 5 групп по 5-6 человек.

Групповая работа

-Прочитайте текст, определите, о чём этот текст, выберите главную информацию на эту тему.

1 группа. О Ермаке говорили разное. Одни считали,– что Ермак – это не имя, а прозвище. Будто бы дали его молодому казаку Василию, когда он был кашеваром в казачьем отряде и молол зерно на ручной мельнице, которая называлась Ермаком.$

Другие считали, что Ермак – это краткая форма имени Ермолай. Исключительной храбрости воин, богатырь, умный, талантливый военачальник, защитник Родины. Ермак, по описаниям современников, был среднего роста с крепкими мышцами, широк плечами, имел приятное лицо, чёрную бороду, тёмные кудрявые волосы. Ермак был отважным и решительным, умным и храбрым человеком.

Какую важную информацию вы для себя выделили? (слайд)

2 группа. Во времена Ивана Грозного в России был хорошо известен богатый купеческий род Строгановых. О$ни вели торговлю на берегах реки Двины и Камы. Эти края часто подвергались вражеским набегам, и Строгановы построили на речных берегах небольшие деревянные крепости. В этих крепостях несли службу казаки. Особенно досаждал Строгановым правитель Сибирского ханства – хан Кучум. Чтобы избавиться от его набегов, послали Строгановы отряд казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем остановить набеги хана Кучума, а также изведать богатства, земли сибирского края.

Что важного ваша группа для себя отметила? (причина похода: остановить набеги Кучума, изведать земли сибирского края) (слайд)

3 группа. В 1581году купцы Строгановы организовали поход Ермака за Урал. Казаки спустились по реке Каме в реку Чусовую, затем по ней поднялись до речки Серебрянки и вышли к Тагильским перевалам. Волоком перетащили лодки через Уральские горы на реку Тагил и по ней поплыли до реки Туры. Затем по Тоболу поднялись до Иртыша, где нанесли поражение хану Кучуму и взяли его столицу Кашлык.

О чём идёт речь в$ вашем тексте? (о маршруте Ермака, трудном пути) (слайд)

4 группа. Отряды Ермака были хорошо вооружены, организованы. В войске имелись трубачи и барабанщики. Они подавали сигналы во время сражения. На реке Тобол казаки Ермака разгромили отряды хана Кучума, ошеломив врага огнестрельным оружием, которого татары доселе не видели и не знали. Ермак распорядился стрелять по очереди: пока одна половина войска стреляла, вторая перезаряжала ружья. Поэтому стрельба не прекращалась ни на минуту. Сибирские народы считали его вооружение волшебным, приносящим победу, удачу в войне. За кольчугу Ермака предлагалась очень высокая цена.

$

Какой вывод сделала ваша группа из прочитанного? (Отряд Ермака хорошо вооружён, выбрана верная тактика сражения) (слайд)

5 группа. В 1585 г. Ермак всего с 50 казаками отправился отыскивать караван с продовольствием, который должен был прийти из Бухары. Хан Кучум сумел установить непрерывное наблюдение за отрядом Ермака. Но$чью, когда казаки заснули на берегу Иртыша, татары напали на них. Ермак сражался до конца. Он кинулся в воду, пытаясь переплыть реку. Но полученная рана и тяжёлое вооружение потянули его на дно.

После смерти Ермака другие казачьи отряды под руководством Дежнёва, Хабарова и других прошли всю Сибирь, добравшись до берегов Тихого океана. А Ермак так и остался покорителем Сибири.

$

Какие дополнительные сведения получили вы из этого текста? (Как погиб Ермак, о последователях Ермака) (слайд)

-Общий вывод: какое значение имел поход Ермака для Руси? (присоединение Сибири, расширение и укрепление государства) (слайд)

Работа с учебником. Поиск информации в учебнике

Работа в группах. Работа с текстом. После каждая из групп рассказывают то, что было у них в текстах.

Познавательные:$

  • Осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию в учебнике

Коммуникативные:

  • Работа в группах, умение договариваться между собой

Познавательные:

  • Изучение нового материала

  • Умение понимать и пересказывать простые тексты

  1. $Этап закрепления

Предлагаю поработать самостоятельно, заполнить таблицу. (слайд)

Фамилия путешественника, совершившего поход в Сибирь

Личность путешественника

Время путешествия

Цель путешествия

$

Результат путешествия

$

-А сейчас давайте проверим табличку.

Работа самостоятельно с таблицей.

Познавательные:

  • Заполнение таблицы с помощью изученного материала$

  1. Итог урока

-Итак, что сегодня на уроке, вы, узнали для себя нового?

$ Ответы учащихся( о русских первопроходцах: маршрут новгородцев, путь паломников через Палестину, маршрут путешествия Афанасия Никитина, Поход Ермака в Сибирь)

Регулятивные:

  • Обобщение изученного материала

  1. Домашнее задание

$

Учебник стр. 80-83

Запись в дневниках

  1. Рефлексия

- Вы сегодня были путешественниками. В роли какого из них вы себя чувствовали? (слайд)

Отвечаю в роли какого путешественника себя чувствовали.

$

Личностные:

  • Высказывает свое личное мнение по поводу работы на уроке

Post Comment