Конспект урока по Окружающему миру "Сезонные изменения в лесу. Зима" 3 класс

Кончухидзе О.В.

3 класс учебник Дмитриева Н.Я. Казаков А.Н.

Сезонные изменения в лесу. Зима. (урок открытия новых знаний)

Цель: систематизиро$вать знания учащихся о жизни леса и его обитателях зимой через систему продуктивных заданий

Задачи:

  1. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений (о сезонных изменениях в природе, временах года)

  2. Строить сообщение в соответствии с учебной задачей; формировать умение договариваться, приходить к общему при работе в парах, группе;

  3. Развивать познавательную активность, наблюдательность

  4. Способствовать воспитанию экологической культуры, бережного отношения к природе

Результат:

- устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой:

- приводить примеры представителей разных групп животных;

Для этого урока необходимы были знания следующих тем:

1 класс Неживая и живая природа. Разнообразие растений и живот$ных.

2 класс Измерение температуры воздуха, снега. Явления природы. Снегопад. Снег и лед. Растения, их разнообразие. Животные, их разнообразие.

Оборудование: карточки$ "Найди признаки зимы", "Узнай, чей след"

Карточка: Узнай, чей след?

Деятельность учителя

$

Деятельность учащихся

$

Формируемые УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Рассмотрите иллюстрации, какие изменения в неживой природе вы видите?

Иллюстрации осени

На прошлом уроке мы говорили об изменениях, которые происходят в жизни леса осенью.$

ЦЕЛЬ: Замотивировать детей на работу

УУД: личностные

$

  1. Постановка учебной задачи и актуализация знаний

(8 мин)

$

- Какие изменения произошли в растительном мире осенью?

- Бывает ли листопад у хвойных растений? Почему?

-Как меняется жизнь животных с приходом осени? Какие изменения происходят в их поведении, внешнем виде? Как вы думаете, с чем это связано?

- Как вы думаете, с какой темой сегодня мы познакомимся?

У: Сегодня мы продолжим путешествие по зоне лесов и познакомимся с новыми тайнами леса и его обитателей зимой.

У: Отгадайте загадку:

Неожиданно метели с воем жутким налетели.

Осень в страхе убежала, и она хозяйкой стала.

У: Как вы думаете, зима начинается с 1 декабря?

У: Предлагаю работу в парах. Выберите признаки зимы.

1. Водоемы покрыты льдом.

2. Земля покрыта снегом.

3. Листопад.

4. Сильный мороз, метель, вьюга.

5. Деревья стоят без листьев.

6. Осадки в виде дождя со снегом.

$У: Но ведь зимой деревья тоже стоят без листьев?

У: Как повлияли эти изменения на изменения в живой природе?

Дети: Животные готовятся к приходу зимы.

Ответы детей.

Д: будем говорить о зимних изменениях.

$

Д: зима.

Д: Нет. Она наступает, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, а с 1 декабря начинается по календарю.

Д: 1 2 4 признаки относятся к зиме, 3 5 6 к поздней осени.

Д: Да, когда стоят сильные морозы, мало снега. В суровые зимы погибают в основном молодые деревья. В малоснежные зимы садоводы засыпают фруктовые деревья снегом.

$

  1. Построение проекта выхода из затруднения

У: Предлагаю вам, используя иллюстрацию в учебнике, подумать какие изменения произошли в животном мире зимой.

У: Чтобы лучше почувствовать атмосферу зимнего леса, прочитайте зимнюю зарисовку, сделанную Виталием Бианки (читаю$т учащиеся):

«Холодно становится, холодно! Прошло красное лето…Стынет кровь, вялыми с$тановятся движения. Забрались в щёлочки, скважины коры, в трещины стен и заборов бабочки, мухи, комары, жуки. Муравьи закупорили все ворота, все входы-выходы своего высокого стовратного города. Забрались в самую глубину его, жмутся там, в кучи, потесней, - застывают так.

Голодно становится, голодно! … Скрылись бабочки, мухи, комары, - и нечего стало, есть летучим мышам. Они прячутся в дупла, в пещеры, под крышу на чердаках. Повисают там вниз головой, прицепившись за что-нибудь коготками задних лапок. Запахиваются, как плащом, своими крыльями – засыпают. Скрылись лягушки, жабы, ящерицы, змеи».

У: Прочитаешь такие строки, и хочется с головой спрятаться под одеяло. А куда все-таки скрылись лягушки, жабы, ящерицы, з$меи?

У: Почему эти животные не могут вести зимой активный образ жизни?

У: На какие группы можно разделить животных зимой?

У: Приведите примеры каждой группы животных.

У: Почему животных первой группы заботливая Природа укладывает зимой спать? Обоснуйте свой ответ, опираясь на свои исследования, которые вы провели, когда изучали животных лесной зоны.

У: Можно ли по-другому разделить животных на группы?

У: Есть ли среди животных, которые ложатся в спячку те, которые делают запасы?

У: А среди животных, которые ведут активный образ жизни?

$

У: Значит, зимой животных можно разделить на следующие группы:, те, которые ложатся в спячку, и которые ведут активный образ жизни и тех, которые делают запасы на зиму и нет. Легко ли прожить тем животным, которые не делают запасов?

У: Значит, звери как то еще подготовились к зиме?

У: Зимой очень сложно выжить животным, им не хватает корма. Подумайте, как человек может помочь животным зимой.

Работа в парах:

Д: На две группы. К первой группе относятся животные, которые ложатся в спячку. Ко второй группе отнесем тех, кто ведет активный образ жизни.

$

Д: Эти животные проводят зиму в спячке.

Д: Температура их тела зависит от температуры окружающей среды. Для них нет корма. Это холоднокровные животные.

Д: На две $группы. К первой группе относятся животные, которые ложатся в спячку. Ко второй группе отнесем тех, кто ведет активный образ жизни.

Д: К первой группе отнесем медведя, ежа, барсука, змей, мышей. К другой группе отнесем зайца, лису, лося, волка.

Д: Ёж питается насекомыми, ящерицами, змеями, а их зимой в лесу нет. Для барсука и медведя также нет пищи в зимнем лесу, поэтому с осени они отъедаются, а всю зиму спят.

Д: Да, на тех, кто делает запасы на зиму, и на тех, кто не запасает ничего.

Д: Да, например барсук, мыши.

Д: Есть, белка.

Д: Очень сложно, так как зимой может выпасть много снега и корма будет не видно, трудно хищникам, так как звери прячутся, их сложнее найти.

$

Д: Многие звери поменяли окраску, стали незаметными.

Д$: Можно в лесу устраивать кормушки для животных, например для лосей, приносить сено, хлеб.

  1. Физминутка

У: В любом путешествии нужно соблюдать правила, которые помогают обеспечить безопасность жизнедеятельности. В зимнем лесу есть опасность получить обморожение. Как вы будете действовать при обморожении?

• Если вы увидели, что у вашег$о товарища резко побелела кожа щёк, ушей, носа, если у вас самих побелели пальцы рук, а ноги перестали чувствовать боль, нужно срочно принимать меры.

• Сухой варежкой или рукой круговыми движениями разотрите обмороженные места, пока они не порозовеют. Снегом не трите – можно поцарапать кожу.

• Если мёрзнут ноги – попрыгайте, побегайте, пока они не отогреются.

• Если обмороженное место нельзя отогреть на улице, бегите домой. Дома отогрейте его тёплой, но не горячей водой, осторожно оботрите мягким полотенцем.

• Обязательно выпейте горячего чая.

$

УДД: личностные

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой (10 мин)

У: Зимой в лесу необычайно краси$во. Особенно красив снег, ведь там можно увидеть множество следов. Предлагаю вам прочитать следы.

Работа в группах "Узнай, чей след" на карточках написаны названия животных и нарисованы следы животных. Ученикам необходимо соединить след и животного.

У: Ребята, что же можно сказать о птицах зимой?

У: Каких птиц можно встретить в лесу?

У: Приведите примеры птиц, которые прилетают к нам на зиму.

У: Какой вывод зимнего путешествия можно сделать?

$

Д: Птиц тоже необходимо подкармливать, иначе они могут погибнуть.

Д: В это время можно встретить оседлых птиц и зимующих.

Д: Снегири, свиристели...

Д: Всем трудно в зимнем лесу, поэтому человек должен помогать животным, не дать погибнуть в морозы.

$ЦЕЛЬ: Закрепить полученные знания

УДД: познавательные

коммуникативные

  1. Рефлексия (2 мин)

- Наше путешествие по зимнему лесу подошло к концу.

Что интересного вы узнали сегодня на уроке? Какое открытие сделали?

-А сейчас возьмите след зверя, раскрасьте $его в соответствии:

Зеленый

Желтый

Красный

$

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

УУД: познавательные, регулятивные

  1. Дифференцированное домашнее задание

$-Посмотрите, с каким настроением мы закончили урок, я думаю, что с таким же настроением вы выполните домашнее задание.

1. подготовить рассказ о жизни животных зимой

2. подготовить рассказ о жизни птиц зимой

3. составить правила поведения в зимнем лесу

УУД: познавательные,$

Post Comment