Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Острова и полуострова"

Муниципальное бюджетное $общеобразовательное учреждение

«Лицей № 28 г. Йошкар-Олы»»

Республика Марий Эл

Конспект урока по окружающему миру
во 2 классе

Острова и полуострова

УМК «Школа 2100»

подготовила

учитель начальных классов

Соколова любовь Робертовна

Йошкар-Ола 2014

Оборудование:

1. Карта полушарий.

2. Листок с информацией о происхождении островов и полуостровов.

3. Карточки с заданиями.

4. Учебник А.А.Вахрушев “Окружающий мир– 2 класс”, Москва.– Дрофа.

Цели и задачи:

1 .Проверить умения и навыки детей по работе с картой.

2. Познакомить с понятием острова и полуострова .

3. Развивать кругозор детей.

Ход урока:

1 .Организационный момент.

Эпиграфом нашего урока я выбрала пословицу:

Никто не знает так много как, как все мы вместе.

- Как вы понимаете эти слова?

$2. Давайте повторим пройденный материал:

- Какие стороны горизонта вы знаете?

- Какие условные обозначения приняты на картах?

- Что такое часть света?$

- Что вы знаете о материках?

- Что такое океаны? Сколько их?

3. Предлагаю узнать тему урока, разгадав кроссворд

$

е

в

р

о

п

а

о

к

е

о

н

$

г

л

о

б

у

с

$

у

с

т

ь

е

$

к

о

р

д$

и

л

ь

е

р

ы

и

с

т

о

к

$

м

а

т

т

е

р

и

к

$

э

к

в

а

т

о

р

$

$

г

о

р

а

$в

у

л

к

а

н

- часть света, расположенная на самом большом материке (Европа)

- огромный водоем, окружающий материки и острова (Океан)

- уменьшенная модель Земли (Глобус)

- место, где река впадает в другой водоем (Устье)

- горы в Северной Америке (Кордильеры)

- место рождения реки (Исток)

- огромный участок суши, окруженный водой - (Материк)

$ - самая длинная параллель (Экватор)

- возвышенность над местностью (Гора)

- огнедышащая гора (Вулкан)

4. Итак, тема сегодняшнего урока «Острова и полуострова»

- Мы научимся находить на карте острова, дадим понятие острова и полуострова.

$ 5. Проблемная ситуация.

- А пока давайте послушаем разговор Лены и Миши:

- Миша, давай пойдем на Север?

- Не получится, там вода.

- Тогда пойдем на Запад?

- И там вода!

- Тогда прогуляемся на Восток.

- Увы, и там вода.

- Идти можно только на Юг.

- Ой, а у меня и здесь вода!

- Значит, ты находишься на острове.

6. - Как вы поняли, что такое остров?

- А что значит «полу» - ?

- Что же такое полуостров?

7. Использование методики разноуровневых заданий.

- Проверим наши предположения позже, а сейчас предлагаю отправиться в путешествие на самый большой остров в мире.

1 группа. Остров находится между 30 и 60 з. д. 60 и 80 с. ш. Найдите по карте, что это за остров. Действительно, это остров Гренландия.

2 группа. - Докажите, что это остров.

- ( Его со всех сторон окружает вода)

3 группа. – Прочитайте в учебнике, почему он белого цвета? (покрыт льдами)

$

- Да, этот остров покрыт льдами толщиной 3 км (100 домов в 10 этажей). Иногда под воздействием волн, от острова откалываются огромные ледяные глыбы, они называются айсберги. И даже такой удивительный остров обитаем. На нем живут эскимосы, которые строят удивительные дома из снега ИГЛУ.

- Давайте найдем на карте остров Гренландия.

(Работа с картой)

8. Второй по размерам остров находится рядом с Австралией. Это Новая Гвинея. Проблемный вопрос:

-Давайте сравним местоположение и климат этих двух островов, понравится ли эскимосам жить на этом острове?

- Нет, здесь всегда тепло, местное население ПАПУАСЫ, выращивают бананы. Особенность острова являются частые землетрясения.

- Кто объяснит, что такое «землетрясение»?

9. Японские острова необычны тем, что это группа островов - АРХИПЕЛАГ.

- Страна Япония, это страна «Восходящего солнца»

- На этом острове частые гости ЦУНАМИ и ЗЕМЛЯТРЕСЕНИЯ.

- Самые крупные из островов это КЮСЮ, СИКОКУ, ХОККАЙДО,

ХОНСЮ.

- Здесь же расположен известный вулкан ФУДЗИЯМА.

(Работа с картой)

10. А как же образуются острова? Существует несколько способов:

$- Вулканический

- Море отделяет участки суши, постепенно разделяя материк от кусочка суши.

- Суша постепенно опускается и затапливается океаном, а на поверхности остаются вершины гор.

- Существуют интересные острова: КОРАЛЛОВЫЕ. Мелкие животные строят себе домики из извести, постепенно вымирая, а домики остаются, образуя коралловые острова.

11. - А теперь сделаем вывод, что же такое острова?

ФИЗ. МИНУТКА: Если вы услышите название острова, поднимите руки вверх. Если вы услышите название материки – приседаете.

12. - А это что такое?

- Это Индостан полуостров (вода с трех сторон) находится в Индийском океане, страна Индия проживают индийцы.

- По соседству еще два полуострова: на западе – Аравийский, самый

крупный полуостров, покрытый пустынями, богатый нефтью. Давайте вспомним, что из нее делают.

- На востоке расположен Индокитай (местное население: китайцы и вьетнамцы)

13. -А на северо-востоке России расположен полуостров Камчатка. Н$а нем располагается более 160 вулканов, из них 28 действующих, много гейзеров (выброс горячей воды).

А теперь поиграем в прятки:

- Найдите острова в Тихом океане: о. НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ, о. НОВАЯ ГВИНЕЯ, ЯПОНСКИЕ о-ва, ФИЛИППИНСКИЕ о-ва.

- Индийский океан: полуостров ИНДОСТАН, полуостров ИНДОКИТАЙ,

о. МАДАГАСКАР

- Атлантический океан: БОЛЬШИЕ АНТИЛЬСКИЕ о-ва, о. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ.

14. Итог урока:

- Что же такое остров? Какие о-ва запомнили?

- Что такое полуостров? Какие запомнили?

- Сравните, чем отличаются острова и полуострова?

- На каком виде транспорта можно добраться до острова, до полуострова?

15. Д.З. подготовить подобный рассказ о полуострове или острове.

16. Оценка результатов.

- Что интересное узнали на уроке?

- Какой момент урока был $наиболее интересным, наиболее трудным?

- Кто доволен своей работой на уроке?

Список использованной литературы:

  1. Вахрушев А.А. Окружающий мир 4 класс. – Москва: Баласс, 2009

  2. Сивоглазов Владислав Иванович, Крылова Ольга Вадимовна. Окружающий мир. Природа и человек. 1-4 классы. Атлас. – Москва: Дрофа, 2005

  3. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. Занимательная география. – Москва: Дрофа, 2005

Post Comment