Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Все профессии важны»

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе

Смирнова Елена Геннадьевна,

учитель начальных классов

первой категории

МБОУ «Гимназия №3»
города Чистополя, республики Татарстан
$

Тема урока «Все профессии важны»

Тип урока: урок открытия нового знания

Тема

Все профессии важны

$ Цель урока: формировать у обучающихся представление о многообразии профессий и их взаимосвязи.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить представления обучающихся о профессиях;

  • учить ориентироваться в мире профессий.

Развивающие:

  • содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группах;

  • содействовать развитию коммуникативной культуры обучающихся;

  • развитие кругозора, мышления, наблюдательности.

    $

Воспитывающие:

  • способствовать сплочению классного коллектива, помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности;

  • формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

Формировать УУД:

— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:$ определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

$- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Оборудование

— толковый словарь Ожегова,

$ — учебник «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков 2 класс 1 часть,

— рабочая тетрадь «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков 2 класс,

— электронное приложение к учебнику,

— мультимедийный проектор, интерактивная доска Smart Board, презентации в программах Power Point и SMART Notebook,

— мобильный класс для индивидуальной работы с учащимися,

— иллюстрации людей разных профессий,

— разноцветные кружки для рефлексии, оценочные листы,

— конверты с заданиями, «сундучок желаний».

Применяемые методы и технологии

Использование информационно-коммуникативных технологий при подготовке к уроку, а также применение продуктивных (частично-поискового, проблемно$го) и репродуктивного (объяснительно-иллюстративного) методов.

Ожидаемые результаты

— повышение потребности у учащихся быть активным участником общественных отношений на основе полученных знаний,

— развитие мотивации углубленного и самостоятельного изучения материала,

— формирование нравственных качеств.

Технология проведения

Деятельность

$учеников

Деятельность

учителя

$

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(1-2 мин)

Цель:

— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

$Проговаривают стихотворение, настраиваются на работу

.

Организует деятельность учащихся, мотивирует на урок

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

(слайд)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договарива$ться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им во время урока (Коммуникативные, личностные УУД).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (4-5 мин)

Цель:

подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Воспроизводят и фиксируют знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий

$

Осуществляют взаимопроверку

Показывают умение отгадывать загадки

Организует повторение изученного

Учитель обобщает количественное соотношение.

Организует фро$нтальную работу

$

1.Проверка домашнего задания

Графический диктант: (слайд)

(Если вы согласны с моим высказыванием, ставим знак «+», а если не согласны « — »).

Автомобиль – это водный вид транспорта.

По номеру 03 – мы вызываем скорую помощь.

Перевозку людей осуществляет пассажирский транспорт.

Слово «экономика» означает «хозяйство».

Сельское хозяйство занимается строительством домов.

К воздушному транспорту относится теплоход.

$Промышленность – это часть экономики.

Хлеб печёт печник.

— Меняемся листочками и проверяем соседа:

— + + + — — + — (слайд)

Взаимопроверка.

2. Сыграем в игру «Отгадай загадку» и заполним кроссворд $(слайд)

Получается ключевое слово ПРОФЕССИИ

Актуализировать имеющийся опыт учащихся для введения нового знания (Регулятивные, познавательные УУД)

Совершенствовать навыки работы в паре (Коммуникативные УУД)

3. Выявление места и причины затруднения.

(3-4 мин.)

Цель:

организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осозн$ание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

Пытаются самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

фиксируют возникшее затруднение в выполнении пробного действия, пытаются определить тему урока

Создает проблемную ситуацию и организует фиксирование и$ндивидуального затруднения в пробном действии.

У вас на листочках записаны названия профессий, которые вы угадали. Попробуйте расставить их по важности.

Пекарь

Маляр

Врач

$ Фотограф

Учитель

Артист

Сталевар

$ Водитель

Портниха

Какая профессия самая главная, важная? (Ответы учеников разные – самая важная профессия – учитель, врач и другие)

Почему мы сразу не можем дать однозначный ответ на данный вопрос урока?

Совершенствовать умение находить и, назвать тему и цели урока (Регулятивные, познавательные УУД), уметь доказывать свою точку зрения, использовать имеющийся опыт (Лич$ностные УУД)

4. Построение проекта выхода из затруднения

(5 мин)

Цель:

постановка целей учебной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их реализации.

Учащиеся в коммуникативной форме формулируют, какие знания им нужно построить и чему научиться;

согласовывают тему урока, выбирают способ построения нового знания, оценивают свои знания по теме

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

Выявляет начальный уровень знаний по теме

$

Учитель обобщает количественное соотношение.

Назовите тему урока. А девиз нашего урока: «Знаешь – говори, не знаешь — слушай»

— Значит, чему будет посвящён урок? (Изучен$ию нового).

Как вы считаете, что необходимо изучить, чтобы доказать это?

Цели:

  1. узнать разнообразие профессий;

  2. обсудить их роль в жизни людей

Выявление уровня знаний по теме: (слайд) Слайд 6

На парте у каждого из вас лежат три кружочка.

— Кто считает, что он мало знает о профессиях, и хотел бы ещё больше узнать? (синий)

— Кто достаточно знает о профессиях, но ещё не всё? (зеленый)

-Кто считает, что он всё знает о профессиях? (красный)

— Посмотрите, ребята, больше оказалось синих и зеленых кружочков. Значит, мы ещё не всё знаем о профессия$х, и нам сегодня предстоит узнать много нового

Учиться находить выход из проблемной ситуации, искать разные пути решения (регулятивные и познавательные УУД), оценивать собственные знания и видеть перспективу работы (Личностные УУД)

$

5. Реализация построенного проекта

(10 мин)

Цели:

построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

На основе выбранного метода выдвигают и обосновывают г$ипотезы, пытаются выделить ключевые понятия

На основе иллюстративного материала учитель

подводит учащихся к названию основных групп профессий, их характеристик

1) Расширение лексического запаса.

— Как вы понимаете слово профессия? Слайд 4

Толкование термина «профессия» Слайд 5

Читаем по с$лайду

2) — В наше время насчитывается около 40  тысяч профессий.

$ Очень трудно разобраться в таком многообразии.

-Как вы выбираете себе занятия в кружках, студиях?

(По интересу).

Профессия – это тоже интерес. Иногда интерес на всю жизнь. Все профессии можно разделить на группы.

3) Условно разделим их на 5 групп: Слайд

«Человек – человек»,

$ «Человек – художественный образ»,

«Человек – техника», «Человек – природа», «Человек – знак»

Как вы считаете что является главным для людей этих профессий?

Уметь отгадывать загадки и составлять из начальных букв нужное слово

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регул$ятивные УУД).

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

(4-5мин)

Цели:

Работают в группе, проговаривают выводы

$

Снимают усталость

$

Организует работу учащихся в группе, подводит к умению делать выводы и готовиться к выбору профессии.

Организует проведение физминутки

Групповая работа.

— А сейчас поработаем в группах.

О четырёх группах попробуете рассказать вы, а о пятой попробуем вместе. Укажите, какие профессии относятся к каждой группе.

(З$аслушиваются ответы командиров каждой группы и появляются названия профессий на слайде презентации).

— Какими качествами должен обладать человек, чтобы работать в любой профессии?

Вывод: ответственность и трудолюбие – основа успеха в любой профессии.

В какой сфере вы могли бы работать в будущем?

Весёлая физминутка

Развивать умение работать в г$руппе (Коммуникативные УУД), самоопределение личности (Личностные УУД)

7.Самостоятельная работа с взаимопроверкой

(4-5 мин)

Цель:

— проверить умение работать с информацией;

— организовать выполнение с взаимопроверкой, самооценки.

Самостоятельно составляют устный ответ на основе собственного опыта, дополняют ответы учащихся и оценивают их

Организует самостоятельную работу по учебнику и индивидуальную работу в тетрадях. Напоминает правила организации устного ответа

1) работа по учебнику с$.124-125

Вспомните отрасли экономики. Подумайте, какие профессии с ними связаны. Прочитайте название профессий, расскажи, что ты о них знаешь.

2) индивидуальное задание по тетради – написать профессии по отраслям экономики

$

Развивать умение строить полный ответ по теме и дополнять ответы своих одноклассников (Познавательные и коммуникативные УУД)

8. Включение в систему знаний повторение

(7-8 мин)

Цели:

— развивать умение выявлять границы применимости нового знания

Разыгрывают рассказ, на основе которого выполняют индивидуальную работу на нетбуках, делают выводы по уроку

$

Организует постановку ситуации по ролям и работу с мобильным классом, осуществляет проверку с помощью экрана.

Предлагает пропедевтическое задание

  1. Инсценировка «Кто сделал хлеб?»

Давайте, перечислим названия профессий по порядку. (ЭОР)$

Какой вывод можете сделать по этому рассказу? Приведите свои примеры о взаимосвязи труда людей различных профессий.

Какая же профессия самая важная?

Какие$ цели урока мы для себя ставили? Смогли ли мы их решить?

  1. Чем занимаются люди этих профессий?

Океанолог, спелеолог, энтомолог, ихтиолог, орнитолог, кинолог.

Совершенствовать умение работать на нетбуках, выполнять индивидуальную работу, ставить перед собой задачи на будущее, планировать свою работу, делать выводы по уроку (Регулятивные и познавательные УУД)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

— зафиксировать новое содержание урока;

$

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.

Намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

Организует фиксирование результатов работы на уроке, организует рефлексию.

Организует самооценку уч$ебной деятельности.

Учитель обобщает количественное соотношение и делает вывод об изменениях по сравнению с началом урока

1) Рефлексия

— Кто считает, что он мало узнал о профессиях?

— Кто считает, что он сегодня достаточно узнал о профессиях?

— Кто считает, что теперь почти всё знает о профессиях?

— Оцените свои достижения на уроке,

используя один из к$ружочков: зелёный, красный, жёлтый.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

2) «Сундучок желаний»

$- Настало время для «сундучка желаний». Напишите на листочке, кем вы мечтаете стать, и опустите листочек в «сундучок желаний».

Мы его закроем и спрячем, а на первой встрече выпускников мы посмотрим, все ли ваши желания исполнились. (Учащиеся пишут записки и складывают их в сундучок).

  1. Итог урока

Профессий много в мире есть.

Их невоз$можно перечесть.

Сегодня многие нужны,

И актуальны, и важны.

И ты скорее подрастай.

Профессией овладевай.

Старайся в деле первым быть

И людям пользу приносить

— Молодцы, наш урок закончен. Надеюсь, что вы сегодня узнали для себя много нового и интересного. Спасибо за урок!

$

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

$Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

  1. Зулунова, Г. В. Профориентационная работа в школе / Г. В. Зулунова // Начальная школа.- 201$1. — № 5.

  2. Усова, Н. В. Любимая профессия всегда дарит радость! : классный час / Н. В. Усова // Воспитание школьников.- 2011.

— № 3.

  1. http://www.zagadki.org/riddles/professions/1

  2. zanimatika.narod.ru

  3. festival.1september.ru

  4. ru.wikipedia.org

Post Comment