Конспект урока по Окружающему миру «Животные нашего леса» 1 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему

$ «Животные нашего леса».

Разработала: учитель начальных классов

МОУ «Николо-Упская ООШ №37»

Иванова Юлия Вячеславовна

 

Аннотация урока:

 Урок окружающего мира в 1 классе по теме ” Животные нашего леса$ ” разработан    по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.  

Дидактическая цель: формировать представление о том, что в живом мире все взаимосвязано, способствовать закреплению и расширению знаний учащихся о животных, воспитывать нравственно-эстетические качества.

$Тип урока: закрепление полученных знаний.

Методы обучения: системно-деятельностный,  проблемный, наблюдение.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: презентация по теме, интерактивная доска, компьютер, проектор; учебник «Окружающий мир» 1класс Н.Я.Дмитриева,  рабочая тетрадь А.Н.Казаков.

Этот урок позволяет развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, ра$звивать воображение, прививать любовь к природе. Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в дельнейшем, обогащать запас знаний, уметь решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения.  Урок сопровождается мультимедийной презентацией.    Небольшое количество слайдов объясняется  технологией  здоровьесбережения на уроке и соблюдением нормативов СанПИНа.

К уроку учащиеся подготовили небольшие сообщения о животных. Это способствует развитию речи; познавательной активности;  развитию интереса к предмету, а так же созданию ситуации успеха каждого ребёнка.

Задачи:

Познавательные:

-Самостоятельное выделение$ и формулирование познавательной цели;

-Постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений;

-Выдвижение предположений и их обоснование;

-Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Коммуникативные универсальные действия:

-Планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися;

-Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

$-Приобретение опыта учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

-Осуществление совместной познавательной деятельности;

-Осваивание различных способов взаимной помощи партнёров по общению.$

Регулятивные:

-Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

-Умение оценивать других, давать самооценку;

-Подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности.

Личностные:

-Участие в диалоге, у$мение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

-Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы;

-Отстаивать и аргументировать свою точку зрения;

-Учиться понимать точку зрения другого.

$Предметные:

-сформировать представление о том, что в живом мире все взаимосвязано;

-учить выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы жизнедеятельности и питания;

способствовать закреплению и расширению знаний учащихся о животных.

Личностные:

-прививать любовь к природе, бережное отношение к ней;

-воспитывать бережное отношение к миру животных.

Метапредметные:$

 Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, учит$ывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

 Обучающийся получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

$

Ход урока:

$

Содержание деятельности учащихся

I.Организационный момент.

Приветствие:

$(Слайд 1)

$- Здравствуйте! Я рада видеть вас!

Каждый по-своему чем-то хорош:

Поганка и ёжик, лягушка и ёж!

Нет ни цветка, ни зверька, ни куста,

Где бы не встретилась нам красота.

Приветствуют учителя, контролируют свою готовность к уроку.

II. Актуализация знаний.

$(Слайд 2)

-Приходилось ли вам гулять спокойно по лесу?

В таком лесу можно увидеть много интересного: зайца, белочку-хлопотунью, как работают дятлы, как пищат и тащат в свой дом травку мышки, как пчёлы собирают сладкий сок-нектар и многое другое. Надо любоваться красотой леса, не вредить ему, надо охранять лес.

Отвечают на вопросы, опираясь на собственные наблюдения и приобретённые знания.

Строят свои высказывания, учатся слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении (познавательные, коммуникативные УУД)

III.Постановка темы.

-Ребята, скажите, пожалуйста, кто живет в лесу. На этот вопрос мож$но ответить коротко и просто.

-Звери и птицы, различные насекомые, жучки и паучки.

-А какие животные живут в наших лесах?

(лисы, ёжики, зайцы, лоси, белки )

-Вот о них мы с вами и поговорим. А вы сегодня будете мне помогать рассказывать о животных.

Отвечая на вопрос, учатся слушать и оформлять свои мысли.

$ (коммуникативные УУД)

IV. Открытие новых знаний.

-Послушайте загадки и скажите, кто живёт в лесу?

Маленький, беленький:

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык. (заяц)

Показ слайда 3.

-Какой заяц? Что вы про него знаете? Чем питается?

Расскажет нам про зайца Баранова Настя.

— Посмотрите на фото. В какое время показан заяц? Почему вы так решили?

Скажите, ребята, Настя сказала, что заяц бывает белого цвета, в какое время года это бывает?

-Отгадайте с$ледующую загадку.

Серовато, зубовато-

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (волк)

Показ слайда 4.

Расскажет нам про волка Сенников Алексей.

Сообщение учащегося.

— Опасное животное волк? Как вы думаете волк опасен для людей? Что нужно делать чтобы не столкнуться с этим опасным животным?$

— Отгадайте следующую загадку.

Под кустами,

Под ёлками

Катится клубок с иголками. (ёж)

Слайд 5.

-Почему это ёж?

-Какой он?

-Что ёж такой колючий?

-Это я на всякий случай:

Знаешь , кто$ мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

-Так написал Б. Заходер.

-Как спасается ёж? Чем он питается? Как зимует ёж?- расскажет нам Манохин Миша.

Сообщение учащегося.

— Для чего же ёжику иголки? А вы наблюдали когда — нибудь как ёж защищает себя? Что он при этом делает?

$— Послушайте следующую загадку:

Жёлтая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех курей пересчитала

И с собою унесла…(лиса).

$Слайд 6.

-Какая лиса? Расскажет нам о её красоте и повадках – Толстикова Надежда, Надя, тебе слово.

Сообщение учащегося.

— Спасибо вам, ребята за ваши интересные сообщения. Видите, какие все животные красивые, разнообразные, и каждое животное по-своему полезное.

Отвечают на вопросы, опираясь на собственные наблюдения и приобретённые знания.

Строят свои высказывания, формулируют вывод на основе анализа, учатся слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении.

Слушают ответы одноклассников.

(познавательные, коммуникативные УУД)

$V. Динамическая пауза.

— Предлагаю отдохнуть.

Только в лес мы вошли,

Появились комары.

Раз, два, три -2раза.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Руки на голову кладём$

И вразвалочку идём.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим,

На носочках пробежим.

Зайчик скачет быстро в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседы – шалунишки.

Но закончилась игра,

И учиться нам пора.

$Участие в коллективной физической деятельности, самоорганизация в практических действиях

(регулятивные, коммуникативные УУД).

— А мы с вами продолжаем и теперь я расскажу вам немного о животных.

— Послушайте загадку и попробуйте её отгадать.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

$

Рога раскинув широко.(лось)

Слайд 7.

-«Лесной великан» — говорят о лосе. Лось — лесной житель тайги. У лося широкие тяжелые рога, похожие на лопаты. Лосю не страшны ни болота, ни глубокие снега. Посмотрите, какие у него длинные и сильные ноги. Зимой лось объедает осиновую кору и ветки, а летом болотные травы. Лось — мирное животное, но если на него нападут волки, он защищается и рогами, и копытами. И только голодные волки осмеливаются напасть на лося.

— А вот и следующая загадка:

Не мышь, не птица

В лесу резвится,

$На деревьях живет

И орешки грызёт.(белка).

Слайд 8.

— По каким признакам вы её узнали?

$— Белка строит гнездо из веток на ёлке и спит там в сильный мороз, накрывшись пушистым хвостом. Осенью белочка запасает на зиму орехи, желуди и сушит грибы на ветках. Летом шерсть у белки рыжая и короткая, а зимой белка обрастает

пушистым голубоватым мехом. Белка – очень подвижный зверек. Когда она прыгает с дерева на дерево, то расправляет свой пушистый хвост, и он – как парашют — поддерживает ее в воздухе, помогает ей сохранять равновесие. В зимнюю стужу белочка прикрывается хвостиком, как одеялом.

Строят свои высказывания, формулируют вывод на основе анализа, учатся слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении.

Слушают ответы одноклассников.

(познавательные, коммуникативные УУД)

VI$. Обобщение полученных знаний.

-Люди всегда наблюдали за повадками животных и складывали о них загадки.

Слайд 9.

1 зада$ние.

Работящие зверьки

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придет,

Знайти, что из речки ход.(бобр)

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?(белка)

Маленький шарик под лавкой шарит.(мышь)

Живёт без оконца,

Не видывал солнца.(крот)

2 задание.$

-Доскажите предложение:

Трусливый, как …….(заяц)

Колючий, как……….(ёж)

Злой, как ………(волк)

Хитрый, как …….(лиса)

Могучий, как…….(лось)

-Для чего животным нужны хвосты?

-Кому нужен хвост для полета? $(птицам)

-Кому нужен для защиты и нападения?

(лиса прибегает с помощью хвоста к различным уловкам, чтобы себя защитить)

3 задание.

-Назовите детенышей следующих зверей:

Волк — волчонок, а когда много — волчата.

Медведь? (медвежонок, медвежата)

Лось? (лосенок, лосята)

Лиса? (лисёнок, лисята)

$Заяц? (зайчонок, зайчата)

Белка? (бельчонок, бельчата)

Мышь? (мышонок, мышата)

— Молодцы! Если вы хотите больше узнать о жизни зверей, я советую вам прочитать книги Паустовского, Пришвина, Бианки, Чарушина. В этих книгах вы узнаете много интересного о самых разных животных.

Отвечают на вопросы, опираясь на собственные наблюдения и приобретённые знания.

Строят свои высказывания, формулируют вывод на основе анализа, учатся слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении (познавательные, коммуникативные УУД)

VII.Итог урока. Рефлексия.

$

Скажите ребята, что самое главное нельзя делать, уходя из леса домой?

(нельзя забирать животных из леса)

— Правильно, а почему?

(в лесу их дом, у животных в лесу есть семья, детёныши, а ещё они могут дома не выжить)

-Молодцы! Вы всё правильно говорите!

— Я хочу, чтобы вы были настоящими друзьями природы. Как приятно, когда дети берегут и охраняют окружающую природу.

Слайд 10(ч$итают).

Берегите

и

охраняйте $

животных!

— Скажите, о чём мы сегодня говорили? (Мы сегодня разговаривали о различных животных).

— Что нового вы узнали для себя о каком- либо животном?(ответы детей).

Спасибо за урок! Молодцы! Урок окончен!

Учатся оформлять свои$ мысли в устной форме; слушать и понимать речь одноклассников, делать выводы. (коммуникативные УУД)

Подводят итоги урока.

Источники материалов:

1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 1 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2011.

2. Корбакова И.Н., Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2010.

$3. Сафронова Г.А. Мы и окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н. Казакова.

4. Журналы «Начальная школа» за 2010 -2013г.г.

Post Comment