Конспект урока по Окружающему миру "Звери – млекопитающие" 1 класс

Муниципально$е общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №35 города Орска»

Составитель:

учитель 1 «В» класса,

Селиванова Елена Геннадьевна

Урок окружающего мира.

Тема: «Звери – млекопитающие».

(1 класс, «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф$. Виноградовой)

Цель: содействовать расширению представлений детей о  мире животных: зверях - млекопитающих.

Задачи:

$ Образовательные: дать понятие «млекопитающие»; показать, что звери имеют волосяной покров; передвигаются и питаются в зависимости от условий жизни; учить распределять зверей на группы по способу питания (насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные).

Развивающие: способствовать развитию у учащихся коммуника$тивных навыков, любознательности, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, обобщать, группировать, развивать познавательный интерес к природе.

Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, умение работать в колле$ктиве, самостоятельность, дисциплинированность, совершенствовать культуру речи.

УУД:

Познавательные:

1. Общеучебные:

- смысловое чтение;

- структурирование знаний;

- моделирование;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

2. Логические:

- анализ объектов;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные:

- самоопределение;

$- смыслообразования;

- нравственно-этическая ориентация.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества;

- постановка вопросов;

- управление поведением партнера (коррекция, оценка);

- умение полно и точно выражать свои мысли.

Тип урока: знакомств$о с новым материалом.

Авторский медиапродукт: презентационное сопровождение к уроку.$

Оборудование: телевизор, компьютер, карточки; у учащихся – учебник и тетрадь на печатной основе «Окружающий мир. 1 класс» (автор: Виноградова Н.Ф. – УМК «Начальная школа XXI века»).

Ход урока:

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. (слайд 2)

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

$ Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте!

2. Объяснение нового материала.

- На экране кроссворд. Отгадывать будем его? (слайд 3)

1. Юркий маленький зверёк по деревьям прыг, да скок. (белка)

2. У неё во рту пила.
$ Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь – в котёл попала. (щука)

3. Голодная – мычит, сытая – жуёт,

Всем ребятам, молоко даёт. $(корова)

4. Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)

5. Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет $нос. (медведь)

- Как вы думаете, кто в этой группе лишний? (щука)
- Почему вы так думаете?

- Прочитаем слово по горизонтали. (МЛЕКОПИТАЮЩИЕ)

- Кто может сказать тему сегодняшнего урока?

- Мы вспомним, кто такие млекопитающие и поговорим об особенностях их жизни.

- Кто нам напомнит, что значит «млекопитающие»?

- Ребят$а приготовили сообщения о некоторых. Отгадайте, о каком звере вы услышите сначала.(слайд 4)

Раз — полоска, два — полоска...
Рыжий зверь идёт в матроске!
Три, четыре, пять и шесть...
Хочет всех поймать и съесть! $

(тигр)

УЧЕНИК 1 (Клыев Марат): (слайд 5)

Тигр является самым крупным представителем семейства кошачьих. Тело его покрыто шерстью. Это мощный зверь, одним$ ударом убивающий лошадь. Делает прыжки длиной 7 метров. Тигру нужно съедать до 40 кг мяса в день. Обычно охотится на крупных животных ночью. Охотится в основном на оленей, обезьян, но может также нападать на буйволов и даже слонов. У тигрицы бывает от 2 до 4 детёнышей. Она кормит их молоком. Тигрята рождаются маленькими, слепыми. Как и любой хищник$, тигр-санитар природы, уничтожающий в первую очередь больных и ослабленных животных, чем приносит пользу. К сожалению, тигры находятся в опасности исчезновения, так как тигриная шкура очень ценится браконьерами.

- Отгадайте ещё одну загадку. (слайд 6)

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной.

$(ёж)

УЧЕНИК 2 (Кушаева Анна): (слайд 7)

Длина животного достигает 25-30см. На охоту выходит с наступлением темноты. Он питается змеями, лягушками, мышами. Ежи трудятся над устройством жилища под густыми кустарниками, под кучами хвороста. В гнездо приносят солому, листья, сено. В норе два выхода – один на ю$г, другой на север. Один или два раза в году у ежей рождаются семь детёнышей. Ежиха вскармливает их молоком. Колючки ежа это изменившиеся волосы.

$

- Вы прослушали два сообщения. Чем похожи эти звери? (Звери имеют волосяной покров, рождают живых детенышей, вскармливают детёнышей молоком).

- А где живут эти животные? (На суше) (слайд 8)

- Отгадайте ещё одну загадку. (слайд 9)

Крайний Север. Океан.
То метели, то буран . . .
Но в любую непогоду
Он ныряет смело в воду.
Быстро плавает, резвится.
Холодов он не боится,
Ведь от них его надёжно
Защищает жир подкожный.
Он большой любител$ь рыбы.
Формой тела схож он с глыбой.
Быть в воде готов весь день.
Как зовут его?


(тюлень)

УЧЕНИК 3 (Инюцина Анастасия): (слайд 10)

В водах Северного Ледовитого океана ж$ивут тюлени. Окраска: пёстрая, серая, тёмно-коричневая, чёрная, у новорожденных - белая или чёрная. Шерсть тюленя, состоит из коротких, жестких и редких волос. Толстый слой подкожного жира, защищает от переохлаждения, который к тому же снижает удельный вес тела и облегчает плавание. Конечности тюленей с перепонками между пальцами превратились в ласты и служат для плавания. Причем передние ласты у них дей$ствуют как весла, а задние — как руль. Большую часть времени эти животные проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. На сушу они выходят для отдыха и сна, размножения и линьки. Вне воды тюлени становятся неуклюжими: по поверхно$сти суши или льда они могут только ползать при помощи передних ластов. Питаются тюлени различными водными организмами: одни едят моллюсков и ракообразных, другие предпочитают рыб. Младенцы питаются материнским молоком, а когда подрастают, то учатся добывать еду сами.

В этом регионе обитает несколько видов тюленей, в том числе и редкие$, занесенные в Красную книгу, например кольчатая нерпа. Балтийское море практически перестало быть пригодной средой обитания для этих животных. Оно имеет очень незначительный водообмен с океаном, воды Балтики омывают берега семи государств. В этих странах развита промышленность, много больших городов (а значит, колоссальные водозаборы и водосбросы), на побережье живут и работают 150-180 миллионов человек. Концентрация ДДТ в Балтике в 10 раз выше, чем у западного побережья Шв$еции, омываемого водами Атлантики. Соли ртути, многие другие загрязнители - все это растворено в во$де в концентрациях, давно превышающих предельно допустимые. (Надо добавить, что предельно допустимые концентрации рассчитываются, конечно, для человека. Что является ПДК для нерпы, кто это знает?)

В 1976 году скандинавские ученые провели массовое исследование состояния здоровья тюленей. Около 80% самок балтийской кольчатой нерпы оказались бесплодными, с органическими пороками воспроизводительных органов...

Облик нерпы всем знаком. У нее маленькая безухая голова с большими грустными глазами, задние ласты широкие и гибкие, а передние похожи скорее на куцые лапки, а не на ласты. Хвост у нерпы небольшой, шерсть короткая, жесткая, обильно смазана жировыми выде$лениями, чтобы не намокала в воде. Под кожей довольно толстый слой жира - он служит для теплоизоляции, кроме того, снижает удельный вес тела, что помогает при плавании.

Все тюлени - звери полуводны$е, без суши обойтись не могут. На земле и на льдинах они размножаются, линяют, просто отдыхают. ("Целый день лежит тюлень, и лежать ему не лень!") В воде же тюлени только кормятся. И все-таки на суше эти ластоногие довольно беспомощны. Передвигаются они на брюхе (как гусеница-землемерка), шагать и бегать не умеют - конечности -ласты не позволяют. Этим они, между прочим, сильно отличаются от ушастых тюленей - котиков и сивучей, которые способны "бежать" и "перескакивать", перебирая ластами.

Настоящие тюлени никогда не удаляются от большой воды, предпочитая отдыхать $у кромки льда, у открытой лунки, на краю рифов. Чуть опасность - сразу в воду, а там их уже не$ догонят никакие наземные враги. Животные развивают в воде скорость до 30 километров в час.

И все же в открытом море тюлени проводят мало времени. Их привычные места обитания - прибрежная зона. Только во внутренних морях они осмеливаются удаляться от берега на значительные расстояния.

У тюленей, как и у многих других животных, есть особенность: они предпочитают держаться вблизи прив$ычного участка обитания. Такой территориальный консерватизм - одна из причин, осложняющих охрану тюленей. Животные не могут и не хотят уходить из родных мест, даже если эти места стали для них уже малопригодны.

В этом одна из главных проблем, связанная с охраной редких видов. Нельзя охранять только сам$их животных, за-прещая их отстрел или создавая им хорошие условия для размножения, нужно поддерживать их среду обитания, что гораздо труднее: необходимо учитывать множество прямых и косвенных факторов, воздействующих на живые организмы.

Известно, что различные формы жизни тесно связаны так называемой пищевой цепью.

Начальное звено пищевой цепи - мелкие, главным обр$азом одноклеточные растительные организмы. В водной экосистеме их называют фитопланктоном. Фитопланктон превращает неорганические вещества в сложные органические соединения. Этим за-кладывается основа для существования следующего, более высокого звена пищевой цепи: фитопланктон служит пищей для зоопланктона - мелких животных организмов, как правило, не способных к самостоятельному активному передвижению. Поедая фитопланктон, зоопланктон, в свою очередь, служит основным кормом для многих рыб. Рыбой питаются другие рыбы, птицы и морские млекопитающие. Вот мы и до$стигли верхнего звена пищевой цепи.

Отмершие тела, продукты обмена веществ каждого уровня трофической цепи разлагаются бактериями. При этом происходит распад органики, в результате в воде опять оказываются исходные минеральные вещества. Они снова могут вступать в цикл. Поэтому живые организмы в любой экосистеме не могут существовать друг без друга. "Связанные одной цепью..."

$

В экосистемах морей и океанов на вершине пирамиды находятся китообразные (киты и дельфины) и ластоногие, к которым как раз и относятся настоящие тюлени.

Вещества, поступающие из внешней среды на низший уровень пищевой цепи, непременно "пробегают" по всем ее звеньям $и неумолимо попадают на верхний этаж. Некоторые из этих веществ не выводятся из организма животного, а накапливаются в нем в течение некоторого времени и, при определенных концентрациях, начинают действовать как яды. Не обязательно смертельные, они могут подавлять те или иные жизненные функции. Постепенно популяция животных истощается и исчезает, даже если с ох$раной "с виду" все в порядке.

У нас в стране обитает восемь видов настоящих тюленей. Среди них шесть видов оказались, по тем или иным причинам, на страницах Красной книги.

Один из самых редких видов наших тюленей - это тюлень-монах. Еще относительно недавно он широко населял прибрежные воды Черного и Средиземного морей, встречался в Атлантике в районе Гибралтара. Сейчас этот$ тюлень обитает на нескольких маленьких разрозненных участках суши и моря. Во всем мире осталось около 500 животных, численность вида стремительно уменьшается.

Все мыслимые несчастья преследуют тюленей-монахов. Самки становятся бездетными из-за накопления ядовитых веществ в морской воде, а их лежбища уничтожают люди, или звери сами уходят с них, испытывая постоянное беспокойство от частого появлен$ия человека. Не прекращается и незаконный браконьерский забой: тюлень постоянно гибнет в сетях рыбаков. Все меньше становится и корма для этих животных, поскольку в местах их обитания идет активный промысел рыбы. Поэтому тюлень-монах занесен по пер$вой категории охраны в Международную красную книгу МСОП, в Красную книгу России.

Этот тюлень довольно крупный - длина тела достигает двух с половиной метров, вес - до трех центнеров. Окраска верхней стороны тела темно-серая или шиферно-черная, на боках она постепенно светлеет и переходит в белесую на брюхе. У самцов на брюхе выделяется четкое белое пятно.

Плавает тюлень-монах, по сравнению с другими ластоногим$и, неважно, а вот ныряет хорошо. Иногда зверь даже бросается в воду с прибрежных камней и скал, подобно сивучам и морским львам. Для лежек животные выбирают острова со скалами и с труднодоступными участками, любят гроты с подводным входом, расщелины и пещеры. Таких уд$обных мест в регионе обитания немного.

Самый многочисленный среди наших тюленей, которому пока не грозит вымирание, - обыкновенный. Тем не менее некоторые подвиды обыкновенного тюленя тоже оказались на страницах Красной книги. Численность животных сокращается. Обыкновенный тюлень распространен довольно широко по прибрежьям северных морей Европы. Длина его тела - 1,5 метра, вес - около 100 килограммов. Живет этот вид более-менее оседло, выбирая безлюдные участки песчаного или каменистого берега, островки, косы и отмели в устьях рек и заливах. Питается преимущественно рыбой, не делая различий между деликатесами$ и сорными видами, - поедает все. Не упускает и попадающихся попутно водных беспозвоночных.

Сон тюленей на берегу чуток. На $лежбище нет специальных сторожей, но время от времени то один, то другой зверь пробуждается, поднимает голову и озирается по сторонам.

Детеныши у обыкновенных тюленей, живущих на Балтике, обычно появляются на берегу. В мае-июле самки приносят по одному малышу весом 7-8 килограммов. Новорожден ный покрыт короткой и грубой шерстью, похожей на шерсть взрослых. Уже через несколько часов после рождения он идет в воду.

Матери кормят детенышей молоком около месяца, и пища эта настолько питательная, что к концу молочной диеты вес малыша достигает 30 килограммов. Но не всем малы$шам, рождающимся на берегах Балтийского моря, удается дожить до взрослого возраста. Многие из них сразу по рождении начинают болеть и гибнут от повышенной концентрации пестицидо$в и тяжелых металлов, попадающих в молоко матери из съеденной ею рыбы.

Кроме обыкновенного тюленя в Балтийском море встречается серый тюлень. Этому зверю люди придумали много имен - длинномордый, свиной, горбоносый; поморы на Белом море называли его тевяком. Тюлень этот довольно крупный, под три центнера весом. В отличие от своего соседа - обыкновенного тюленя, серый тюлень у берегов проводит только теплое время года, а на зиму уходит во льды открытого моря. Этот зверь спо$собен нырять на 140 метров в глубину, легко остается под водой 20-30 минут. (Хотя байкальская нерпа может оставаться под водой гораздо дольше: в экспериментальных условиях она не поднималась на поверхность более часа, точнее, 68 минут. Это рекорд среди ластоногих по продолжительности погружения.)

Во льдах, собираясь небольшими группами, самки произ$водят на свет детенышей. Щенки одеты в чистейшей белизны пушистую шубку. Лишь на мордашке выделяются нос и большие черные глаза. Наряд бельков, пушистый и нежный, в воде сразу намокнет. Поэтому родившиеся на льду щенки до линьки в воду не идут.

Новорожденные весят около пуда. Растут они быстро, в первые дни прибавляют в сутки до двух килограммов (неудивительно, ведь молоко матери имеет жирность 50%). Когда наступает весна, щенок линяет, ему пора покидать свой ледяной "роддом", перебираться со взрослыми на побережье.

Самый маленький из балтийских тюленей - кольчатая нерпа. Вес$ взрослого животного не больше 50-60 килограммов. Тело короткое и толстое, голова очень маленькая на короткой шее. Окраска разнообразная, но этого тюленя с другими не спутаешь: по всему телу у него разбросано множество светлых колец. Отсюда и название вида. Всего $в российских водах насчитывают шесть подвидов кольчатой нерпы, из них два редких: балтийская и ладожская.

Кольчатая нерпа населяет бухты, заливы, устья рек, мелкие островки. Кормится она рыбой и ракообразными, причем то$лько теми видами, которые образуют значительные скопления на прибрежном мелководье. Так что рыбаки-промысловики напрасно обвиняют нерпу в уничтожении ценных и редких пород рыб - лосося, миног, сигов.

Но по мере уничтожения лососей и сигов и исчезновения тюленей из внутренних морей Европы, споры вокруг проблем "где же рыба?" и "кто виноват?" прекращаются сами собой.

Слава Богу, есть еще побережья и акватории у нас в России, где настоящие тюлени, их родственники котики и сивучи, а также моржи чувствуют себя вольготно. Полноценные лежбища этих ластоногих существуют на Коман$дорских и Курильских островах, в некоторых районах Камчатки - все это внушает надежду на лучшее будущее...

- Послушайте и отгадайте ещё одну загадку. (слайд 11)

Среди снегов и льда не голодает,
$За рыбой в холодную воду ныряет,
Густая белая шерсть его спасает,
От морозов согревает.

(белый медведь)

УЧЕНИК 4 (Калиниченко Татьяна): (слайд 12)

Белый медведь обитатель Арктики. Его тело покрыто густой, длинной шерстью. Самый крупный хищник, самцы достигают до 800кг. Очень хорошо пл$авают и ныряют, питается в основном тюленями и рыбами. В декабре у медведицы рождаются детёныши. Она их вскармливает молоком. Медвежата рождаются очень маленькими, массой около 1 кг.

$

- Есть ли что-то общее у тюленя и белого медведя? (Тело его покрыто шерстью, рождает детёнышей и кормит их молоком).

- А где живут они? (В воде) (слайд 13)

3. Физминутка. «Звуки и движения» (показывается картинка с зверями)

- Какой звук издаёт медведь?

- А как он двигается?

$

(Н-р, медведь, корова, кошка, собака, козёл «ме-е», обезьяна, тигр, лошадь)

4. Самостоятельная работа. Работа в парах.

- Давайте поработа$ем в парах (детям раздаются карточки с заданиями).

- Прочитайте загадку, отгадайте о ком идёт речь.

Слеп да тупорыл,

Всю землю изрыл.

Мороз пришёл в землю ушёл.

Под землёю он живёт,

Червяков, жуков жуёт.

Перерыл весь огород!

Этот зверь зовётся …

(крот)$ (слайд 14)

- Работая в парах, составьте портрет крота, используя материал загадки.

5. Проверка самостоятельной работы учащихся.

- Что нового узнали о жизни крота?

- Кто расскажет свой рассказ о кроте? (ответы детей)

- Молодцы, ребята!

- Кроты обитают под землёй. Они роют подземные туннели. Длина их 180 см. Кроты питаются дождевыми червями, а так же овощами, которые воруют с огородов и полей у людей. У него широкие лапы, которыми он роет землю до тех пор, по$ка не выберется на повер$хность. Тело покрыто шерстью. У крота под землёй рождаются детёныши, которых кормит он молоком.

- Подумайте и найдите сходство в жизни крота и других рассмотренных животных. (Тело его тоже покрыто шерстью, кормит детёнышей молоком. Значит крот - это млекопитающее).

- А где живёт крот? (В почве) (слайд 15)

- Попробуем сделать вывод. Кого можно назвать млекопитающими?

(Млекопитающие – это животные, тело которых покры$то шерстью. Рождают живых детёнышей и вскармливают их молоком. Они освоили все среды обитания - воду, сушу, почву). (слайд 16)

6. Игра «Найди лишнее жи$вотное» (индивидуальная работа по карточкам).

- В каждой строчке есть лишнее животное. Найдите его и вычеркните.

1. Лев, морж, змея, ёж.

2. $Крокодил, кошка, слон, белка-летяга.

3. Тюлень, кит, дельфин, пингвин.

- Как вы рассуждали?

7. Работа по учебнику (с. 34 - 35).

- Рассмотрите первый рисунок. Чем питаются ёж и крот? (Насекомыми)

- Ребята, их можно назвать насекомоядными. (слайд 17)

- А белка, лошадь и суслик чем питаются? (Пшеницей, овсом, земляными орехами, т.е. раст$ениями)

- Их можно назвать растительноядными. (слайд 17 )

- Перечислите следующих зверей. (Барсук, тигр, выдра)

- Чем они питаются? (Животными)

- Эти животные - хищники. (слайд 17 )

- А медведь чем питается? (Ягодами, рыбой, насекомыми, овсом) .

- Это животное - всеядное. $(слайд 17)

- Какой можно сделать вывод о питании разных зверей? (Среди зверей есть насекомоядные, растительноядные, хищники и всеядные)

8. Дополнительный материал.

А) Работа в тетради на печатной работе (с. 58).

Б) По одному ученику с каждого р$яда работают у доски. Игра «Мозаика» (сложить из деталей картинки с изображением зверей).

9. Ито$г урока. Рефлексия. (слайд 18)

- Что нового вы узнали на уроке о зверях?

- Что понравилось, запомнилось на уроке?

- Какие открытия для себя сделали?

- Ребята, к нам на адрес школы пришли для вас письма. Отгадайте, кто их прислал?

ПОСЛАНИЕ №1.

«Наше тело покрыто перьями, у нас одна пара ног, есть клюв и крылья». $(птицы)

ПОСЛАНИЕ №2.

«У нас 6 ног, некоторые из нас высоко прыгают, некоторые летают. Мы самая многочисленная группа животных. Многие из нас питаются растениями, но есть и хищники». (насекомые)

ПОСЛАНИЕ №3.

«Мы покрыты шерстью, $обычно у нас 2 пары ног, своих детенышей мы кормим молоком, а сами питаемся по-разному». (млекопитающие)

- Какой из признаков присущ всем млекопитающим? (кормят детенышей молоком)

- Послушайте стихотворение Сергея Островского: (слайд 19)

Если из гнезда упала птица – мне$ не спится.

Если где-то умер зверь в берлоге – я в тревоге.

Если раздавлю зерно невольно – мне больно.

Если ствол сломали бесшабашно – мне страшно.

Им бы жить да жить на белом свете – я в ответе.

$

- Любите природу. Не обижайте животных, тогда и ваши дети будут радоваться богатству нашей планеты.

- Молодцы! Я очень вами довольна. (слайд 20)

Post Comment