Окружающий мир 1 класс "Когда мы станем взрослыми?"

1.Куржева Марина Юрьевна$

2.МБОУ СОШ№9

3.Учитель начальных классов

$

Класс:1

Предмет: Окружающий мир.

УМК: Школа России

Учебная тема: Где и когда?

Продо$лжительность урока: 40 мин

Тип урока: объяснение нового материала

Тема урока: Когда мы станем взрослыми?

Ход урока

  1. Организационный момент

Цель:настроить на урок

$Длительность этапа 2 минуты

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная

Функции преподавателя на данном этапе : организаторская

Приёмы и формы работы: игровая

Каждый день – всегда, везде.
Н$а занятиях, в игре,
Смело, четко говорим,
И тихонечко сидим.

Личностные результаты:

$самоопределение к деятельности

  1. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания, повторение изученной темы.

Цель:проверить изученный материал прошлой темы

Длительность этапа: 5 минут

Иллюстративные и дидактические материалы: Слайды

$ Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная и групповая

Функции преподавателя на данном этапе : контролирующая и корректирующая

Приёмы и формы работы: игровая

Сейчас у нас урок "Окружающий мир". На уроке мы узнаем как со временем меняются человек и окружающий мир. Будем учиться думать о последствиях своих поступков.

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

(О том, когда появилась одежда.)

$- Во что одевались древние (первобытные) люди?

(В шкуры животных.)

-Людей каких профессий можно узнать по одежде?

$(Милиционеров, врачей, пожарных и т.д.) (слайд1.Диск к учебнику )

Считают, что для каждого случая есть своя одежда. Какие стили одежды вы знаете?

(Деловая одежда, спортивная, рабочая, для дома.) (слайд 2)

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже$ известного с помощью учителя

  1. Работа по теме урока.

Цель: познакомить с некоторыми профессиями, показать связь между выбором профессии и окружающим миром

Длительность этапа: 23 минуты

Иллюстративные и дидактические материалы: Слайды с диска к учебнику «Окружающий мир»,презентация "В мире профессий", дидактическая игра.$

Форма организации деятельности учащихся: слушают, рассказывают, отгадывают коллективно и индивидуально, а так же работа в парах, в группе.

Функции преподавателя на данном этапе: лекторская, корректирующая и контролирующая

-Несколько уроков подряд мы путешествовали в прошлое, сегодня предлагаю отправиться в будущее.

$ Тема нашего урока «Когда мы станем взрослыми?».

- Сейчас ты ходишь в школу,

$Но скоро подрастешь.

Чтоб получить профессию,

Ты в институт пойдешь.

Профессия-это работа взрослых, родителей. Для того, чтобы у человека б$ыла профессия, он должен учиться, иметь знания, умения, навыки.

- Скажите, ребята, зачем учиться в институте?

(Чтоб стать хорошим специалистом).

-Ребята, откройте учебники на странице24.

Рассмотрите рисунки. Люди каких профессий на них изображены?

А теперь посмотрите на экран.

- Человек какой профессии находится перед вами? ( Показ слайдов. Диск к учебнику.)

$Он учит детишек читать и писать.

Природу любить, стариков уважать.

(Учитель.)

Стих об учителе (читает ученик)

- Ваш скромный труд цены не знает,

Ни с чем он не сравним!

И все с любовью величают

$ Вас именем простым-

Учитель. Кто его не знает,

Простое имя это,$

Что светом знаний озаряет

Живую всю планету!

Мы в вас берём своё начало,

Вы - нашей жизни цвет,-

И пусть года, как свечи, тают,-

Нам не забыть вас, нет!

-Послушайте загадку и попробуйте е$е отгадать.

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (повар)

-Правильно, речь идет о поваре.

Какие блюда в нашей столовой вам нравятся больше всего?

Об учителях, врачах, инженерах, строителях часто говорят много хорошего. И редко когда можно услышать добрые слова о поваре. А ведь это тоже очень важная работа!

-От того, как вкусно нас накормили, во многом зависит наше настроение в течение всего рабочего дня, желание что-то делать, поэтому не забывайте благодарить тех, кто вас вкусно ежедневно кормит.

-Открывает магазин,
Продаёт продукты.
Взвешивает овощи и фрукты. (Продавец)$

-Нашей Родины прекрасной

Охраняет он границы.

И на слу$жбе той опасной

Ему вовсе и не спится.(военный, пограничник)

-Это очень важная и благородная профессия. Он стоит на страже человеческого здоровья и жизни. Его задача не только лечить болезни, но и научить нас, как не допустить эти болезни к нам в организм. (Врач)

-Очень часто вам приходится общаться с врачами. Если вы заболели, если вам надо сделать прививку, если вашим родителям надо посоветоваться о состоянии вашего здоровья, то мы идем к врачу.$

.-Как врач помогает людям?

- А вы знаете, как называют детского врача, который следит за вашим здоровьем?

(Педиатр.)

Ученики читают стихотворение С. Михалкова.

Инженеру хорошо, а доктору лучше,

Я б детей лечить пошла, пусть меня научат.

Я приеду к Пете, я приеду к Поле.

-Здравствуйте, дети! Кто у вас болен?

Как живете? Как животик?-

Погляжу из очков кончики язычков.

Поставьте этот градусник под мышку, детишки!-

$

И ставят дети радостно градусник под мышки.

-Вам бы очень хорошо проглотить порошок

И микстуру ложечкой пить понемножечку.

Вам в постельку лечь поспать бы,

Вам - компрессик на живот.

-С работами этих людей мы с$талкиваемся каждый день.

Зайдите на кухню и посмотрите на посуду, декоративные разделочные доски, яркие полотенца. Кто-то ведь создал эти рисунки?

Садясь на свой любимый диван, подумайте: кто придумывал и создавал рисунок ткани для этого дивана. Куда бы вы не посмотрели, везде можно увидеть их работы. ( художник).

-Ученик читает стихотворение В.Степанова.

Художник рисует осенние листья.

Не слушают только художника кисти.

$С ним в прятки осенние листья играют,

Найдешь их, а краски опять пропадают.

-Дома вы узнали кем работают ваши родители. Давайте, перечислим их.

(Рассказы детей о профессиях мамы, папы.)

$IV. Физкультминутка.

Игра "Узнай профессию" (Работа в группе) Дети читают, имитируют, что делают люди этих профессий. Другая группа угадывает.

(Задание на листочках)

1. Дайте ножницы, расчёску,

Он вам сделает причёску.

2.Он и фрукты, и природу

$

Нарисует, и портрет

V. Работа по теме урока.

$-Ребята, в будущем, конечно, каждый из вас станет взрослым,

выберет себе профессию. Не только кем вы станете, но и важно какими вы станете. От этого зависит ваше будущее. Как вы думаете, изменится ли к тому времени окружающий мир?

-Рассмотрим рисунок на странице 25 учебника. Сравним рисунки. В каком городе будет лучше жить? Почему? Отчего зависит окружающий мир в будущем?

(От нас самих, от поступков людей)

$-Прочитайте текст на странице 25.

-Откройте рабочие тетради на странице 19.Давайте выполним задание 2.

-Покажите стрелками зелёного цвета хорошие поступки, а стрелками красного цвета - плохие.(Работа в паре)

Ученица читает стихотворение.

-Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

$То на свете мы останемся одни.

- Кто знает, как называется профессия людей, занимающаяся наукой, которая учит бережно относиться к окружающему миру?

(Эколог)

- Возможно, кто-то из вас и станет экологом.

Чтобы солнышко светило,

Улыбалось всем оно.

Друзьями будьте вы природе

$И творите, лишь, добро!

Пройдут школьные годы, и именно вы встанете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьёте красивую и удобную одежду, испечёте самый вкусный в мире торт или откроете новые звёзды. Но, чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться. А школа – начало пути к любой профессии.

А кем мечтаете стать вы?

(Ученики читают стихотворение Льва Куклина “Когда мы станем взрослыми»)

$Ученик 1:

Скорей бы стать нам взрослыми
Совсем, совсем серьёзными!
О чём мечтаем мы, о чём?

Ученик 2: Я сделаюсь шахтёром!
Ученик 3: Я – фоторепортёром!
Ученик 4: А я… А я – зубным врачом!
Ученик 2: Профессии чудесные, земные и небесные! Каких на свете только нет!
Ученик1: Я буду инженером!
Ученик 5: Я – милиционером!
Ученик 6: А я…Пока ещё секрет!
Ученик 7:

Когда мы станем взрослыми –
Умел$ыми, серьёзными –
То всё нам будет по плечу!

Ученик 8: Я стану агрономом!
Ученик 9: А я вот астрономом!
Ученик 10: А я… Я в космос полечу!

- Как ответим на вопрос: Какая же профессия самая важная?

Работа с презентацией "В мире профессий".

$Слайд 1

- Кто из этих людей следит за соблюдением правил дорожного движения, поможет взрослому и ребёнку в случае необходимости? (Милиционер.)

- Думаю, остальных людей вы тоже узнали, кто это? (Продавец, строитель, водитель, врач.)

- Расскажите, где вы встречали их, чем они занимаются.

- Милиционер, продавец, строи$тель, водитель, врач - как можно назвать одним словом? (Профессии.)

- Как вы думаете, а какие профессии «спрятались»? Дети высказывают свои предположения.

Игра «Отгадай профессию по описанию»

- Отгадайте загадку и узнаете, кто за синей шторкой:

Дайте этому продукты:

Мясо птицы, сухофрукты,

Рис, картофель... И тогда

Ждёт вас вкусная еда. (Повар)

Отгадав загадку, дети на доске нажимают на цветной элемент, он растворяется, открывая рисунок.

$

- Кто за жёлтой шторкой?

Дайте ножницы, расчёску,

Он вам сделает причёску.

И, конечно, непременно

Подстрижёт вас современно. (Парикмахер)

- Кто за зелёной шторкой?

Охранять границу - важно!

И ег$о туда зовут.

С верным псом они отважно

Службу РОДИНЕ несут. (Пограничник)

- Кто за розовой шторкой?

Если вдруг беда случится,

Где-то что-то загорится,

Он, туда поедет срочно.

Он погасит, - это точно. (Пожарный)

- Сегодня на ур$оке мы побываем в мире профессий. И попробуем ответить на вопрос:

Какая профессия самая важная?

Слайд 2

Игра «Отгадай профессию по действию»

- Отгадайте, люди, каких профессий выполняют такую работу. На доске дети нажимают на слово, оно подъезжает к рисунку, а лишние слова вылетают за край экрана.

(Учит – учитель, строит – строитель, убирает – уборщица, продаёт - продавец.)

- Какая из этих профессий самая важная? Объясните свой ответ.

Дети отвечают, а учитель направляет рассужд$ения с помощью дополнительного вопроса «Что случилось бы, если бы учителя не учили детей? Строители не строили бы дома, разные здания?» и т.д.

Слайд 3

$ Игра «Отгадай сказочную профессию»

- У сказочных персонажей, героев мультфильмов тоже бывают профессии. Какой герой между Котом Матроскиным и Шариком? Кто он по профессии? Посмотрите отрывок из мультфильма, проверьте свою догадку. (Почтальон Печкин)

(Для запуска видеоролика нажать на место между Котом Матроскиным и Шариком.)

- О каком сказочном герое напоминают строки: Всех излечит исцелит этот доктор? (Доктор Айболит) (нажать на пустой квадрат)

- О каком сказочном герое напоминает второй фрагмент? Эти друзья живут в городе Бремен и играют на разных музыкальных инструментах (Бременские музыканты) (нажать на пустой квадрат)

- Д$ля того, чтобы люди разных профессий хорошо выполняли свою работу, им нужны предметы-помощники: инструменты или орудия труда. Какие вы знаете инструменты, орудия труда? Дети отвечают кратко, называя инструменты по цепочке.

Слайд 4 - 6

Игра «Отгадай профессию по инструментам, орудиям труда»

- Посмотрите и подумайте, л$юдям, каких профессий нужны такие предметы-помощники: инструменты или орудия труда? (Слайд 4- врачу, доктору; 5- художнику; 6-портнихе, швее.)

Отгадав профессию, дети на доске нажимают на цветной элемент с вопросом, он растворяется, открывая рисунок.

После того, как дети называют профессию, учитель обязательно спрашивает: «Можем ли мы обойтись без труда врача (художника, портнихи)? Почему? Важная ли эта профессия?»

Игра в лото «Поиграем в профессии»

Учитель раздаёт на каждую парту большую$ карту с изображениями профессий, показывает детям маленькие карточки с набором орудий труда, а дети отгадывают, человеку, какой профессии они принадлежат.

Слайд 7

$Игра «Что лишнее?»

- Как называется профессия человека, изображённого в центре? (Садовник, цветовод, озеленитель.)

- Важная ли эта профессия? Почему? Уверена, вы не раз любовались вместе со взрослыми работой садовников, цветоводов, озеленителей на улицах нашего города.

- Подумайте, какие предметы лишние, не нужны в работе садовнику?

Дети на доске нажимают на лишние предметы, рисунки растворяются; если ошибочно нажали необходимый садовнику предмет - он временно увеличивается, но остаётся на месте.

$ Слайд 8

Игра «Разложи по порядку»

$ - Отгадать ещё одну профессию сможете, если расставите буквы в порядке возрастания: от самой маленькой буквы до самой большой. (Космонавт.) Дети на доске нажимают на буквы в порядке возрастания, буквы становятся на свои места в слове.

- Знаете ли вы, ребята, имя первого космонавта, совершившего полёт вокруг Земли?

Это Юрий Алексеевич Гагарин 12 апреля 1961 года совершил этот первый полёт.

- Знаете ли вы, ребята, почему эту профессию можно назвать важной, нужной людям? Космонавты изучают косм$ическое пространство, уточняют прогноз погоды, помогают морским штурманам определить местонахождение кораблей в океане, обеспечивают радио- и телевизионную связь, проводят научные опыты.

Чтение стихотворения « Джани Родари" Чем пахнут ремёсла"(Сопровождается презентацией) $

У каждого дела запах особый:

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Мимо столярной идёшь мастерской-

$ Стружкою пахнет и свежей доской.

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Куртка шофёра пахнет бензином.

Блузка рабочего – маслом машинным.

$Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате – лекарством приятным.

Рыхлой землёю, полем и плугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только бездельник не пахнет никак!

Сколько ни душится лодырь богатый,
Очень неважно он пахнет, ребята!

- На уроке мы гов$орили, что у каждой профессии есть название, определённые действия, орудия труда. А из этого стихотворения что узнали? (У каждого дела есть свой запах.)

- К этому стихотворению отлично подходит пословица: Маленькое дело лучше большого безделья. Сделайте вывод, каким должен быть человек?

- Как каждый ребёнок и взрослый должен относиться к чужому труду? Мы должны уважать людей всех профессий, ценить их труд.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

$1.Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

2.Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные УУД:

Формировать умение работать в группах и парах.

Познавательные УУД:

$ Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

VI.Рефлексия учебной деятельности

Итог урока

Цель: назвать тему урока, сделать выводы по уроку

Длительность этапа: 10 минут$

Иллюстративные и дидактические материалы: Развивающая игра «Знаю все профессии»

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная и коллективная

Функции преподавателя на данном этапе: слушатель, корректор, контролёр, комментатор

Приёмы и формы работы: игра$

Когда вы подрастёте, каждый из вас станет приносить пользу людям, будет заниматься каким-то важным делом. Все работы хороши и важны, выбирай на вкус!

- Понравился вам урок? Что вы узнали нового, интересного?

- Как ответим на вопрос: Какая же профессия самая важная? Метапредметные результаты

$Регулятивные УУД:

Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

$Коммуникативные УУД:

Составлять небольшой рассказ на тему «Кем я хочу стать»;

Задание на дом: На странице 18-19 рабочей тетради помести фотографии своих близких в разном возрасте.

$

Комментарий-пояснение:

Форма проведения: урок

Подготовительная работа: подбор материалов о профессиях (иллюстрации; презентация, стихи, загадки, рассказы о профессиях родителей).

На данном уроке окружающего мира у первоклассников формируются социальные представления места человека в обществе, правил поведения. Урок построен с учётом возраст$ных особенностей младших школьников.

Целью представленного урока, кроме дидактических, является повысить познавательную активность учащихся, способствовать их развитию. Использование мультимедийного сопровождения урока, работа в парах, в группе, использование дидактических интерактивных игр.

Мультимедийное сопровождение данного урока помогает учителю решить важные педагогические задачи: развивать наглядно-образное мышление, $эстетический вкус, формировать информационную культуру ученика и культуру учебной деятельности. Благодаря использованию средств мультимедиа, учащимся открыт доступ к большому объёму информации, представленному в занимательной форме.

Дидактическая игра – очень важный метод обучения младших школьников, т.к. она позволяет уточнить и систематизировать знания детей, развивает основные компоненты учебной деятельности – умения действовать по правилу, подчинять свои действия действиям других участников игры. Использование игр «Отгадай профессию по описанию», «Отгадай профессию по действию», «Отгадай сказочную профессию», «Отгадай профессию по инструментам, орудиям труда», лото «Поиграем в профессии», «Что лишнее?», «Разложи по порядку» позволяет повысить познаватель$ную активность, развивать мышление и речь школьников.

Для проявления детьми живого познавательного интереса в процессе всего урока используется уже имеющийся у них опыт, те знания, которые они получили в процессе жизни. Постановка проблемного вопроса: «Какая профессия самая важная?» позволяет детям быть исследователями на протяжении урока.$ Дети спорят, доказывают свои мнения.

В процессе наблюдения, исследования учащиеся логично приходят к выводу в конце урока: «Все профессии важны!»

Необходимые ресурсы:

- оборудование

компьютер; мультимедийный проектор; интерактивная доска; презентация "В мире профессий"; дидактическая игра «Знаю все профессии»,карточки со словарными словами. ; диск к учебнику «Окружающий мир», Раздел «Где? Когда?» Тема «Когда мы станем взрослыми»; карточки с изображениями профессий и набором орудий труда.

Используемые учебники и пособия

$А.А.Плешаков. Окружающий мир.1 класс(учебник).Москва «Просвещение»2011.$

А.А.Плешаков. Окружающий мир.1 класс(рабочая тетрадь). Москва «Просвещение»2011.

Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир».

- изображения

Наглядный материал «Профессии». Издательство «Книголюб», 2000.

- CD (Viki.rdf.ru) В.Кузнецовой.

Технологическая карта конструирования урока

Используемые педагогические технологии: Здоровьесберегающие технологии, игровые.$

Планируемые результаты: Формирование чувства уважения к людям разных профессий. Ознакомление с миром профессий. Поиск необходимой информации (профессии родителей). Работа с различными источниками информации, умение применять их при решении учебных задач.

$ Цель урока: установить связь между поведением людей и состоянием окружающего мира

Задачи урока:

Личностные: Создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками ; формирование чувства уважения к людям разных профессий. Ознакомление с миром профессий.

Предметные:. Ознакомление с миром профессий. Формирование чувства уважения к людям разных профессий

Метапредметные:

$Регулятивные УУД: формировать умение формулировать тему урока принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать с информацией на уроке; учить высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; учить соблюдению правил работы в группах, в парах.

Познавательные УУД: учить использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий; развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, и обобщение.

Оборудование:

$мультимедийный проектор, ноутбук, экран, картинный ряд профессий (слайды). Презентация "В мире профессий".

Словарная работа: Профессия, педиатр, эколог.

Post Comment