Сценарий урока по Окружающему миру "Наша страна – Россия" 1 класс

Тема урока: «Наша страна – Россия».

Цели деятельности педагога: - расширить знания о нашей стране –$ России и формировать осознание принадлежности к родному народу, стране;

- развивать творческий потенциал через практическую деятельность;

- воспитывать любовь к Отчизне;

- $создание благоприятных условий для здоровья, обучения и развития обучающегося.

Задачи урока: - формировать осознание принадлежности к родному народу, стран$е, государству;

- формировать интерес и чувство сопричастности к современным событиям и истории России;

- воспитывать способность к духовному самообогащению, рефлексивным проявлениям, самооценке и самоконтролю поведения.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: формировать осознание целостности окружающего мира, умение обнаруживать и устанавливать элементарные связи и зависимости в обществе; расширять знания о нашей стране – Росси$и; формировать умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширять кругозор и культурный опыт школьника; формировать умение воспринимать мир не только рационально, но и образно; овладевать методом наблюдения и исследования.

Метапредметные:

Регулятивные:  развивать умения осуществлять действия по$ образцу и заданному правилу, сохранять заданную цель, осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).

Коммуникативные:  формировать умение высказывать собственную точку зрения, организовывать совместную деятельность, проводить ролевые игры, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.

Познавательные: формировать умения анализировать, сравнивать и обобщать информацию, составлять устные высказывания, структурировать полученные знания, адекватно оценивать свои действия.

 $Личностные: формировать готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке; умение осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками; понимание особой$ роли Росси в мировой истории; воспитывать чувство гордости за национальные достижения, уважительное отношение к своей стране и её истории, любовь к родному краю, городу, школе и семье, гуманное отношение и толерантность к людям. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе и обществе.

Оборудование: мультимедийный про$ектор, интерактивная доска,  листы формата А4 с заданиями, цветные карандаши, простой карандаш, части герба России,  клей.

Ресурсы: мультимедийная презентация к уроку.

Сценарий урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.$

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

-Долгожданный дан звонок-

 Начинается урок.

$Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные: $планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Подготовка обучающихся к активному и осознанному усвоению учебного материала.

1.Практическая работа в парах.

$-Ребята, перед вами набор плоских деталей для дома – выложите дом, в котором вы хотели бы жить.

Вы построили свой дом. Каждое здание интересно  по – своему. Для каждого из вас этот дом дорог. Так же как и любому человеку важен и дорог его дом, в котором он живёт.

- Как можно назвать то местечко, где родился и вырос человек?

Родина – это дом, в котором мы живём и русская берёзка, и крик кукушонка, и полянка. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, микрорайонами, парками. Родина – это и наши мамы, папы, бабушки и дедушки (слайд 1).$

2.Понятия “малая” и “большая” Родина.

У каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это – его малая Родина.

$-Выложите из букв, название нашей малой Родины.

Где бы впоследствии не жил взрослый человек, его постоянно тянет на родину, ему хочется пройтись по родной улице, постоять у родного дома.

Из множества таких маленьких уголков состоит наша общая большая Родина.

Как называется наша большая Родина?

3.Прослушивание стихотворение.

$

Дети выкладывают дом, в котором они хотели бы жить (работа в парах)

Родина.

Выполняют задание. Белореченск.

$

Россия.

(Рассказывает ученик)

Нет края на свете красивей,

 Нет Родины в мире светлей!

 Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе $равен по силе?

 Терпел пораженья любой!

 Россия, Россия, Россия, –

 Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,

 Тебя бережём мы и чтим,

 А если нарушат границу,

 $Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:

 "А чем дорога вам страна?"

 – Да тем, что для всех нас Россия,

 Как мама родная, – одна!

 (В. Гудимов)

Коммуникативные:

способность к связной  $логически целесообразной форме речи, умение рассуждать.

Личностные:

готовность и способность к саморазвитию и самообучению, осуществление учебной деятельности и взаимодействие с её участниками.

$

III.Постановка познавательной задачи.

- Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами и домики вы нарисовали все разные. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.

- Как вы считаете, что может объединять нас с вами?

Кто догадался, какова тема нашего урока? (слайд 2)

Должен ли человек знать про свою страну? Почему? Что вы знаете о своей Родине? У нас вопрос помощник. На какие бы вопросы вы хотели получить ответ сегодня на уроке?

$

Все мы – жители замечательной, богатой страны. Наша Родина – Россия.

«Наша страна – Россия».

$

Ответы детей.

Регулятивные:  целеполагание.  

Познавательные:  самостоятельное формулирование проблемы и познавательной цели.$

Предметные: расширение кругозора и культурного опыта школьника.

Личностные: взаимодействие с участниками учебной деятельности.

IV.Усвоение новых знаний и способов действий. Построение проекта выхода из затруднения.

Физминутка 1

Физминутка 2

$

Физминутка 3

$

1.Просмотр  слайдов и прослушивание песни

«У моей России» (Слайды3-25)   – Вот она, какая Россия, широкая и великая!

2.Игра «Моя $Родина»

 3.Работа с картой.

Посмотрите на карту. Россия – самая большая страна на свете.  Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Граница России проходит и по суше, и по воде. И везде живут люди. (Слайд 26)

 Россия – огромная и необъятная страна. В состав Российской Федерации входит 89 субъектов. (Слайд 27)

Много ли народов населяет нашу страну?

$

- По данным переписи населения, которая проходила в 2010 году,  население России составляет более  141 млн. человек. Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. 

(Слайды 28-30) Россия – это русские, татары, башкиры, чеченцы, карелы, коми, удмурты, марийцы, нанайцы, чукчи и другие  народы и народности.

- Когда вы рисовали дом, вы делали его таким, как вам нравится, на свой вкус. Вместе, сообща, вы нарисовали неповторимые дома. И это не смотря на то, что вы все разные, непохожие друг на друга. Так же и в нашей стране, не смотря на то, что ее населяют разные народы, как он$и должны относиться друг к другу?

 - Как можно одним словом назвать жителей России?

4.Символика России.- (Слайд 31) Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы – флаг, герб, гимн.

(Слайд 32) Флаг России.

- Какие цвета составляют флаг России?

Ребята дома должны были узнать, что обозначает каждый цвет на флаге нашей страны.

$5. Игра «Найди флаг» (Слайд 33).

- Найдите российский флаг.

- В чём его отличие от других флагов?

Задание: - Разделите $территорию России на 3 части и закрасьте их в цвета Российского флага. (Слайд 34-35)

(Слайд 36) Герб России.

- Герб России  сочетает в себе знаково-символическое и эстетическое начало. Герб можно рассматривать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь правильно прочесть.

$На фоне щита красного цвета изображён двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головой орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху.

В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они нам напоминают об историческом прошлом нашей страны, символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств.

Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за $его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту, справедливость, победу добра над злом.

6. Игра «Собери герб».

Слушайте стихотворение и повторяйте.

(Слайд 37) Гимн России.

- Гимн – торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов  и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны, слушающие его, встают, мужчины снимают $головные уборы.

7.Беседа «Президентские выборы»

- В каждом государстве есть главный город. Какой город является  столицей России? (Слайд$ 38)

Именно в столице находится самый главный человек страны. Как он называется?

 Кто является президентом России?  (Слайд 40)

- В чём состоят полномочия президента? (Слайд 40)

- Можно ли обойтись без президента?

-Кто может стать президентом?

Может ли стать президентом женщина?

- Кто выбирает президента? (Выбирают Президента Российской Федерации все взрослые граждане России, которые хотят и имеют право принять участие в выборах. Дети и подростки до 18 лет не могут участвовать в выборах Президента Р$оссии и выборах депутатов Государственной Думы)

- На какой срок выбирают президента?

- Какими качес$твами должен обладать человек, который претендует на пост президента?

- Вы строили дом, прилагали усилия, проявляли творчество. На это вы затратили и время, и терпение. Обидно ли вам будет, если вдруг кто-то завладеет вашим домом и, разрушив его, постарается построить свой, на ваш взгляд не удобный и не красивый?

- На пост президента нужно выбрать такого человека, который не разрушит уже построенное ранее и создаст что-то новое и полезное.  

- Кто из вас быстрее построил свой дом? Другому было труднее. Ему приходилось самому про$ектировать здание, больше потребовалось времени для создания дома. В политике так же необходимо единство взглядов и действий. Президент должен работать  сообща со своей командой, учитывая интересы и потребности народа своей страны.

8.Практическое задание.  Подчеркните те качества, которыми должен обладать президент.

Просмотр слайдов.

Дети кидают мячик в корзину и говорят, что для них значит слово Родина. (Великая, большая,…)$

Работа с картой.

Ответы детей.

Ответы детей.

$

С уважением, пониманием, все делать сообща.

$

Мы – Россияне.

Ответы детей.

Во все времена цвету предавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

Белый, синий$ и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, а из красной и синей материи – нарядные сарафаны и другую одежду.

Детям предлагаются изображения флагов России и других государств (Франции, Словения, Люксембург, Польша и др.)

Выполнение задания на карточке с изображением границ России.

$

Дети собирают герб из частей – пазлов (работа в парах).

Прослушивание Государственного гимна России.

Москва.

Президент.

Путин.

Нет.

Президентом Российской Федерации может быть избран взрослый гражданин Российской Федерации, если ему уже исполнилось 35 лет, и он постоянно живёт в России не менее 10 лет.

$

Да, может, если ей не менее 35 лет, и она живёт в России не менее 10 лет.

Президента выбирают на 6 лет.

Вз$аимопроверка.

Регулятивные: сохранять заданную цель, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).

$Коммуникативные:  умение высказывать собственную точку зрения, организовывать совместную деятельность, деловое сотрудничество, проводить ролевые игры, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.

Познавательные  общеучебные:  умение анализировать информацию, моделировать символ мира, составлять устные высказывания, структурировать полученные знания, адекватно оценивать свои действия, умение работать со схемами и моделями, установка на поиск решения проблем.

Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке; умение осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками; понимание особой роли Росси в мировой истории; воспитывать чувство гордости за национальные достижения, уважительное отношение к своей стране и её истории, любовь к родному краю, городу, школе и семье, гуманное отношение и толерантность к людям. Понимание роли человека в общест$ве, принятие норм нравственного поведения в природе и обществе.

Предметные: осознание целостности окружающего мира, умение обнаруживать и устанавливать элементарные связи и зависимости в обществе; расширять знания о нашей стране – России; формиро$вать умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширять кругозор и культурный опыт школьника; формировать умение воспринимать мир не только рационально, но и образно; овладевать методом наблюдения и исследования.

V. Самостоятельная работа с проверкой.

1.Тест «Знаешь ли ты Россию?» (Слайд 41)

Ребята, а как вы думаете какой ваш долг перед Родиной?

- А какие испытания выпадали на долю нашей страны?

$- Какое испытание можно назвать самым трудным, даже самым трагическим? (Слайд 42)

- Это не только гражданская война 1918 года, но и другие военные конфликты, в которых по разные стороны линии фронта находятся жители одного государства. Как вы думаете, что же может способствовать объединению людей? На какие важные ценности мы должны опираться?$

 Фрагмент мультфильма “Князь Владимир” (1:12:16).

Выполнение теста.

Ну$жно просто любить свою Родину, беречь и умножать её природу, хорошо учиться.

Война.

$

Просмотр фрагмента.

Регулятивные:  развивать умения осуществлять действия по образцу и заданному правилу, сохранять заданную цель,  способность к организации, планированию творческой  деятельности.

Предметные:  осознание целостности окружающего мира, умение обнаруживать и устанавливать элементарные связи и зависимости в обществе;  умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширение кругозора и культурного опыта школьника; умение воспринимать мир не только рационально, но и образно.

$Регулятивные:   умение осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля.

Коммуникативные:  формировать умение высказывать собственную точку зрения, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.

 Личностные:  формировать готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке.

VI. Рефлексия  деятельности (итог урока).

$В заключение давайте послушаем стихотворение С. Синицина:

 

Каждый из нас шёл на эту встречу с определёнными ожиданиями. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас озвучили, оправдались ли ваши ожидания, какие впечатления у вас остались от урока.$

- Через несколько лет  вы повзрослеете, будете принимать участие в строительстве нашей страны, надеюсь, что  вы проявите столько же терпения, творчества и желания, сколько проявили при строительстве этих нарисованных домов и сделаете нашу страну сильной, красивой и независимой!

(Чтение наизусть учеником)

Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хле$б на столе,
И родное оконце,
В позабытом селе…
Берегите Россию –
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть.

Дети называют свои ощущения и чувства.

рисуют солнышко, выразив свое настроение, чувства

Post Comment