Технологическая карта урока по Окружающему миру "Погода и климат. Определение погоды" 2 класс

Технологическая карта урока

Разработала:

$Крашенинникова Анна Александровна

учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Вольска Саратовской области»

Урок окружающего мира, 2 класс ОС «Школа 2100»

Тема: Погода и климат. Определение погоды.

Цель урока:

- учить определять погоду по основным признакам.

$Задачи:

умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные результаты);

умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; планировать деятельность с помощью учителя (регулятивные УУД);

умение совместно договариваться о правилах поведения в группе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли (коммуникативные УУД);

умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущем уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; сравнивать по заданным основаниям объекты (познавательные УУД).

Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии$

Необх$одимое техническое оборудование: экран, компьютер, 4 учебника: Вахрушев А.А. Окружающий мир. 2 класс.- 2012., маршрутные листы для групп, термометр, веер, иллюстрации, маркер, на доску-календарь погоды.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Формирование УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(1 мин.)

- Дождик землю поливает
И деревья умывает.
Что- то он сказать хотел,
К нам в окошко залетел.
Он решил нам подсказат$ь,
Надо ребус разгадать

$И скорей урок начать.

4

1

5

2

6

3

О

П

Д

О

$А

Г

3

6

$1

4

2

5

И

Т

К

$

М

Л

А

- Назовите слова, которые у вас получились?

- Как будет звучать тема нашего урока? Слайд

- У нас получилось «Погода и климат».

- Погода и климат.

$

Познавательные УУД

- формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

-$ представлять информацию в виде схемы.

-выявлять сущность, особенности объектов.

-на основе анализа объектов делать выводы.

- обобщать и классифицировать по признакам.

- ориентироваться на развороте учебника.

- находить ответы на вопросы в иллюстрации.

$Коммуникативные УУД

- формирование умение слушать и понимать других.

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

- оформлять свои мысли в устной форме.

- умение работать в группах.

Личностные результаты

-  формирование внутренней позиция школьника,

- учебно-познавательного интереса к учебному материалу,

- самоанализ и самоконтроль результата,

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

$

Регулятивные УУД$

- формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

II. Этап актуализации и пробного учебного действия.

(2 мин.)

Слайд

$

- Ой, ребята, посмотрите, что такое?

- Почему мальчик так одет?

- По сезону ли он одет?

- Что он не узнал, перед тем как выйти на улицу?

$

- Не узнал погоду

(температуру, облачность, осадки, есть ли ветер)

III. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений

(2 мин.)

- Что нам необходимо знать, чтобы не оказаться в такой же ситуации?$

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

- В конце урока вы сами заполните календарь погоды.

- Работать вы сегодня будете группами под руководством капитанов, выберите капитанов.

- Каждая группа будет исследовать определенный признак погоды, т.е. вы будете метеорологами.

- На столе у вас лежат маршрутные листы, найдите в СПРАВКЕ - Кто же такие метеорологи?

Метеоролог $– специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений. Слайд

- Учить определять погоду по основным признакам (Слайд)

Выбор капитанов.

IV. Этап реализации построенного проекта (15 мин.)

$

Физ. минутка (мальчик)

- Необходимо помнить и выполнять условия работы в группах.
1. Иди верно, по маршруту. (Слайд)
2. Дружно шагай по маршруту.
3. Не теряй времени даром.
4. Будь осторожен.
5. Пройденный маршрут - путь к успеху.

 

$ Итак,

1 группа узнает, как устроен термометр и научится им пользоваться.

2 группа – изучит свойства ветра.

3 группа – определяет облачность.

4 группа - изучает причину возникновения осадков и определяет их виды.

- Обратите внимание, на выводы группы после исследования. Защищает капитан.

- Ну, а теперь в путь! 

$ - Давайте немного отдохнём.

Читают информацию на слайде.

$

Самостоятельная работа детей

V. Этап обобщения затруднений во внешней речи (7 мин.)

- Пришло время капитанам сделать выводы по наблюдениям групп.

Вывод 1 группы:
Термометр - прибор для измерения температуры.

$У прибора есть: корпус, шкала с делениями, трубка с подкрашенной жидкостью.

Единицей измерения температуры служит 1о С .

0 о С - это граница тепла и холода.

Вывод 2 группы:

Движение воздуха - это ветер.

Силу ветра можно выразить словами: безветрие, слабый ветер, умеренный ветер, сильный ветер, ураган.
По направлению ветер бывает: северный, южный, западный, восточный, с-з, с-в, ю-з, ю-в.

Вывод 3 группы:

Рассказ по иллюстрации о круговороте воды в природе.

- Охлажденный пар, превращающийся в мельчайшие легкие капельки, и покрывающий небо называют облачностью.

Облачность бывает: сплошная, переменная, ясное небо.

$ Вывод 4 группы:

$ Облака, приносящие осадки называют тучами.

Виды осадков: дождь, снег, град, туман, роса, иней.

Назовите виды осадков, которые выпадают только:

- при положительной температуре – дождь, туман, роса, град.

- при отрицательной температуре – снег, град, иней.

- Молодцы!

Индивидуальное задание 4 человека.

Задание - слайд

Определите, что относится к климату, а что к погоде:

Осень радовала нас солнечными и тёплыми днями. А обычно осенью у нас идут дожди.

$ОТВЕТЫ:

Погода. Осень радовала нас солнечными и тёплыми днями.

Климат. А обычно осенью у нас идут дожди.

- Итак, ребята, давайте заполним календарь погоды на сегодняшний день. (по группам - явления)

- Расскажите о погоде сегодняшнего дня.

Выступление капитанов

VI. Этап рефлексии деятельности на уроке (2мин.)

$- А сейчас вы каждый оцените свою работу на уроке, используя для этого условные обозначения. (Слайд)

- Я доволен своей работой (солнышко)

- Я не совсем понял эту тему (солнце с тучкой)

- Я не понял тему, мне нужна помощь (тучка)

- Хорошо сегодня поработали и получают отметки ….

Самоан$ализ

VII. Домашнее задание. (1 мин.)

Определить погоду на завтра

СПРАВКА: Метеоролог – специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений.

МАРШРУТ для 1-ой группы

$Температура воздуха.

  1. Прочитайте текст.
    У термометра три главные детали: корпус, шкала с делениями, трубка с подкрашенной жидкость$ю.

В трубку обычно заливают подкрашенный спирт или ртуть (жидкий металл).


2. Рассмотрите термометр и покажите его детали.

3. Изучите текст учебника (стр.71).

Определите единицу измерения температуры.

4. Прочитайте текст и определите, что обозначает цифра 0° .
Трубка с жидкостью прикреплена к дощечке с делениями — шкале. На шкале нанесены цифры от 0о вверх и от 0о вниз. 0о — граница тепла и холода. Выше 0о деления показывают тепло, ниже 0о - холод.

Сделайте вывод
Термометр - прибор для измерения температуры.

У прибора есть: _________________________________________________________________________________________

Единицей измерения$ температуры служит ___о .

0о - это граница ___________________ и ___________________ .

СПРАВКА: Метеоролог – специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений.

МАРШРУТ для 2-ой группы

$Ветер.

1. Проведите опыт.
Возьмите веер. Помашите им перед собой. Что вы почувствовали?
Подуйте на ладонь. Что вы почувствовали?

2. Изучите правила движения воздуха (учебник: стр.72)

3. Рассмотрите картинку, как движется воздух? (учебник: стр.72, иллюстрация)

4. Изучите иллюстрации и расскажите, какая бывает сила ветра? (учебник: стр.72, в середине).

5. Определите, какие ветры бывают в зависимости от направления (учебник: стр.72)
(направление определяется по сторонам горизонта)

Сделайте вывод
Движение воздуха - это _____________________ .

$Силу ветра можно выразить словами: _________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________
По направлению ветер бывает: _______________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

СПРАВКА: Метеоролог – специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений.

МАРШРУТ для 3-й группы$

Облачность.

1. Рассмотрите иллюстрацию, покажите стрелками и расскажите о круговороте воды в природе (иллюстрация – круговорот воды в природе).


2. Изучите текст учебника
(стр.73) и объясните, что такое облачность.

3. Какая бывает облачность (иллюстрация стр.73)?

$ Сделайте вывод
Рассказ по иллюстрации о круговороте воды в природе.

Охлажденный пар, превращающийся в мельчайшие легкие капельки, и покрывающий небо называют __________________

___________________________________________

Облачность бывает: _______________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

СПРАВКА: Метеоролог – специалист по погоде, наблюдат$ель и исследователь атмосферных явлений.

МАРШРУТ для 4-ой группы

Осадки.

  1. Прочитайте текст.

Облака охлаждаются в атмосфере, капли воды в них тяжелеют и выпадают на землю в виде осадков. Перед выпадением осадков облака превращаются в тучи.

  1. Как называют облака, приносящие осадки?

  1. Исследуйте иллюстрации (стр.73 учебника, внизу) и перечислите виды осадков. $

  1. Выберите из них только те, которые выпадают при положительной температуре (иллюстрации на столе).

  1. Выберите из них только$ те, которые выпадают при отрицательной температуре (иллюстрации на столе).

Сделайте вывод
Облака, приносящие осадки называют _________________________________.

Виды осадков: _____________________________________________________________________________________________.

Назовите виды осадков, которые выпадают только:

- при положительной температуре:_____________________________________________________________________________.

- при отрицательной температуре: _____________________________________________________________________________.

Post Comment