Урок – конкурс по окружающему миру "Осень – славная пора"

Урок – конкурс$ по окружающему миру

Тема урока: Осень – славная пора. (слайд №1)

Цели: 1). Обобщить знания учащихся об изменениях в природе.

2). Развивать внимание, мышление, смекалку.

3). Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи. Прививать интерес к предмету.

Оборудование: гербарий, кроссворды «перелётные птицы», презентация, компьютер, проектор, карточки, рисунки об осени, поделки из природного материала, иллюстрации птиц.

Ход урока

  1. Оргмомент.

- Наш урок посвящён времени года, про которое А.С.Пушкин говорил: (слайд №2)

Унылая пора.

Очей очарованье!

(осень)

- И сегодня мы подведём итоги тому, что знаем об осени, осенних изменениях в природе. А кроме того, мы ещё сможем и посоревноваться.

(слайд №3)

Про осень говорят, что она МАТЬ -

Осенью кисель да блины;

Осень дождлива да сытна.

- А почему такие поговорки народ сложил об осени? Какие вы е знаете?

- Нам сегодня осень принесла свои гостинцы. Но вы их сможете взять только в том случае, если правильно разгадаете загадки.

II. Работа по теме урока.

Разминка (слайд № 4-10)

  1. Под землей птица гнездо свила и яиц нанесла. (Картофель.)

  2. $Был ребенок - не знал пеленок, стал стариком - сто пеленок на нём. (Капуста.)

  3. Что без боли и печали приводит в слезы? (Лук.)

  4. В земле сидит, хвост вверх глядит, сахар из нее можно добыть, вкусный борщ сварить.$ (Свекла.)

  5. Маленький, горький, луку брат. (Чеснок.)

  6. Я красна, да не девица.

Зелена, да не дубрава.

С хвостом, да не мышь. (Морковь.)

  1. В маленьком горшочке кашка сладка. (Орех.)

Подведение итогов разминки. (слайд №11)

Физминутка (слайд № 12)

Мы подвели итоги разминки, но так и не познакомились с нашими командами.

Командам (их 3) дается 1-2 минуты для того, чтобы придумать название, связанное с природой и в то же время юмористическое, и небольшое приветствие. (домашнее задание)

Представление команд ( слайд №13)

Осень - перемен восемь.

- Какие же перемены происходят осень (Дети отвечают.)

И не зря осень мы делим на... ($слайд № 14) (раннюю, золотую, позднюю).

$1-й конкурс. Дети рассказывают по одному стихотворению об осени от команды. (слайд № 15)

Задание: Определить, какая описана осень. Докажите. (слайд № 16-17)

Сегодня день особый, пришел Гурий (28 ноября). В народе примета: коли на Гурия ляжет снег, так лежать ему до половодья.

- Осенью происходят изменения и в жизни животных, птиц, насекомых.

-.Как же ведут себя птицы осенью? (Ответы детей.)

  1. й конкурс$ (по одному человеку от команды). (слайд № 17)

Участники вытягива­ют карточку с заданием.

Карточка № 1. Назови 5 перелетных птиц.

Карточка № 2. Назови 5 оседлых птиц.

Карточка № 3. Назови 5 кочующих птиц.

Участники конкурса по очереди прыгают через скакалку, называя птиц:

"Я знаю пять перелетных птиц... "

  1. й конкурс. Капитаны команд выбирают одно из заданий: (слайд № 19)

а) пропеть 1-й куплет песни "Голубой вагон", как кукушка (ку-ку);

б) пропеть 1-й куплет песни "Крокодила Гены", как воробей (чик- чирик);

в) пропеть 1-й куплет песни "Чунга-чанга", как ворона (кар-кар).

  1. $й конкурс. Каждая команда получает кроссворд с изображеним птиц. (слайд № 20)

ч

т

с

ж

$

с

$к

0

0

ч

$

- Какие птицы собрались в дальнюю дорогу - в теплые края?

- Осень приносит новую одежду деревьям, кустарникам. Красив и печа­лен русский лес ранней осенью.

Почему красив? А почему печален?

Физминутка (слайд № 21)

  1. й конкурс. Вспомните и напишите сказки, где действующие лица - деревья. (На выполнение этого задания 1-2 минуты; затем один из членов команды зачитывает.) (слайд № 22)

  2. й конкурс. Каждая команда получает гербарий трех растений. Узнайте, какие это растения (время - 1 минута). (слайд № 23)

  3. й конкурс. Капитаны записывают на листочках ответы на вопросы: (слайд № 24- 26) Назовите дерево, которое первым желтеет.$ (Береза.)

Назовите дерево, которое плачет. (Ива.)

Назовите дерево, которое никто не пугает , а оно дрожит. (Осина.)

8- й конкурс. Узнайте эти деревья. (слайд № 27)

    1. Маленький мужичок, костяная шубка.$ (Орех.)

    2. Синий мундир, белая подкладка, в середине сладко. (Слива.)

    3. Этой бабке сто лет.

Горба у нее нет,

Высоконько торчит,

Далеконько глядит.

Придет смерть за старушкой,

Станет бабка избушкой.$ (Сосна.)

4). Стоит красавица на поляне: в белом сарафане,

в зеленом полушалке (Береза.)

5). Весной цвету,

Летом плод приношу,

Осенью не увядаю,

Зимой не умираю. (Ель.)

6). Сижу на дереве : Красная, как кровь, Круглая, как шар, Вкусная, как мед. (Вишня.)

Подводятся итоги конкурса.

9 - й конкурс. Продолжите стихотворение, назовите автора и название стихотворения. (слайд № 28)

а). Ласточки пропали,

(А вчера зарёй

$ Всё грачи летали да как сеть мелькали

Вон над той горой.

А. Фет. "Осень")

б) . Славная осень,

(Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит.

Н. Некрасов)

в). Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

($Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва.

А. Твардовский. "Лес осенью ")

$Д.) Лес томно терем расписной,

(Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

И. Бунин. "Осень")

е) $Кроет уж лист золотой

(Влажную землю в лесу...

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

А. Майков. "Осень")

Подведение итогов. (слайд № 29)

Проводится смотр-конкурс поделок из природного материала.

  1. Итог урока (слайд № 30)

Post Comment