Урок окружающего мира для 3 класса «ГОРОДА ЗОЛОТОГО КОЛЬЦА»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 9

МО Крыловский район

Окружающий мир. 3 класс.

$

Тема « ГОРОДА ЗОЛОТОГО КОЛЬЦА».

Планирование составлено на основе программы четырёхлетней начальной школы. Проект «Перспективная начальная школа». Издательство «Академкнига/Учебник» 2009 год.

Составитель: Р.Г. Чуракова

Количество часов: всего 68 часа; в неделю: 2 ча$са;

АВТОР: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МОУ СОШ № 9

$СТ. НОВОСЕРГИЕВСКОЙ

МО КРЫЛОВСКИЙ РАЙОН

ЛУЦЕНКО АННА ВЛАДИМИРОВНА

2011 год

ТЕМА « Города Золотого кольца»

Цели:- познакомить со старинными рус$скими городами, их достопримечательностями;
- расширить кругозор;
- обогащать словарный запас;
- развивать умение правильно, чётко и логично отвечать на вопросы;
- развивать мышление, память и фантазию;
- учиться обобщать и выделять главное;
- развивать диалогическую и монологическую речь;
- воспитывать любовь к России.

Оборудование: компьютерные технологии, карточк$и, кубик с буквами.

Ход урока

1.Организа$ционный момент.

На урок пришли
Вы уже не малыши.
Всему надо научиться,
Поработать от души!

-А что значит поработать от души?

2. Новый материал.

а) Беседа.

-У нас сегодня много гостей. Они хотят с вами ближе познакомиться, что-то узнать интересное. А вот один из гостей не смог приехать, он прислал только свой портрет. (Слайд 1)
-Как вы думаете, кто это?
-Действительно, это купец. В Древней Руси Купцов называли гостями, потому что торговали они на особом месте - погосте. (Слайд 2.)
Помните у А.С. Пушкина:

$"Пристают к заставе гости,
Князь Гвидон зовёт их в гости.

б) Сообщение темы.

$ - Купец Садко пришёл к нам не с пустыми руками, он дарит нам путеводные грамоты, чтобы мы совершили путешествие по тем местам, где он когда-то плавал со своим богатым товаром.
- Но мы не сможем отправиться в путешествие пока, не узнаем историю названия нашей грамоты. Как вы думаете почему эти места получили название "Золотое кольцо России"? (Слайд 3)

в) Беседа

- Ответить на этот вопрос поможет история нашей страны. Наши предки, древние славяне, всегда селились на берегах рек.
- Почему?
- А зачем надо было ходить по рекам?
- Чем торговали? (Слайд 4.)
- Как расплачивались?

$ - С давних пор золото - символ богатства и знатности, так как это очень редкий драгоценный металл и до сих пор золотой запас казны государства - показатель его силы и могущества.
Чтобы торговля процветала, купцы выбрали самый удобный путь. Он проходил мимо наших городов, куда и пригласил нас купец Садко. Форма пути напоминала кольцо, но золотым его назвали не только за богатство товаром. А как вы думаете за что ещё? (Слайд 5.)
- Я думаю, наш гость остался доволен. Да, он открыл нам, показал карту с названиями городов, куда мы и отправляемся. В конце нашего путешествия он обещает подарить золотые монеты с отметками тем ребятам, кто лучше всех запомнит достопримечательности наших городов. У вас на парте путеводные грамоты. Помощники Садко, наши экскурсоводы, познакомят вас $не только с городами, но и с их достопримечательностями.

г) Физминутка.

$А теперь пришла пора отправляться…(Слайд 6)
Рыбки весело играли
В чистой, тёпленькой воде.
То согнуться - разогнуться,
То зароются в песке.

д) Заочная экскурсия.

- После каждой экскурсии на путеводной грамоте закрашиваем кружок около того города, который мы посетили.
- Мы отправляемся из главного города нашего государства. Как он называется?
- Почему Москву назвали златоглавою?

1) Из Москвы мы отправляемся в Сергиев Посад - старинный русский город. (Слайд 7)
(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе.)

Микроитог: Возвёл Троице-Сергиеву Лавру Сергий Радонежский - монах. Существуют сведения, что именно в этой лавре был благословлен известный вам князь Дмитрий Донской на битву с врагом.

$ 2) Далее мы оказываемся в Переславле - Залесском. (Слайд 8)

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе.)

$

Микроитог: На берегу Плещеева озера сушатся рыбацкие сети, темнеют на воде рыбачьи лодки…На озере проходили военные учения под руководством самого молодого Петра I. С музеем рядом стоит памятник Петру Великому - основателю военного флота России.

3) А теперь в Ростов. (Слайд 9)

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе.)

$ Микроитог: Отражаются в воде купола - луковки белокаменных храмов, золотые кресты, терема да башенки. И плывёт над озером перезвон колокольный. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышать её, приезжают люди со всех сторон, из дальних мест. У знаменитых ростовских колоколов есть и свои имена. Например, Сысой, Лебедь, Полиелей.

4) От Ростова Великого недалеко до Ярославля. (Слайд 10)

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе.)

$Микроитог: Плыл как-то по Волге - реке князь Ярослав да всматривался вдаль. Смотрит: С одной стороны берега низкие, а с другой - возвышается холм с крутыми склонами. "Хорошее место для крепости," - решает князь и начинает закладывать город, который был назван его именем - Ярославль.

5) От Ярославля по реке рукой подать до Костромы. (Слайд 11)

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе.)

$Микроитог: Город основан князем Юрием Долгоруким как крепость для защиты. Сейчас это крупный промышленный и культурный центр.

Физминутка.

$6) А теперь побываем в Суздале. (Слайд 12- 15)

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе.)

Микроитог: Среди привольных просторов, полей и лесов, словно сказочный город, сияет крестами и куполами Суздаль. Прошли века, но и сегодня этот удивительный город пленяет нас своей первозданной красотой.

7) Наше путешествие по Золотому кольцу заканчивается во Владимире. (Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе.)

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе.)(Слайд 16-20)

Микроитог: В прош$лом подвергался этот город нападению врагов. Одним из них был хан Бату. Три дня длился штурм города. Мужественны были защитники В$ладимира. Город был частично созжен. Но Владимир сумел восстать из пепла, подобно сказочной птице Феникс. Поднялись из руин прекрасные храмы, и вновь засияли их купола.

3. Закрепление полученных знаний. (Слайд 21-24)

а) Соединить стрелкой город и соответствующую достопримечательность.

Суздаль

$

Успенский собор

Кострома

Музей-заповедник

Владимир

Цер$ковь Ильи Пророка

Переславль - Залесский

Ипатьевский монастырь

Сергиев Посад

Ростовский кремль

Ярославль

Троице - Сергиева лавра

Ростов

Музей "Ботик Петра I"

б) Игра "$Города Золотого кольца России"

Ученик кидает кубик и на выпавшую букву называет город, входящий в состав Золотого кольца России.

4. Итог урока

- А можно наш урок назвать золотым?
- А у кого золотая голова была сегодня?

5. Домашнее задание

$Напишите письмо купцу Садко о том, как выг$лядят современные города Золотого кольца России.
- Ну, а теперь в память о нашем уроке Садко дарит вам монетки с оценками. Желает вам пополнять казну знаний, быть настоящими патриотами своей Родины и прославлять её своими делами.

Луценко Анна Владимировна

МОУ СОШ № 9 МО Крыловский район

учитель начальных классов

Post Comment