Урок ознакомления с окружающим миром в 4 классе "Патриоты России"

Урок ознакомления с окружающим миром в 4 классе

Учитель Зулина Л.В.$

проведён на методической неделе

«Использование интерактивных форм и методов обучения

в учебно-воспитательном процессе»

Тема урока « Патриоты России»

Цели:

1.Познакомить учащихся с героическими страницами истории Отечества в начале 17 века.

2.Сформировать представления учащихся о патриотизме, воспитывать любовь к Родине.

3.Показать учащимся, что сделали для России К. Минин и Д. Пожарский

4.Развивать устную речь, умение работать с исторической картой.

Задачи :

Формирование личност$ных У. Д.:

1.Ф$ормировать мотивационную основу учебной деятельности, внутреннюю позицию ребенка на уровне положительного отношения к школе, к Родине.

2.Формировать учебно – воспитательный интерес к новому учебному материалу и способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные задачи:

1.Развивать устную речь, творческие способности, самостоятельные навыки.

2.Учить применять полученные знания на практике.

3.Прививать любовь к Родине, доброжелательное отношение к товарищам.

Формирование регулятивных универсальных У. Д.:

1.Развивать общеинтеллектуальные умения ( анализа, сравнения, обобщения).

2.Учить работать с ал$горитмом действия при изучении нового материала, строить речевые высказывания в устной форме.

Оборудование: карточки, схема « Причины лихолетия в России», презентация к уроку, портреты К. Минина и Д. Пожарского, толковые словари.

ХОД УРОКА

  1. $

    Орг. момент.

Перемена пролетела,

Дверь певуче заскрипела.

Мы вошли тихонько в класс

И урок начнем сейчас.

У. Урок хотела бы начать с пословицы: « Мудрым никто не родился, а научился». Впереди у нас много нового и интересного. Поэтому: « Ни минутки не теряем, сразу к делу приступаем».

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Разминка « Соотнесите дату и событие». ( слайд)

1147 г – Первое упоминание о Москве в летописи.

1237г – вторжение на Русь монголо – татар.

1380г – Куликовская битва.

1480г – конец $зависимости Руси от Золотой Орды.

  1. Работа в группах.

Карточка № 1.

1.Кто такие монголы – татары?

2.Кто возглавлял войско завоевателей, когда захватчики вторглись на Русь?

3.Почему Русь не смогла организовать достойный отпор полчищам Батыя?

Карточка № 2.

1.Когда произошла Куликовская битва?

$2.Кто стоял во главе русских воинов?

3.В чем значение победы русского войска на поле Куликовом?

Карточка № 3.

1.Какие главные перемены произошли при Иване 3.?

$

Карточка № 4.

1.Что произошло на реке Угре в 1480 году?

2.При каком князе Русь освободилась от монгольского ига?

  1. Новый материал.

  1. Актуализация знаний. Формулирование темы.

У. Как назвать А. Н$евского, Д. Донского? ( защитники, воины). А еще мы их можем назвать патриотами. Почему? Узнаем на уроке. Что означает слово « патриот»? Где можем узнать? ( в словаре). Кого можем назвать патриотами России? Как вы думаете, какова тема нашего урока? Слайд « Патриоты Росс$ии».

У. В годину испытаний русская земля рождает могучих богатырей сильных духом и любовью к Родине.

Мы вновь отправляемся в путешествие. Сегодня познакомимся еще с одной ге$роической страницей истории нашего Отечества.

Слайд « Памятник Минину и Пожарскому».

  1. Работа по алгоритму.

Какие вопросы у вас возникли?( алгоритмы прикреплять на доску)

1.Кто такие Минин и Пожарский?

2.За какие подвиги воздвигли им памятник?

3.Что сделали Минин и Пожарский для России?

4.За что благодарят их потомки?

5.Можем ли мы их назвать патриота$ми России?

У. Начало 17 века русский народ назвал «лихолетьем». Почему? Где об этом можем узнать? 3. Чтение статьи учебника, стр.87.

4. Составление схемы

« Причины лихолетья в России»

опустел престол

голод

$предательство бояр

иноземные захватчики( Москва – поляки, Новгород – шведы)$

5. Работа с картой – слайд.

6. Физминутка.

7. Продолжение работы по теме урока

У. После смерти Ивана Грозного и его сыновей прекратился их царский род. За короткий срок сменилось несколько царей. Воспользовавшись Смутой войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. России угрожала потеря независимости. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства. Что надо было сделать русским людям, чтобы победить врага?

Д. Объединиться.

Сл$айд « К. Минин».

У. В Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать народное ополчение для борьбы с врагами.

Слайд « Ополчение».

У. Что означает слово «ополчение»? Обратимся к толковым словаря$м.

У. Как вы думаете, кто обратился к русскому народу со словами: « Братья! Не пожалеем ничего! Отдадим все, чем владеем для спасения Родины». Где об этом можем узнать?

8. Чтение статьи учебника, стр. 87- 88.

1) Что еще нового узнали из этой статьи? ( про Д. Пожарского).

2) К чему призывал жителей Нижнего Новгорода Кузьма Минин?

3) Кто занимался казной?

4) Кто встал во главе собравшейся рати?

$У. Весть про нижегородские дела быстро разнеслась по Русской земле, ратные люди стали толпами приходить в Нижний, многие города присылали и денег. Когда все было готово, Минин и Пожарский двинулись в поход. Почти целый год собирали силы русские люди, и, наконец, в июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Битва на улицах столицы произошла 24 августа. Была она упорной и кровопролитной. Как вы думаете, кто одержал победу и почему? Где об этом можем узнать?

9. Чтение статьи учебника, стр. 88 – 89.

1) Когда народное ополчение двинулось к Москве? ( 1612 г.)

$

2)С кем произошел бой около Москвы?

3)Чем закончилась эта схва$тка?

4)Что происходило с гарнизоном, зепертым в Кремле и Китай – городе?

5)Чем все закончилось?

6)Почему Минина и Пожарского называют патриотами России?

Слайд.

У. И всякий раз, когда в последующие годы нашей стране угрожал враг или непрошенным приходил на нашу землю, русский народ поднимался на борьбу и вдохновляли их имена Д. Донского, А. Невского, Минина и Пожарского. В такие минуты для русского народа поле Куликово, битва за Москву против поляков стало олицетворением чести и славы родной земли. Вот почему в самом сердце столицы на Красной площади возле собора В. Блаженного стоит памятник Минину и Пожарскому, освободителям земли русской от поляков.

  1. $

    Физминутка.

V. Закрепление.

1.Ответы на вопросы, поставленные в начале урока.

2.Самостоятельная работа по группам ( тест).

  1. Кто создал народное ополчение и повел его на борьбу с врагом?

А. Царь Ф$едор Иванович.

Б. Торговый человек Кузьма Минин.

В. Князь Дмитрий Иванович Пожарский.

  1. На какой фотографии изображен памятник К. Минину и Д. Пожарскому?

$

  1. В каком году польские захватчики были разгромлены и изгнаны из Москвы?

А. В 1612 году

Б.. В 1613 году

В. В1818 году.

  1. Какой праздник отмечается в современной России в память о событиях 1612 года?

А.День России – 12 июня.

Б. День народного единства – 4 ноября

В. День Конституции – 12 декабря.

  1. Когда в России начали править цари из рода Романов$ых?

А. В 1564 году

Б. В 1612 году

В. В 1613 году

$

У. В годы Великой отечественной войны воинов вдохновляли подвиги Пожарского и Минина, Невского и Донского. В разные условия попадали русские солдаты на войне. Им приходилось в одиночку вступать в битву с врагом и силы им давали подвиги предков и родная земля. Она словно говорила солдату в его последний час:

« Ты воюй, солдат, воюй,

Ты воюй, солдат, толково

Там, где ты сейчас стоишь

Там и поле Куликово».

И, действительно, солдаты героически сражались за каждую пядь родной земли, отдавали жизни сво$и за свободу и независимость Родины.

VI. Итог урока: Какую работу выполняли? Исследовали проблему? Удалась ли работа?

VII. Домашнее задание: стр.87 – 91. Ответить на вопросы « Проверь себя».

Post Comment