Конспект урока для 4 класса "Россия - наша Родина"

Модуль: «Основы светской этики»

Класс: 4

Урок: 1

Тема: « Россия - наша Родина»

Цель:

  • формирование представления о Ро$дине;

  • создание условий для изучения курса «ОРКСЭ».

 

Задачи:

  • обобщить и актуализировать знания о Родине;

  • воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;

  • прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;

  • формировать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих;

  • формировать понятийный аппарат.

 

Ход:

$

1.      Организационный момент.

Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.

- Чем отличаетс$я учебник от других учебников?

 

2. Запись в тетради темы урока. Россия- наша Родина.

Как вы понимаете тему урока?

  3.Чтение учителем стихотворения.

Что Родиной моей зовётся?

Себе я задаю вопрос.

Река, что за домами вьётся,

Иль куст кудрявых красных роз?

        Вон  та осенняя берёзка?

Или весенняя капель?

А может радуги полоска?

Или морозный зимн$ий день?

Всё то, что с детства рядом было?

Но это станет всё пустяк

Без маминой заботы милой,

И без друзей мне все не так.

Та вот что Родиной зовётся!

Чтоб были рядышком всегда

Всё, кто поддержит, улыбнётся,

Кому нужна и я сама!

Вопросы по стихотворению:

- О чём спрашивае$т себя герой стихотворения?

- К какому ответу приходит герой?

- А вы согласны с его мнением? Почему?

-Какое определение слову Родина предложили бы вы? Почему?

-А какое определение можно найти в словарях? (работа со словарём)

$-Что для нас является Родиной?

4.Толкование (слайд 7)

•                 

•                РОДИНА-1.Отечество, родная страна.

•          $      2.Место рождения, происхождения кого-, чего-нибудь.

 

Этимология Общеславянское слово, образовано от слова «род» - происхождение, семья, «родиться», место рождения, старо-славянского слова родити. Россия впервые у Ивана Грозного. Раньше – Русь, откуда Русия. Отчизна, Отечество (с Державина).

 

•                Родственные слова: Родной, родимая (сторона), родители$.

 

•                Синонимы:Отечество, Отчизна, родная страна, мать-земля.

 

•           $     Фразеологизм:Откуда есть пошла земля русская. Эмоционально-приподнятая фраза при повествовании об истории России. (Из «Повести временных лет» XII в.)

5. Работа над темой урока.

 

1) Беседа с учащимися.

 

·              Как называется страна в которой мы$ живём? ( слайды 8-14)

·              Кто является главой нашего государства?

·              Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн. Что вы знаете про них?

·              Покажите на карте$ Россию. Назовите столицу России. Покажите.

·              Какие города вам известны? Какие реки? Моря? Озёра?

·              Очень много книг о России ( Слайды 15-16)

·              Каких великих людей России вы знаете? ( слайд 17)

 

2) Работа с пословицами. ( слайд18)

 

1.        Одна у человека мать, одна у него и Родина.

2.        Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

3.        Всякому мила своя сторона.

4.        Где родился, там и пригодился.

5.        Москва – царство, а наша деревня – рай.

6.        С родной зе$мли умри – не сходи.

7.        Чужая сторона – дремучий бор.

8.        Кто Родине изменяет, того народ презирает.

9.        Кто за Родину горой – тот истинный герой.

        3)Комментированное чтение статьи из$ учебника.

 

Страна – Российская Федерация, Россия.

Отечество – наши отцы, деды. Прадеды, прадеды наших отцов учились, работали и защищали свою землю.

Родина – родились и живём в ней.

Духовный мир (аудиозапись и видео из прило$жения к уроку.) – это знания и информация. Отношения между людьми и др.

Внутренний мир – душа человека.

Традиции – дороги духовного мира.

Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Следуя им, человек не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.

Вывод.

Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своёй Родиной.

$6. Закрепление основных понятий урока.

Запись в тетрадь терминов и понятии:  

•                Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, государственные символы, духовный мир, внутренний мир, культурные традиции. ( слайд 19-20).

•                Ответы на вопро$сы и выполнение заданий из электронного пособия для учащихся. ( видеокантроль-4 тестовых вопроса, тренажёр- 4 вопроса)

7.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, отечество, патриот, прези$дент.

 

Чтение предложений.

8. Подготовка творческой беседы с членами семьи и друзьями.

 

·              Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

·              Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина?

·              О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам св$оей семьи и друзьям? Почему?

  •  

9.  Задание на дом.

Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России. Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о нашей родине России они посов$етовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?

Или: Найди материал об известном человеке (по выбору). Подготовь рассказ  о нём.  Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.

 

$10.        Итог урока.

Что нового узнали сегодня на уроке?

Стихотворение С.Орлова «Родное».

Я узнал, что у меня есть огромная страна.

И тропинка, и  лесок, в поле каждый колосок,

Речка, небо голубое - это всё моё родное!

Это Родина моя, всех люблю на свете я!

ПРИЛОЖЕНИЕ

$Государственный флаг Российской Федерации

Цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный). Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет озна$чает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу. Цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной и синей материи - нарядные сарафаны и другую одежду.$

  Государственный герб Российской Федерации

  Сочетает знаково-символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, им можно любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно уметь грамотно прочесть. На фоне щита красного цв$ета изображён золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развева$ется синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, кот$орое помогал ему победить змея. Чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Эти цвета красивы в картинах природы и произведениях искусства. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет - символ чистоты, красный - символ жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит символизирует высокое и чистое. Именно поэтому эти цвета использовали крестьяне для своей одежды и украшения домов. Эти ц$вета присутствуют и в русской архитектуре, например, белые соборы и красные стены, башни Московского Кремля, нарядное сочетание синего и белого в убранстве Екатерининского дворца в Царском селе под Санкт-Петербургом.

                            Государственный гимн Российской Федерации

  Гимн - торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гим$на любой страны люди, слушающие его, встают,  мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Олимпийские игры тому пример: когда наши спортсмены выигрывают золотые медали, звучит гимн России $и поднимается вверх российский флаг. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна, который звучит по радио. В тексте стихов гимна выражается любовь к Родине, гордость её историей, любование красотой природы.

 

Post Comment