Конспект урока для 4 класса «Совесть»

Климова Людмила Владимировна.

М$БОУ «Архангельска я средняя общеобразовательная школа»

Урок ОРКСЭ в 4 классе

Тема: Совесть

Цель: 1) дать детям понятие о «совести» и «стыде», чем различаются эти понятия, почему совесть – наш внутренний судья, регулятор нравственности.

2) развивать речь детей, развивать умение рассуждать, доказывать, аргументировать, предполагать.

3) воспитывать в детях чувство ответственности за своё поведение, поступки.

Учебные материалы: С.И. Ожегов – «Толковый словарь», В.А. Сухомлинский «Стеклянный человек», «Стыдно перед соловушкой», А.П. Гайдар «Совесть» , карточки с русскими пословицами.

Ход уро$ка

І. Организационный момент.

ІІ. Постановка темы и задач урока.

  1. Чтение сказки «Стеклянный человечек»

У одн$ого мальчика был маленький друг- Стеклянный Человечек. Был он совершенно прозрачный и имел чудесное свойство: угадывать, что думает и переживает его друг Мальчик. Не сделал Мальчик то, что просила мама, а собирается идти гулять – Стеклянный человечек уже не совсем прозрачный, а чуть-чуть помутневший, и говорит мальчику:

— Нельзя дум$ать так, Мальчик. Сначала сделай дело, а потом иди гуляй.

Стыдно станет мальчику, но принимается за дело: всё сделает, а потом идёт гулять. Человечек молчит и становится прозрачным.

Однажды у мальчика заболел товарищ, с которым он часто играл во дворе. Прошёл один день, второй день, а Мальчик и не вспоминает о друге. Смотрит, а Стеклянный Человечек стал тёмный, как туча.

— Что я сделал плохого или подумал? – с тревогой спросил Мальчик.

— Ты ничего не сделал плохого, ничего не подумал плохого… но ты забыл о своём товарище.

Стыдно стало Мальчику, и он пошёл к больному другу. $Понёс ему цветы и большое яблоко, которое подарила ему мама. Так Стеклянный Человечек учил Мальчика жить.

— Что автор подразумевал под «Стеклянным Человечком», который учил Мальчика жить?

— Что это? (Это была его совесть).

— Скажите, нужен ли каждому из вас «Стеклян$ный Человечек»?

— Почему?

Вы познакомились на занятии о понятии, что такое совесть и стыд, чем отличаются понятия «Совесть» и «стыд», научитесь размышлять над совершёнными поступками, оценивать и переоценивать их.

ІІІ. Работа по теме урока.

  1. Стыд и совесть – два близких по значению чувства.

  2. Послушайте пословицы, которые подтверждают близость понятий стыд и совесть:

  • В ком стыд, в том и совесть.

  • $

  • Есть стыд, есть и совесть.

  • Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет – и совести нет.

— О чём говорят эти пословицы?

  1. Чтение значений слов «стыд» и «совесть» из толкового словаря Ожегова.

Чтение 1 и 2 абзаца из книги «Основы светской этики» Издательство «Просвещ$ение»

— Чем различаются стыд и совесть?

Учитель: внутренний регулятор поведения человека и основание его нравственности – это его совесть. Слово «совесть» образова$но от слова «ведать» (знать). «Иметь совесть» — быть способным мысленно представить состояние и самочувствие Другого, «ведать», какого ему, когда ты производишь какие-то действия: окажется ли для другого злом или добром твой поступок. Понятно, что такой способностью не обладают животные, младенцы и малыши, нет её у психически больных людей и у людей в состоянии алкогольного опьянения.

Узнать, есть ли у тебя совесть можно по чувству стыда. Иногда говорят, чт$о стыд – это платье совести. Стыдно бывает такому человеку, который способен соотносить своё поведение с тем, какие чувства оно может вызвать у Другого. Тот, кто «ведает», какого Другому от его действий, тот ведёт себя так, чтобы не причинять зла Другому.

— Как назвать человека, котрому присуще чувство совести? (совестливый).

— Как назв$ать человека, котрому присуще чувство сстыда? (стыдливый).

— Сразу ли человек рождается совестливым? (чтение абзаца из книги)

Учитель: совесть рождается и развивается у человека в совместной деятельности с другими людьми. Наблюдать за лицами людей во время общения с ними, фиксировать их сост$ояние, интересоваться их самочувствием, прослеживать последствия собственных слов и действий – вот первые шаги к обладанию совестью.

Читать художественную литературу, размышлять над описанными ситуациями, смотреть хорошие фильмы о человеческих отношениях, рассматривать работы художников$, размышлять над сюжетами художественных произведений, осмысливать чувства персонажей – это второй шаг в развитии совести.

Вести разговор с людьми, выслушивать их, анализировать свои поступки: не причиняет ли он Другому боль, — это третий шаг в развитии совести.

  1. Чтение отрывка из рассказа А.П. Гайдара «Совесть»

… Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над её головой весёлые птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.

— Как вы понимаете значение выражения «грызла беспощадная совесть».

— Подходят ли эти пословицы к данному значению выражения? Докажи.

    $

  • Совесть без зубов, а грызёт.

  • Есть слёзы – есть и совесть.

Важные дела

$

.1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек

2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Так нельзя! Исправься!»

  1. Заменить выражение другим, близким по смыслу и включающим одно из слов или сочетаний слов, которые даны на слайде.

На совесть, против совести, на (его) совести, по совести, без зазрения совести, со спокойной совестью.

  • Поступать вопреки своим убеждениям. (поступать против совести)

  • Жить честно, справедливо. (жить по совести)

  • Делать что-либо хорошо, добросовестно. (делать на совесть)

  • Жить сове$ршенно спокойно, не испытывая угрызений совести. (поступать без зазрения совести)

  • Поступать без стыда, без стеснения (поступать без зазрения совести).

— О человеке, который так поступает, в народе создано $немало пословиц:

  • У него стыда, что волос на камне.

  • У него совесть – дырявое решето.

  • Волосом сед, а совести нет.

— А кто знает другие выражения, которые употребляют в речи, возмущаясь неблаговидными поступками? ( И как у него только совести хватило, $ни стыда, ни совести)

Учитель: Когда человек не выполнил того, что обязан был сделать, или поступил не так, как следовало, то говорят, что этот поступок на …. ( … на его совести) То есть за этот поступок он несёт ответственность.

$

Стыдно перед соловушкой

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Лида собра$ла остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.

— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля. — Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

— Стыдно… перед соловушкой, — тихо ответила Лида. (В.А.Сухомлинский.)

— О чём говорил разум Оли? ($мусор надо бросить под куст)

— Обладает ли она силой воли? (нет)

— Поступает ли она по совести? (Нет. Ведь мы в лесу, нас никто не увидит)

— Согласилась ли Лида с мнением Оли? О чём говорит её разум? (Не надо бросать мусор под куст)

— Сильна ли её воля? (Да, она так и хочет поступить, как говорит её разум, Лида не согласна с мнением Оли, ей перечит)

— О чём говорит совесть Лиды? ( Стыдно перед соловушкой)

Лида п$риходит к окончательному решению, не бросить мусор под куст. Она не совершает зло по отношению к природе. Девочка любит природу и не хочет её обидеть.

— Почему совесть действует иногда на человека сильнее, чем написанные законы? Найди ответ на этот вопрос (Чтение 1, 2, 3 абзаца, стр.49)

— Случалось ли тебе испытывать угрызения совести?

— было ли тебе стыдно за свои поступки или поступки своих друзей?

$ — Всегда ли в этом случае ты поступал по совести?

_ Перед вами слова, которые обозначают то или иное качество, свойство человеческой души. С какими из этих слов могло бы сочетаться слово совесть?

хитрость

справедливость

$

жестокость

доброта

$

искренность

совесть

честность

лживость

$

скромность

достоинство

$

благородство

великодушие

Например, А.П. Чехов говорил, что доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.

Совесть → доброта Совесть → достоинство

Совесть →искренность Совесть → великодушие

Совесть → честность Совесть → благородство

Совесть → справедливость

Великодушными бывают тольк$о совестливые. Бессовестные некогда никому не прощают ошибок, поступков и тем более преступлений. Это потому, что они не умеют чувствовать душу Другого, понимать и предвидеть состояние души Другого. Душа бессовестного радуется беде Другого.

— Не замечали ли вы, как вдруг веселее тебе стало, когда в классе кто-то получил «двойку»? Бывает, что ещё и насмехаетесь над двоечником. Ваши предположения, как в данном случае поступить?

— О чём говорит разум каждого? Воля? Совесть?

— Надо ли приостановить такие шуточки над другими?

— Если ты приостано$вишь такие шуточки над Другим, ты уменьшишь Зло.

-Бессовестный человек непременно совершит нечто недостойное, ведь он не хочет предвидеть последствий своих$ действий для другого. Он предвидит лишь собственную выгоду.

— Для чего ворует бессовестный человек? (Чтобы иметь материальные блага)

Для чего лжёт? (Чтобы ускользнуть от наказаний)

— Для чего дерётся? (Чтобы обрести авторитет среди окружающих)

— Почему не выполняет обязанности? (Чтобы почувствовать себя не$зависимым)

— Для чего занимает лучшие места, отталкивая всех? (Чтобы чувствовать себя исключительным)

Украл? – Верни!

Солгал? – Наберись сил сказать правду!

Пожадничал? – Подари!

Сказал злое слово? – Попроси прощения!

$ Бессовестного человека не волнуют последствия в жизни другого. Всё внимание он концентрирует на себя. Постепенно он навсегда избавляет себя от угрызений совести.

— Кому легче жить на земле – бессовестному или совестливому? (Бессовестный не может заботиться о людях и обществе, о Родине и других странах, о планете Земля и жизни человечества. Нет забот, нет и хлопот. Он постоянно хлопочет только о собственной выгоде. В итоге ему гроз$ит одиночество, потому что он сам отгородил себя от всех людей и забот. И ещё – его будут подстерегать муки совести. В конце концов он, бессовестный спросит себя: «Почему я одинок и несчастен?» И вспомнит, что эгоистом прожил всю жизнь. Вспомним высказывание А.С. Пушкина: «Да жалок тот, в ком совесть не чиста». Поэтому совесть – наш добрый советчик и защитник нашего счастья. Совесть беспокоится о будущем каждого, как колокольчик, что звенит в душе, напоминая человеку о других людях рядом с ним и о возможности содействовать их сч$астливой жизни.

Работа по картине Рембрандта «Возвращение блудного сына» (объяснение слова «блудный»)

— в основе сюжета картины лежит библейская притча о сыне, покинувшем одинокого отца в поисках удовольствий. После $бродяжничества и развлечений сын возвращается к отцу, постаревшему и ослепшему от горя… В центре отец и сын.

— В каком случае вы сына можете назвать бессовестным? (когда он покинул одинокого старика)

В каком случае его можем назвать совестливым? (сын возвращается к, постаревшему и осле$пшему отцу)

— Почему сын встал на колени перед отцом? Что он делает в этот момент? (Он стыдится своего бесчестного поступка по отношению к отцу и раскаивается, художник даже не изобразил его лица)

— Прощает ли отец своего сына? (Да, он прощает своего сына, очень тонко выражает художник великодушие старца, отец счастлив, что в сыне проснулась совесть)

Закончит урок я хочу словами поэта К. Романова:

$

О, если б совесть уберечь,

Как небо утреннее, ясной,

Чтоб непорочностью бесстрастной

Дышали дело, мысль и речь!

Главное в жизни человека –

быть в ладу со своей совестью

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение о совести.

Подведен$ие итогов урока:

Теперь я знаю ….
Теперь я умею …
Теперь я буду…
Теперь я не буду…

7

Post Comment