Конспект урока по ОРКСЭ «Дружба» 4 класс (1 час)

$Плесовских Наталья Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 28»

г. Киселевск

Тема: Дружба.

Модуль: «Основы светской этики»

$ Место урока в курсе: урок № 14

Класс: четвертый

Количество часов: 1 час

Цель: Формирование представления о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознан$ию собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;

-форми­ровать у учащихся приемы и способы конструктивной, коммуника­тивной, познавательной видов деятельности;

-способствовать разно­образному творческому самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни;

— развивать умения учащихся работать в коллективе;

— стимулировать у уч$ащихся внутреннее противоречие между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития.

Методы:

— проблемно-поисковый

— словесный

— наглядно-иллюстративный

$ — проблемный диалог

Формы организации познавательной деятельности:

— коллективная

— фронтальная

— групповая

Оборудование: м/медийная установка, экран, аудиозапись «Дружба начинается с улыбки», аудиозапись «Друзья» гр. Барбарики, аудиоза$пись «Одинокий пастух», презентация, смайлики разных цветов (4 цвета), модель друга, разноцветные смайлики для каждого ребенка, пословицы, проблемные ситуации, лесенка достижений.

Ожидаемые результаты:

$- понимание ценности дружбы и дружеских отношений

— развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

— понимание и сопереживание чувствам других людей.

Ход урока:

1.Создание психологической комфортности на уроке.

Уч$ащиеся берутся за руки и заходя в класс приветствуют друг друга словами (одновременно берут со стола разноцветные смайлики – для определения группы):

«С улыбкой солнце дарит свет

Нам посылая свой ПРИВЕТ!

Давайте дружно все в ответ

Друг другу скажем мы ПРИВЕТ!»

Встали в круг не размыкая рук. А теперь подарим соседу слева свое горячее рукопожатие. А теперь соседу справа. У каждого из вас есть смайлик определенного цвета. Сядьте за тот стол, смайлик какого цвета у вас в руках.

2. Введение в тему

— Как здорово, что все мы здесь$ сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном. Тему нашего разговора вам подскажет песня.

(аудиозапись «Дружба начинается с улыбки».)

— Вы догадались, о чем пойдет разговор? (О дружбе)

Что такое настоящая дружба? Как проявляется она? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует, но задуматься над $этими вопросами должен каждый. Без друзей человек не может быть счастлив. Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы.

— Ребята, а что, по-вашему, означает слово «дружба»? (Это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу и т.д.)

А что о дружбе говорит словарь?

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Немного$ сложно, но мы попробуем разобраться.

Для начала узнаем, когда же появился первый друг? Для этого мы отправимся в далекое прошлое.

Стихотворение «Слово Друг»

Чтец 1

Когда еще никто не знал ни слова

Ни «здравствуй», ни «солнце», ни «корова»,$

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык.

И корчить рожи, что одно и то же.

Но словом стал гортанный резкий звук,

Осмысленней лицо, умнее руки,

И человек придумал слово «друг»

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спасибо за друзей моих!

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей – людей, которых я люблю, —

Я никог$да ничем не оскорблю.

Человеку всегда были необходимы друзья.

— Сегодня я хотела бы познакомить вас с одной очень старой и мудрой историей.

(Притча рассказывается под спокойную тихую мелодию, аудиозапись «Одинокий пастух») Вы послушайте и скажите, зачем человеку друзья?

Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и много друзей. Однажды к нему в дом пришла $беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришел в овчарню, чт$обы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.

— Вам понравилась история? Какими мыслям$и и чувствами вам хочется поделиться?

Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость.

Я предлагаю вам поработать в группах.

У вас на каждом ряду лежат конверты, ва$м из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает её.

  • 1-я группа « Друга за деньги не купишь».

  • 2-я группа «Дружба дороже золота».

  • 3-я группа «Друзья познаются в беде».

  • 4-я группа «Без беды друга не узнаешь».

-Я предлагаю вам вспомнить или узнать еще пословицы о дружбе, которые придумал наш мудрый русский народ.

Прочитаем и объясним их:

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друг познается в бед$е.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Нет друга – ищи, а найдешь – береги.

Дружба, как стекло, разобьешь – не сложишь.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Чтец 2 $

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг,

Всегда ему надежный друг

$В беде протянет руку.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Люди заботятся друг о друге, помогают в трудную минуту и разделяют радость в минуты счастья. Я вам предлагаю выполнить одно упражнение, которое научит нас сопереживать человеку и помогать ему в трудную ситуацию.

Упражнение «Поводырь»

Одному ученику завязывают глаза, другой ученик помогает ему пройти «полосу препятствий». Учитель показывает, как можно пройти «полосу препятствий» и рас$сказывает, какими словами можно направлять ученика с завязанными глазами. Данное упражнение выполняют все ученики по очереди.

$3.- Я предлагаю вам сейчас провести исследование по вопросу: «Какой он — настоящий друг?» и составить «Модель настоящего друга».

-Сядьте, пожалуйста, по группам за свои отдельные столы. Затем каждая группа выберет одного представителя – социолога. Социологи собираются вместе, обрабатывают варианты ответов, составляют модель настоящего друга и представляют ее нам.

— модно одет

— надежный

— веселый

— не признает свои ошибки

— отзывчивый

— не подойдет$ первым мириться

— добрый

— поддержит словом и делом

— верный

— не скажет правду

— вместе в горе и радости

— выручит в трудную минуту

— Итак, сейчас социологи работают отдельной группой, составляя «Модель настоящего друга», а командам предлагаются конверты для новой групповой работы.

4. Закрепление социальных понятий.

— Нужно решить проблемные $ситуации, которые бывают очень часто в жизни детей, выразив общее мнение группы.

Ситуация 1.

Твой друг получает плохие отметки и тебе запрещают с ним дружить.

Ситуация 2.

Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

Ситуация 3.

Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

Ситуация 4.$

Твой друг подводит команду на спортивных соревнованиях.

(группы по очереди зачитывают ситуацию и комментируют свое мнение – как поступить)

— А сейчас попросим наших социологов представить продукт совместной деятельности – «Модель настоящего друга», составленная на основе мнения ребят нашего класса.

$

(представляют Модель, затем прикрепляют ее на доску).

— А знаете ли вы, что ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. Вывели $

10 законов дружбы. Прочитайте их глазами:

  • Помогай другу в беде.

  • Умей с другом разделить радость.

  • Не смейся над недостатками друга.

  • Останови друга, если он делает что-то плохое.

  • Умей принять помощь, совет.

  • Не обманывай друга.

  • Не предавай друга.

    $

  • Относись к другу как к себе.

  • Умей признавать свои ошибки.

  • Всегда выполняй свои обещания.

— Кто из вас старается соблюдать эти законы дружбы? Какие законы вам кажутся легкими? А какие трудноватыми?

— Поднимите руку те, у кого есть друзья. У кого в классе есть друзья? Это очень здорово!

— Улыбнитесь друг другу.

— Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.

$

5. Могут ли руки подружиться?

— Какими бывают наши руки? (добрыми, злыми)

— Потрогайте руки друг друга. Что о них можно сказать?

— Пожмите дружески руки друг другу. Говорят: рука друга, локоть друга – как вы это понимаете? (поддержка друга)

— Какая она на ощупь?

6. Практические упражнения.

$

Упражнение «Мостик дружбы».

Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем «построить» мостик втроём, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и п$однимают руки вверх, изображая «Мост дружбы».

— Ребята, а вы знаете, что хорошая песня, может сдружить людей. Давайте споём одну такую песню.

Песня «Друзья» гр. Барбарики $

7. Рефлексивно-оценочная деятельность

— Ребята, на доске изображена «Лесенка достижений». Возьмите, пожалуйста, магнит и прикрепите его на ту ступеньку, где, по вашему мнению, находитесь вы как друг.

Анализ рефлексивной деятельности

— Посмотрите, сколько у нас друзей! Те, которые пока на 2-й и 3-й ступеньке знают, над чем им надо еще поработать, чтобы стать настоящим другом! Посмотрите, сколько уже настоящих друзей – они на 1-ой ступеньке!

8. Завершение

Я желаю вам оставаться такими же замечательными, какие вы есть! Пусть всегда с вами рядом будут настоящие друзья!

Чтец 3

Если есть друзья на свете —

Всё прекрасно, всё цветёт,$

Даже самый сильный ветер,

Даже буря не согнёт.

Мы и в дождь, и в снег и в стужу

Будем весело шагать.

При любой погоде дружим —

Дружбы этой не порвать.

$7

Post Comment