Конспект урока по ОРКСЭ "Нравственное осмысление притч" 7 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОЛЬШЕЕЛХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

$

Тема урока. Нравственное осмысление притч.

$Класс. 7

Данные о педагоге: Волкова Юлия Алексеевна, учитель русского языка и литературы

Конспект урока ОПК (Основы православной культуры)

7 класс

Тема. Нравственное осмысление притч.

$Цель урока: познакомить учащихся с библейскими притчами, проанализировать их.

Задачи:

  • расширить и у$глубить понятие о жанре притчи;

  • показать воплощение христианского сюжета в живописи;

  • отработать умения анализировать притчу, выделять основную мысль притчи;

  • учить находить аргументы для доказательства собственного мнения;

  • развивать навыки монологической речи;

    $

  • через художественный текст поговорить о нравственных проблемах: о необходимости прощения, милосердия, сострадания, взаимной помощи;

  • формировать общечелов$еческие нравственные ценности.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Межпредметные связи: литература, история, изобразительное искусство.

Используемый учебно-методический комплект:

1. Программа курса для общеобразовательных учреждений: Основы православной культу$ры. 7 класс / авторы-составители М.Ю. Грыжанкова, А.И. Белкин; под ред. чл.-кор. РАН Н.М. Арсентьева. – Саранск: Издательский центр Историко-социологического института МГУ им. Н.П. Огарева. – 2007.

2. Основы православной культуры: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / авторы-составители А.И. Белкин, М.Ю. Грыжанкова; под ред. чл.-кор. РАН Н.М. Арсентьева. – Саранск: Издательский центр Историко-социологического института МГУ им. Н.П. Огарева. – 2006.

3. Традиции православной культуры в мордовском крае: очерки из истории православия: учеб. пособие / А.И. Белкин, М.Ю. Грыжанкова; под ред. чл.-кор. РАН Н.М. Арсентьева. – Саранск: Изд$ательский центр Историко-социологического института МГУ им. Н.П. Огарева. – 2011.

Эпиграфы к уроку

Христос говорит притчами из быта, поясняя истину светом повседневности.

Прощение приносит в жизнь надежду.

Чем легче мы прощаем, тем легче мы живём.

Возлюбите ближнего своего как самого себя.

Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире (слайд 1).

$ Ход урока

I. Организационный момент (1 мин.)

I$I. Психологический настрой на урок (1 мин.)

Учись прощать, молись за обижающих,

Зло побеждай лучом добра,

Иди без колебаний в стан прощающ$их,

Пока горит Голгофская Звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,

И сердце, словно чаша горьких слёз,

И, кажется, что доброта вся выжжена,

Ты вспомни, как прощал Христос!

Учись прощать, прощай не т$олько словом,

Но всей душой, всей сущностью твоей.

Прощение рождается любовью

В борении молитвенных ночей.

$

Учись прощать, в прощении радость скрыта,

Великодушие лечит как бальзам,

Кровь на кресте за всех пролита,

Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.

Б.Л. Пастернак

III. Выход на тему$ урока, целеполагание (4 мин.)

- На прошлом уроке мы говорили о заповедях Иисуса Христа, изложенных им в Нагорной проповеди. На доске написаны эпиграфы к нашему $уроку. Прочитайте их, вспомните содержание только что услышанного вами стихотворения Б.Л. Пастернака «Учись прощать, молись за обижающих…», подумайте и скажите, о чём, по-вашему, мы будем говорить сегодня?

(О прощении, сострадании, милосер$дии)

- Ребята, в литературе есть произведения, с помощью которых лучше всего учить людей, чему-либо поучать, внушать им что-то. В них изложены нравственные ценности человечества. В каком жанре они написаны? Подсказкой вам могут послужить высказывания, взятые в качестве эпиграфа к нашему уроку.

(В жанре притчи)

- Что такое притча?

(Ответы учащихся)

- Откройте учебник и прочитайте определение притчи? (стр. 58)

(Притча (от гр. «сравнение, уподобление») – малый литературный жанр, заключающий в себе поучение) (слайд 2)

$ - Какой вывод мы можем сделать из данного определения?

(Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый нравственный урок, маленький или большой закон Мира, в$ котором мы живём).

- Ребята, если в притчах заложен нравственный урок, то как бы вы могли сформулировать тему нашего урока?

(Ответы учащихся)

- Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?

$(Познакомиться с притчами, проанализировать их) (слайд 3)

IV. Работа по теме урока (25 мин.)

1. Вступительное слово учителя.

- Как мы уже с вами знаем, обычно Иисус говорил с народом притчами (слайд 4). В отличие от басни в притчах нет прямого наставления. Каждый извлекает мораль сам. Жанр притчи возник в древности на Востоке, где люди любили выражать свои мысли$ загадками. Заповеди и притчи Христа содержат тот нравственный потенциал, который всегда остается современным. Проходят века, но человек вновь и вновь пытается понять, что такое прощение, милосердие, сострадание. Сегодня мы постараемся ответить на ряд вопросов, анализируя библейские притчи. В Евангелии притчи являются своеобраз­ными иллюстрациями к учению Иисуса Хри­ста, с их помощью Он учит людей, они предна­значены для того, чтоб$ы вернуть им особые зрение и слух – духовные. Попробуем и мы обрести их.

2. Анализ притчи «Возвращение блудного сына».

А) Знакомство с сюжетом притчи «Возвращение блудного сына».

- Прежде чем начать работу, познакомимся с содержанием данной притчи (аудиофрагмент) $(слайд 5). Учебник (стр. 61-62).

Б) Подготовка к анализу текста.

- Вспомните эпизод из вашей жизни, когда друг или кто-то из родных простил вам обиду. Какое чувство вы тогда испытали? Какова была ваша реакция?

(Ответы учащихся)

- Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители. Чему они стремятся научить детей? По­чему отношения детей и родителей часто $складываются непросто?

(Родители дают жизнь детям, воспитывают их, стара­ются научить добру, любви, честности, хо­тят, чтобы они стали настоящими людьм$и, получили образование, продолжили их род и т.д. Но отношения детей и родителей часто складываются непросто из-за разницы взгля­дов на жизнь, несходства мнений, вкусов и т.п., из-за того, что дети стремятся поско­рее стать самостоятельными и не слушают советов родителей, хотят делать все по-сво­ему, как им кажется, лучше, чем предлага­ют старшие. Отсюда нередки споры и даже ссоры. А в конечном итоге чаще всего правы оказываются все-таки родители. Только что­бы понять их правоту, дети должны пройти нелегким путем ошибок).

- Что говорит заповедь о родителях?

(Почитай отца и мать и будешь долголетен)

В) Словарная работа.

- Что означает слово «блудный»?

$ (Заблудший, совершивший ошибку, впавши$й в заблуждение. Это человек, заблудившийся на жизненном пути. Тот, кто раскаялся и вернулся к прежнему после постигших его неудач. Тот, кто где-то ходит без цели, кто не знает, зачем и куда идёт)

- Это прилагательное образовано от глагола «блудить», который имеет два значения: 1. распутничать, 2. блуждать, бродить.

Г) Историческая справка.

- Чтобы лучше понять смысл притчи, я хочу дать вам некоторые сведения о семейном укладе израильтян. В еврейской семье всегда почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том случае, когда они ухо$дили из своей семьи (женились) или когда родители умирали. Уйти из дома без ведома родителей, считалось великим проклятием непослушания, такой молодой человек считался умершим для своей семьи. А требовать или брать долю своего наследства при живых родителях являлось смертельной обидой. Давайте теперь проанализируем притчу.

Д) Аналитическая работа по $тексту.

- Задумаемся, почему притча получила такое название. Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните лексическое зна­чение слова «блудный». Как вы считаете, в каком значении употреблено это слово в названии притчи?

(В слове «блудный» соединились прямое значение глагола «блуждать» ски­таться, сбившись с пути, и переносное: потерять нравственные ориентиры, откло­ниться от правильного жизненного пути, то есть блудить, развратничать. Значит, блуд­ный сын молодой человек, сбившийся с пути истинного, блуждающий в нравственных потемках. Оба значения реализуются в названии притчи)

- В ч$ем же это выразилось?

(Младший сын нарушил одну из главных заповедей, святую для каждого: «Почитай отца $твоего и мать». Уход от отца считался тяжким грехом, а сын «пошел в дальнюю сторону», забрав свою долю на­следства)

- Как вы думаете, почему отец не удержи­вал его?

(Отец, видимо, понимает, что запрет мо­жет привести к тому, что сын возненавидит отца и все равно сделает по-своему. Он не настаивает на своей воле, он не хочет любви и почитания «из-под палки». В этом проявляются и его мудрость, и его любовь. Но сын еще не в состоянии оценить этого)

$ - К чему же привела его жизнь на чужбине, в которой не осталось места отцовым заповедям?

(Он стал нищим, вынужден был наняться в работники к богачу и пасти свиней. «...И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему»)

- Почему блудный сын решил вернуться к отцу? Только ли голод стал причиной воз­вращения?

$ (Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что «недостоин называться сыном» своего отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы его наемником в числе других, не тре­буя больше ни отцовской любви, ни благ, ибо посчитал себя недостойным их. Не голод, а прежде всего стыд и чувство вины перед род­ными ведут его домой)

- Как встретил его отец?

(Отец с радостью принял его в свои объ­ятия и даже устроил пир в честь его возвра­щения. И опять отец оказался мудр: ни слова уп­река, ни нравоучений.$ Он понимает, что сыну и без того тяжко и стыдно, что урок, данный ему жизнью, не прошел даром и ничего уже к этому добавлять не нужно).

- Как вы думаете, за что можно простить?

$ (Ответы учащихся)

- А почему простил отец младшего сына? Как он это объяснил?

(Отец понял, что раскаяние сына искренне. Если человек искренен в своем раскаянии, то он достоин прощения).

- Как вы понимаете слова отца: «…был как бы мертв и ожил»?

(Сын в притче был мертв духовно, потому что забыл запо­веди Господни и вел распутную жизнь, те­перь же он осознал свой грех, покаялся и ожил, к нему вернулась душа)

$

- Но в притче есть еще один герой стар­ший брат, образ которого вырисовываетс$я только в конце ее. Пока младший «расточал имение свое», ведя беспутную жизнь где-то далеко, он прилежно трудился на полях отца... Как он реагирует на возвращение брата? Почему?

(Он не радуется возвращению брата и осуждает отца, потому что тот, как ему кажет­ся, незаслуженно приветствует грешника и устраивает в честь его пир. Он даже не хочет входить в дом, а когда отец зовет его, говорит: «...Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне по$веселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него от­кормленного теленка...»).

- Ему обидно, что че­ствуют не его (праведника), а грешника. А он действительно праведник? Или грешник? Чтобы сформулировать и доказать свою точку зрения, обратитесь к заповедям Иисуса Христа.

(Скорее грешник, раз позавидовал, осу­дил, не обрадовался покаянию заблудшего... Его отношение к происходящему заставля­ет задуматься: а был ли он праведником?.. И не из корысти ли, не из желания ли похвалы был послушен и трудолюбив?..)

- В чем заключается смысл данной притчи? Каков ее нравственный урок?

$ (Каждый человек может ошибиться, оступиться, встать на путь греха. Но нужно вовремя понять это, искренне раскаяться, попросить прощения, а кому-то проявить милосердие, сострадание к заблудшему).

- Вспомните, совершив какую-то ошибку, вы идете к родителям. Зачем? Чего вы ждете?

$ (Прощения)

- Молодцы, ребята! Мы уже говорили, что притча несет идею покаяния и прощения. Никогда не поздно признать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить про­щение. В евангельской притче блудн$ый сын воплощает в себе образы грешника и греха, его возвращение ассоциируется с покаяни­ем, а отец олицетворяет собой всепрощаю­щего Бога. Образы этой притчи содержат распространенное в Библии уподобление отношений Господа и человека отношениям отца и сына. Мы видим, как обычный жи­тейский сюжет наполнился глубоким нрав­ственным и философским смыслом.

Е) Рассматривание репродукции картины голландского художника Рембрандта «Возвращение блудного сына» (слайд 6).

- Гордостью коллекции Эрмитажа является зн$аменитое произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына». Посмотрите внимательно на полотно и послушайте стихотворение поэта А.М. Городницкого «Рембрандт».

В доме холодно, пусто и сыро.

Дождь и ветер стучат о порог.

Возвращение блудного сына

Пишет Рембрандт, кончается срок.

Не слышны приглушённые звуки,

На холсте и в округе темно, –

$ Лишь отца освещённые руки

Да лица световое пятно.

Не вернуться. Живём по-другому.

Не округла, как прежде, земля.

Разрушение отчего дома –

$Как сожжение корабля.

Запустение, тьма, паутина,

Шорох капель и чаячий крик.

И предсмертную пишет картину

Одинокий и скорбный старик.

$ - Как художник изобразил момент возвращения блудного сына в родительский дом?

(В притче отец бросился сыну на шею, а на картине сын стоит на коленях перед отцом)

- Охарактеризуйте краски, используемые художником при написании полотна.

(Краски, используемые Рембрандтом, темноваты. Они не столько передают радост$ь, сколько подчёркивают торжественность происходящего)

- Каким предстает отец на картине?

(Лицо отца сосредоточено и печально, а в притче отец радостный)

$- Скажите, а почему художник именно так увидел эту встречу?

(Может быть, потому, что акт прощения очень важен в жизни человека)

- Многих художников привлекал именно этот эпизод, скажите, почему?

(Это центральная, кульминационная сцена притчи, так как именно в ней выражена глав­ная ее идея – идея покаяния и прощения).

- Какие слова отца могли бы стать названием этой картины еще?

(От$веты учащихся)

- А что, на ваш взгляд, испытывают прощающий и прощенный человек?

(Прощающий испытывает радость и прощённый тоже испытывает радость, потому что между ними восстанавливаются утраченные взаимоотношения)

- Часто ли вы задумываетесь о чувства$х своих родителей, когда совершаете необдуманные поступки, которые сильно ранят их?

(Ответы учащихся)

4. Анализ притчи «Добрый самарянин».

А) Знакомство с сюжетом притчи «Добрый самарянин».

- Прежде чем начать работу, познакомимся с содержанием данной притчи (аудиофрагмент) (слайд 7). Учебник (стр. 60-61).

$ Б) Подготовка к анализу текста.

$ - В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей не хватает минутки остановиться, подумать, оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка.

- Вспомните эпизод из вашей жизни, когда вам необходима была помощь. Какое чувство вы тогда испытали? Какова была ваша реакция?

(Ответы учащихся)

- Согласитесь со мной, что всем людям ког$да-нибудь нужна помощь. И очень страшно, когда некому помочь. А что говорит заповедь об отношении к окружающим нас людям?

(Возлюби ближнего своего как самого себя)

- В христианском вероучении ближние – это те люди, которые находятся рядом с нами, с кем мы общаемся и даже просто встречаемся. Таким образом, ближний – это каждый человек, с кем сводит нас судьба, в том числе и незнакомые люди, даже наши враги, которые желают нам зла.

$В) Словарная работа.

- Кто такой самарянин?

(Житель Самарии, области, расположенной к северу от Иерусалима, представитель наиболее презираемого иудеями народа. Иудеи считали самарян невежественными, смотрели на них свысока)

Г) Аналитическая работа по тексту.

- Кто глав$ные герои притчи?

(Самарянин и человек, пострадавший от разбойников)

- Что о них известно?$

(Самарянин оказался добрым человеком и помог пострадавшему. Самарянин – единственный, кто не прошел мимо и не оставил человека в беде. Другой герой – «некий человек», неизвестный, ограблен и изранен разбойниками. Разбойники оставили его едва живым, а сами ушли)

- Почему у него нет имени?

(На его месте мог оказаться любой человек)

- Кто увидел пострадавшего? Как поступил?

(Первым увидел священник: «увидел и прошел мимо». Потом помощник священника, который «подошел, посмотрел и поше$л мимо». А самарянин «…увидел и сжалился, подошел… и позаботился о нем». Он не только перевязал раны, но и отвез пострадавшего в гостиницу, побеспокоился о его дальнейшей судьбе)

- Как называются положительные чувства, которые человек испытывает к другому, попавшему в беду?

(Милосердие, сострадание. Именно эти чувства и любовь к чело$веку оказались выше религиозной розни. Такому отношению к ближнему, когда человек «важнее любой идеи, национальной, социальной и государственности», учил Христос. А священник и его помощники, погруженные в свои высокие размышления, прошли мимо страдающего, и это непростительно)

- Почему сам$арянин не прошел мимо, как сделали это другие?

(Пострадавший нуждался в помощи, он был полуживым. Самарянин увидел в страдающем просто человека, которому нужна помощь. Самарянин оказался добрее, милосерднее)

- Чему учит притча? Какова ее главная мысль?

(«Возлюби ближнего своего как самого себя», даже если э$то человек незнакомый, чужой. Притча учит помогать тем, кто в беде, не быть равнодушным, проявлять доброту, заботу, внимание)

- К какому выводу мы приходим?

(Важнее не имя человека и слова, а поступки)

- Найдите в тексте глаголы повелительного наклонения. Зачем автор их употребляет?

(Глаголы «люби», «иди», «поступай» звучат как совет, побуждают к таким же действиям, заставляют задуматься над своими поступками)

Д) Рассматривание репродукции картины голландского художника Рембрандта «Добрый самарянин». Посмотрите внимательно на полотно и п$ослушайте следующие строки (слайд 8).

Доброта непременно спасает весь мир,

$ Помогает расти всем на свете,

Чтобы людям гармонию, мир обрести,

Свое сердце в добре вы согрейте.

Милосердие вдруг в сердце зажглось,

И оно разнеслось несомненно,

Все познают его, если в сердце твоем

Оно даже зажглось на мгновенье.

$ - Какой момент притчи изобразил художник?

(Художник изобразил, как самарянин привез пострадавшего в гостиницу)

- Почему Рембрандт написал именно этот эпизод?

$(В данном эпизоде мы видим реальную помощь пострадавшему. Самарянин доставил его в гостиницу, где ему будет оказано лечение)

Какое чувство испытывает пострадавший в этот момент?

(Благодарность)

- Часто ли вы помогаете окружающим?

(Ответы учащихся)

V. Закрепление. Работа в группах$ (6 мин.).

- Чтобы выполнить следующие задания, необходимо разделиться на 2 группы. 1 группа вспомнит людей, посвятивших себя, свою жизнь служению окружающим. Ваша задача – сделать вывод: заче$м люди жертвуют собой ради благополучия других? 2 группа, опираясь на высказывания великих людей, составить памятку под названием «Правила для жизни».

- Оказывается и в настоящее время есть немало фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Первая группа сделает вывод: зачем люди жертвуют собой ради благополучия других? (слайд 9)

(Люди готовы жертвовать собой и даже своей жизнью ради спасения и благополучия других людей, потому что в их душах есть такие понятия, как доброта, милосердие, сострадание. Они не могут поступить иначе, так ка$к их внутренний голос совести не даст им оступиться)

- Чтобы жить праведно, нужно соблюдать ряд правил. Много умы человечества называли различные правила. Вторая группа представит нам свои (слайд 10).

(Правила для жизни: 1) Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей; 2) Умейте видеть достои$нства людей, цените их; 3) Научитесь прощать людям их слабости, умейте покаяться и простить обиды; 4) Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации; 5) Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим; 6) Старайтесь прийти на помощь в нужный момент; 7) Не попрекайте никого тем, что вы помогли)

VI. Заключительное слово учителя (4 мин.)

$ - Ребята, знайте, человек может совершить много ошибок, но если он раскается, то Бог простит его, как простил отец своего блудного сына. Умейте проявлять свои лучшие качества в общении с другими людьми. Помните хорошие слова: относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе. Всегда верьте, что Бог видит все и говорит каждый день с каждым из нас (слайд 11).

- Послушайте притчу «Следы на песке» и ответьте на вопрос, какую истину она несет, истину, которой мы должны всегда следовать (аудиофрагмент) (слайд 12-13).

(Не судите о то$м, чего не знаете)

- Правильно, Иисус говорил: «Люди судят о том, чего не знают, и тем лишают себя радости». Не лишайте себя радости, и будете истинно счастливыми.

$VII. Подведение итогов (3 мин.)

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

(Ответы учащихся)

- Почему Иисус Христос говорил с людьми притчами?

(Ответы учащихся)

- Чему учат эти притчи?

(Дороги вера и послушание, но ещё дороже раскаяние и прощение; чувство милосердия устанавливает истинно братские отношения между людьми)

VIII. Домашнее задание (1 мин.)

$ Творческая работа. Напишите свою притчу (слайд 14).

Post Comment