Конспект урока по теме: "Стыд, вина и извинение"

Стыд, вина и извинение

автор – Мичкасова Елена Петровна, учитель МОУ СОШ №9 г. Сердобск

$ Цель: знакомство с понятиями «стыд», «вина», «великодушие», обсуждение вариантов извинений, формирование умения аргументировать свою точку зрения, развитие эмпатии.

Основные понятия: стыд, вина, вели$кодушие

Оборудование: компьютерная презентация, видеоролик социальной рекламы (сайт www.youtube.com/watch?v=GqXWqJhJIrY) «Отец и сын», набор карточек-картинок: солнышко, облако, солнышко и тучка

План:

1. Введение в тему

2. Стыд и вина

3. Физкульминутка

4. Извинения

5. Рефлексия

1. Введение в тему. Слайд 1. Называется тема и цель. Выберите смайлики, связанные с темой нашего занятия. Почем$у вы выбрали именно эти изображения.

2. Стыд и вина. Слайд 2.

  • $Продолжите фразу «Стыд - это …» (метод свитка, каждый ученик за первой партой получает свиток, пишет свое определение и передает по цепочке другому). Учитель читает все свитки.

Посмотрите, как авторы учебника объясняют, что такое стыд? СТЫД – осознание вины за свой проступок

  • Посмотрите небольшой видеосюжет (видеоролик социальной рекламы (сайт www.youtube.com/watch?v=GqXWqJhJIrY)). Кто из персонажей испытывает чувство стыда? Что стало причиной этого чувства?

  • Назовите другие причины для переживания чувства стыда? (при затруднении чтение 3 абзаца учебника с.44)

    $

  • Работа с репродукцией Ф. Решетникова «Опять двойка». Слайд 3. Кто из героев картины испытывает чувство стыда и за что?

  • Что такое ложный стыд? Комментированное чтение 4 абзаца на с.44-45.

  • $Стыд и вина – это одно тоже? Найдите главное различие между ними? Чтение текста. 5 абзац с.45.

Слайд 4. Стыд – ответственность за проступок перед другими, вина – ответственность перед собой.

3. Физкультминутка. Игра «Говорящие руки. Я называют различные чувства, а вы, молча, только с помощью кистей рук попытайтесь их выразить: радость, удивление, уверенность, сожаление, вина, стыд, прощение, дружелюбие.

$

4. Извинения.

Упражнение «Дискуссионные качели». Чувства вины и стыда – это полезные или вредные эмоции. Класс делится на 2 группы: одна группа должна найти доводы в пользу этих эмоций, друг$ая группа пытается объяснить, в чем их вред.

Чувство вины тяжелое чувство. Как от него можно избавиться? Выслушиваются ответы ребят. Принять решение не повторять подобное, т.е. раскаяться, и извиниться перед тем, кого ты обидел.

Практикум-игра «Корзина ситуаций». В этой корзине много ситуаций. Мы попробуем найти выход из них. Дети по желанию выбирают ситуации, обсуждают в группе или в парах и проигрывают их. Остальные группы поднимают одну из трех карточек:

1 к$арточка – “солнышко” - согласны, поступили бы также.

2 карточка – “облако” - не согласны, так не поступили бы.

3 карточка – “солнышко и тучка” - согласны, но добавили бы ещё кое-что. Ребята могут прокомментировать свое мнение.

1 ситуация. Макар в столовой случайно толкнул другого мальчика. Мальчик толкнул Макара.

2 ситуация. Свете в автобусе подружка случайно$ наступила на ногу и пошла дальше. Света обозвала подругу.

3 ситуация. В классе происходит ЧП: Глеб сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Учитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается.

4 ситуация. Марина опоздала на урок.

5 ситуация. Виктор забыл поздравить дедушку с днем рождения и в$спомнил об этом только на следующее утро.

6 ситуация. Валентина нечаянно разбила красивую вазу в гостях у одноклассницы.

  • Вспомните сюжет видеоролика, который мы смотрели в начале урока, Каким образом сын попросил прощение у отца?

  • «Оживите картину». Слайд 5. Что может сказать или сделать мальчик с картины Ф.Решетникова, чтобы избавиться от чувства вины?

Слайд 6. У$читель обращает внимание на слайд с советами, как следует извиняться.

  • Не надо долго и нудно объяснять причины вашего поведения, которые привели к обиде или оскорблению.

  • Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь.

  • говорите НЕ «извиняюсь», а «ИЗВИНИТЕ».

  • Будьте искренними.

  • Тем, что вы попросили изв$инения, вы уже частично искупили свою вину.

Извинение – это признак силы, также как и умение прощать.

Как называют человека, кото$рый может простить, забыть обиды? Чтение последнего абзаца учебника.

Великодушие – отсутствие злопамятства, умение прощать людей за ошибки, сила и величие души.

Если гениальность – величие ума, то великодушие – гениальность души. Эдуард Севрус

5. Рефлексия

Продолжите фразу «Сегодняшнее занятие научило меня …».

Слайд 7. Будьте великодуш$ными!

Источники:

www.youtube.com/watch?v=GqXWqJhJIrY)

http://webstarco.narod.ru/ussr/big/reshet1.html

Post Comment