Разработка урока ОРКСЭ по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа №3

Разработка урока по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

$

(модуль « Основы мировых религиозных культур»)

$

Разработчик: учитель начальных классов

Капланова Курманбийке Узбековна

г. Сургут, 2014

Конспект урока

Курс: Основы религиозных культур и светской этики.

Модуль: $Основы мировых религиозных культур.

Класс: 4

урока: 8

Тема: Хранители предания в религиях мира.

Цель: сформировать представление о хранителях предания в религиях мира.

Задачи:

$- знакомить учащимися с хранителями предания в религиях мира, с иерархией служителей культа;

- формировать у учащихся основные понятия: жрец, раввин, епископ, священник, диакон, иерархия, умма, имам, хафиз, сангха, лама;

- организовать совместную поисковую работу для сравнения религиозных событий и явлений, извлекать необходимые данные из текста;

- воспитывать уважительное отношение к мировым религиям, толерантность.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

-знакомство учащихс$я с хранителями предания в религиях мира , с иерархией служителей культа;

-развитие мотивации к самореализации в познавательной и практической деятельности;

- воспитание уважительного отношения к мировым религиям.

Основные понятия: жрец, раввин, епископ, священник, диакон, иерархия, имам, хафиз, сангха, лама.

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык.

Ресурсы: презентация, карточки с заданиями, статьи о хранителях преданий в мировых религиях.

$Формы и виды учебной деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, групповая работа, работа в парах.

Этап урока

$

Соде$ржание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I.Организационный

момент

Цель: настроить учеников на учебную деятельность.

$

Тренинг « Импульс»

Добрый день, рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста. Давайте настроимся на совместную работу. Для этого попрошу я вас дружно взяться за руки. Передайте друг другу положительный импульс. Надеюсь, весь урок вы будете так же внимательны друг к другу.

Встают, берутся за руки по парте с соседом, передают им$пульс.

( В классе создан благоприятный психологический настрой).

II. Проверка

домашнего задания

Цели:

-проверка усвоения материала;

- развитие умения формулировать свои мысли, аргументировать свое мнение.

  1. Интерактивная игра ( работа в парах).

У вас в $руках карточки, на которых записаны основатели религий или названия священных книг. На доске – таблички с надписями «Христианство», « Ислам», « Иудаизм», « Буддизм». Подумайте и выберите, к какой религии относятся слова, записанные на ваших карточках.$

(Карточки со словами: Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Трипитака, Иисус Христос, Мухаммад, Скрижали, Апокалипсис, Будда « Три корзины», Аллах, Сотворение мира мудрости, Гаутама, Ангел, « Пятикнижие Моисея», Джабраил.)

  1. Проверка соответствие между названиями священных книг и словами, данными ниже ( слайд 3).

$

Учащиеся раскладывают карточки по столбикам.

Учащиеся проверяют свои работы.

III. Сообщение темы и целей урока

Цель: создание проблемной ситуации.

1.- Есть ли священные книги у вас дома? Какие?

- Где вы могли видеть священные книги?

-Рассказывал ли вам дома о священных книгах религий мира?

- Что особенно заинтересовало вас?

-Почему священные книги сохранились до наших дней, несмотря на то , что им уже тысячи лет?

2.- Посмотрим на фотограф$ии ( слайд 4).

- Кто изображен на них?

-Ребята, это хранители преданий в религиях мира. Сегодня мы познакомимся с их ролью в религии и узнаем такие понятия , как жрец, раввин, епископ, священник, диакон, имам, хафиз, сангха, лама.

- В церкви, по телевизору…

-Кто-то о них заботился и$ передавал из поколения в поколение.

-Мудрецы, монахи…

IV.Изучение нового материала

Цели:

- развитие умения анализировать делать вывод;

-развитие мышления и грамотной речи учащихся;

-воспитание уважения к профессиональным священнослужителям (духовенству).

$

1.Работа с понятием «хранитель».

- Разберите по составу слово « хранитель».

-От какого слово оно образовано?

-Что оно обозначает?

- У древних людей хранителей называли жрецами. Как вы думаете, кто такой хранитель предания? Что может хранить этот человек?

2.Работа в группах.

- $Сейчас мы будем выполнять поисковую работу. Для этого разделимся на группы. Каждой группе достанется небольшая статья о хранителях предания в религиях. Прочитайте её и выполните задания

( слайд 5).

Задание для 1 группы: ( учебник стр. 22)

1. Прочитайте статью о хранителях иудейских традиций.

2. Отметьте, что вас особенно заинтересовало в новом материале.

3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы:

$

*Как верующие евреи называли хранителей предания?

* Чем занимались хранители иудейской религиозной традиции?

Задание для второй группы: (учебник стр.22)

1. Прочитайте статью « Христианские священнослужители».

2. Отметьте, что вас особенно заинтересовало в новом материале.

3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы:

*Кто является хранителем предания в христианском учении?

*Какие ступени иерархии проходят служители ц$еркви в христианстве?

Задание для 3 группы: ( учебник стр.23)

1.Прочитайте статью « Мусульманская община».

2. Отметьте. Что вас особенно заинтересовало в новом материале.

3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы:

* Как в исламе называется церковная организация?

* Кого мусульмане называете « имамом», а кого « хафизмом»?

Задание для 4 группы: ( учебник стр.23)

1.Прочитайте статью « Буддийская община».

2. Отметьте, что вас особенно заинтересовало в новом материале.

3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы:

* Что в буддизме называется « сангхой»?

* Кто хранит религиозные традиции буддистов?

3.Проверка - выступления детей ( слайды 6-9).

-

- От слова « хранить»

-Хранитель - это человек, который что бережет, хранит.

- Религиозные традиции, ритуалы, предания.

$

Дети делятся на группы, распределяют обязанности и выполняют задания самостоятельно.

Чтение текста в учебнике на стр. 22-23

Выступление одного ученика из каждой группы, сопровожда$емое презентацией.

V.Физкультминутка

Включаем физкультминутку.

Ученики выполняют физкультминутку вместе с учителем.

$VI.Первичное закрепление

Цель:

-закрепить знания по теме, умение грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения.

Беседа ( слайд 10).

- Как вы думайте, почему во всех религиях мира существуют хранители предания?

-Как называли служителей в древних религиях?

-Кого и почему называют мудрецами в иудаизме?

-Что в переводе с греческого обозначает слово « надсматривающий»?

-Каких людей и почему особо почитают мусульмане?

-Кого можно назвать хранителем религии в буддизме? и т.д.

-Чтобы не потерялись ник$акие традиции.

- Жрецами.

- Раввинов.

- Епископ.

- Мулла, хафиз, имам.

- Лама.

$

VII. Самостоятельная работа

Цель: способствовать развитию внимания, логического мышления и грамотной речи учащихся.

  1. Задание: просмотр и комментирование иллюстраций в учебнике. Стр.22-23.

  1. Задание: заполните таблицу ( слайд 11).

Хранители предания в религиях мира

Христианская

культура

Исламская

культура

Буддийская

культура

Иудейская

культура

$

$

Проверка самостоятельной работы ( слайд 12).

  1. Задание: составьте четыре предложения по данным иллюстрациям, используя слова с которыми вы познакомились на том и предыдущем уроках. Запишите предложения в тетрадь ( слайд 13).

Комментарии по мере просмотра иллюстраций.

Учащиеся работают на карточках самостоятельно.

Самопроверка.

Дети составляют и записывают предложения с изученными словами.

VIII.Рефлексия.

Итог урока

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и класса.

$

( Слайд 14)

Продолжите предложения:

*Сегодня я познакомился (узнал)….

*Самым интересным для меня …

* Мне непонятно…

*Я ещё хотел бы узнать…

Можно составить синквейм « Хранители предания»

Ответы учащихся с примерами.

Принимают участие в составлении синквейна.

IX.Домашнее$

задание

Цели:

-закрепить знания учащихся по пройденной теме;

-организация самостоятельной и творческой работы учащихся.

  1. Прочитайте в учебнике материалы к уроку №8 (стр.22-23), ответить на вопросы на стр.23 ( слайд 15).

  2. Узнайте у родителей , старших( или найти в дополнительной литературе, Интернете) , знают ли они о религиозных обрядах христианства, ислама, иудаизма, буддизма ( по выбору).

  3. Индивидуальные занятия и задания по желанию:

- сделать на альбомном листе рисунок по теме урока;

-приготовить сообщение о каком-нибудь празднике, традиции христианства, и$слама. Иудаизма, буддизма ( по выбору).

До свидания.

Учащиеся записывают в дневник домашнее задание.

Post Comment