Доклад для родителей. «Ответственность родителей за воспитание детей»

$ Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья — специальная (коррекционная) образовательная школа № 14 г. Орла

$

$

$

Доклад для родителей. Ответственность родителей за воспитание детей.

$

$

$

Составитель:

$ Воспитатель группы продлённого дня

Голуб С. Б.

г. Орёл

Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество.

$ Заботясь о благе каждой семьи, делая все для ее укрепления, общество требует от родителей высокой ответственности за воспитание подрастающего поколения, но далеко не каждая мать и не каждый отец понимают важность этой задачи.

Повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубление $взаимодействия между семьей и общественными организациями, занимающимися воспитанием подрастающего поколения, тесно связаны с решением задачи педагогического просвещения родителей. Минимум педагогических знаний, имеющийся сейчас почти в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя.

$ В соответствии с этим изменяется и позиция школы в работе с семьей. Педагог выступает не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей. Вот почему он дол$жен хорошо знать «болевые» точки семейной педагогики.

Каковы же насущные проблемы семьи сегодня? Они концентрируются вокруг основных вопросов семейной педагогики: нравственная позиция родителей, их гражданственность, взаимоотношения родителей и детей, совместная деятельность всех членов семьи.

$Нравственное воспитание подрастающего поколения, уровень которого в целом в настоящее время не удовлетворяет общество, — одна из актуальнейших проблем педагогики. Необходимо формировать в ребенке с ранних лет умение не только брать, но$ и отдавать; развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость от того, что сделал кому-то доброе дело.

Путь к этому — через воспитание в родителях умения любить. Любовь к своему ребенку предполагает непрерывное изучение его потребностей и способностей, стремление создать обстановку, в которой удовлетворялись бы его потребности и развивались бы его способности. В любви к ребенку заложена необходимость постоянного самосовершенствования л$ичности самого родителя.

Растут дети, и вместе с ними должны расти родители: меняется стиль общения, корректируются требования, учитываются индивидуальные особенности определенного периода детства.

Учителям и в$оспитателям принадлежит ведущая роль в организации содержательного общения с родителями и другими членами семьи. Но эта роль успешно осуществляется лишь при хорошем знании особенностей современной семьи и педагогических условий воспитания в ней детей.

Первейшей задачей работников школьных учреждений является формирование у родителей глубокого убеждения в огромной роли семьи в деле воспитания ребенка и возможности каждой семьи участвовать в воспитании детей; убеждения, что только един$ство семейного и общественного воспитания приведет к должному воспитательному эффекту.

$Формы работы с родителями разнообразны. При обсуждении конкретных вопросов воспитания детей на групповых собраниях, во время педагогических бесед, консультаций, необходимо связывать их с реальными возможностями семейного воспитания.

Одновременно педагог подчеркивает: необходимо, чтобы родные были образцом подражания для ребенка во время еды, культурно — гигиенических процедур, в общении друг с другом и детьми, причем не от случая к случаю, а постоянно, согласно установленным семейным требованиям и традициям. Советы даются с учетом особенн$остей воспитания детей в семье. Посещая семьи своих воспитанников для изучения условий их жизни, педагоги стремятся раскрыть специфические возможности семьи, в первую очередь родителей, в воспитании ребенка.

$Например, говоря с родителями о трудовом воспитании, педагог обращает внимание на то, что в данной семье имеются возможности разнообразного и систематического семейного труда взрослых и детей. В совместном труде ребенок подражает добросовестной работе, учится у старших необходимым трудовым умениям, приобретает ценные навыки и привычки, у него формируется желание делать не только для себя, но и для других.

«Ваше собственное поведение -$ самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

«Для восп$итания нужно не большое время, а разумное использование малого времени».

А.С. Макаренко

$Семья для ребенка — первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью.

Разговаривая с детьми, убеждаешься, как заметно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Наши дети необычайно восприимчивы ко всякого рода воздействиям, очень эмоциональны, склонны к подражанию. При этом они не$ всегда могут разобраться в том, что хорошо, что плохо — опыт их еще мал, сознание часто подчиняется эмоциям. На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания.

$Ребенок может жить, находясь хотя и при родителях, но фактически в одиночестве. Когда отец и мать пьянствуют, ведут аморальный образ жизни или в доме постоянные конфликты, грубость, упреки, то родителям бывает не до детей. Свое время и силы они расходуют на другое. Педагогам и общественности нельзя мириться с недостойным поведением некоторых отцов и матерей, но вместе с тем им следует и помогать в воспитании детей.

Известно, как важен$ для ребенка положительный пример близких ему людей. Дети очень впечатлительны и склонны к подражанию. Поведение взрослых в семье, их отношение к работе явлениям окружающей общественной жизни становятся образцом для подражания. К сожалению, школьники нередко подражают и дурном$у: жизненный опыт их невелик, действия не достаточно осознанны. Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы ребенка неблагоприятная семейная обстановка, поэтому важно контролировать свои суждения и поведение, быть доброжелательным, выдержанным, скромным $в общении с соседями, знакомыми; подавать детям пример честности, правдивости.

Родителям как главным воспитателям своих детей следует хорошо организовать их жизнь в семье: режим, соответствующий возрасту ребенка, игру и посильный труд. Родители приучают детей находить самим себе интересное дело, и трудится, играть, читать, осуществляя это систематически. Дети ценят интерес взрослых к их жизни. Они становятся доброжелательными, активнее приобщаются к жизни семьи.

$К сожалению, родители не всегда владеют культурой общения и отношений: нередко они критикуют друг друга в присутствии родственников, друзей, детей. По данным социологов, чаще так поступают женщины. Они уверенны, что ведут себя правильно, стремясь «улучшить» своих мужей. Между тем психологи обнаруживают, что в семейной этике такое положение приводит к противоположному: критика одного супруга другим задевает человеческое достоинство, самолюбие, вызывает обиду, напряженность в отношениях, ведет к эмоциональным срывам, конфликтам. Между супругами накапливаются отрицатель$ные чувства друг к другу, разрушается эмоциональная близость и контакт, подрываются авторитеты. Так возникает отчуждение, которые иногда приводят к распаду семьи.

$В работе с родителями педагоги часто встречаются с семьями, где отсутствует единство требований со стороны взрослых. Например, мягкая, снисходительная, все прощающая мать и суровый чрезмерно требовательный отец. Ребенок в таких условиях вынужден лавировать между матерью и отцом, приспосабливаться к каждому из них. На воспитание детей накладывает отпечаток и настроение, состояние отца и матери, характер каждого из них. В индивидуальных беседах с родителями педагог подчеркивает, почему вредно отсутствие единых требований к детям, как изменить установившееся положение в семье.

$ Встречаются и такие семьи, в которых оба родителя не обращают внимания на воспитание ребенка. Когда они обнаруживают, что у ребенка неладно с поведением, то применяют разовые воздействия, сопровождающиеся шумом, криками и слезами. Затем все продолжается по- прежнему до следующего события. Отсутствие постоянной линии воспитания создает в семье обстановку,$ с одной стороны, бесконтрольности, распущенности, с другой — напряжения, порождает отрицательные чувства к родителям, вызывает у детей ранний невроз.

Анализ воспитательной работы в конкретной семье поможет педагогу установить вид семейного воспитания, характер авторитета родителей и в соответствии с этим строить свою работу с ними.

Неблагополучны$е семьи — в настоящее время острая социально — педагогическая проблема. Социологическими, психолого-педагогическими, медицинскими исследованиями выявлено отрицательное влияние неблагополучной семьи на нравственное и психическое развитие детей. Оно проявляется не обязательно в детском возрасте и может сказаться на судьбе уже взрослого человека. Почти 90% детей из неблагополучных семей с$традают неврозами.

Семьи, где родители злоупотребляют алкоголем, называют семьями социального риска, поскольку поведение их взрослых членов, их образ жизни не соответствуют требованиям общества. В таких семьях чаще $формируются личности с отклонениями в нравственном и психическом развитии, представляющие опасность для общества.

Но не всегда неблагополучие может проявляться столь явно. Есть семьи, которые на первый взгляд вполне благополучны: родители заботятся о детях — об их умственном и физическом развитии, дети вовремя накормлены, хорошо одеты. Однако при более близком знакомстве выясняется, что в семье напряженная атмосфера, между родителями постоянные конфликты. От посторонних глаз это скрыто, но ребенок изо дня в день живет в этой обстановке, что травмирует его психику. Есть и другой тип неблагополучи$я: внешне семья также вполне благополучна, но родители постоянно приобретением вещей или устройством личной жизни. Воспитанием$ детей в таких семьях серьезно никто не занимается. Интересы и потребности ребенка не принимаются во внимание, внутренний мир ребенка кажется родителям не заслуживающим серьезного отношения. В семьях этого типа изолированно существуют взрослые и дети. Родители не создают условий для детских игр и занятий, отсутствует совместный досуг, занятия спортом, чтение книг.

К неблагополучным должны быть отнесены и семьи, где к ребенку не предъявляется никаких требований, где удовлетворяются все его капризы, что создает основу для формирования эгоизма, $высокомерия, неуважения к окружающим. В семье растят человека, не желающего ни с кем считаться, в том числе и с собственными родителями.

Таким образом, наиболее типичными причинами неблагополучия в семье являются: алкоголизм, открытые и скрытые конфликты между родителями и другими членами семьи, ориентация родителей лишь на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его воспитании, о его духовном развитии. Все названные причины обычно сочетаются друг с другом.$

$В ряде семей неблагополучие возникает в связи с разводом родителей. Период распада семьи дети переживают особенно тяжело. В школе они капризны, упрямы, замкнуты, слезливы. Обследование семей показало, что более 50 % трудных детей — это дети из неполных семей.

Обычно у родителей, злоупотребляющих алкоголем, низкий профессиональный уровень, причем у отцов он ниже, чем у матерей. У большинства отцов в прошлом было трудное детство. Это подтверждает влияние детских лет на развитие личности. $У родителей — алкоголиков низок и культурный уровень: досуг но они посвящают застолью, играм в карты и т.п. Отцы не ходят с детьми на прогулки, не читают им книг.

В большинстве неблагополучных семей мужья не принимают участия ни в ведени$и домашнего хозяйства, ни в уходе за детьми. Все хозяйственные и родительские заботы ложатся на плечи матери. Это ведет к ее переутомлению, раздражительности, что вызывает ссоры и, в конечном итоге, пагубно отражается на неокрепшей нервной системе ребенка.

Все отклонения от нормы служат для воспитателя сигналом о том, что у данного ребенка могут быть неблагоприятные условия дома, что ребенок и его родители требуют особого внимания. Воспитатель не всегда может стать свидетелем конфликтов, пьянства. Поэтому необходимы неоднократные посещения семей, беседы отдельно с каждым из его членов о причинах отклонений в$ поведении и развитии ребенка, беседы с ребенком о его играх и занятиях дома, о том, как он проводит время вечером, в выходные дни.

Полученную таким путем информацию нельзя использовать для воздействия на родителей, так как это може$т спровоцировать внутрисемейные конфликты, закрыть пути для доверительных контактов с семьей. Информация о неблагополучной семье служит педагогу, прежде всего для определения направления, содержания и методов работы с ней.

Post Comment