Гражданско-правовое воспитание младших школьников

Гражданско-правовое воспитание младших школьников

«Поистине воспитывать – это значит решать судьбу не только

одного человека, но и всей державы»

$

В. Г. Белинский

Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Это вызвано усложнением экономических и политических процессов, социальных отношений. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Начальная школа – это время формирования челов$еческой личности. Гражданско-правовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания учащихся. Основной целью гражданского и правового воспитания младших школьников является формирование правосознания и правовой культуры, воспитание уч$ащихся в духе гражданственности, патриотизма.

Гражданин (словарь С.И.Ожегов) – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

Гражданин – (учебник «Граждановедение») – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.

Как добиться того, чтобы каждый ученик д$остойно нёс высокое звание гражданина своей Родины?

Гражданско-правовое образование предполагает создание системы обучения и воспитания, направленной на формирование правовой культуры личности.

В процессе работы, направленной на развитие гражданской и правовой культуры младших школьников, должны решаться следующие задачи:

- воспитывать личн$ость, осознающую достоинства человека, терпимость;

- формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путём;

- воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, к своей Родине;

- формировать уважительное отношение к жизни, осознание права каждого на жизнь;

- формировать гражданскую позицию учащихся;

- развивать познавательные интересы, потребности в и$зучении культурно- исторических традиций родного народа, города, края, страны.

Гражда$нственность формируется в процессе усвоения нравственных и правовых форм сознания, развития чувств и поведения, т.е. в ходе накопления социально-нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного воздейстивия школы, семьи, а также в результате самовоспитания. Истинный гражданин – это нравственный человек. Усвоение нравственных норм, выработка нравственных качеств являются необходимым условием для понимания, кто такой гражданин, что есть государство, патриотизм, символика, закон, для формирования любви к Родине, гордости за неё, чувства милосердия к людям, сопричас$тности к общественной жизни Отечества, овладения элементами материальной и духовной культуры.

-2-

Воспитательный потенциал учебного процесса включает в себя следующие основные источники:

  • $учебные предметы, каждый из которых вносит в процесс воспитания свой специфический вклад; так, например уроки литературного чтения способствуют главным образом нравственному просвещению, т.е. формируют сознание, чувства, тогда как у$роки труда – умения, навыки, отношения;

  • учебные программы, учебники «Литературное чтение», «Окружающий мир» содержат богатейший материал по нравственному, гражданскому воспитанию; в них рассматриваются такие нравственные понятия, как Отечество, Родина, общество, гордость, терпимость, доблесть, русская земля, подвиг, труд, добро, зло, смелость, защитник, честь, составляющие основу гражданских знаний;

  • $содержательный материал – разнообразный по жанру: легенды, сказки, пословицы, поговорки, художественные произведения отечеств$енной классики;

  • учебники, которые могут формировать не только необходимые представления, понятия, но и отношения к стране, народу, нации, способы поведения, дают возможность нравственного выбора, усвоения норм нравственности, выработки гражданской позиции.$

Тексты, используемые на уроках должны содержать воспитательный характер, формировать гражданскую и нравственную позицию младшего школьника.

Из наиболее интересных и продуктивных форм работы можно назвать следующие.

На уроках русского языка можно использовать такой вид работы, как «Продолжи предложение»: Гражданин – это …… Моя Родина – самая …

$

Составление толкового словаря гражданских понятий. Дети ищут объяснение этих понятий, иллюстрируют их, подбирают к ним ребусы, пословицы, поговорки и т.д.

Сочинения на темы «Моя Родина – Россия», «Кем я хочу быть?», «Моя семья», «Откуда я родом», «Тра$диции моей семьи» способствуют воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам.

Использование на уроках произведений изобразительного искусства: репродукций работ известных художников отражающие подлинные исторические события, помогают учащимся в конкретизации и углублении знаний, способствуют формированию у них правильного представления о том или ином историческом событии и явлении, помогают разобраться в их сущности и значении.

$ В уроки полезно включать музыкальные произведения, которые раскрывают величие подвига народа, его любовь к родине, общий подъём патриотических чувств. Эти записи позволяют ясно представить картины недавнего прошлого, которые для учащихся являются историей.

Для закрепления полученного на уроках, придания практической направленности важна взаимосвязь с внеурочной деятельностью. Основой такой работы может стать программа «Я гражданин России» (автор Кавинская Нат.$ Влад.), разработанная на основе программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Основные направления программы «Я и Отечество», «Я и школа», «Я и искусство», «Я и семья», «Я и здоровый образ жизни».

-3-

$

«Я и Отечество»

Целью работы в этом направлении является формирование у учащихся знаний о правах, традициях, истории своего народа, осмысление ребёнком себя, как части своей Родины, её гражданина.

Задачи: способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре и о родном крае;

формирование чувства гордости за свою Родину;

воспитывать любовь к с$воему краю, родному городу, как к малой Родине;

Формы работы: тематические уро$ки;

тематические классные часы;

конкурсы, викторины;

экскурсии, акции;

утренники, линейки к памятным датам;

встречи с ветеранами войны и труда;

«Я и школа»

В школе не$ только получают знания, но и учатся жить. Школа – источник формирования необходимых качеств гражданина страны. Основное содержание деятельности – осмысление школьниками необходимости научных знаний для нормальной жизни в современном мире.

Задачи: знакомить с традициями и обычаями школы;

формирован$ие навыка культурного поведения,

взаимоотношений в коллективе, воспитание любви и уважения

к школе, учителям и товарищам;

способствовать формированию ученического коллектива.

Формы работы: тематические к$лассные часы;

беседы, праздники, утренники, конкурсы;

экскурсии, походы;

изучение правил поведения;

«Я и искусство»

Целью этого направления является воспитание нравственно-эстетических качеств. Умение видеть красоту, сохранять и оберегать её, развивать чувство ответственности к окружающему миру. Знакомить с произведениями искусства,$ воспитывать в них чувства прекрасного.

Задачи: учить различать красивое и безобразное, развивать творческие способности;

формировать потребность в общении, творческой деятельности;

способствовать получению и расширению знаний о мировой культуре, культуре России;

знакомить с народными ремёслами России.

$Формы работы: беседы, тематические часы;

посещение театров, кинотеатров;

$

экскурсии в музеи, на выставки;

творческие конкурсы;

посещение кружков, секций.

-4-

«Я и семья»

Целью является максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развития личности ребёнка, воспитание уважения к членам семьи.

Задачи: организация и проведение совместных мероприятий с родителями;

$ знакомить с основными правилами делового и бытового этикета;

умение выполнять обязанности в семье, домашние поручения;$

расширять представления детей о семейных традициях;

развивать интерес к профессии родителей,

закладывать основы для профессионального определения в будущем;

организация психолого-педагогического просвещения родителей.

Формы работы: темат$ические классные часы;

совместные праздники детей и родителей;

родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации;

«Я и здоровый образ жизни»

Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребёнку значимость его физического состояния для будущего самоутверждения, для развития нравственных качеств и духовных сил.

Задачи: формирование навыков санитарно-гигиенической культуры;

развитие спортивных умений и навыков,$ привитие интереса к спорту;

формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни;

знакомство с опытом т традициями предыдущих поколений по сохранению

здоровья;

Формы работы: тематические беседы и класс$ные часы;

встречи с медработниками;

спортивные соревнования;

Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности, $а любовь к Родине воспитывается прежде всего через любовь к родному городу, родным местам. Любовь к родному краю, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка.

Формирование интереса к духовной культуре своего народа, воспитание национальной гордости, уваж$ения к прошлому народа, развитие детского творчества на основе народных традиций, обращение к сокровищам русского фольклора плодотворно влияет на развитие интеллекта, обогащает нравственно, способствует формирова$нию гражданского и национального самосознания, помогает детям осознать себя хранителями русской культуры.

Задача школы, учителя заключается в обеспечении ученику успеха в его деятельности, направленной на воспитание себя как гражданина своей Родины, формирование положительной мотивации учащихся, при которой потребность быть полезным обществу, народу, Отечеству, является нравственным стержнем.

Post Comment