Конспект классного часа во 2 классе "Мы изучаем права и обязанности детей"

Классный час во 2 классе "Мы изучаем права и обязанности детей"

СОШ №46 г. Караганды

Учитель Кузнецова Г.В.

Цель:

закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;

$обобщить знания детей об основных правах ребёнка;

научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни; $

формировать уважительное отношение друг к другу.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)

$

2. Сценка «Игра».

(Показывают дети)

Ведущий: После уроков ребята решили поиграть.

Руслан: Давайте поиграем в войну!

Даниил: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Руслан, полицейским. А ты, Лёшка, будешь бандитом.

Лёша: А я не хочу.

Даниил: Чего не хочешь?

Лёша: Играть в войну.

Руслан: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.

$Лёша: Я не хочу.

Даниил: Захочешь.

Лёша: Что же вы меня заставите?

Ведущий: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?

(Дети садятся на места)

Ведущий: Давайте поговорим. Как поступил Руслан и Даниил? Почему они не пр$авы? Прав ли Лёша?

(Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем точки зрения.)

Может, кто догадался о теме нашего разговора?

3. Объявление темы и постановка цели занятия:

Сегодня мы и попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности.

$Выясняется и обсуждается значение слова "право" — 1) совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, которые устанавливает и защищает государство; 2) охраняемая и узаконенная государством возможность что-то делать, осуществлять. Ученики называют права, которые должны, на их взгляд, иметь все дети, живущие на планете Земля. Учитель обобщает и дополняет высказывания ребят:

Главнейшее право каждого человека — право на жизнь.

К сожалению, право на жизнь соблюдалось не всегда. Например,$ в древней Спарте, когда в семье рождался больной и слабый ребенок, его сбра$сывали со скалы в пропасть. В Европе родители, которым дети были в тягость, отдавали их бедным людям вместе с деньгами на содержание. В России и Беларуси же, наоборот, многие бедные семьи своих маленьких детей подбрасывали добрым людям. В Казахстане дети росли в аулах, их забирали родственники. Сегодня право детей на жизнь утверждено Конвенцией о правах ребенка. Наша страна – Республика Казахстан признала Конвенцию и, выполняя те требования, которые в ней записаны, приняла свой Закон « О правах ребёнка».

Давайте еще раз вспомним, почему возникла необходимость создания такого документа?

Давным-давно, тысячи л$ет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

И так далее.

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

В конце концов, людям удалось $решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Со временем люди поняли, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе.

4. Презентация «Права ребенка»

5. Обсуждение иллюстраций к сказке Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»

Во многих литературных произведениях, так или иначе, затрагивают$ся права Человека.

Давайте вспомним сказку А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»

$ Что вы можете сказать, глядя на иллюстрацию?

Подарив Буратино азбуку, папа Карло хотел, чтобы Буратино воспользовался правом на бесплатное образование.

Буратино хотел попасть в театр, у него было право наслаждаться искусством.

Карабас Барабас нарушил право Буратино на неприкосновенность.

Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытали$сь отнять деньги и лишить Буратино, принадлежащего ему имущества.

6. «Найди ответ» (на доске развешаны фразы из сказок и статьи декларации прав)

Ответь сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека: Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Не имеешь права лишать меня имущества. ст.17)

Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок …(Не имеешь права посягать на мою жизнь. ст. 3.)

Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята…(Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно. Ст. 12.)

Медведь: «Машенька,$ будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:…(Не имеешь права посягать$ на мою свободу. Ст.4.)

Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица:… (Не имеешь права лишать его жизни. Ст.3)

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

7. Физминутка игра $«Вверх по радуге»

8. Обязанности.

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанност$и.

- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

- Какая самая главная обязанность у вас в семье?

- А у вашего папы?

- У кого больше всего обязанностей?

- А какие обязанности существуют у учеников?

- А откуда вы это знаете? (Устав школы)

- Давайте с вами обозна$чим некоторые из обязанностей школьника!

9. Анализ ситуаций (после инсценирования):

-Разыграем сценку: приглашаю девочку и мальчика.

Дарига: Никита, ты уже который день не можешь выучить стихотворение!

Никита: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

-Кто прав?

-Почему Никита должен был выучить стих?

Кристина: Лера, ты сегодня дежурная, оста$нься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.

-Лера: Кристина, ты не имеешь права эксплуатировать человека.

- -Кто прав? О чём забыли ребята? (об обязанностях)

- А в Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:

· Уважать права, честь и досто$инство всех участников;

· Прилежно учиться;

· Иметь аккуратный вид;

· Соблюдать правила техники безопасности;

· Беречь школьное здание, оборудование;

· Придерживаться общепринятых правил поведения;

· Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.

Ведущий: (предварительно собрав перед занятием все телефо$ны и положив их на столе)

Посмотрите, на столе лежат ваши телефоны, а ведь вы имеете право пользоваться достижениями современной техники. Не нарушила ли я ваши права? (часто во время занятий приходят СМС или звонки, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний. Перед занятием дети обязаны их отключить, но часто этого не$ делают, поэтому собрав все телефоны – обеспечиваем права остальных, а ребятам лишний раз напоминаем об их обязанностях).

Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.

Мы с вами говорили о правах, обязанностях детей. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.

10. Тест:

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением

б) Займусь, когда будет$ свободное время

в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место

б) Попрошу соседа, чтобы уступил место

в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

$

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить

б) Попрошу вмешаться прохожих

в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

$ а) Постараюсь вернуть владельцу

б) Передам взрослому

в) Возьму себе

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать, так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.

$ Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.

Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.

$

ТОВАРИЩИ ДЕТИ!

Будьте бдительны!

Права свои знайте,

А обязанности не забывайте!

В Конвенции каждый найдёт

На вопрос ответ: Помни!

Ребёнком считают того,

Кто не достиг восемнадцати лет.

Сколько бы ни было

В мире детишек.

Черных и белы$х, девчонок, мальчишек

Все их права и ценны и равны.

Взрослые! Вы уважать их должны.

Богатство твоей страны – это ТЫ!

Должен любой президент понимать:

Лишь там превращаются в правду мечты,

Где детям готовы всё лучшее дать.

$Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –

Каждый день рождаются девчонки и мальчишки

Пользуются с первых дней правами своими –

Ведь с пелёнок человек получает имя.

ПОМНИ!

$

Куда бы ты ни пришёл,

Любой государственный дядя

Дела иные отложит в стол

Твоих интересов ради!

Я расту на радость маме,

Но приходится признать,

Чтоб Я вырос лучшим самым,

Как мне много нужно знать!

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

Он имеет право $жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любим$

Все: Он на свете не один!

11. Игра «Встретимся с друзьями!»

Содержание игры: учащимся раздают кусочки разрезанных на четыре части открыт­ки, по сигналу учащиеся начинают общаться для по$иска «своей открытки», побеждают те, кто быстрее соберут свою открытку , однако игра завершается, когда все участники собе­рут открытки - найдут друзей.

12. Итог

Права есть, как у взрослых, так и у детей.

Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважай чужие пра$ва!

13. Рефлексия

Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

$

14. Памятка школьнику

Дорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников.

Добросовестно учись.  Соблюдай дисциплину  Не пропускай учебные занятия б$ез уважительной причины.  Аккуратно веди свой дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят.  Школа - твой второй дом. Береги всё, что в нём находится: мебель, книги, инвентарь. Относись бережно к имуществу других обучающихся и работников школы. (К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность).  Веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях.  Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.  Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.  В школе ты не$ один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Post Comment