Конспект по русскому языку, коррекционная школа VIII вида, 1 класс "Звук и буква З з"

Обучение грамоте

коррекционная школа VIII вида, 1 класс

Тема: Звук и буква З з.

Цели: познакомить с новыми звуками З, З, буквой Зз; научить правильно произносить звуки и соотносить данные звуки с буквой; развивать умение вычленять эт$и звуки в слове и читать слоги, слова и предложения с буквой з, понимать прочитанное; развивать фонематический слух, речь, кругозор учащихся; воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: кассы, наборное полотно, шкатулка, картинки «зайца»,

«змеи», «комара» «лето», кукла, роза, цветы, буква Зз, бублики, снежинка, магнитные буквы, зеркало

Ход урока.

I Орг. момент

Психологический настрой

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок$?

Всё ли на месте,

Всё в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Спинку ровненько держи,

$ На уроке не шуми,

Ручки полочкой на стол,

Начинаем разговор.

II. Объявление темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы повторим буквы, почитаем слова и отправимся на День рождения к новой букве. А помогать нам б$удет куколка, как зовут её, мы узнаем чуть позже. За правильный ответ куколка будет давать цветочки.

- Чтобы нам легко говорилось и читалось, проведем артикуляционную зарядку.

III. Артикуляционная зарядка.

Жил – был язычок. Надоело ему сидеть в темном домике. Вышел язычок на улицу и стал лопаточкой … горочкой. Вдруг подул сильный ветер (лопаточка – под$уть по середине языка, отрывисто, потом долго).ЖелобокПодуть в желобок, отрывисто, долго. Язычок спрятался в домике, лёг спать. Выспался язычок стал делать зарядку. Стал подниматься за верхние зубы, потом опускаться за нижние. Попрыгал, решил почистить зубки. Сделал зарядку и решил снова выйти на улицу. Посмотрел направо, посмотрел налево. Нашел –улыбочка, трубочка… Погулял язычок – опять пошёл домой и закрыл обе дверцы.

Итог

IV.Повторение

-А сейчас повторим все изученные буквы.

1. Игра «Полубуковка»

- Кто пойдёт к доске и допечатает букву

- Какая лишняя буква?$

- Назовите гласные. Какая особенная?

2. Игра «Буквы разбежались»

- Найдите гласные буквы, чтобы получилось слово.

К …Т, С…Р, М…К, Л…К, Р…С

Чтение слов хором

3. Итог.

Повторили б$уквы, молодцы!

V. Изучение нового звука и его закрепление

1. Выделение звуков З,З

Итак, внимание (пение птиц)

- Вспомните летний день. Тепло. Светит яркое солнышко. Поют птицы, летают бабочки, ползают жучки. Красота!

Наступает ночь. (пауза)

$Прилетает по ночам,

Не даёт заснуть он нам.

Зло звенит, над ухом вьётся,

Только в руки не даётся

- Кто же прилетает по ночам и не даёт нам спать?

- Как сердито звенит большой комар? (з-з-з)

- Губы в улыбочке. Кончик языка упирается в нижние зубки и включается голосовой аппарат - «Моторчик» - произнесите

- Этот звук гласный или согласный? Почему?

- Давайте позвеним, как большие комарики. (з – з – з )

- А как ласково зв$енит маленький комарик? (зь – зь – зь )

Вывод: Звук З – согласный, звонкий, бывает твердый, бывает мягкий Физ.пауза

Полетаем как комарики

1 ряд – большие, 2 ряд – маленькие

- Молодцы, тихо садимся на свои места

2. Игра «Услышал – повтори»

- Я называю слоги, а вы повторяете за мной.

ЗА-ЗО-ЗА

ЗО-ЗО-ЗУ

ЗИ-ЗИ-ЗЫ

- Я называ$ю слог прямой, а вы обратный.

ЗА-АЗ, ЗО-ОЗ, ЗУ-УЗ, ЗЫ-ЫЗ, ЗИ-ИЗ

3. Нахождение звука З в словах

- Послушайте загадку и отгадайте её

1.По земле ползёт, а к себе не подпускает (змея)

- Произнесите слово ЗМЕЯ. Где находится звук З?

2.Комочек пуха, длинное ухо

Прыгает ловко, ест морковку (заяц)

4. Игра «Хлопочки»

-Послушайте внимательно стихотворение и услышав звук З, хлопните в ладоши

Резиновая Зина.

$Резиновую Зину

Купили в магазине

Резиновую Зину

В корзине привезли

Она была разиней

Резиновая Зина,

Упала из корзины

Изма$залась в грязи

- Посмотрите на нашу куклу, она красивая, чистая. Как её зовут? (Зина)

VI. Знакомство с буквой и её закрепление

1.День рождение какой буквы мы будем отмечать? (Показ буквы)

«Семейка букв»$ (печатные и письменные, заглавные и строчные)

- На что похожа буква З? (змея, ласточка, бублик, замок) показ

На эту букву посмотри,

Она совсем как цифра 3

З похожа на замочек

Раз$ крючочек, два крючочек

Бублик сломан пополам

Заяц букву строит нам

- Можно ли её сконструировать из палочек, а из проволоки?

Сконструируйте из проволоки букву.

Покажите свою букву. Молодцы!

2. Пальчиковая гимнастика

Пальцы рук мы округлим

В полукруги превратим

Большие пальцы друг к другу прижмем

Красивую З мы сейчас же прочтём

Умницы!

3. Работа в тетрадях «Я т$етрадочку открою…..»

- Посмотрите, как печатается буква Зз

- А сейчас в тетрадках напечатайте букву, но послушайте внимательно, сколько раз простучу в бубен, столько нужно напечатать заглавных и строчных печатных букв Зз (5)

4. Чтение слогов

ЗА ЗО ЗУ ЗИ ЗЫ (хором, 1-2 уч.)

$

VII. Работа с разрезной азбукой

1.- Какой цветок у меня в руках? (роза)

(учитель даёт понюхать, потрогать)

- Произнесите слова РОЗА. Сколько слогов?

- Где слышится звук З

- Напечатайте слово роза (один ученик у доски)

- Составьте предложение (У Зины красивая роза)

- Сколько слов в предложении?

Ребята, скажите , вы трогали розу, что на стебле у цветка? (шипы)

- Можно ли пораниться шипами? (шип от розы может проткнуть кожу и остать$ся там, это называется заноза)

2. Чтение слов с доски

ЗА-НО-ЗА ЗА-ПАХ ЛИ-ЗА ШИ-ПЫ ЗА-МОК

(учитель, хором, сам-но, 1-2 ученика)

VIII. Работа с букварём

1. Чтение текста «Роза»

-Открыли учебники, нашли текст справа внизу «Роза»

$Послушайте внимательно (читает учитель)

- Что случилось с Лизой?

(хором, сам-но, 1-2 ученика)

2. Игра «Слово убежало»

На доске напечатано предложение, но слово «убежало»

- Найдите в тексте это предложение и подумайте, какое слово нужно вставить (чтение хором)

$IX. Итог урока

Игра «Угадай букву» (шкатулка)

- С закрытыми глазами найти букву, с которой познакомились на уроке.

- Какие ещё буквы лежат в шкатулке.

- С каким звуком и буквой познакомились?

- Посчитайте цветочки у себя на партах и подарите букве З

Спасибо за работу!

Post Comment