Конспект урока по теме «Развитие речи, предметные уроки и экскурсии»

$ Конспект урока по теме «Развитие речи, предметные уроки и экскурсии»

Конспект разработан учителем класса для детей с глубокой умственной отсталостью

МБСКОУ «СКОШ № 20 VIII вида»

города Перми Кожиной Татьяной Николаевной

Тема урока: «Насекомые. Бабочка».

Цель:

  • Активизировать знания о временах года (о признаках весны)

  • Познакомить со строением тела бабочки, охарактеризовывая особенности крыльев, туловища, усиков и лапок

  • Формировать умение выделять бабочку среди других известных насекомых

  • $ Развивать навыки планирующей деятельности по изготовлению аппликаций

  • Воспитание экологической культуры

$ Оборудование: сюжетные картинки, символы, символическое изображение последовательности работы над изделием, шаблоны- контуры, клей, клеёнка.

Ход урока:

I. Организационный момент:

Проверка рабочих мест. Психологический настрой на урок.

II. Активизация субъективного опыта детей.

Смотрит солнышко в окно,

Смотрит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнцу мы.

$ - Почему мы так рады видеть яркое, тёплое солнце?

- Какое сейчас на улице время года?

- На улице весна.

$ - Назовите приметы весны. Посмотрите на карточки, выберите, на которой изображена весна.

- По каким признакам вы определили, что это весна?

- Светит яркое солнце, прилетают птицы.

III. Сообщение темы и цели урока.

- Весной не только тает снег, прилетают птицы, весной просыпаются насекомые. Каких насекомых вы знаете?

- Жуки, комары, бабочки.

- Сегодня на урок$е мы будем говорить об одном из насекомых. О каком, отгадайте по описанию в загадке?

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

- Посмотрите на карточки с изображением насекомых. Найдите среди них бабочку, покажите.

IV. Изучение нового материала.

$ - Бабочка – это насекомое. Как и у всех насекомых, у бабочки есть крылья, усики, шесть лапок, а туловище разделено на три части.

- Сегодня на уроке, ведя разговор о бабочках, мы сделаем аппликацию этого насекомого. Определите, какие инструменты и материалы необходимы для её изготовления (планирование деятельности на основе анализа образца).

1. Туловище бабочки, как и у всех насекомых, состоит из трёх частей:

- голова (показ на образце)

$ - грудка (показ на образце)

- брюшко (показ на образце)

Начинаем делать аппликацию бабочки с головы.

- Какой ф$ормы голова? Найдите чёрный круг.

- Голова находится вверху (показ на образце). Покажите, где вы приклеите голову.

Под головой находится грудка (показ на образце) $

Найдите маленький чёрный овал. Куда прикрепите грудку? Покажите.

Последняя часть туловища, третья, брюшко. Оно находится в самом низу.

- Покажите, где на ваших заготовках брюшко? На это место приклейте большой овал чёрного цвета.

Мы с вами сделали туловище бабочки.

- Подведём итог, из каких частей состоит туловище бабочки?.

2. У всех бабочек, как и у других насекомых, есть усики. Они нужны им для того, чтобы ориентироваться в пространстве, чтобы определять право, лево, чтобы находить друг друга.

На аппликации бабочке надо сделать усики

- $Где находятся усики?

- Сколько усиков надо сделать? Приклеиваем два усика на голову.

- Итак, с помощью чего бабочки находят друг друга? Сколько усиков у баб$очки? На какой части туловища находятся усики?

3. Бабочка – это насекомое. У всех насекомых 6 лапок, значит у бабочки их тоже 6.

Давайте в этом убедимся. (Показ иллюстраций с изображением бабочек, у которых четко видны лапки) Давайте нарисуем бабочке лапки.

- Сколько лапок нужно нарисовать с левой стороны?

- Сколько лапок нужно нарисовать с правой стороны?$

- Считаем, сколько всего лапок нарисовали?

4. Чего еще не хватает у нашей бабочки? Туловище, усики и лапки сделали, что еще надо?

- Крылья – самая красивая часть бабочки. Для чего нужны крылья? Давайте и мы с вами п$олетаем, как бабочки.

V. Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка круж$ит и вьется.

VI. Изучение нового материала.

- У бабочек крылья разные по цвету. Они могут быть желтые, красные, белые и черные. Бабочкам цвет крыльев помогает спрятаться от врагов. Бабочка с зелеными крыльями сядет на зеленый листочек, ее никто и не заметит. Бабочка с черными крыльями, сидя на земле, остается незаметной для всех. Так бабочки прячутся от врагов – лягушек, птиц. Бабочки делают природу красивой, поэтому мы должны их беречь.

- Какого цвета крылья будут у ваших бабо$чек? Крылья разные не только по цвету, но и по размеру. Верхние крылья большие, а нижние – маленькие.

- Приклеим бабочкам крылья. Сначала клеим большие крылья. Сколько больших крыльев у бабочки?

- Прикрепляем их на грудку, они будут вверху.

- Теперь посмотрите, маленьких крыльев тоже$ два. Они крепятся на грудке, внизу, под большими.

- Покажите, куда вы приклеите вторую пару крыльев?

- Итак, какие крылья по размеру бывают у бабочки? Сколько крыльев у бабочки?

- Посмотрите, какие красивые бабочки получились. Поднимите их вверх, покажите, как они летают.

$- Где живут бабочки? Они живут на лугу, свободно порхают с одного цветка на другой, питаясь цветочным нектаром.

- Посмотрите, вот луг, перед нами. Давайте выпустим бабочек на луг.

Дети прикрепляют своих бабочек на большой лист картона, на котором изображён луг.

- О каком насекомом мы говорили на уроке?

- О бабочке?

- Почему мы сейчас говорим о бабочке?

- Пришла весна, бабочки вылетают.

- Весной становится тепло, зацветают растения, прос$ыпаются бабочки. Бабочки маленькие по размеру, у них 6 ног, тело поделено на 3 части. Бабочки летают. У них маленькое тело, большие яркие крылья. (Образец рассказа для детей читаемый учителем)

- Повторите. Что вы запомнили о бабочке.

VII. Итог урока.

- Какое насекомое мы изучали на уроке?

- Что вы узнали про бабочек?

- Какая часть урока вам понравилась больше всего?

$Используемые источники:

  1. Программа для классов для детей с глубокой умственной отсталостью/ Пермь, 2002г.

  2. В союзе с природой. Эколого – природоведческие игры – занятия и развлечения с детьми/ Ставрополь, «Сервис – школа», 1999г.

  3. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 3 – 4 лет. Методическое пособие/ Мо$сква, Сфера, 2005г.

  4. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Ярославль, «Академия развития», 1996г.

  5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях/ Москва, Просвещение, 1991г.

  6. Малышева А.А., Ермолаева А.В. Аппликация в детском саду/ Ярославль, «Академия развития», 2004г.

  7. $ Геронимус Т.М. 150 уроков труда. Методическое пособие/ Москва, Издательство «АСТ», 2003г.

Post Comment