Лекторий для родителей. Тема: «Воспитание правовой культуры у детей»

Лекторий для родителей.

$ Тема : «Воспитание правовой культуры у детей».

Введение.

Что такое право мораль?

Как они взаимосвязаны и чем отличаются друг от друга?

Право- это система общеобязательных норм поведения, регулируемая

законом$.

Мораль - нормы и правила поведения в обществе , регулируемые

общественным мнением.

И право и мораль осуждают негативные (плохие) поступки , но за нарушение моральных норм чаще всего нет наказания со стороны государства , а нарушение правовых норм влечёт за собой наказание и принуждение со стороны$ государственных органов защиты правопорядка. Правовая культура - отношение человека к праву , т.е. отношение к системе общеобязательных норм поведения.

Теоретическая часть.

$Основа правовой культуры .

Чтобы быть грамотным в сфере политико-правовых отношений надо обладать правовой культурой. Правовая культура - составная часть общечеловеческой культуры. В узком смысле слова правовая культура -отношение человека к праву. Основу правовой культуры составляют юридические знания , т.е. знание законов. Так же правовая культура включает правовые чувства , прежде всего , чувство справедливости и чувства уважения к праву. Благодаря правовым чувствам , право приобретает для нас заметную ценность. Мы начинаем переживать , когда беспорядок берёт верх над порядком , своеволие над законом. В конечном счете, у человека развивается $чувство законности.

Человек с развитыми правовыми чувствами по меньшей мере не станет правонарушителем , а это в наше время не так уж и плохо.

Одна сторона правовой культуры - пассивная законопослушность должна дополняться ещё и способностью отста$ивать законные права и других людей. И делать это надо цивилизованно. Человек , обладающий развитой правовой культурой, способен помочь людям , попавшим в беду , сделать нашу страну счастливой и процветающей.

$ Однако надо понимать , что правовая культура не дана человеку от рождения , она создаётся постепенно в процессе воспитания , образования , деятельности. Фундаментом правовой культуры являются элементы

нравственной культуры : совесть , честь , правдивость , доброта, чувство собственного достоинства.

Огромную роль в формировании нравственной культуры играет семья. Именно в семье закладываются основы нравственности . Нравственность (мораль) - это общепринятые правила , образцы поведения в обществе , регулируемые общественным мнением . И где , как не в семье ребёнок впервые знакомится с понятиями «хорошо» и «плохо». Именно родители $первыми знакомят своих детей с нормами и правилами поведения в семье , на улице , в гостях , в общественных местах и т.д. Личный пример родит$елей Влияет на формирование жизненного опыта детей, при помощи родителей моделируются ситуации поведения детей в различных местах . Обладая умением слушать , слышать и понимать ребёнка , любящие и эмоционально уравновешенные родители создают благоприятную среду для нравственного развития сына или дочери , для формирования у ребёнка доброго и заботливого отношения к людям.

Отсюда следует вывод: если у вас благополучная семья и ребёнок чувствует любовь близких, то вероятнее всего он вырастет добрым , отзывчивым , дисциплинированным.

И всё же многие родители недоумевают , когда их ребёнок становиться вдруг грубым и непослушным : «Почему это пр$оисходит именно с моим ребёнком?» - спрашивают они себя.

Настоящие причины серьёзных нарушений поведения обычно скрыты. А в число трудных детей обычно попадают дети особенно чувствительные и ранимые. Почему? Можно назвать несколько причин:

  1. $ Борьба за внимание - верный способ привлечь внимание вечно занятых родителей - дерзкие выходки. Лучше негативное внимание , чем никакого.

  2. Борьба за «победу» - стремление взять верх над родителями возникает , когда ребёнку кажется , что ущемлено его право на самостоятельность и независимость.

  3. $Желание отомстить - подростки часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть разные : родители ссорятся , более внимательны к другим детям.

  4. Сдвиг неблагополучия из одной сферы жизни подростка в другую. Например, у него не с$ложились отношения с одноклассниками , он не хочет ходить в школу, что приводит к вызывающему поведению дома.

Возникает вопрос: « Как же помочь ребёнку?»

Прежде всего распознать причину такого поведения через собственные эмоциональные реакции, постараться не реагировать на непослушание привычным образом , т.е. поступать так не ждёт от вас ребёнок, изменить стиль общения. Возможно установить какие - либо семейные правила , традиции, заключить устный договор о выполнении семейных обязанностей по дому. Именно в семье рождается понятие «надо», «необходимо».

Ребёнку будет легче в будущем принять правила и нормы , диктуемые обществ$ом , уважительно относиться к закону , обязанностям.

Практическая часть.

$Воспитание правовой культуры в семье.

Каждая организация , всё общество в целом не могут существовать , если действия их членов не регламентируются установленными правилами и нормами.

Дети рождаются в организации под названием «с$емья» , и по мере понимания правил и способов управления поведением , принятых в семье , в их жизнь приходит ощущение комфорта и безопасности. Правила вносят определённый порядок в обычных ход событий , и дети чувствуют себя намного увереннее , потому что последовательное выполнение установленных правил делает окружающий мир предсказуемым , а это так необходимо детям.( Режим дня )

Большинство детей живущих в упорядоченном и предсказуемом мире , делает всё наилучшим образом , потому что правила и ограничения , оговоренные ясными условиями предполагают образцы поведения ребёнка. Другими словами ребёнок живёт по законам семьи:

  1. Единство требований отца и матери, предъявляемых ребёнку.

  2. $ Закон значимости похвалы для ребёнка.

  3. Закон трудового участия каждого члена семьи.

  1. $ Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

В идеале каждый родитель , воспитывая своего ребёнка , хочет видеть в нём личность , образованного и успешного человека , законопослушного гражданина. А поэтому одной из основных задач воспитания является воспитание правовой культуры у детей, другими словами умение строить отношения в обществе согласно закону этого общества -семья , детский сад, школа , учебное заведение , трудовой коллектив.

Сп$особы воспитания правовой культуры у детей в семье.

$ 1 .Устанавливайте ясные и согласованные семейные правила - они необходимы детям , чтобы точно знать , чего от них хотят.

2. Устанавливайте договоренность .

Чтобы договор не стал «мёртвой буквой» , он должен включать только то , с чем принципиально согласны и родители и их ребёнок и предусматривать обязательное выпол$нение условий обеими сторонами.

3.Личный пример родителей - активная жизненная позиция (выбры), соблюдение трудовой дисциплины .

4. Установление границы собственности : чем может распоряжаться ребёнок по своему усмотрению (дарить , обменивать), а чем - нет (в том числе вещами общего пользования).

5.Определяйте круг обязанностей по дому.

$6.Учите предотвращать конфликты - выяснить причину, не сваливать всю вину на другого человека , умение прощать и просить прощения.

  1. Откажитесь от чрезмерной опеки ребёнка - вы лишаете его права самостоятельного принятия решения , не учите значению слова «последствия»

  2. Сдерживайте эмоции и будьте справедливы - не спешите помогать выпутаться из сложившийся ситуации , иногда ребёнку полезно принять всю ответственность на себя.

  3. $ Решайте все проблемы цивилизовано - агрессия порождает агрессию, ребёнок может навсегда запомнить , что сильный всегда прав.

  4. Воспитывайте культуру поведения.

$

$

$

$

$

$

"Все для фронта, все для Победы!" (Советский тыл в годы Великой Отечественной войны)

Кувина Тамара Васильевна, учитель истории и обществознания

Статья отнесена к разделу: $Преподавание истории

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

$

Цели урока:

охарактеризовать процесс перевода экономики на военный лад и раскрыть роль тыла как одного из факторов победы советского народа над фашизмом;

учащиеся отрабатывают навыки работы с различными историческими источниками, навыки систематизации учебного материала;

$ способствовать формированию гражданской позиции и патриотизма.

Основные понятия: оккупационный режим; эвакуация; тыл.

$ Основные знания: сущность оккупационного режима; морально-психологическое состояние советского общества в годы войны; перестройка экономики на военный лад;

Оборудование:

$ рабочая тетрадь (вып.2,параграф 32);

хрестоматия; таблицы;

карта "Тыл страны в годы войны";

учебники, выставка литературы по теме: "Новокузнецк в годы войны",

материалы экспозиции, подготовленной к уроку.

Подготовительный этап.

$ 1). Опережающие задания для учащихся - "экскурсоводов".

$

2). Написать мини-сочинение - исследования на тему "Моя семья в годы войны".

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

1. Приветствие.

$ 2. Подготовка к уроку.

$

3. Вступительное слово учителя о работе на уроке.

II. Изучение нового материала.

$ Постановка проблемы:

Каков вклад тружеников тыла в общее дело разгрома врага?

ПЛАН.

$ II.1. План "ОСТ" (фронтальная беседа).

II.2. Морально-психологическое состояние советского общества в первый период войны.

(самостоятельная работа с учебником: пар.31, с. 225 "Советское общество в первый период войны" и документом, стр. 226 "Из выступления по радио И.В.Сталина", 3 июля 1941г.)

а) Почему в своей речи по радио И.В.Сталин обращается к народу со словами: "Братья и сестры"?

$

б) Какой перелом во взаимоотношениях власти и общества отразило это обращение?

$ II.3. Эвакуация (работа с определением).

Эвакуация - вывоз населения, предприятий, материальных ценностей из местностей, находящихся под угрозой какого-либо бедствия.

$ Сообщение учащегося (краткое изложение).

Поразител$ьные успехи немецких войск и пугающие неудачи Красной Армии в первые недели войны сблизили всех советских людей, понимавших, что именно сейчас решается судьба Отечества: с победой Германии рухнет не просто советская власть или сталинский режим, будет уничтожена Россия. Общая беда сблизила людей, сделала их похожими на единую семью. Народные чувства и настроения проявились не только в массовом героизме советских солдат на фронте, но и в тылу. Лозунги "В тылу, как на фронте!", "Все для фронта, все для победы!" стали руководством к действию.

Десятки $тысяч женщин, подростков, людей пожилого возраста встали к станкам, освоили тракторы, комбайны, автомобили взамен ушедших на фронт мужей, отцов, сыновей.

Наиболее сложной и в моральном, и в материальном плане стала проблема массовой эвакуации на восток крупных промышленных предприятий и миллионов людей. Подобной практики еще не знала мировая история. Не была она предусмотрена и специальным мобилизационным планом, составленным на случай войны. Поэтому решение о ее начале вызвало у многих руководителей состояние, близкое к шоку. Казалось невероятной сама возможность перемещения промышленных гигантов за тысячи кил$ометров, да еще в тот период, когда в их продукции остро нуждался фронт. Многими людьми эвакуация воспринималась как запланированное бегство.$

Но недолгое смятение было преодолено четкой и продуманной работой, которая направлялась и координировалась специально созданным уже 24 июня 1941 года Советом по эвакуации.

Только с июля по ноябрь 1941 г. из прифронтовых районов на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию было эвак$уировано 1500 крупных промышленных предприятий и около 10 млн. человек.

Не менее сложной задачей было размещение и монтаж оборудования, и пуск эвакуированных заводов, обустройство рабочих и их семей. Эвакуированных нередко размещали у себя местные жители, делясь с ними не только кровом, но и последним куском хлеба. В иных местах вокруг вновь возведенных заводов возникали кварталы из н$аспех построенных времянок и даже землянок, именуемых "жилыми помещениями упрощенного типа".

Самоотверженный труд людей скоро дал свои результаты. Уже в 1942 г., несмотря $на потери важных экономических районов, выпуск военной продукции, по сравнению с 1940 г., значительно возрос и превзошел по своему объему гражданский уровень. В последующие годы войны выпуск вооружения, боевой техники и военного имущества постоянно увеличивался.

II. 4. Тыл в годы войны (на примере г. (Новокузнецка) Сталинска).

Заочная экскурсия по городу проводится учащимися по материалам экспозиции, подготовленной к уроку с использованием материалов школьного музея, фот$ографий памятных мест г. Новокузнецка.

Примерное содержание экскурсии.

Начало войны.

$ 22 июня 1941 г. в 16 часов по местному времени жителям г. Сталинска по радио объявили о начале Великой Отечественной войны. На площади Побед, у Дворца металлургов, в цехах КМК состоялись многолюдные митинги.

В 22 часа в адрес секретаря горкома ВКП(б) В.А.Москвина поступила телеграмма о мобилизации, и с этого момен$та городской комитет партии приступил к работе по мобилизационному плану. Аналогичные постановления пришли в райкомы партии, в горком и райкомы комсомола. Главной задачей партии и комсомола г. Сталинска стала помощь в обороне страны.

$ Только за первый месяц войны в городской комитет партии, комитет комсомола, в горвоенкомат поступило свыше 10 тысяч заявлений от добровольцев с просьбой отправить их на фронт. Только при формировании Сибирской добровольческой дивизии от трудящихся нашего города с просьбой о добровольном зачислении было подано свыше 5 тыс. заявлений.

$В годы войны в армию было призвано 64 тыс. новокузнечан, добровольно ушли на фронт две тысячи коммунистов, шесть тысяч комсомольцев.

(Используется фотография: мемориальная доска на здании школы № 8, где в 1942 году формировались части и подразделения 237-й стрелковой дивизии).

Мобилизация людей и трудовых ресурсов.

Вместе с мобилизацией в городе$ началась перестройка жизни на военный лад. Тыловая работа имела огромное значение. Здесь формировались и обучались боевые резервы$ Красной Армии, велась титаническая работа по бесперебойному снабжению фронта вооружением и продовольствием.

Коллектив Кузнецкого металлургического комбината с первых же дней войны развернул огромную работу по перестройке агрегатов на выпуск металла для нужд фронта. За 4 месяца было освоено производство броневой стали в большегрузных мартеновских печах, разработана технология проката броневого металла. К концу 1941г. комбинат давал уже более одной трети металла производившегося в стране.

В 1941-1945гг. на КМК сварены 1973 скоростные плавки, освоено 70 новых марок стали.

$

Из кузнецкого металла было изготовлено 40 тысяч тяжелых танков, 45 тысяч самолетов, 100 миллионов снарядов - почти половина всей продукции страны.

$ За трудовой подвиг во время войны КМК был награжден орденом Ленина (1943г.), орденом Трудового Красного Знамени (1945г.), орденом Кутузова I степени (1945г.).

$

(Используются фотографии: КМК, мемориал, заводоуправление; репродукция КМК: идет броневая сталь.)

При разработке и освоении технологии плавки броневой стали отличился Александр Чалков. Самозабвенно работал мастер скоростного сталеварения всю войну. Он выплавил 14 тысяч тонн стали сверх плана! Из нее сделали десятки танков, тысячи орудий, минометов и автоматов. В марте 1943 года А.Чалкову$ была присуждена Государственная премия. Лауреат передал ее на вооружение армии. На эти деньги были сделаны автоматы с надписью "Сибиряку от сталевара Чалкова", которые были вручены лучшим бойцам Сибирской добровольческой дивизии. Командование зачислило Чалкова в списки дивизии, присвоило ему зв$ание "Гвардеец". Работая в тылу, Александр Чалков был награжден боевым орденом Красной Звезды.

Размещение эвакуированных предприятий.

Город принял и в короткий срок помог ввести в строй ряд эвакуированных предприятий. В августе-сентябре 1941г. количество эвакуированных предприятий было ровно 10, а к концу года выросло до 55. В числе наиболее крупных заводов, вывезенных из западных районов, были 4 военных (номерных) завода из Киева и Москвы, завод металлоконструкций из Днепропетровска, завод "Днепр$оспецсталь" из Запорожья, цементные заводы из Днепродзержинска и Орджоникидзе, Славянский механический и Дебальцевский машиностроительный заводы, 4 коксохимических завода из Украины, завод "Красный тигель" из Луги и другие.

Под крышами цехов КМК и на заводской площадке были размещены большенство эвакуированных предприятий, образовав новые агрегаты и цеха, усилив производственные мощности комбината. Завод "Днепроспецсталь" стал эл$ектросталеплавильным и сортопрокатным цехами КМК, оборудование вывезенных с Украины коксохимических предприятий было использовано при строительстве 5-ой коксовой батареи, машиностроительный и механические заводы разместились в механических цехах КМК.$

Размещение эвакуированных заводов увеличило нагрузку на строительные тресты и специализированные монтажные организации.

Строительство новых предприятий.

В 1941г. на промышленное строите$льство города ассигновалось 288млн. рублей - огромная сумма по тем временам. Нагрузка на основной трест промышленного строительства Сталинскпромстрой (Кузнецкпромстрой) в течение одного 1941 года увеличилась более чем в 10 раз.

За успешное выполнение заданий ГКО по строительству и вводу в действие новых мощностей трест "Сталинскпромстрой" в 1943 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

* Наиболее бурный ро$ст промышленного строительства падает на 1942 г. Из 500 млн. руб. капиталовложений в 1940-1944гг. - 235 млн. рублей было ос$воено в этот год.

* 7июля 1942 г. считается днем рождения Кузнецкого ферросплавного завода: была выдана первая плавка. 31 декабря 1943 года закончилось строительство последней пятой печи. В жестких условиях военного времени был построен крупный завод качественной металлургии.

Репродукция:1942 г. Панорама строительства КЗФ.

$ * С началом войны в стране резко увеличился спрос на алюминий. На сооружении первого в Сибири алюминиевого завода строители и монтажники работали круглосуточно. $Их девизом было: "Быстрее дать Родине крылатый металл!", и в ночь на 7 января 1943 года ослепительная струйка расплавленного алюминия потекла в ковш.

Репродукция:1941г. Женская бригада на строительстве алюминиевого завода.

(Используются фотографии: фотография заводоуправления НКАЗа и боевого самолета - истребителя как $символа самоотверженного труда алюминщиков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов).

За первые три года войны в городе введено в эксплуатацию более ста промышленных объектов, в том числе заводы алюминиевый, ферросплавный, металлоконструкций, Кузнецкая ТЭЦ, шахта "Абашевская" и др.

К осени 1942 года число эвакуированного населения в городе состав$ило 195 тыс. человек, и остро встала проблема жилья. С 1943 г. возрастает строительство жилья - общежитий временного типа.

Госпитали.

С первых дней войны в Сталинск стали при$ходить поезда с тяжело раненными солдатами. За четыре года войны были приняты десятки военно-санитарных поездов. Сотни солдат после лечения возвращались в строй.

$

Используются фотографии: (мемориальные доски на зданиях школы №12, фабрики "Березка" и ресторана "Москва", где в годы войны размещались эвакогоспитали.)

В г. Сталинске (Новокузнецке) в годы войны дислоцировались 11 госпиталей

(Архив Военно-медицинского музея Министерства Обороны СССР).

$ Новокузнечане в боях за Родину.

$ Парень из Байдаевки.

Николай Лукич Клименко родился 10 декабря 1925 года в Алтайском крае.

В 1939 году семья Клименко переезжает из г. Бийска в г. Сталинск. Окончив семь классов, он пошел работать учеником токаря в ремонтно-механический цех шахты "Байдаевская". Вот что вспоминает о нем бывший комсорг цеха на шахте "Байдаевская" М.Н. Крикунова: "Коля был активным участником движения комсомольско-молодежных бригад за выполнение и перевыполнение плана добычи угля". Зимой 1942 года в боях с немецко-фашистскими захватчиками пал смертью храбрых брат Николая - Никита, кото$рый, как и Николай, учился в средней школе №27 пос. Байдаевка.

В феврале 1943 года семнадцатилетний Николай Клименко добровольцем ушел в армию и его направили в Виленское пехотное училище, эвакуированное в Новокузнецк. В мае 1944 года в звании младшего лейтенанта Николай Клименко прибыл в 920-й стрелковый полк 247-й стрелковой дивизии накануне грандиозного наступления советских войс$к в Белоруссии, начавшегося 23 июня и закончевшегося 29 августа 1944 года разгромом немецко-фашистских войск. В ту пору Николай Лукич Клименко получил назначение на должность командира стрелкового взвода. Командование дивизии поставило перед бойцами ответственну$ю задачу - форсировать реку Вислу, захватить плацдарм и удержать его до прихода основных сил. 28 июля 1944 года под сильным артиллерийско-минометным обстрелом противника одним из первых переправился взвод Николая Клименко и сразу вступил в рукопашный бой. Гитлеровцы пытались сбросить смельчаков в реку, и во что бы то ни стало ликвидировать плацдарм. Не считаясь с огромными потерями, противник за один день предпринял более десятка контратак.

$

Но советские воины не только выстояли, но и вместе с другими передовыми подразделениями расширили плацдарм, углубили его до двадцати пяти километров и закрепились в польском населенном пункте Бжесце.

$

В ночь на 2 августа враг бросил против советских воинов танки и авиацию. Главный удар наносился по левому флангу, против взвода Н.Л.Клименко. Завязался неравный бой: против 42 бойцов, не имевших артиллерийского прикрытия, - пехотный батальон и танки гитлеровцев. Когда немцы решили, что сопротивление наших бойцов сломлено, Николай Клименко со своим ординарцем встретил врага губительным свинцом. Фашисты решили взять его живым. Последней гранатой Н.Л.Клименко взорвал себя и окруживших его фрицев.

О подвиге офицера-сибиряка сообщили его матери Пелагее Фоминичне командир батальона Баев и его заместитель по политчасти Катькалов. Похоронили Николая Клименко в Польше, на ле$вом берегу реки Вислы, северо-западнее деревни Анджуев Люблинского воеводства.24 марта 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Николай Клименко был посмертно награжден орденом Ленина. По многочисленным просьбам грудящихся города Новокузнецка одной из улиц Заводского района присвоено имя Николая Клименко. Улица имени Николая Клименко - один из самых живописных уголков Заводского района. Здесь расположены детские сады, поликлиника, магазины, школа, Сад металлургов и везде -$ цветы, зелень. На доме №29 по улице Николая Клименко установлена мемориальная доска.

Используются фотографии: (мемориальная доска на здании стоматологической поликлиники на улице Клименко в Заводско$м районе г.Новокузнецка, зданий по улице Клименко).

Подвиг трех героев.

$

(Используется экспозиция школьного музея).

Бессмертный подвиг у стен древнего Новгорода совершили коммунисты-патриоты из Новокузнецка - Иван Савич Герасименко, Леонид Арсентьевич Черемнов и Александр Семенович Красилов$.

Леонид Черемнов и Александр Красилов родились и выросли в одном селе. В 30-х годах приехали на строительство КМК, затем оба работали в артели "Красный транспортник". В грозные дни 1941 года вместе ушли в армию и попали в одну часть. Вместе с ними служил еще один новокузнечанин - Иван Герасименко.

Ночью 29 ноября 1942 года группа бойцов, в числе которых были наш$и земляки, скрыто подползла к переднему краю обороны противника, бесшумно сняла немецких часовых, охранявших вражеский узел обороны, и начала забрасывать их гранатами. Немцы открыли огонь из соседних дзотов. Под ливнем вражеских пуль бойцы забросали гранатами и их. Гранаты закончились, а из ближайших дзотов застрочили еще три пулемета. Создалась угроза гибели взвода. Три бойца в едином порыве бросились на вражеские дзоты, закрывая с$воими телами амбразуры, и заставили пулеметы замолчать.

Родина достойно оценила подвиг своих воинов, присвоив им посмертно высокие звания Героев Советского Союза. Их именами названы улицы в нашем городе, а в Новгороде героям установлен памя$тник.

Моя семья в годы войны.

Если позволяет время зачитываются мини-сочинения на тему "Моя семья в годы войны"(1-2)

$ III. Этап первичного закрепления знаний.

работа с рабочими тетрадями, вып. 2, с.58, раб. лист 8.

решение проблемного задания.

Уча$щиеся делают вывод, что победа в Великой Отечественной войне ковалась в тылу, а город Новокузнецк сыграл решающую роль в решении многих проблем военного времени.

IV. Домашнее задание. Пар. 33, заполнить таблицу " Культура в годы войны ".

$ ТАБЛИЦА "Культура в годы войны"Ф.И.О. ученого, деятеля культуры Над какой проблемой работал, что создал?

С.А.Чаплыгин, М.В.Келдыш, С.А.Христианович Теоретические разработки в области аэродинамики позволили разработать и нача$ть выпуск новых образцов боевых самолетов.

А.Ф.Иоффе и др. Создал первые советские радиолокаторы.

О.Берггольц "Ленинградская поэма".

В.Инбер "Пулковский мередиан".

$ К.М.Симонов "Дни и ночи".

В.С.Гроссман "Направление главного удара".

А.Бек "Волоколамское шоссе".

Л.Луков к/ф "Два бойца".

И.Пырьев к/ф"Секретарь райкома".

$ Д.Шостакович Седьмая (Ленинградская) симфония.

А.В.Александров, С.В.Михалков, Г.Эль-Регистан Создали новый Гимн СССР.

К.Шульженко, Л.Русланова, Р.Бейбутов, М.Бернес Известные исполнители лирических песен.

$

V. Подведение итогов урока.

Учитель благодарит всех за работу по подготовке и проведению урока и объявляет оценки.

ЛИТЕРАТУРА.

$Берлин А.Б. Новокузнецк в солдатской шинели. Новокузнецк, 1995.

Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

$ Внеклассные мероприятия по истории России. 10-11 классы./ Сост. И.И. Варакина, С.В. Парецкова - Волгоград: Учитель - АСТ, 2005.

История: Внеклассные мероприятия. 5-11 классы. (Заочные путешествие и экскурсия, турниры любознательных и смекалистых, урок мужества, исторический вечер в "лицах", праздник русской культуры, "Круглый стол") / Авт.- сост. И.В. Кузьмина.- Волгоград: Учитель, 2005.

Корнева Т.А. Нетрадиционные уроки по истории России ХХ века в 9, 11 классах. - Волгоград: Учитель, 2002.

$ Нестандартные уроки в школе. История. 8-11 классы. / Авт.- сост.Н.С. Кочетов. - Волгоград: Учитель, 2004.

Патриотическое воспитание школьников. 5-11 классы: устные журналы, тематические вечера, литературные композиции / авт$.-сост. Н.А. Белибихина, Л.А. Калитвенцева, Г.П. Попова. - Волгоград: Учитель, 2007.

Предметные недели в школе. История. Обществоведческие дисциплины. / Сост.Н.С. Кочетов. - Волгоград: Учитель, 2003.

Поклонимся Великим тем годам. - Сборник воспоминаний. - Новокузнецк, 2006.

$ Сурмина И.О. Открытые уроки истории России: 9-11 классы / Сурмина И.О, Н.И.Шильнова. - Ростов н/Д: Феникс; 200

Советский тыл в годы войны

(МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ)

Чернова Марина Николаевна, учитель истории лицея № 1560, Москва.

Задачи урока: расширить и углубить знания учащихся о роли тыла в ходе войны, о чрезвычайных условиях жизни, труда и быта в тылу; подчеркнуть массовый героизм и самоотверженность нашего народа (в том числе наших родных) во имя спасения родины и его вклад в победу; сформировать представление о взаимоотношениях обще$ства и власти, о некоторых изменениях$ тоталитарной системы под воздействием военного времени.

В воспитательных целях особенно следует подчеркнуть, что тяжелейший труд в тылу — это труд наших родных, тех кто окружает сегодня нас, и тех, к кому мы должны быть внимательны и уважительны.

В лекционное изложение нового материала учитель может включить документы, что не исключает использования вопросов, цель ко$торых — помочь школьникам в анализе текста документов, в понимании заключенной в них информации.

ПЛАН УРОКА

1. Перевод народного хозяйства на военный лад. Усиление централизации и регламентации жизни общества.

2. Героизм и самоотверженность народа; условия жизни, труда и быта в тылу.

3. ГУЛАГ в годы войны.

4. Общество и власть.

5. Депортация народов.

Война создала смертельную угрозу всему нашему народу и каждому человеку в отдельности. Она вызвала огромный морально-политический подъем, энтузиазм и личную заинтересованность бол$ьшинства людей в победе над врагом и быстрейшем окончании войны. Это стало основой массового героизма на фронте и трудового подвига в тылу.

В целях мобилизации всех ресурсов государства в первые дни войны началась коренная перестройка жизни страны на военный лад. Программой деятельности тружеников тыла стал лозунг «Все для фронта, все для победы!»

$ Экономическая ситуация в значительной степени осложнялась тем, что противником в начале войны было захвачено более 1,$5 млн. кв. км территории, где проживало 74,5 млн. человек и выпускалось до 50% промышленной и сельскохозяйственной продукции. Продолжать войну пришлось, имея в тылу промышленный потенциал чуть ли не начала 1930-х гг.

24 июня 1941 г. был создан Совет по эвакуации под председательством Н.М.Шверника. Массовые эвакуационные перевозки в довоенном мобилизационном плане не были предусмотрены, поэтому перед руководителями различного уровня стояли сложнейшие вопросы, требовавшие оперативных действий. В крайне тяжелых условиях эвакуировались предприятия Запорожья, Днепропетровска, Краматорска, Харькова, Ленинграда. В течение июля — ноября 1941 г. в восточные районы было перебазировано 1523 промышленных предприятия, в том числе 1360 крупных военных. Они разместились в Поволжье, на Урале, в Западной и в Восточной Сибири, в Казахстане и Средней Азии. В рекордные сроки эти $предприятия вводились в строй. Так, на Магнитогорском комбинате за несколько месяцев была сооружена крупнейшая в Европе доменная печь №5 мощностью 1400 т чугуна в сутки (в мирное время на строительство домны требовалось 2,5 года).

С этой позиции война явилась апогеем в реализации возможностей советской тоталитарной системы. Несмотря на огромные трудности, режим смог использовать такие преимущества, ка$к сверхцентрализация управления, огромные природные и людские ресурсы, отсутствие личной свободы, а также вызванное патриотическими чувствами напряжение всех сил народа.

Война изменила прежний трудовой режим. Увеличивался рабочий день, вводились обязательные сверхурочные работы, отменялись отпуска. Положение тружеников было крайне тяжелым.

$ Учитель предлагает ребятам обратиться к документу и ответить на вопросы.

Указ Президиума Верховного Совета СССР

«О режиме рабочего вр$емени рабочих и служащих в военное время»

В целях обеспечения выполнения производственных заданий, связанных с нуждами военного времени, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Предоставить директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли право устанавливать с разрешения Совнаркома СССР как для всех рабочих и служащих предприятия, так и для отдельных цехов, участков и групп рабочих и служащих обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1-го до 3-х часов в день.

2. Лица, не достигшие 16 лет, могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не$ более 2-х часов в день.

3. Не могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам беременные женщины, начиная с шестого месяца беременности, а также женщины, кормящие грудью — в течение шести месяцев кормления.

4. Опл$ату обязательных сверхурочных работ рабочим и служащим производить в полуторном размере.

5. Отменить очередные и дополнительные отпуска, заменив их денежной компенсацией за неиспользованный отпуск во всех государственных, $кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях. Отпуска предоставлять лишь в случае болезни. Отпуска по беременности и родам предоставлять в соответствии со ст. 14 постановления Совнаркома СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 года.

Председатель Президиума Верховного

Совета СССР М.Калинин

Секретарь Президиума Верховного

Совета СССР А.Горкин

$ Москва, Кремль. 26 июня 1941 года.

ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ

1. Как изменились условия труда по сравнению с предвоенным временем? Считаете ли Вы подобные меры необходимыми?

2. Чем, на Ваш взгляд, объяснить специальную статью указа о молодежи, не достигшей 16 лет к июню 1941 г.?

3. Выясните, кто из Ваших родных находился в подростковом возрасте в годы войны. $Какова роль подростков в работе тыла?

Ушедших на фронт мужчин на предприятиях, в колхозах заменяли женщины, пенсионеры и подростки. 40% численности рабочих в промышленности составляли женщины. 360$ тыс. учащихся VIII—X классов пришли на производство во второй половине 1941 г. В 1944 г. среди рабочего класса насчитывалось 2,5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тыс. подростков.

В годы войны участников трудового фронта оценивали зачастую наравне с фронтовиками. Характер и режим труда людей в тылу мало чем отличался от многих видов работ во фронтовой полосе. Нагрузка была чудовищная. Кроме основной работы, подавляющее большинство трудилось по мобилизации на непосильных сверхурочных работах. Они заготавливали топливо и продовольствие для фронта и тыла, вручную разгружали многотонные составы с каменным углем, вагоны с ранеными, возводили оборонительные сооружения, дежурили в госпиталях, в качестве доноров сдавали кровь. На тяжелых работах многие подростки были покалечены$.

Учитель обратит внимание школьников на то, что среди этих людей были и их родные (прабабушки, бабушки, дедушки), так как все семьи затронула война. Именно их самоотверженный труд обеспечивал армию всем необходимым для победы.

Учитель предлагает выяснить к следующему уроку: как живут эти люди сегодня? Чем мы можем им помочь? Как поддержать тех, кто рядом с нами? Какую заботу о них проявить?

$ За особые отличия в тылу 198 человек были удостоены звания Героя Социалистического Труда, 16 млн. — награждены медаль$ю «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.». Однако, говоря о трудовых свершениях и проявленном в тылу массовом героизме, не следует забывать, что война подорвала здоровье народа. Плохо устроенный быт, недоедание, отсутствие медицинского обслуживания стали нормой жизни миллионов людей.

На уроке мы отмечаем, что значительный вклад в дело победы (добыча полезных ископаемых, производство снарядов, пошив обмундирования) внесли заключенные ГУЛАГа (к началу войны количество заключенных достигло чудовищных размеров — 2 млн. 300 тыс. человек; в 1943 г. — 983974 человека).

В справке о числе спецпоселенцев и заключенных, используемых в народном хозяйстве в годы войны, приводятся следующие цифры: лесоповал — 400 тыс. человек, шахты — 1 млн., сельское хоз$яйство — 200 тыс., поставка предприятиям по договорам — 1 млн., обслуживание лагерей — 600 тыс., изготовление лагерного инвентаря — 600 тыс., строительные работы — 3,5 млн. человек.

$ Учитель ставит вопрос: как Вы можете объяснить сохранение огромного числа узников ГУЛАГа даже в годы войны, когда не хватало людей на фронте? Какую роль играла система ГУЛАГа в создании и укреплении тоталитарной системы, в судьбах отдельных людей, целых народов?

Тыл направлял на фронт оружие, боеприпасы, военную технику, продовольствие и обмундирование. Достижения промышленности сделали возможным уже к ноябрю 1942 г. изменить соотношение сил в пользу советских войск. Количественное увеличение производства боевой тех$ники и вооружения сопровождалось быстрым улучшением их качественных характеристик, созданием новых типов машин, артиллерийских систем, стрелкового оружия.

$ Так, средний танк Т-34 оставался лучшим танком Второй мировой войны; в конце 1943 г. началось производство нового тяжелого танка ИС, который превосходил однотипный фашистский танк Т-У («Пантера»). В том же 1943 г. началось серийное производство самоходно-артиллерийских установок (САУ).

1943 г. стал годом коренного перелома в деятельности советского тыла.

В ходе войны улучшались тактико-технические данные самолетов. Появились более совершенные истребители Ла-5, Як-9, Як-7; было освоено серийное производство штурмовика Ил-2, прозван$ного истребителем танков, аналога которому германской промышленности так и не удалось сделать. В целом, располагая меньшим, чем Германия, военным потенциалом, СССР произвел за годы войны гораздо больше (по некоторым оценкам, почти в 2 раза) современной боевой техники. Большой вклад в победу внесли деятели науки. А.П.Александровым был получен эффективный метод защиты кораблей от магнитных мин; Е.О.Патон разработал метод автоматической сварки брони; М.Т.Калашников изобрел новую конструкцию автомата, а затем ручного пулемета.

Укреплению народного духа способствовала активная деятельность творческой интеллигенции: писателей, музыкантов, актеров, режиссеров, художников.

$ Сталинская система под воздействием патриотического подъема и экстремальной ситуации не могла не претерпевать некоторых изменений. В августе 1942 г., осознав свой явно недостаточный профессионализм в военных делах, Сталин сделал заместителем Верховного Главнокомандующего Г.$К.Жукова. При назначении на высшие командные посты Сталин ставит на первый план теперь уже не личную преданность и политическую благонадежность, а военное мастерство. В крайне экстремальных условиях система была вынуждена дать возможность народной энергии развернуться в полную мощь, при этом, конечно, используя ее в своих целях. Усилилось влияние русской Православной церкви, были открыты сотни православных храмов. Сталин был вынужден согласиться на избрание патриарха, которым в 1943 г. решением Поместного собора стал Сергий. В ходе войны в сознании народа начинают происходить колоссальные изменения. Очевидно, что без пробуждения личной ответственности, осознания каждым собственной необходимости и значимости мы бы не выиграли войну. Именно с этими изменениями Сталин начнет борьбу сразу же после победы.

$ Однако некоторое$ смягчение тоталитарного режима в годы войны не меняло его сущности. В течение военных лет Сталин предпринимал акции по разобщению и наказанию целых народов. В 1941 г. жертвой геноцида стали калмыки, которые были загнаны в товарные вагоны и переселены в восточные районы страны. В том же году были выселены карачаевцы, в 1944 г. — чеченцы, ингуши, крымские татары. При выселении использовались войска НКВД, огромное количество транспорта, столь необходимого на фронте и в тылу. Депо$ртированных разместили в Средней Азии, Казахстане, Сибири. Никого не смущало, что среди депортированных находились отцы, матери, жены и дети тех, кто сражался на фронте, и даже Герои Советского Союза.

Изучение вопроса о депортации народов учитель может организовать на основе работы с документами (Тыл. Оккупация. Сопротивление: Пакет-комплект документов «История». М., 1993. С. 43-46, 97).

Указ Президиума Верховного Совета СССР

«О переселении немцев, проживающих в рай$онах Поволжья»

от 28 августа 1941 г.

По достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, полученному из Германии, должны произвести взрывы в районах, населенных немцами Поволжья.

О наличии такого большого количества диверсантов и шпионов среди немцев, прожи$вающих в районах Поволжья, советским властям никто не сообщал, следовательно, немецкое население районов Поволжья скрывает в своей среде врагов советского народа и Советской власти.

В случае, если произойдут ди$версионные акты, затеянные по указке из Германии немецкими диверсантами и шпионами в республике немцев Поволжья или в прилегающих районах, и случится кровопролитие, Советское правительство по законам военного времени будет вынуждено принять карательные меры против всего немецкого населения Поволжья. Во избежание таких нежелательных явлений и для предупреждения серьезных кровопролитий Президиум Верховного Совета СССР признал необходимым переселить все немецкое население, проживающее в районах Поволжья, в другие районы с тем, чтобы переселяемые были наделены землей и чтобы им была оказана государственная помощь по устройству в новых районах.

Для рас$селения выделены изобилующие пахотной землей районы Новосибирской и Омской областей и Алтайского края, Казахстана и другие соседние местности. В связи с этим Государственному Комитету Обороны предписано срочно произвести переселение всех немцев Поволжья и наделить переселенцев немцев Поволжья землей и угодьями в новых районах.

Телеграмма

Государственный комитет обороны

И.С$талину

Учитывая предательские действия крымских татар против советского народа и исходя из нежелательности дальнейшего проживания крымских татар на пограничной окраине Советского Союза, НКВД СССР вносит на Ваше рассмотрение проект решения Государственного Комитета Обороны о выселении всех татар с территории Крыма.

Считаем целесообразным расселить крымских татар в качестве спецпоселенцев в районах Узбекской ССР для использования на работе как в сельском хозяйстве — колхозах и совхозах, так и в промышленности и транспорте. Вопрос о расселении татар в Узбекской ССР согласован с секретарем ВКП(б) Узбекистана тов. Юсуповым.

$ По предварительным данным, в настоящее время в Кр$ыму насчитывается 140-160 тыс. населения. Операция по выселению будет начата 20-21 мая и закончена 1 июля. Представляя при этом проект постановления, прошу Вашего решения.

10 мая 1944г.

Народный комиссар внутренних дел СССР

Л.Берия

Телеграмма Л.Берии Сталину

Для усиления проведения операции по выселению чеченцев и ингушей после Ваших указаний в дополнение к чекистско-войсковым мероприятиям пр$оведено следующее:

1. Было доложено председателю СНК Чечено-Ингушской АССР Молаеву о решении правительства о выселении чеченцев и ингушей и о мотивах, которые легли в основу этого решения.

Молаев после моего сообщения прослезился, но взял себя в руки и обещал выполнить все задания, которые будут ему даны в связи с выселением. Затем в Грозном вместе с ним были намечены и созваны 9 руководящих работников из чеченцев и ингушей, которым и было объявлено о ходе выселения чеченцев и ингушей и причинах выселения.

$ 40 республиканских партийных и советских работников из чеченцев и ингушей нами прикреплены к 24 районам с задачей подобрать из местного актива по каждому населенному пункту 2-3 человека для агитации.

Была проведена беседа с наиболее влиятельными в Чечено-Ингушетии духовными лицами Б.Арсановым, А.-Г.Яндаровым и А.Гайсумовым, они призывались оказать помощь через мулл и других местных авторитетов.

$ Выселение начинается с рассвета 23 февраля с.г., предполагалось оцепить районы, чтобы воспре$пятствовать выходу населения за территорию населенных пунктов. Население будет приглашено на сход, часть схода будет отпущена для сбора вещей, а остальная часть будет разоружена и доставлена к местам погрузки. Считаю, что операция по выселению чеченцев и ингушей будет проведена успешно.

22 февраля 1944 г. Л. Берия

Рассказ Салама$та Гаева

«Чтобы обучиться этикету — иди в Нашха», — говорили наши отцы. Корни происхождения чеченцев и ингушей выходят из Нашха. В общество Нашха входили такие аулы: Хийла, Чармаха, Моцкара, Тийста, Хайбах...

Вайнахов выселили с родины 23-24 февраля 1944 года, а из этих аулов через 2-3 дня собрали больных тифом, стариков, детей, путников на дорогах, отставших от своих семей, а также тех, кто выпасал домашний скот в кошарах, и всех пригнали в последний аул Хайбах. Обложив сеном конюшню, туда загнали всех, кто попался им в руки. Там всех сожгли. Многие из них были из этого аула:

Гаев Тута — 110 лет.

Гаева Сари$й, его жена — 100 лет.

Гаев Хату — 108 лет.

Гаева Морем, его жена — 90 лет.

Гаев Алаудди Хатуевич — 45 лет.

Гаев Хасабек Хатуевич — 50 лет.

$ Жена Алаудди — Хеса — 30 лет.

Родившиеся в ту ночь от этой женщины близнецы — Хасан и Хусейн.

$ Семья жителя этого аула Газоева Гезамахмы: жена — Зано — 55 лет.

ПОЯСНЕНИЯ К ДОКУМЕНТАМ

Специальные задания правительства — операции по насильственному выселению народов по сфабрикованным необоснованным обвинениям в места спецпоселений.

Спецпоселения — места расселения граждан, представителей народов, н$езаконно обвиняемых в предательстве или необоснованно подозреваемых в возможном пособничестве немецко-фашистским захватчикам. Например, жители Кабардино-Балкарии и Чечено-Ингушетии были на спецпоселение высланы в Среднюю Азию, а граждане Литвы, Латвии и Эстонии — преимущественно в Сибирь и за Урал. Жители спецпоселений находились под надзором НКВД и НКГБ, не имели права покинуть места поселения, были лишены гражданских прав, очень редко принимались на работу по специальности, не допускалось обучение молодежи в институтах.

Особый отдел — один из органов советско$й военной контрразведки по борьбе с подрывной деятельностью противника, вражеских агентов в районе боевых действий, в местах нахождения военных объектов.

СПРАВКА ОТДЕЛА СПЕЦПОСЕЛЕНИЙ

НКВД СССР о количестве спецпоселенцев на октябрь 1946 г.

Всего находилось на спецпоселении 2463940 чел., из них м$ужчин - 655674, женщин - 829084, детей до 16 лет - 979182.

Наибольшее количество спецпоселенцев расселено: Казахская ССР- 890698 чел., Узбекская ССР - 1 79992 чел., Кемеровская обл. - 129423 чел., Киргизская ССР - 120858, Молотовская обл. - 115436 чел., Свердлов$ская обл. - 113746, Красноярский край - 112316 чел., Алтайский край - 35381 чел., Новосибирская обл. - 92968 чел., Томская - 83276, Тюменская - 56611, Челябинская - 51865, Омская обл. - 44767.

В числе спецпоселенцев находились: чеченцы и ингуши - 400478 чел. (мужчин - 97441, женщин - 110818, детей до 16 лет - 191919), карачаевцы - 60139 чел. (10595, 16860, 32557); балкарцы - 32817 чел. (6147, 10284, 16386); калмыки - 81672 (19506, 24169, 32957); крымские татары, болгары, греки - 193959 чел. (43135; 68343, 82481); немцы - 774178 (122336, 296014, 355828), мобилизованные немцы — 121459 чел. (71207, 50252), бывшие$ кулаки — 377121 (165519, 203893, 208309); турки, курды, хемшины — 84402 чел. (16353, 23277, 44772); оуновцы - 29351 чел. (5526, 14069, 9756); фольксдойче - 2681 чел. (442, 1551, 688), немецкие пособники - 3185 (335, 1557, 1093), истинно православные христиане - 1212 (102, 659, 451); переселенцы из Литовской ССР - 5426 (1170,2311,1945); власовцы - 95386 чел. (95359, 27).

ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТАМ

1 Как в документах объясняются причины выселения чеченцев, ингушей, крымских татар? Считаете ли Вы эти объяснения убедительным$и?

2. Возможно ли, на Ваш взгляд, говорить о предательстве целого народа?

3. Какими силами и как проводилось выселение народов? Какова была в этом роль армии, НКВД, правительства?

4. Как можно объяснить методы, применяемые при выселении народов? Почему с ними соглашалось большое число людей, участвовавших в выселении?

5. Как документы характеризуют национальную политику сталинского руководства в военные и послевоенные годы?

$ В качестве домашнего задания ребятам предлагается соответствующий материал учебника; задание на выяснение степени социальной защищенности участников трудового фронта. В целях углубления изучения темы возможно (по усмотрению учителя) предложить одному или нескольким ученикам подготовить сообщение о жизни и су$дьбе деятелей (деятеля) культуры в годы войны.

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ СТАТЕЙУрок истории в 9 классе

$ «Все для фронта, все для победы!

Подготовительная работа:

Класс делится на группы. Каждая группа получает карточку - задание исторические источники, и дополнительную литературу. Старший группы назначается учителем. Обязательное условие: при подготовке к семинару использовать краеведческий материал и презентации. В сильном классе и при наличии интернета учащимся можно дать список интернет - ресурсов и карточки – задания, чтобы они сами искали информацию.

Форма урока: семинар (малые круглые столы, мини-конференция).

$$

Цели:

1) познакомить учащихся с героическим трудом советского народа в годы войны;

2) продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы;

3) способствовать развитию интереса$ учащихся к истории родного края, воспитанию чувства патриотизма, гордости за своих соотечественников.

Учебное оборудование: карта «Вторая Мировая война», карточки с заданиями, медиапроектор.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова, домашнее задание.

$ Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение новой темы

Задача для учащихся: какой вклад внесли труженики тыла в победу в Великой Отечественной войне и каково его значение?

1.Самостоятельная работа учащихся в группах.

Старший группы рассказывает сообщение о$стальным членам группы. Задает вопросы на понимание, выясняет уровень готовности группы к семинару. Учащиеся работают с историческими исто$чниками, текстом учебника. Выполняют задание по карточке.

2. Мини-конференция (прослушивание сообщений):

Мобилизация всех сил страны;

Церковь и государство в годы войны;

Подвиг эвакуации;

Наука в годы войны;

$ Культура в годы войны;

Партизанская война.

(каждая группа делегирует одного или несколько выступающих, остальные группы могут задавать вопросы, дополнять, делать собственные выводы).

$ III. Закрепление изученного: какой вклад внесли труженики тыла в победу в Великой Отечественной войне и каково его значение? (выводы)

III. Подведение итогов урока. Рефлексия.

IV. Домашнее задание: написать сочинение «Вклад моей семьи в победу в Великой отечественной войне»

Приложение 1

$ Карточка №1

1. Подготовьте сообщение по теме «Мобилизация всех сил страны».

2. Ответьте на вопросы:

• Почему Сталин обратился к народу со $словами: «Братья и

сестры…», какую роль сыграло это сообщение для народов СССР?

• Как изменилось настроение народа в годы тяжелых испытаний?

3. Сделайте вывод.

Карточка №2

1. Подготовьте сообщение по теме «Ц$ерковь и государство в годы войны».

2. Ответьте на вопросы:

• Чем были вызваны перемены в отношениях государства и церкви?

$ 3. Сделайте вывод.

Карточка №3

1. Подготовьте сообщение по теме «Подвиг эвакуации».

2. Ответьте на вопросы:

• Почему, перемещение заводов и фабрик на восток страны, многими расценивается как подвиг советского на$рода?

• Каковы последствия эвакуации для развития промышленности?

• Что и почему эвакуировалось в первую очередь?

3. Сделайте вывод.

Карточка №4

1. Подготовьте сообщение по теме «Наука в годы войны».

2. Ответьте на вопросы:

$ • Какие открытия и изобретения были совершены советскими учеными в ходе Великой Отечественной войны?

• Как эти открытия смогли изменить положение на фронте?

3. Сделайте вывод.

$ Карточка №4

1. Подготовьте сообщение по теме «Культура в годы войны».

2. Ответьте на вопрос$ы:

• Чему были посвящены произведения деятелей культуры во время войны?

• Почему большое внимание уделялось произведениям на историческую тему?

• Какое значение имели выступления артистов театра и кино на фронте, в госпиталях, в тылу?

3. Сделайте вывод.

Карточка №5

1. Подготовьте сообщение по теме «Партиз$анская война».

2. Ответь$те на вопросы:

• Почему в начале войны Сталин с недоверием относился к партизанскому движению?

• Как борьба в тылу врага влияла на настроение людей на оккупированных территориях?

• Чем были вызваны перемены в отношении государства к партизанскому движению?

3. Сделайте вывод.

Приложение 2

Post Comment