Педагогический проект «Грамотный читатель – компетентный ученик – успешная личность»

Макеева Елена Анатольевна, учитель начальных классов Лобановской средней школы Пермского района Пермского края

Педагогический проект

$ «Грамотный читатель – компетентный ученик – успешная личность»

Типология проекта

  1. По продолжительности – долгосрочный (4 года)

  2. По количеству участников – групповой

  3. По характеру контактов – внутришкольный

  4. По содержанию – интегрированный

  5. По характеру доминирующего метода – информационный, творческий.

Проблемно – ориентированный анализ

Эпоха, в которой мы живем, о$собая: она уже вошла в историю под знаком визуальной культуры. Поколение детей, родившихся и живущих в эту эпоху, уже не представляют себе, что когда-то не было телевизоров, видеомагнитофонов, плейеров и, конечно же, компьютеров. Соответственно не было возможности одним кликом пульта управления включать аппаратуру и получать информацию, которая в настоящее время становится все шире, разнообразнее. Она заполняет все сферы деятельности человека. Обилие информации ставит в тупик младшего школьника, который в силу своих возрастных особенностей не в состоянии справится с ней. Поэтому необходимо вести ц$еленаправленную работу по формированию информационной грамотности уже в начальной школе. При этом следует ставить и решать такие $задачи: обязательная мотивация учебной деятельности для повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; формирование навыков работы с готовыми текстами и написания текстов разного вида; развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной работе с различной информацией; формирование коммуникативных умений. Проблема формирования умений младшего школьника работать с текстом как источником информации является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Данное умение необходимо человеку, чтобы он не потерялся в мире информации, сумел отделить важную и нужную, развил критическое мышление, раскрыл заложенные в себе способности, чтобы в дальнейшем образовании он мог качественно развиваться, совершенствоваться

$ Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов.

Итоги проверки читательской компетентности учащихся 4-х классов в 2012 году, контрольных работ по чтению, наблюден$ия во время урочной и внеурочной деятельности, анкетирование учащихся, результаты конкурсов «Почемучка», «Эму» показали, что большинство детей (73%) не обладают достаточным багажом информации или не умеют его использовать. А в настоящее время, когда информационное поле становится все более обширным, младший школьник, в силу своих возрастных возможностей и способностей, не всегда может сориентироваться в нём, что приводит к потере интереса познания нового через информационные источники.

Анализ литературы, которую читают учащиеся начальных классов, показывает, что наибольший интерес вызывает художественная литература (сказки, стихи, небольшие рассказы). Дети пользуются научно-познавательной литературой только по настоятельно$й просьбе педагогов, если нужно приготовить какое-либо сообщение. Немногие дети начальной школы с увлечением просматривают познавательные телепередачи.

По результатам диагностики учащихся отслеживается низкий уровень познавательной активн$ости (60 % опрошенных), инициатива к поиску и изучению литературы научно-познавательного характера составляет уровень ниже среднего. Проявляют любознательность 48 % опрошенных, 24 % учащихся умеют самостоятельно добывать знания. И лишь 15% детей, принимавших участие в обследовании, могут определить, какие знания им нужны в данной ситуации, где их можно получить, как интерпретировать и применить.

В 2013 году, начиная работу с первоклассниками, я задумалась о том, что нужн$о изменить в своей работе, чтобы учащиеся к концу 4 класса имели высокий уровень умений работы с информационными источниками. А когда познакомилась с материалами Федеральных государственных стандартов нового поколения, то поняла, что необходимо менять подходы и приемы к обучению, так как увеличение информационного потока, широкая доступность информации требует эффективной работы с ней и умение критически оценивать ее содержательную ценность.

Данное положение натолкнуло на м$ысль, что необходима целенаправленная спланированная работа по формированию у младшего школьника умений работать с информацией: анализировать, вычленять, корректировать и использовать необходимую информацию в других ситуациях.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточная разработанность в собственной педагогической практике определили тему данного педагогического проекта: «Грамотный читатель – компетентный ученик – успешная личность»

Осознавая актуальность определенно$й проблемы, причины и ресурсы поставила следующую цель: формирование умений грамотной работы с информацией через различные формы и приемы деятельности на уроках и во внеурочное время.

Задачи:

  • Научить детей правильно читать художественные и научно-популярные тексты;

  • Познакомить со всевозможными источниками информации;

  • Развить умение грамотно работать с текстами;

  • Сформировать умение представлять необходимую информацию для слушателей.

$ Принципы: преемственности, доступности, предметности, деятельности, добровольности, диалогичности, открытости, непрерывности.

Работа в данном направлении строится как во время уроков, так и во$ внеурочной деятельности, в рамках дополнительного образования. Теоретический материал изучается на одном из классных часов в месяц, а практическая работа ведется на уроках чтения, окружающего мира, технологии, русского языка. Кроме этого в классе организовано творческое объединение «Умники и умницы», деятельность которого направлена на развитие интеллекта и творческого воображения учащихся. С учетом возрастных особенностей детей 7 – 9 лет, в основу проекта заложены формы игровой и деятельностной технологии.

Ресурсное обеспечение проекта

Кадровое: автор проекта Макеева Е. А.

Информационное: ИНТЕРНЕТ – ресурсы, книжный фонд школьной и сельской библиотек, книжный фонд домашних библиотек.

Научно – методическое: методическая литература на различных носителях.

Мотивационное: повышение профессионального уровня учителя, успешность ученика.

$ Материально – техническое: компьютерный класс в школе, наличие АРМа в классе, 100% учащихся имеют домашние компьютеры, 100% доступ в ИНТЕРНЕТ, ведение Элек$тронного дневника в рамках проекта Образование web 2.0

Финансовое: бумага для ксерокса, электронные носители: диски, флеш – карты (спонсоры – родители).

План реализации проекта

1 этап – подготовительный, предполагает встречу с родителями, беседы с учащимися и изучение литературы по теме.

2 этап – деятельностный,. На данном этапе работа строится по трем блокам. Каждый блок рассчитан на 1 год. Первый блок «Учимся читать правильно», второй – «Учимся понимать текст», третий – «Учимся работать с информацией».

3 этап – заключительный, включает диагностику учащихся и анализ реализации проекта и подведение итогов (содержательную часть проекта см. в Приложении №1)

$ Прогнозируемый результат:

-данная деятельность позволит сформировать у учащихся умения работать с информацией;

-осуществлять поиск информации в различных источниках

-анализировать полученные сведения и обобщать их в наглядном виде (таблицы, диаграммы, схемы, конспекты)

-представлять информацию различными способами (презентация, сообщение, защита, заметка в газету, и т. д.)

-повысится активность учащихся в исследовательской и проектной деятельности;

-разовьется уровень мыслительной деятельности и творческог$о воображения;

$

-повысится качество знаний.

Миссия проекта

Изменение социально-экономической ситуации в стране привело к изменению социального запроса к обучению и воспитанию детей. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века. Резко возросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были основными источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка. Расширение кругозора, рост эрудиции, полученные знания о природе и обществе – несомненное преимущество современных детей. Однако увеличение объема информации, воспринимаемой детьми, порой сопряжено с негативной стороной информационного взрыва. Информация часто бессистемна, чрезмерна и не учитывает возрастных и психологических особенностей ребенка. Информационная среда нередко оказывается агрессивной и представляет прямую уг$розу психологической безопасности ребенка, его личностному развитию. Осознан и принят социальный заказ на формирование такой личности, которая способна не ра$стеряться в мире информации. В силу этого, необходима, на наш взгляд, целенаправленная педагогическая деятельность по формированию грамотного потребителя информации.

Первые результаты реализации проекта.

Данный проект начал реализовываться в ноябре 2013 года, как только все первоклассники научились читать. Была изучена литература по этому вопросу, проведена встреча с родителями, на которой они познакомились с проектом, путем индивидуальных бесед и анкетирования родителей проанализирован реальный уровень умений учащихся. Далее был оставлен план выполнения данного п$роекта и с января 2014 начался деятельностный этап. Первое время большое внимание уделялось правильному чтению и анализу текстов. Для работы выбирались тексты, состоящие из 3-4-х предложений, в которых надо было увидеть и найти максимальное количество информации. Это были отрывки, как из художественных, так и из научно-популярных текстов. Большую помощь оказали материалы межрегионального конкурса «Эрудит- Марафон учащихся» прошлых лет. По ним учащиеся учились находить ответы на самые разные, неож$иданные вопросы. Дети, работая с текстом, учились понимать, осмысливать информацию, соотносить ее с собственным опытом, отсеивать ненужное, делать выводы.

В настоящее время реализация проекта продолжается. Сейчас для работы берутся уже более сложные тексты. При работе с текстом использую следующие приемы: чтение суммирование в парах; чтение с остановками; парная мозговая атака; таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»; работа с вопросником; написание творческих работ; создание викторин и кроссвордов на основе изученного материала; уголки; кластер.

Работу с вопросником - применяю при введении нового ма$териала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка правильности и точности найденных ответов, отсеивания лишнего.

Чтение суммирование использую как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Детям предлагаются несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Каждая пара изучает свой текст, на большом листе фиксирует его содержани$е, затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные де$ти могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания всех вариантов текста делается коллективный вывод.

К приему «Знаю, узнал, хочу узнать» обращаюсь как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении темы «Растения и животные нашего» края дети самостоятельно составляют таблицу, где пишут, что знали о растениях и животных, что узнали нового и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом часто выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» в таблице дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой, самостоятельной подготовке сообщений.

Прием кластер использую при решении разных задач урока: для определения границы знаний, для подведения итогов урока, в процессе формулирования вывода о предмете сообщения. Например, при изучении темы «Про воздух» этот прием применяется на уроках дважды. Сначала дети в$ группах создают кластер, опираясь на собственный опыт. Затем идет введение нового материала, работа с учебником, а дальше детям предлагается дополнить кластер самостоятельно с помощью учебного текста.

Прием уголки использую на уроках литературного чтения, когда надо дать характеристику героям. Дети получают задание найти положительные и отрицательные черты героев и помочь им избавиться от отрицательных черт и добавить положительные на примере других героев. На дом детям предл$агаются индивидуально (по группам) дополнительные тексты для чтения. На следующем уроке при проверке домашнего задания делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

Прием создание творческих работ хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученного материала или при пересказывании текста, когда надо воспроизвести текст от имени одного из героев или стороннего наблюдателя.

К приему создание викторины или кроссворда обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Де$ти самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в несколь$ко групп и проводят соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего - знатока, а потом весь класс задает знатокам вопросы.

Применение данных приемов позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запомнить изученный материал.

Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения, учатся составлять таблицы, простые схемы. На уроке применяются приемы критического мышления, которые в сочетании с технологиями развивающего обучения помогают повышать интерес учащихся к учебному материалу. В результате у ребенка формируется умение работать в п$аре, группе и самостоятельно по заданному алгоритму, он учится оценивать и анализировать свою деятельность, овладевает навыками контроля. Все это позволяет сформировать у детей навыки учебного сотрудничества, самостоятельности.

Вывод. Рассматривая данную деятельность как важную составляющую часть фор$мирования компетентной личности, можно сделать вывод, что данный проект является средством для повышения профессионализма учителя, для повышения успешности ученика, а также для формирования качественно новых умений учащихся получать знания и использовать их в других жизненных ситуациях

Приложение №1. Содержательная часть проекта «Грамотный читатель – компетентный ученик – успешная личность»

$

$

$

$

мероприятие

Форма проведения

Задачи

$

Прогнозируемый результат

Подготовительный этап

$Встреча с родителями

Анкетирование

Сформировать представление об уровне информационной грамотности учащихся и способах её развития.

.

Четкая картина уровня информационной грамотности

Диагностика учащихся

Беседа, наблюдение

Изучение литературы

Деятельностный этап

$ Учимся

читать

правильно

От простого к сложному

Практические занятия

$

Разучить упражнения для тренировки речевого аппарата.

Научить различать тексты по цели высказывания (повествование, описание, рассуждение), по направленности (художественный, научно-популярный, научный)

Научить детей правильно читать художественные и научно-популярные тексты (четко, громко, выразительно)

$ Научить пользоваться ключевыми словами при извлечении текста и передачи его другим

Умеют различать тексты по цели высказывания

Умеют правильно читать

Умеют пользоваться ключевыми словами для воспроизведения $текста устно

Тренируем речевой аппарат

Изучаем виды текста

$

Читаем, понимаем и запоминаем

Практикумы

Ключевые слова

Структура текста

Учимся запоминать

Развиваем выразительность

Разметка текста

$

Думаем и размышляем

Групповая деятельность по технологии КИМ

Учимся извлекать из текста информацию

$

Учимся передавать информацию другому

Учимся переносить идею текста в пословицы и поговорки

Учимся понимать текст

Анализ прозаического текста

(художественного и научно-популярного)

Практикумы,

Научить выявлять особенности языка писателя.

Развить умение исследовать внутренний мир героя и автора.

Создать условия для творческого самовыражения.

Научить находить скрытую в тексте информа$цию.

Изучить языковые средства изобразительности (эпитет, сравнение, преувеличение)

Умеют анализировать язык текста.

Умеют находить дополнительную информацию в тексте.

Умеют создавать с$обственные тексты по аналогии.

.Особенности прозаического текста. Отличие художественного текста от научно-популярного

Писатель – создатель нового образа

$

Особенности образа героя – человека (рассказы)

$ Особенности образа героя - животного (сказки)

Особенности образа героя - природы

$

Словесные изобразительные средства

Явная и скрытая информация в художественном тексте

Анализ стихотворного текста

$

Углубить представления учащихся о значении слова в стихотворении.

Формировать умение осознанного, выразительного чтения.

Создать условия для творчества детей.

Научить извлекать информацию из короткого лаконичного текста

Особенности стихотворного жанра

Образ героя в стихотворном тексте

$

Сравнение как изобразительное средство

$

лирическое и шуточное стихотворение

Явная и скрытая информация в стихотворном тексте

Анализ научно-популярного текста

Раскрыть особенности научно-популярного текста, его отличительные черты от научного.

Развить умение детей вчитываться$ в текст для выбора нужной информации

Методика анализа н$аучно-популярного текста

Тема, идея, основная мысль текста

$

Языковые средства научно-популярного текста

Учимся работать с информацией

Источники информации

Словари, энциклопедии, справочники, СМИ

$

Библиотечные уроки

Раз$вивать умение извлекать информацию из научно-познавательной литературы.

из детских журналов, периодической печати.

Отрабатывать умение работать со справочной литературой и энциклопедиями. Дать первоначальные умения пользоваться ИНТЕРНЕТ для поиска информации

Ориентируются в источниках информации.

Умеют извлекать информацию из различных источников.

Имеют первоначальные навыки работы с ИНТЕРНЕТ – ресурсами.

Радио и телепередачи

Просмотры видеороликов и анализ

$

Объявления, рекламные проспекты,

Интернет-ресурсы

Мастер – класс «Как использовать Интернет $– ресурсы»

Способы сжатия информации

Практические занятия$

Дать первоначальные знания о формах сжатия информации.

Научить пользоваться планом, конспектом, таблицей.

Умеют читать таблицы, схемы, диаграммы. Умеют самостоятельно составить таблицу, схему, кластер, план, конспект по информации

$

План

Конспект

Кластер

$

Таблица

Схема

Диаграмма

$

Способы передачи информации

Написание творческих письменных работ, их анализ и корректировка

Презентации

Выступления

Формировать умение готовить сообщения, вести диалог.

Развивать монологическую речь ребенка

$

Формировать критическое мышление.

Умеют выбрать способ для передачи информации, оформить информацию и передать её другим.

Сообщение

Статья

Эссе

Критическая заметка

$

Диалог

Монолог

Заключительный этап

Диагностика

$

Наблюдение

Тестирование

Анкетирование

$

Проанализировать результаты деятельности по проекту.

Данный проект позволит повысить уровень профессионализма педагога и уровень информационной грамотности учащихся

Анализ результатов реализации проекта. Самооценка. Взаимооценка.

Post Comment