Программа «Лесная академия»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

$

ЛЕСНАЯ АКАДЕМИЯ

(экологически-познавательная, оздоровительная программа)

Составила:

учитель начальных классов

$Ахметова Гюзель Рафисовна

$

Введение

Программа «Лесная академия»

Призвана способствовать формированию устойчивого ответственного отношения учащихся начальных классов к окружающей природной среде и здоровью человека на основе воспитания экологически компетентного поведения. В основе формирования чувства бережного отношения к природе родного края, углубления и расширения эколого-краеведческих знаний, привития навыков исследовательской работы, приобщения детей к здоровому образу жизни лежит практико-ориентированный подход к организации занятий и их социально-педагогическая направленность. Предполагаемая программа реализует концепцию экологического образования с опорой на творческую деятельность. Помимо образовательной части учебного курса имеет вариативную составляющую содержания образования. При этом данная программа включает технические приёмы освоения содержательной части, которые представлены системой коммуникативно-творческих работ.

Пояснительная записка

Экологическая проблема занимает одно из ведущих мест из проблем современности. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (№ 2061 от 19.12.1991 г.) в разделе «Экологическое воспитание, образование, научные исследования» прямо указывает на обязательность преподавания основ экологических знаний во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях.

Цель:

  • способствовать формированию устойчивого ответственного отношения учащихся к окружающей природной среде и здоровью челове$ка на основе воспитания экологически компетентного поведения.

Задачи:

  • формирование чувства$ бережного отношения к природе родного края через воспитание доброты и милосердия в процессе общения с ней;

  • привитие первичных экологических навыков и умений;

  • углубление и расширение эколого-краеведческих знаний, привитие навыков исследовательской работы;

  • развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в процессе занятий;

  • приобщение детей к здоровому образу жизни;

  • приобщение детей к труду.

Программа позволяет детям не только использовать знания, получаемые в школе на уроках окружающего мира, $литературного чтения, изобразительного искусства, технологии, музыки, но и проследив взаимосвязь школьных предметов с жизнью природы.

Программой предусмотрено использование таких форм проведения занятий, как:

  • рассказ учителя и сообщения учащихся;

  • чтение и обсуждение информации о природе родного края;

  • проведение бесед;

  • использование игровых моментов;

  • $чтение и анализ экологических задач;

  • «суды» над животными;

  • имитационные и ролевые игры;

  • использование на занятиях игровых моментов: кроссвордов, анаграмм, чайнвордов, загадок, пословиц, поговорок, прослушивание стихотворений, народных песен и сказок;

  • использование визуальных природных объектов (фото-, кино-, видео- материалы);

  • проведение викторин, аукционов, занятий клуба «Почемучек»$, устного журнала и т.д.;

  • проведение практических, лабораторных и творческих работ, изготовление плакатов, поделок из природного материала, написание рефератов.

При изучении тем можно использовать различные средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, коллекции, гербарии, чучела животных, карты ), мультимедийные средства (презентации).

Экологический практикум учащихся предусматривается вести по следующим направлениям:

  • защита природной среды (изготовление кормушек и скворечников, подкормка зимующих птиц, борьба с мусором);

  • улучшение природной среды (посадка растений, озеленение кабинета);

  • предупреждение дурных поступков человека в природе и борьба с ними;

  • пропаганда экологических знаний (праздники для воспитанников детского са$да «Рябинка», экскурсии экологического характера, разработка экологических плакатов, работа на «Экологической тропинке»);

  • сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление поделок, сувениров);

  • исследование природной среды (фенологические наблюдения).

Учащиеся должны знать:

  • правила поведения в природе, правила противопожарной безопасности;

  • экологические проблемы своего региона, причины их возникновения и возможные пути их устранения;

  • животный и растительный мир своего региона.

Учащиеся должны уметь:

  • определять животных и растения по контуру, рис$ункам, голосам, следам.

  • различать лекарственные травы и знать их лечебные свойства;

  • изготавливать кормушки;

  • ориентироваться на месте;

  • неукоснительно выполнять правила поведения в природе и правила противопожарной безопасности;

  • вести фенологические наблюдения;

  • $жить в гармонии с природой;

  • проводить игры и соревнования по программе «Экологическая тропинка»;

  • знать и уметь пользоваться экологическими терминами.

Проверку приобретённых знаний рекомендуется организовывать непосредственно на природе в форме познавательно-развлекательных игр и конкурсов.

В летнее время на базе школы работает пришкольный лагерь «Ёлочка» экологического направления.

Лесные непорядки (10 ч.)

  1. Роль леса в жизни человека и роль человека в жизни леса.

  2. Виды экологических проблем, как последствий антропогенного фактора: загрязнение, нарушение устойчивости, истощение, антропогенный стресс.

  3. $Лесные пожары, их причины, предупреждение и способы тушения.

  4. Биологическая защита леса.

  5. Предыстория появления Красной книги.

  6. Красная книга республики Татарстан.

  7. Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки.

  8. Проблемы бездомных домашних животных.

  9. Экскурсия «Жалобная книга природы».

  10. Экскурсия «Жалобная книга природы».

Учащиеся должны знать:

  • роль леса в жизни человека и роль человека в жизни леса;

  • виды экологических проблем;

  • экологическую обстановку региона;

  • причины пожаров и способы их тушения;

  • $

  • местные охраняемые природные территории.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать полученные знания в ситуациях экологической опасности;

  • оценивать влияние антропогенного фактора на живую природу;$

  • участвовать в решении местных экологических проблем;

  • формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экологических проблем своей местности;

  • выявлять очаги экологических неблагополучий;

  • отображать экологические проблемы местности путём нанесения на карту экологических топознаков.

Лесная лечебница (12 ч.)

  1. Целебная сила леса.

  2. Источники жизни и здоровья.

  3. Зависимость здоровья человека от состояния природной среды.

  4. Лекарственные растения Татарстана, их лечебные свойства и применение.

  5. Лечебные воздейст$вия запахов.

  6. Растения – аллергены.

  7. Само- и взаимопомощь при ожогах, солнечном ударе, отравлениях, укусах.

  8. Животные лечат.

  9. Самоцветы и здоровье.

  10. Понятие о здоровом образе жизни.

  11. Защита рефератов о лекарственных растениях.

  12. Защита рефератов о лекарственных растениях.

Учащиеся должны знать:

  • 20-25 лекарственных растений Татарстана, их свойства и применение;

  • что такое здоровый образ жизни;

  • $зависимость здоровья человека от состояния природной среды;

  • примеры воздействия $живых организмов на здоровье человека.

Учащиеся должны уметь:

  • оказывать само- и взаимопомощь при ожогах, солнечном ударе, отравлениях, укусах;

  • сформулировать тему, составить, оформить и защитить реферат.

Лесное бюро погоды (6 ч.)

  1. Погода и климат нашего региона.

  2. Лесной календарь. Месяцеслов.

  3. Живые барометры: растения, насекомые, рыбы, лягушки, птицы, звери.

  4. Дни, ночи, времена года. Защита времён года.

  5. Народные приметы погоды.

  6. $Фенологические наблюдения.

Учащиеся должны знать:

  • климатические условия Татарстана;

  • народные приметы погоды;

  • закономерности смены времён года.

Учащиеся должны уметь:

  • предсказывать погоду по природным признакам;

  • вести фенологические наблюдения.

Лесные развлечения (8 ч.)

  1. Игры, развивающие наблюдательность, внимание, память, глазомер, воображение.

  2. $Игры, развивающие наблюдательность, внимание, память, глазомер, воображение.

  3. Игры, развивающие наблюдательность, внимание, память, глазомер, воображение.

  4. Подвижные игры в парке, в лесу.

  5. Подвижные игры в парке, в лесу.

  6. Подвижные игры в парке, в лесу.

  7. Подвижные игры в парке, в лесу.

  8. Конкурс кормушек для птиц.

Учащиеся должны знать:

  • требования к размещению кормушек для птиц;

  • правила 5-8 игр.

Учащиеся должны уметь:

  • $с$облюдать правила техники безопасности при проведении игр;

  • выбрать правильно место для игры;

  • провести 5-8 игр для воспитанников детского сада «Рябинка» и учащихся начальных классов;

  • изготавливать и размещать кормушки для птиц;

  • самостоятельно придумывать игры.

Календарно-тематическое планирование

1 КЛАСС

п/п

Тема

Дата проведения

1.

И$гры, развивающие наблюдательность, внимание, память, глазомер, воображение

Сентябрь

2.

Роль леса в жизни человека и роль человека в жизни леса

Октябрь

3.

Погода и климат нашего региона

Ноябрь

4.$

Целебная сила леса

Декабрь

5.

Виды экологических проблем, как последствий антропогенного фактора: загрязнение, нарушение устойчивости, истощение, антропогенный стресс

Январь

$

6.

Лесные пожары, их причины, предупреждение и способы тушения

Февраль

7.

Источники жизни и здоровья

$Март

8.

Лесной календарь. Месяцеслов

Апрель

9.

Подвижные игры в лесу

Май

2 КЛАСС

№ $п/п

Тема

Дата проведения

1.

Игры, развивающие наблюдательность, внимание, память, глазомер, воображение

Сентябрь

$2.

Предыстория появления Красной книги

Октябрь

3.

Красная книга республики Татарстан

Ноябрь

4.

Биологическая защита леса

$

Декабрь

5.

Зависимость состояния здоровья человека от состояния природной среды

Январь

6.

Животные лечат

Февраль

7.

Живые барометры: растения, насекомые, рыбы, лягушки, птицы, звери

Март

$8.

Экскурсия «Жалобная книга природы»

Апрель

9.

Подвижные игры в лесу

Май

3 КЛАСС

$№ п/п

Тема

Дата проведения

1.

Игры, развивающие наблюдательность, внимание, память, глазомер, воображение

Сентябрь

2.

Лекарственные растения Татарстана, их лечебные свойства и применение

Октябрь

3.$

Дни, ночи, времена года. Защита времён года

Ноябрь

4.

Понятие о здоровом образе жизни

Декабрь

5.

Народные приметы погоды

Январь $

6.

Защита рефератов о лекарственных растениях

Февраль

7.

Проблемы бездомных домашних животных

Март

8.

$

Экскурсия «Жалобная книга природы»

Апрель

9.

Подвижные игры в лесу

Май

4 КЛАСС

п/п

$

Тема

$Дата проведения

1.

Игры, развивающие наблюдательность, внимание, память, глазомер, воображение

Сентябрь

2.

Фенологические наблюдения

Октябрь

3.

Самоцветы и здоровье

$

Ноябрь

4.

Растения-аллергены

Декабрь

5.

Лечебные воздействия запахов

Январь

6.

$

Защита рефератов о лекарственных растениях

Февраль

7.

Конкурс кормушек для птиц

Март

8.

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки

Апрель

9.

Подвижные игры в лесу

Май

Использованная литература

  1. Баканина Ф.М., Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С. и др. Современные проблемы экологии: книга для учителя/ Под ред. Касьяна. – М.: Просвещ$ение, 1997

  2. Бобышева Л. Д. Повышени$е эффективности экологического воспитания. // Биология в школе. -1996.-№3.-С. 57-58

  3. Винокурова Н. Ф.. Николнна В. А. Экологические проблемы в системе экологического образо­вания школьников. // Современные проблемы экологии. - М,: Просвещение. — 1997. — 62 - 75.

  4. Вронский В. А. Популярная экология от А до Я. // География в школе. -1998.-№3. -С. 56-62

  5. Дарьина Е. С. Экологический марафон. // География в школе. - 1993. -№ 3. -С. 40-41

  6. Захлебный А. Н., Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Охрана природы в школьном курсе биологии. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1977.

  7. Захлебный А. Н., Суравегина И. Т. Экологическое образовани$е школьников во внеклассной ра­боте. - М.: Просвещение., 1984.

  8. Калистратова Н. В., Корнилова О. А. Экологическое воспитание — это нравственное воспита­ние. // География в школе. - 1995. - № 3. - С. 58-59.

  9. Кучер Т. В.. Лобжанидзе А. А. Игра в экологическом воспитании школьников. /V География в школе. - 1992. - № 4 - 5. - С. 22-24.

Post Comment