Пути реализации образовательной области «Коммуникация»: основные формы и виды деятельности

Муниципальное бюджетное дошкольное обр$азовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №11 «Росинка»

муниципального образования г. Саяногорск

Проведено 20.11.2013 года

Присутствовало____ человек

_________________________

$

Пути $реализации образовательной

области «Коммуникация»: основные формы

и виды деятельности

Выступление на ГМО учителей - логопедов

$

Подготовила:

Шилова Т.В.

учитель – логопед

г. Саяногорск 2013

$Федеральные государственные требования (ФГТ) к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки №2151 от 20.07.2011г.) представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию программы и направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.

(Слайд 2) Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей среды, обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитан$ие детей, высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества; гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников; комфортной по отношению к воспитанникам.

Согласно ФГТ, основным организующим моментом работы с детьми является игра. При этом должны быть использованы разные виды продуктивной деятельности. Возникает вопрос: как же они будут реализованы, если каждый ребенок будет заниматься тем, чем ему хочется в данную минуту? Система обучения есть, и слово «занятие» в программе, конечно же, присутствует, но необходимо отличать его от занятия урочного типа.

$(Слайд 3)$ Игра – ведущая деятельность, направленная на социализацию, формирование психических качеств ребенка. Но игру нельзя подчинять решению дидактических задач. Обучение и самодеятельная игра – два разных вида деятельности. Снова вопрос - в каких формах организовать занятия с детьми? На интегративной основе. Необходимо создать условия для того, чтобы полученные в процессе образовательной деятельности знания ребенок использовал на практике в повседневной жизни.

(Слайд 4) Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей. Каждый ребенок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытается добиться понимания, адекватной реакции со стороны окружающих. Сформированность навыков связной речи, является условием формирования межличностных отношений с окружающим со$циумом.

(Слайд 5) Согласно ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

$развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи; связной речи – диалогической и монологической форм).

практическое овладение воспитанниками нормами речи.

(Слайд 6 - 7) Для реал$изации задачи речевого развития воспитанников, путем интегративного подхода, через раскрытие внутреннего потенциала ребенка, с учетом его индивидуальности, необходимо создать условия для целостного речевого развития воспитанников, а им$енно:

развивать эмоционально-чувственную сферу, наглядно-образное мышление ребенка;

способствовать применению опыта коммуникации, полученного ребенком на занятиях, в повседневной жизни;

$ • пополнять в группах центры коммуникации, литературные центры;

внедрять новые формы работы с родителями по речевому развитию.

Усилия по развитию связной речи осуществляются посредством организации разных видов деятельности. Основные формы – это беседы в образовательных моментах, ситуативный разговор, межличностные общения. (Слайд 8 - 9) В образовательных моментах $используется следующие виды деятельности:

рассматривание сюжетных картинок, что направлено на развитие монологической речи, мышления.

$рассматривание игрушек, различных предметов, что позволяет развитию описательной речи. Здесь широко используется игра «Чудесный мешочек», где ребенок должен описать свои тактильные ощущения, что направлено, так же, на развитие сенсомоторных навыков.

игры драматизации, кукольный театр, пальчиковый театр, что направлено на развитие диалогической речи;

$ • чтение художественных произведений с последующим обсуждением;

разучивание стихотворений, что способствует развитию памяти, интонационной выразительности речи.

Для родителей, в целях повышения речевого развития ребенка, организуются выставки, конкурсы литературно-художественного творчества на различную тематику. Привлекают внимание родителей и вызывают большой интерес информационные буклеты, задания, выполняя которые они видят проблемы в речи своего ребенка и осознанно ему помогают. Практикуется и такая форма работы с родителями, как совместное сочинение рассказов и сказок дома и последующее чтение их в группе. Значительное внимание уделяется консультативно-просветительской работе с семьями.

$(Слайд 10 – 11) Интегративные качества развивающиеся у ребёнка при освоении образовательной области «Коммуникация»:

  • $Ребенок проявляет уважение к взрослым, называет их по имени и отчеству, вежливо обращается с просьбой, отвечает на вопросы развернутой фразой;

  • Умеет интересоваться состо­янием здоровья близких людей, ласково называть их;

  • $ Стремится рас­сказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах.

  • Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей.

  • Ребенок имеет богатый словарный запас.

  • Речь чистая, граммати­чески правильная, выразительная.

  • З$начительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются эле­ментарные виды суждений об окружающем.

  • Ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.

Тесное сотрудничество с семьей и условия, которые созданы в дошкольном учреждении для речевого развития детей, способствуют успешному формированию устной речи воспитанников.

$

Post Comment