Рабочая программа по внеурочной деятельности « Школа развития речи» для 4 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Школа развития речи» для 4 класса

Пояснительная записка

Программа курса разработана в соответствии $с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования на основе программы курса «Речь» Т.Н. Соколовой «Учимся грамотно писать сочинение и изложение», а также программы Л.И. Тикуновой, М.Н. Корепановой «Пишем сочинение по картинам русских художников».

Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без я$зыкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Цель занятий:

- способствовать развитию умений гр$амотно писать сочинения и изложения;

- содействовать развитию речи детей;

- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников;

- воспитывать познавательный интерес к родному языку;

- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Работа над изложением и сочинением учит школьников излагать свои мысли в соответствии с нормами русского литературного языка, обогащает словарный запас, содействует ра$звитию логического мышления, расширяет кругозор. Задания программы направлены на развитие самоконтроля: чтение по слогам, определение орфограмм, подчёркивание орфограмм, умение пользоваться словами для справок, составление плана текста и текста по плану, запись текста и его проверка.

$

Особое внимание уделяется :

- понятию текста, основной мысли текста, заголовку текста;

- делению текста на логически законченные части, их озаглавливанию, умению составлять план текста сюжетного характера под руководством учителя;

- видам текстов: повествованию, описанию, рассуждению;

- построению текста (начало, основная часть, заключение);

- пониманию учеником, о чём он пишет.

Содержание программы

1. Текст. Тема. Основная мысль. Заголовок. – 4 ч.

$2. Построение текста: начало, основная часть, концовка. – 4ч.

3. Синонимы. – 4ч.

4. Какие бывают тексты? – 4ч.

5. План -5ч.

6. Опорные слова. – 5ч.

7. Где живут картины. -2ч.

8. Сочинения по картинам И.И. Шишкина. – 6 ч. Биография И.И. Шишкина. Работа над картинами «Рожь», «Сосновый бор», «Сосны, освещённые солнцем», «На севере диком$».

9. Сочинения по картинам И.И. Левитана. – 8 ч. Биография И.И. Левитана. Работа над картинами «Золотая осень», «Весна – большая вода», «Март», «Вечерний звон».

10. Сочинения по картинам В. М. Васнецова. – 7 ч. Биография В.М. Васнецова. Работа над картинами «Богатыри», «Алёнушка», «Иван – царевич на сером волке»,

11. Сочинения по картинам А.К. Саврасова. – 4ч. Биография А.К. Саврасова. Работа над картиной «Грачи прилетели»

12. Сочинения по картинам В.Г. Перова. – 5ч. Биография В.Г. Перова. Работа над картинами «Автопортрет», «Тройка».

13. Сочинения по картинам К.Е. Маковского. -5ч. Биография К.Е Маковского. Работа над картинами «Автопортрет», «Дети, бегущие от грозы».

14. Сочинения по картинам О.А. Кирпенского. –$ 2ч Биография О.А. Кирпенского. Работа над картиной «Портрет Пушкина»

15. Обобщение. Повторение. – 2ч.

16. Итоговое занятие. – 1ч.

Итого 68 часов

Универсальные учебны$е действия

интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);

познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).

умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с п$ечатными пособиями, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Занятия по развитию речи проводятся в рамках внеурочной деятельности два раза в неделю (34 недели-68 часов).

Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:

  1. Т.Н. Соколова. Школа развития речи. Методическое пособие. 4 класс.- М.: РОСТ 2012

2. Т.Н. Соколова. Учимся писать сочинение и изложение. Рабочая тетрадь в 2-х ч. Рост 2013

3. Л.И. Тикунова, М.Н. Корепанова. Пишем сочинения по картинам русских художников. Рабочая тетрадь. РОСТкнига, 2007

Материально – техническое обеспечение програ$ммы

1. Технические средства обучения

- Классная магнитная доска$

- Ноутбук учителя

- Многофункциональное оборудование

- Ноутбуки учащихся

- Мультимедийный проектор

- Интерактивная доска

2. Учебно – практическое оборудование

- простейшие школьные инструменты: ручки цветные и простые, ка$рандаши цветные и простой, линейка, ластик

-материалы: тетради, бумага писчая

3. Оборудование класса

- Ученические столы двухместные с комплектом стульев

- Стол учительский с тумбой

- Шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий и др.

- Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Календарно – тематическое планирование

$

Тема занятия

Решаемые проблемы (цель)

Основные понятия

Универсальные учебные действия

Дата по плану

Дата по факту

1-4$

Текст. Тема. Основная мысль. Заголовок

Повторить признаки текста; совершенствовать навыки определения темы и основной мысли текста; развивать внимание, память.

Текст. Тема. Основная мысль. Заголовок.

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознание качес$тва и уровня усвоения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания $в устной и письменной форме; планирование сотрудничества с учителем и сверстниками

5-8

Построение текста: начало, основная часть, концовка.

Продолжить работу над связью слов в тексте; закреплять навыки работы с деформированным текстом; развивать логическое мышление, память

Связь слов в предложении. Дефор$мированный текст. Части текста.

Ставить и формулировать проблемы; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формулировать собственное мнение и позицию

9-12

Синонимы.

Продолжить работу над понятием «синонимы»; отрабатывать навыки подбора и употребления синонимов в устной и письменной речи; развивать память, мышление, воображение

$

Определение синонимов. Для чего употребляются синонимы.

Ставить и формулировать проблемы; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формулировать собственное мнение и позицию

13-16

$

Какие бывают тексты?

Повторить признаки типов текстов; развивать внимание, память

Признаки текста. Типы текста

Понимание текстов, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию

17-21

$

План

Продолжить работу над составлением текстов по плану и опорным словам

$

Что такое «план»? Для чего нужен план. Как составить план

Понимание текстов, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию

22-26

$Опорные слова.

Повторить признаки текста; совершенствовать навыки определения опорных слов; развивать внимание, память.

Текст, опорные слова

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; планирование сотрудничества с учителем и сверстниками

27-28

Где живут картины.

Познакомить детей с Т$ретьяковской галереей, с чудесными творениями и их создателями

Третьяковская галерея. Картины великих русских художников

Ставить и формулировать проблемы; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формулировать собственное мнение и позицию

$

29-34

Сочинения по картинам

И.И. Шишкина.

Познакомить с творчеством И.И. Шишкина; учить сочинению – описанию картин

Творчество И.И. Шишкина. Просмотр репродукций картин «Рожь», «Сосновый бор», «Сосны, освещённые солнцем», «На севере диком».

Сочинение описание.

Узнавать, определять и называ$ть объекты в соответствии с окружающей действительностью; преобразовывать практическую задачу в познавательную, строить понятные для партнера

35-42

Сочинения по картинам

И.И. Левитана.

$

Познакомить с творчеством И.И. Левитана; учить сочинению – описанию картин

Творчество И.И. Левитана. Просмотр репродукций картин «Золотая осень», «Весна – большая вода», «Март», «Вечерний звон».

Понимание смысла картин, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию

$

43-49

Сочинения по картинам

В. М. Васнецова.

Познакомить с творчеством В.М. Васнецова; учить сочинению – описанию картин

Творчество В. М. Вас$нецова. Просмотр репродукций картин «Богатыри», «Алёнушка», «Иван – царевич на сером волке»,

Узнавать, определять и называть объекты в соответствии с окружающей действительностью; преобразовывать практическую задачу в познавательную, строить понятные для партнера

50-53

Сочинения по картинам

$А.К. Саврасова.

Познакомить с творчеством А.К. Саврасова; учить сочинению – описанию картины

$

Творчество

А.К. Саврасова.

Просмотр репродукции картины «Грачи прилетели»

Понимание смысла картин, извлечение необходимой информации, умение анализировать увиденное; формулировать собственное мнение и позицию

54-58

Сочинения по картинам

В.Г. Перова.

Познакомить с творчеством В.Г. Перова; учить сочинению – описанию картин

Творчество

В.Г. Перова.

Просмотр репродукций картин «Автопортрет», «Тройка».

$

Узнавать, определять и называть объекты в соответствии с окружающей действительностью; преобразовывать практическую задачу в познавательную, строить понятные для партнера

59-63

$

Сочинения по картинам К.Е. Маковского.

Познакомить с творчеством К.Е. Маковского; учить сочинению – описанию картин; учить определять и употреблять связь между предложениями в тексте; развивать воображение и логическое мышление

Творчество К.Е. Маковского.

Просмотр репродукций картин «Автопортрет», «Дети, бегущие от грозы».

Понимание смысла $картин, извлечение необходимой информации, умение анализировать увиденное; формулировать собственное мнение и позицию

64-65

Сочинения по картине

О.А. Кирпенского

$

Познакомить с творчеством О.А. Кирпенского; учить сочинению – описанию картин

Творчество О.А. Кирпенского

Просмотр репродукций картин

Понимание смысла картин, извлечение необходимой информации, умение анализировать увиденное; формулировать собственное мнение и позицию

66-67

Обобщение$. Повторение.

Обобщить знания учащихся по пройденному материалу

Тема$ текста. Основная мысль. План. Стили письменной речи. Их различия. Сочинение. Изложение.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию

68$

Итоговое занятие

Подвести итог занятий по развитию речи

Какие знания и умения приобрели на занятиях

Понимание текстов, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию

Post Comment