Родительское собрание «Как помогать ребенку готовиться к ЕГЭ?»

Родительское собрание

«Как помогать ребенку

готовиться к ЕГЭ?»

Очевидно, что в подготовке$ учеников к экзамену огромную роль играют родители. Именно родители во многом ориентируют их на выбор предмета, который дети сдают, внушают уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок. Единый государственный экзамен, суть которого непонятна большинству родителей, представл$яет трудность не только для выпускников, но и для их пап и мам. Как можно помочь ребенку, чем должна отличаться подготовка к ЕГЭ от подготовки к традиционному экзамену, справится ли ребенок — все эти вопросы требуют ответа. А коль скоро родители принимают непосредственное участие на этапе выпускных экзаменов, им тоже необходима особая подготовка. Нам представляется наиболее оптимальным вариантом использовать для та$кой подготовки родительское собрание, так как это привычная форма работы, которая к тому же позволяет охватить родителей фронтально, в группе.

Мы считаем, что проведение родительского собрания на тему «Как $помогать ребенку готовиться к Единому государственному экзамену?» позволяет достичь сразу нескольких целей.

Прежде всего, сами родители, как правило, очень смутно представляют себе, что такое ЕГЭ. Известно, что недостаток информации повышает тревогу, которую родители, сами того не желая, могут передавать детям. Расширение знаний родителей о сущности и процедуре$ Единого государственного экзамена, знакомство с конкретными заданиями позволяет снизить их тревогу, что, в свою очередь, помогает родителям поддержива$ть ребенка в этот непростой период.

Полноценная психологическая поддержка выпускников возможна только в том случае, когда психологам, педагогам и родителям удается совместно выработать единую стратегию. Родительское собрание — это важнейший шаг в выработке такой стратегии. Оно позволяет направить усилия различных взрослых, окружающих учеников, в едином направлении. Родители и педагоги становятся сотрудниками, объединенными общей задачей.

На подготовительном этапе важно собрать не$обходимые сведения о детях, возможно, провести углубленную психологическую диагностику и проанализировать возможные трудности, с которыми они могут столкнуться при сдаче ЕГЭ. Желательно подготовить характеристики и рекомендации в письменном виде. Кроме того, на этом этапе происходит подготовка материа$лов для собрания. Очень хорошо, если удастся собрать демонстрационные версии ЕГЭ или задания прошлых лет.

Не стоит откладывать проведение родительского собрания на конец учебного года. Очень важно предоставить родителям достаточно времени, чтобы воспользоваться рекомендациями психолога и педагогов и помочь ребенку эффективно построить процесс подготовки к экзамену. Поэтому оптимальным временем проведения такого собрания будет октябрь-ноябр$ь. Но даже если уже наступил апрель, такое собрание не будет лишним, а, напротив, поддержит родителей на финишной прямой.

Стоит ли привлекать к участию в собрании педагогов-предметников, которые тоже могут дать рекомендации, касающиеся подготовки к ЕГЭ? Очень важно, чтобы собрание не стало чрезмерно громоздким, поэтому стоит заранее обговорить этот вопрос и возможную д$лительн$ость выступлений. Если у педагогов предметников материала для обсуждения много, лучше организовать еще одно собрание по проблемам подготовки по конкретному предмету.

Кто может проводить это собрание? Нам кажется оптимальным вариант, когда ведущими становятся психолог и классный руководитель, потому что они смогут представить проблематику ЕГЭ с различных точек зрения.

После собрания родители самостоятельно реализуют стратегии психологической помощи, намеченные в ходе подготовительного этапа и непосредственно на собрании. Возможно, потребуется индивидуальная работа с ребенком или консультации родителей.

Очень важно, чтоб$ы на этом этапе продолжалось взаимодействие педагогов и родителей. Для этого можно, к примеру, провести еще 1-2 собрания в течение учебного год$а. Эти собрания будут иметь аналитический характер и позволят отслеживать ход подготовки к ЕГЭ.

Примерный сценарий собрания

Ориентировочный план собрания

1. Рассказ о сущности и процедуре ЕГЭ (информирование).

2. Ролевая игр$а «Сдаем ЕГЭ» (моделирование ситуации экзамена, когда родители выступают в роли учеников).

3. Общие рекомендации психолога и педагогов.

4. «Мозговой штурм» на тему «Чем я как родитель могу помочь своему ребе$нку?». Составление «копилки полезных советов».

5. Индивидуальные рекомендации.

Остановимся на каждой части собрания подробнее.

Информирование

Вначале нужно подробно и четко рассказать о ЕГЭ, причем особенно стоит остановиться на его сильных сторон$ах, на тех преимуществах, которые он предоставляет детям. Если родители начнут ссылаться на прочитанную ими литературу и оспаривать правильность введения ЕГЭ, доказывая превосходство традиционной формы сдачи экзамена, очень важно удержаться и не вступать с ними в дискуссию. Государственная политика в области образования от этого все равно не изменится, а время и силы будут потрачены. Поэтому лучше всего ответить п$риблизительно так: «В современной педагогике высказываются самые разные мнения по поводу ЕГЭ. Но что бы мы ни считали по этому поводу, реальность такова, что наши дети будут его сдавать в конце года, и поэтому первостепенную важность приобретает вопрос о том, как им в этом помочь». Если родители интересуются: «А каково лично ваше мнение?», лучше всего выразить его в максимально нейтральной форме: «Я думаю, что, как в любо$м виде проверки знаний, тут есть и достоинства, и недостатки».

Рассказывая о сущности и процедуре Единого государственного экзамена, можно воспользоваться материалами, представленными в первой главе. При необходимости их можно адаптировать для родит$елей. По возможности лучше иллюстрировать рассказ о ЕГЭ демонстрационными материалами.

Рассказ знакомит родителей с общими проблемами ЕГЭ. Ролевая игра позволяет им получить живое, реальное знание о том, что представляет собой ЕГЭ.

Ролевая игра «Сдаем ЕГЭ»

Родители получают конверты с заданиями, которые имитируют реальные мат$ериалы ЕГЭ. В каждый конверт кладется «лист с вопросами» и «бланк для ответов». «Лист с вопросами» должен состоять из трех блоков (А, В и С) и включать соответствующие вопросы. Не стоит делать его слишком длинным: достаточно подобрать 3—4 вопроса в первый блок, 2-3 — во второй и 1-2 — в третий.

Родители получают такую инструкцию: «Теперь, когда мы с вами четко представляем с$ебе, что такое Единый государственный экзамен, давайте попробуем сдать его. Сейчас вы получите конверты с экзаменационными материалами. В каждом конверте находятся лист с вопросами и бланк для ответов. В листе, как и в настоящем ЕГЭ, есть вопросы трех групп: А, В и С. На выполнение всего задания вам отводится 5 минут. Вам не обязательно выполнять все$ задания, вы можете выбрать те из них, которые покажутся вам наиболее простыми. Все вопросы очень легкие, для вас не составит никакого труда на них ответить. Вам нужно прочитать вопрос и отметить ваш ответ на бланке, подчеркнуть нужный вариант или вписать свой вариант ответа».

При подготовке материалов для игры можно пойти двумя путями. Первый — это подобрать простые воп$росы по содержанию школьной программы, ответы на которые не сложны для родителей. В этом случае в конце нужно дать правильные ответы, даже если они являются очевидными, и обязательно похвалить родителей за успешное выполнение тестовых заданий.

Приведем пример таких вопросов:

Вопросы группы А

А 1 $Кто написал «Мертвые души»?

1) Пушкин

2) Лермонтов

3) Гоголь

$ 4) Достоевский

А 2 Сколько градусов составляют прямой угол?

1) 45

2) 90

3) 180

4) 360

А3 Что нужно сделать ребенку, чтобы хорошо подготовиться к экзаменам:

1) написать шпаргалки

2) хорошо выспаться

3) освоить весь материал

4) узнать фамилию учителя и название сдаваемого предмета

Воп$росы группы В

В 1 Какова температура кипения воды?

В 2 Кто из ученых ут$верждал, что человек произошел от обезьяны?

В 3 Напишите химическую формулу воды.

Вопросы группы С

С 1 Опишите отношение автора произведения «Евгений Онегин» к своему герою.

Другой путь — составить вопросы, напрямую связанные с актуальными переживаниями родителей и особенностями выпускного периода. Очень хорошо,$ если эти вопросы будут иметь юмористический характер, например:

Вопрос группы А

А 1 В свободное время мой ребенок:

1) слушает музыку

2) играет в компью$тер

3) общается с друзьями

4) готовится к занятиям

Вопросы группы В

В 1 Какое количество уроков бывает в школе у вашего ребенка?

В 2 По каким предметам сдает экзамены ваш ребенок?

Вопрос группы С

С 1 Как вредители могут помочь своим детям подготовиться к экзаменам?

Ролевая игра должна обязательно завершиться обсуждением. Можно попросить родителей поделиться полученным опытом: «Что вам показалось наибо$лее трудным? Какие мысли и чувства у вас возникли в ходе работы?»

Теперь, когда родители на своем опыте понимают, что представляет собой процедура сдачи ЕГЭ, можно переходить к общим рекомендациям психолога$ и педагогов.

Общие рекомендации

Какие рекомендации может дать психолог? Вот примерный вариант.

$

«Очень важно оказать помощь ребенку в организации режима дня, так как сами дети зачастую пренебрегают простыми гигиеническими правилами. Например, дети часто волнуются, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзаменам. Для того чтобы эта задача стала для детей более реальной, мы можем оказать им помощь в распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в составлении плана. Составление плана помогает также справиться с тревогой: ребенок понимает, что успеть выучить весь учебный материал вполне реально, у него дос$таточно времени для этого. Часто дети не могут сами этого сделать, и наша помощь может быть как нельзя кстати.

Огромное значение имеет режим дня. Важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Иногда для детей шумный или активный отдых становится $дополнительной нагрузкой. Например, компьютерные игры только увеличивают усталость. Очень важно помочь ребенку найти такую форму досуга, которая бы его не переутомляла: прогулки, общение с одним-двумя друзьями. В течение дня также необходимо делать короткие перерывы каждые 45-60 минут. Это необходимо для сохранения высокой работоспособности. Ребенок может выпить чаю, отвлечься, п$оговорить по телефону и затем вновь вернуться к занятиям.

Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности необходимо, чтобы ребенок высыпался. Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают, с$тановятся раздражительными и беспокойными. В состоянии утомления работоспособность снижается, и продуктивность такой учебы, когда тянет в сон, очень невелика. Лучше позаниматься на свежую голову, выспавшись, чем допоздна сидеть за экзаменационными билетами.

Нужно ли на время экзаменов освобождать ребенка от домашней работы? Это вопрос непростой, потому что иногда дети начинают манипулировать своей учебой, чтобы избежать $помощи по дому: «Я и так много занимаюсь, а меня еще заставляют мыть посуду». Физически легкая работа может выступать в роли разгрузки, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а может только усиливать$ общее утомление, поэтому вопрос о помощи по дому нужно решать в индивидуальном порядке с учетом особенностей ребенка.

Особое значение в этот период имеет наш собственный эмоциональный настрой. Безусловно, для нас са$мих период выпускных и вступительных экзаменов является очень тревожным. Если ребенок видит, как мы переживаем, пьем валерьянку, он как бы заражается нашим напряжением и тревогой. Это особенно характерно для детей тревожных, склонных переживать даже без особого повода. Зачастую тревоги и страхи детей связаны с тем, что вступительные экзамены они воспринимают как нечто фатальное, непоправимое. Они даже боятся себе представить, что случится, если вдруг они не поступят, и это еще больше усугубляет напряжение, которое дети испытывают.

Во$ время экзаменов наша задача — создание эмоционально спокойной, ненапряженной атмосферы. Ребенку бывает трудно опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль такой «палочки-выручалочки» играем мы, взрослые. Важно создать для р$ебенка ситуацию успеха, говорить ему о том, что мы в него верим. Однако при этом следует дать понять, что ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не совсем таким, каким хотелось бы (особенно в том случае, если ребенок очень ответств$енный и старается соответствовать ожиданиям взрослых).

Иногда может показаться, что подобный настрой может детей расхолаживать: если у меня и так все получится, зачем я буду стараться?

Дело в том, что существует определенный уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребенок не волнуется, он ничего не делает. Очень высокий уровень волнения, наоборот, приводит к ступору, мешает деятельности. Все силы уходят на то, чтобы справиться с волнением.

Экзамены — $ситуация действительно серьезная, но не запредельная. Ощущение огромной важности экзамена не стимулирует ребенка, а, напротив, мешает подготовке. В этом случае следует немного снизить значимость ситуации. Если ребенок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжится, это помогает ему чувствовать себя более уверенно.

Наконец, очень важно понять,$ в какой помощи нуждается именно ваш ребенок. Кому-то из детей необходимо, чтобы выслушали выученные им билеты, кому-то нужно помочь написать планы и конспекты. Узнать о том, что нужно ребенку, можно только спросив его: «Как я могу$ тебе помочь?»

После рекомендаций психолога и педагогов можно переходить к актуализации собственного опыта родителей и организовать «мозговой штурм».

«Мозговой штурм»

Родителям предлагается следующая инструкция: «У каждого из нас есть свои собственные идеи и предложения о том, как помогать ребенку готовиться к экзаменам. Если мы поделимся друг с другом нашими идеями, это з$начительно обогатит каждого из нас и в конечном счете позволит нам лучше помогать детям». Родителей нужно разделить на группы по 5 — 6 человек. Поскольку, как правило, родители выпускников достаточно хорошо знакомы друг с другом, они скорее всего рассядутся в классе в соответствии со своими дружескими связями. Поэтому проще всего предложить объединиться родителям, сидящим рядом. Каждой группе нужно дать лист бумаги$ и ручку и объяснить задание: «Сейчас в течение пяти минут вам нужно вспомнить, придумать и записать как можно больше предложений и идей о том, как родители могут помогать своим детям готовиться к экзаменам. Не оценивайте реалистичность этих идей и не критикуйте их. Ваша задача — просто «накид$ать» как можно больше идей».

Когда время, отведенное на обсуждение, заканчивается, нужно попросить родителей озвучить тот список идей, который у них$ получился. Очень важно при этом всячески поддерживать, одобрять и положительно оценивать родительские высказывания.

Чтобы не забыть и не растерять те ценные мысли, которые будут высказаны родителям, можно собрать все листы с записями и составить обобщающую «копилку полезных советов», которую раздать родителям н$а следующем собрании с соответствующими комментариями.

Индивидуальные рекомендации

На завершающем этапе собрания можно переходить к индивидуальным особенностям учеников. Очень важно не обсуждать каждого выпускника сразу со всеми родителями, а сделать это в индивидуальной форме.

$ Можно заранее подготовить индивидуальные характеристики на детей в письменной форме, воспользовавшись схемой, на основе которой строится описание возможных трудностей в главе 3 (психологические особенности, причины возможных трудностей, стратегии поддержки на этапе подготовки к экзамену). Раздав эти характеристики, скажите о том, что родители могут обращаться к вам, если у них есть какие-то вопросы. Конечно, это потребует больше усилий от психолога и педагогов, но зато займет меньше времени на самом собрании, и родителям будет проще запомнить эти рекомендации.$

Другой возможный путь — организация консультационного часа. Это значит, что в течение определенного времени (например, в течение часа после собрания) педагоги, психолог, классные руководители будут находиться в своих кабинетах и консультировать родителей, которые к ним обратятся. Каждый родитель может подойти к$ любому педагогу и побеседовать с ним.

Наконец можно просто договориться с заинтересованными родителями о времени индивидуальных консультаций.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г.Ак-Довурака

$

$

Родительское собрание

«Как помогать ребенку

готовиться к ЕГЭ?»

$

Post Comment