«Россия – наша Родина»

Урок №1$ «Россия – наша Родина»

Цель:

  • формирование представления о Родине;

  • создание условий для изучения курса «ОРКиСЭ».

Задачи:

  • обобщить и актуализировать знания о Родине;

  • воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;

  • прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;

  • ф$ормировать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих;

  • формировать понятийный аппарат.

Оборудование:

мультимедийный проектор; выставка книг о России, флаг, герб, карта;портреты государственных деятелей, героев России, великих людей; репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и т.д.; листы с заданиями для групп;

аудиозаписи (гимн, песни о Родине).

Предварительная подготовка

Так как это первый ур$ок, то подготовка в основном ложится на плечи учителя. Дети же получают задание: найти книги, песни о Родине.

Основные понятия:

  • Родина, Отечество – родная страна; место, где родился,

  • Патриот – тот, кто любит свою Родину

  • Президент – глава государства

  • Государственные символы – государственный герб, флаг, гимн

  • Духовный мир – внутренний мир человека, содержание его души

  • Культурные традиции – это взг$ляды, образ жизни, обычаи, перешедшие от одного поколения к другому.

План занятия.

  1. Организационно – мотивационый.

  2. Групповая работа.

  3. Бес$еда с учащимися.

      • о символах России;

      • о красоте природы родного края;

      • о выдающихся людях страны.

    4. Работа с понятиями: патриот и патриотизм.

    5. Самостоятельная работа учащихся

    6. Обсуждение результ$атов самостоятельной работы и подведение итогов урока.

    7. Подготовка к домашнему заданию.

    8. Задание на дом.

    Ход урока:

    1.Организационно – мотивационный.

    Рябята, мы с вами начинаем изучать новый предмет: Основы религиозной культуры и светской этики

    Оформление выставки книг о Родине, которые принесли дети. На доске задание:

    • Расшифруйте слово.

    $н и Р а д о (Родина)

    - Тема сегодняшнего урока звучит так: "Россия – наша Родина". Цель его заключается в том, чтобы укрепить чувство гордости за свою страну, свою Родину.

    $

    (запись темы урока в тетрадь)

    ( Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень. Он был посвящен богу Роду$.)

    - Подберите однокоренные слова к слову Родина.

    - Подберите синоним к слову Родина. (Отечество)

    Разделение детей на три группы: вытянуть цвет Российского флага (красный, синий, белый)

    2. Работа в группах «Разгадай кроссворд»:

    1 группа - красный – кроссворд на тему «Символы России»

    2 группа – синий – кроссворд на тему «Родина»

    3 группа – белый – крос$сворд на тему «Великие люди России»

    А как вы думаете, почему флаг России имеет три цвета, может это что-то обозначает?( ребятам предлагаютcя варианты ответов) Считается, что белый цвет – выражает чистоту устремлений, синий – обозначает волю к миру, красный – готовность не жа$леть своей крови при защите Родины.

    Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном геральдическом щите. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от зап$ада до востока. В лапах – скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди – изображение всадника, поражающего копьём дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом.

    По итогам работы в группах в кроссвордах прослеживаются ключевые слова:

    РОССИЯ, РОДИНА, ПАТРИОТ

    3. Беседа с учащимися

    После выделения в кроссвордах ключевых слов проводится беседа над понятиями:

    РОССИЯ (слайд «Символы России»)

    • Как называется страна, в которой мы живём?

    • Кто является главой нашего государства?

    • По$кажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории, какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории?

    • Какие города вам известны?

    • Назовите столицу России, покажите её на карте?

    • Какие символы государства тебе известны? (прослушать гимн стоя)

    РОДИНА (Слайд «Картины природы»)

    Назовите синонимы к слову Родина. (Отечество, матушка)

    - Почему Родину назы$вают Отечеством?

    - Почему Матушкой?

    Напомнить рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»:

    Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши.

    Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в н$ей говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме$ России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

    - Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

    Наша малая родина нах$одится (указывается район, край) и является частичкой государства, а вот кто знает как звучит полное название нашего государства? (РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.)

    Слово федерация говорит о том, что в государстве объединено много республик, краёв и областей. В них живут люди разных народов. Каждый народ имеет свою культуру, традиции, ценности.

    Игра «Собери пословицу»

    Человек без Родины родине служить.

    Для Родины своей ни сил соловей без песни.

    Роди$ну – мать ни жизни не жалей.

    Жить - чужая – мачеха.

    Родная сторона – мать, умей защищать.

    4. Работа с понятиями

    ПАТРИОТ

    - Как вы понимаете значение этого слова?

    - Кого вы можете назвать патриотом?

    Пат$риот – человек, который любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

    Патриотизм – любовь, эмоциональн$ое отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защитить её от врагов.

    • Какие русские военачальники, композиторы, писатели, художники вам известны?

    • Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему?

    • Назовите известных вам героев России?

    • Что вам известно о защитниках нашей Родины?

    • Все ли из перечисленных людей русские?

    Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс $вклад в развитие, свободное, независимое существование страны, в которой живёт.

    Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен.

    МИР

    Материальный Духовный (внутренний)

    - Вещи, предметы, среди кот$орых живёт человек, явления природы – это материальный мир.

    Духовный мир это знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми. Это внутренний мир, который почти все религии мира определяют как душу человека. В этом$ внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, всё, во что он верит и к чему стремиться.

    Содержание внутреннего мира человека

    Добро Зло

    Любовь Ненависть

    Честь Бесчестие

    Милосердие Жестокость

    Правда $Ложь

    Дружба Предательство

    Щедрость Жадность

    - Человек вправе сам определять, что из этого выбрать, чем питать свою душу. Это выбор никогда не бывает легким. Как не разрушить свой внутренний мир? Ответ на этот и многие другие волнующие вопросы вы получите, изучая предмет "Основы светской этики".

    5$. Самостоятельная работа

    Детям предлагается текст, после прочтения которого, нужно найти в нём главную мысль.

    «В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений.

    Россия стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди»

    6. Обсуждение результатов самостоятельной работы и подведение итогов урока

    -Что ты расскажешь дома членам семьи о нашей Родине, после сегодняшнего урока?

    Чем богата наша страна? (красота природы, люди). Люди в ответе за то, какой будет наша$ Россия! Прослушивание песни «Я, ТЫ, ОН, ОНА…»

    7. Подготовка к домашнему заданию

    - Есть ли среди ваших родственников тех, кто внёс вклад в развитие России? Кто они? В чём их заслуга перед Отечеством?

    Где бы люди меня ни спросили,

    Я отвечу им так – не солгу:

    Мне не жить без России,

    Я дышать без неё не могу!

    А. Прокофьев.

    8. Задан$ие на дом

    Оформить работу о выдающихся людях страны на формате А4.

    Post Comment