Статья: «Развитие коммуникативных умений учащихся через коллективные учебные занятия в парах постоянного и сменного состава»

Суетина Нина Алексеевна

$Учитель начальных классов

БОУ г. Омска «Гимназия №43»

Статья: «Развитие коммуникативных умений учащихся через коллективные учебные занятия в парах постоянного и сменного состава»

Проблема развития коммуникативных умений и навыков учащихся в современной школе актуальна и определяет психологическую атмосферу в обучении. Мы живем в мире о$ткрытий, больших технических достижений, больших возможностей для развития человека, например, возможность путешествовать, получать информацию по компьютерной сети. Задача образования не только в том, чтобы дать ребенку набор необходимых знаний и умений, но и научить гуманитарному мышлению. Показать, как отстоять свои убеждения, не поссорившись, как отказать, не обидев, как найти вариант, бла$гоприятный для всех участников общения. Умение говорить и доказывать свою точку зрения, находить и приводить аргументы, слушать, слышать и понимать услышанное, обсуждать в диалоге и делать выводы позволяет де$тям проявить свои личностные качества, раскрыть учебные возможности, развивать познавательный интерес к учению. Несформированность коммуникативных умений является одной из основных причин неуспешности школьника. В своей работе развиваю коммуникативные умения учащихся, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

Несколько лет в работе с классом $использую обучение в парах постоянного и сменного состава. Начинала работу в парах постоянного состава, это удобно проводить практически на любом п$редмете и на любом этапе урока. На уроках русского языка даю задание определить спряжение глагола и записать его окончание, на математике проверяю вычислительные навыки, на чтении отрабатываю навыки выразительного чтения и т. д. Однако при такой форме работы столкнулась с неудобством, св$язанной с тем, что пары заканчивают работу неодновременно, стала составлять карточки из основной и дополнительной частей, но тогда задания повторялись.

В такой ситуации рациональна работа парами сменного состава, при которой, закончив выполнение задания, ученики обмениваются карточками и продолжают работу с другим партнёром. Благодаря этому выполняется больший объём заданий, при этом все заняты, никто не дожидается, пока закончат работу другие пар$ы. Карточки писала с меньшим объёмом заданий, так как быстроработающим ребятам хватает работы с другими партнёрами, медлительный тоже не чувствует дискомфорта, ведь объём его карточки небольшой и он тоже успевает с ним справиться. У учителя в это время есть возможность индивидуальной работы с учащимися с низ$кими учебными возможностями.

Положительно в этой работе и то, что каждый ученик проявляет себя и в качестве учителя, и в качестве ученика. Он выполняет разные виды учебного труда: говорит и слушает, диктует и пишет под диктовку, проверяет сам и с помощью карточки, оцени$вает результаты своего партнёра, получает возможность обсудить выполненное задание, доказать свою правоту, привести необходимые аргументы.

Слабоуспевающий ребёнок может реализовать свою потребность в лидерстве, проявляя себя в роли учителя, давая оценку себе и своему партнеру, что повышает его самооценку и развивает интерес к учебной деятельности.

$Начиная работу с неподготовленным классом, столкнулась с серьёзными проблемами. Нередко возникал излишний шум, дети не умели действовать совместно, задавали множество вопросов, темп работы был медленным, и$ногда класс напоминал улей, разговаривают, перемещаются ученики. Особенно сложно проводить такую форму работы с учащимися первого класса. Поэтому поставила цель развивать коммуникативные навыки у учащихся, научить детей сотрудничать друг с другом, отработать с ребятами алгоритм выполнения таких заданий. Правильно организованная работа в паре протекает при чётком распределении её между партнёрами : взаимообучение взаимотренировка взаимопроверка

В$месте с детьми выработали алгоритм выполнения учебной задачи и деятельности учащихся: 1. Подготовительная беседа о правилах работы в паре. 2.Обсуждение алгоритма выполнения задания. 3. Работа в п$арах. 4. Взаимопроверка и обсуждение выполненного задания. 5. Оценивание работы партнёра и самооценка.

Для работы в динамичных парах в ходе обсуждения выработали правила работы для учащихся: - общаемся, не мешая другим - слушаем, не перебивая партнера - осмысливаем сказанное, понимаем услышанное - считаемся с мнением партнёра, уважаем его мнение - корректно отстаиваем свою точку зрения

$

По моим наблюдениям с развитием коммуникативных умений, учащиеся стали более свободно общаться друг с другом и учителем, отвечали более уверенно у доски, не боялись высказывать свою точку зрения, стали боле$е внимательны и уважительны друг к другу, научились спорить, не обижая собеседника. Работа парами сменного состава хорошо себя зарекомендовала не только при закреплении изученного материала, но и при знакомстве с новыми знаниями, когда ребята знакомятся с правилом, анализируют его использование и применяют для выполнения задания. Такая форм$а работы даёт возможность детям проявить себя, развивает познавательную активность и интерес, положительную мотивацию в учении. При работе в динамичных парах я избегаю деления ребят на сильных и слабых, каждый ребёнок развивается по мере своих учебных возможностей.

Достоинством этой работы считаю то, что дети учатся говорить, рассуждать, отстаиват$ь свою правоту, объяснять непонятное друг другу. Применяемая форма учебной деятельности даёт более высокий результат работы, охватывает больший объём изучаемого материала Развитие коммуникативных умений важно и при формировании сплочённости классного коллектива, ведь при коллективной форме обучения$ парами постоянного и сменного состава, осуществляется сотрудничество и взаимопомощь, согласованность действий и чувство ответственности за результат совместной деятельности.

Post Comment