Урок для 4 класса по теме "Пасха", ОРКСЭ, модуль"Основы православной культуры"

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Свердловской области

$ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» (ИРО)

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИРО г. СЕРОВ

$

КОНСТРУКТ

модуль «Основы православной культуры»,

тема урочного занятия «Пасха»

для 4-го класса

$

Автор:Салимова Э.И. (учитель начальных классов)

МБОУ МО СОШ №6

г.Нягань, ХМАО-Югры.

2012

Предметная область:

$ Урок № 8 модуля «Основы православной культуры»

Тема: «Пасха»

Базовый учебник: Основы православной культуры. Автор: А.В.Кураев « Москва «Просвещение»-2012

Тип урока: урок комплексного применения новых знаний

Цель урока: пополнить и обобщить знания учащихся о празднике Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре.

Задачи урока$:

Образовательные: познакомить с некоторыми пасхальными традициями, обычаями, играми;

пробудить интерес к старинным русским обрядам;

Развивающие: развивать познавательную активность

Воспитательные: помочь учащимся осознать, что пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше других радостей$ в жизни.

Планируемые результаты:

Личностные

$Метапредметные

Предметные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимо$сти бережного отношения к ним;

Используют навыки извлечения существенной информации из различных источников;

Пользуются навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Составляют текст в$ устной и письменной формах.

Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока

имеют представление о понятии Пасха

Педагогический инструментарий достижения планируемых результатов (технологии, формы, методы и приемы):

Образовательные технологии

  1. ТПО- технология проблемного обучения

  2. ТРО – технология развивающего обучения

  3. ИКТ-информационно- коммуникационные технологии

  4. ПСОТР- педагогика сотрудничества

  5. ТРКМ – технология развития критического мышления

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы: репродуктивный, проблемный, интеракти$вный,

Приемы: беседа, словарная работа, работа со справочной литературой и текстом.

Средства обу$чения:

Оборудование учителя

Оборудование учащихся

Учебник, экран, мультимедийный проектор, иллюстрации, фотографии, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием модуля, индивидуальная карточка для самопроверки.

Учебники, тетради

$Содержание участия родителей и(или) других субъектов образовательного процесса в уроке:

Межпредметные связи: ИЗО, литературное чтение, родительское собрание.

Этапы

$

Время

(в мин.)

Цели этапа

Пед инструментарий

$

Содержание

$

УУД

Оценка

(педагогическое наблюдение, самооценка, взаимооценка и др.)

Деятельность уч-ля

Деятельность уч-ся

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), $выделения содержательной области («могу»).

2мин.

1.1. Создание благоприятного эмоционально-психологического фона урока.

1.2. Формирование у учащихся желания работать на уроке и уверенности в своих силах.

Беседа

$Учитель приветствует детей: предлагает всем встать в круг и поздороваться друг с другом по очереди.

Учитель задает вопрос : «Ребята, вы любите праздники? Какие христианские праздники вы знаете?»

Дети выполняют просьбу учителя,

Отвечают на вопрос, обозначая свою эрудицию.

$

К.: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Р.:понимать цель выполняемых действий

Подводя итог упражнению, выражает надежду, что полученные положительные эмоции помогут каждому ученику решить задачи сегодняшнего урока

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. учащихся, фиксируемое ими самими.

5-7 мин.

Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности$

используя игровой прием «Знаешь ли ты, что…»(учитель говорит начало фразы, обучающиеся завершают её)

Пр$оверяет домашнее задание,

Подводит итог игры

Обучающиеся обдумывают ответы и завершают продолжение фразы.

1.3. П.: умеют объяснить смысл понятий «Иисус Христос и его Крест».

Р.: оценивать правильность выполнения задания, высказывания.

К.: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мыс$ли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.

Предлагает наградить правильно ответившего ученика аплодисментам

3. Выявление места и причины затруднения.

5мин

Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

проблемную ситуацию

$

Обращает внимание учащихся к теме урока - «Пасха»,

- Слово это, несомненно, вам, ребята, знакомо, вы его много раз слышали.

Какие словосочетания приходят вам на ум, когда вы слышите или видите перед собой слово «Пасха»? А можете ли вы дать ответ на вопрос: Что такое Пасха? Какое есть иное определение слова «Пасха»? Как вы думаете, почему слово Пасха связано с жизнью Иисуса Христа?

Учащиеся приводят словосочетания со словом «Пасха», высказывают свои предположения по сути вопросов, поставленных учителем.

Дети обозначают тему урока.

Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную$ задачу.

К.:внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания).

2мин.

$

Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации.

Предлагает учащимся сформулировать задачи урока.

Корректирует вопросы, предложенные учениками.

Сообщает план действий :

1. Знакомство с новыми понятиями и беседа по их содержанию.

2. Изучение текста учебника.

3. Составление ответов на главные вопросы урока.

Формулируют задачи урока:

1. Узнать, что такое «Пасха Христова?»

(Как религия отвечает на вопрос «Что такое Пасха?» Как религия характеризует понятие «Пасха?»)

$ 2. Как связаны между собой «Пасха» и Иисус Христос?

П.: поиски способов решения проблемы

Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу

К.: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.

$

5.Реализация построенного проекта.

10мин.

Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Презентация

1. Объясняет новый материал.

$2.Организует беседу по содержанию нового материала:

Что нового о «Пасхе» вы узнали для себя?

3. Организует чтение текста учебника о взаимосвязи «Пасхи» и Иисуса Христа.

1. Внимательно слушают учителя.

2. Отвечают на вопросы учителя.

3. Под руководством учителя читают текст$ учебника(стр.).

.

П.: умение выделять существенную информацию из различных источников.

Р.: удерживать учебную задачу в процессе работы.

К.: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

5мин

$

Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Кластер

1. По вопросам, связанным с понятием «Пасха»:Что необходимо взять из содержания нового материала, чтобы ответить на во$прос «Как религия характеризует понятие «Пасха»?»

а) предлагает составить кластер «Пасха»;

б) дать определение понятия «Пасха» и краткую характеристику праздника.

2. По вопросу взаимосвязи «Пасхи» и Иисуса Христа.

1. Под руководством учителя составляют кластер «Пасха».

Отвечают на вопрос «Как религиозная наука определяет понятие «Пасха»?

Дают характеристику праздника в соответствии с полученной информацией

2. Участвуют в обсуждении вопроса о взаимосвязи «Пасхи» и Иисуса Христа. Дают ответ на вопрос в соответствии с полученной информацией

П.: понимать информацию, представленную в виде схем.

Р.: определение правил составления кластера

К.: участвовать в коллективном обсуждении проблемы

7. Самостоятельная работа с самопров$еркой по эталону.

6мин

Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность

Кроссворд

$Тест

1.Учитель предлагает учащимся кроссворд по теме Пасха и маленький тест , разделив детей на группы(приложение).

  1. $Решают кроссворд, отвечают на вопросы теста.

П..:группировать предметы по существенным признакам.

Р.: оценивать правильность выполнения задания,

К.: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание

Самопроверка

$

8. Рефлексия учебной деятельности.

5мин.

Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Синквейн

1. Обращает внимание обучающихся на вопросы, поставленные ими в начале урока, предлагает соотнести задачи урока с его результатами: на все ли вопросы был получен (дан) ответ; остались ли неразрешенные моменты.

2. Предлагает каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность свое$й деятельностью.

3. Дает инструктаж по выполнению домашнего задания.

4. Итак, ребята, на этом наш урок закончен. Спасибо всем вам за работу. Все хорошо трудились. Молодцы! До свидания!

1. Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.(в таблице)

$

2. Оценивают своё участие в уроке.

3. Записывают домашнее задание в дневник.

4. составление синквейна по теме урока.

П.

Р.: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.

К.:быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

Post Comment