Конспект урока для 1 класса "Бережное отношение к растительному и животному миру"

Урок кубановедения в 1 классе$

Тема урока: «Бережное отношение к растительному и животному миру».

Цель: $познакомить детей с «Красной книгой Кубани», расширить и углубить знания детей о животных и растениях, раскрыть роль человека в охране природы, развивать монологическую речь учащихся воспитывать чувство ответственности ,бережное отношение к природе, учить соблюдать правила поведения в природе.

Оборудование: «Красная книга», мультимедийная установка, мультимедийная доска, слайды с изображением редких растений и животных, кроссворд, учебник-тетрадь по кубановедению. 1 класс. (авт. Еременко Е.Н, Н. М. Зыгина, Г$.В.Шевченко),карта Краснодарского края.

1.Организационный момент:

Учитель: Ребята, встаньте ровно, расправьте плечи. Поздоровайтесь с гостями. У меня сегодня хорошее настроение. Давайте будем взаимовежливы. Улыбнитесь друг-другу. Начнем урок.

$Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Каждый из вас отправляется путешествовать не с пустыми руками, а с багажом знаний. Мы отправляемся не просто, чтобы развеяться и отдохнуть, а для того, чтобы еще раз задуматься о судьбе окружающего нас мира.

2.Повторение пройденного материала.

Учитель: На предыдущем уроке мы с вами путешествовали по карте Краснодарского края и узнали, $какие растения растут в Краснодарском крае и какие животные обитают в Краснодарском крае. Я предлагаю вам отгадать загадки ,чтобы узнать ключевое слово к теме урока .А написал эти загадки для вас ребята кубанский по$эт Нестеренко Владимир Дмитриевич .Отгадки будем записывать в кроссворд.

Заплелись густые травы,

$Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога(.Баран)

$Он в мундире ярком,

Шпоры для красы.

Днем он- забияка,

Вечером- часы.(Петух).

Хоть и жжется, но красива

Всем известная (Крапива).$

Кто по елкам ловко скачет,

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет

Сушит на зиму грибы? (Белка).

$ По лужку он важно бродит

Из воды сухим выходит,

$Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

. Хитрая плутовка, рыжая головка ,

$ Хвост пушистый краса, а зовут ее … (Лиса).

Молодцы! Загадки верно отгадали .А теперь прочитайте ключевое слово. Береги!(хором) Ребята, задумайтесь над этим словом. Что мы можем беречь в школе?(Мебель ,книги).А можем ли мы кого-то оберегать в природе?

3. Сообщение темы урока. Тема урока: «Бережное отношение к растительному и животному миру Краснодарского края». (Слайд 1).$

Множество животных летает, бегает, плавает в реках и морях, ползает в степях, горах и лесах Краснодарского края. А растительность края насчитывает более трех тысяч видов растений. Но к сожалению количество некоторых животных и растений с каждым годом становится все меньше и меньше. Ученые всех стран пришли к выводу, что необходимо бережное отношение всех живущих на планете к растительному и животному миру.

$Учитель: Домашние животные находятся под защитой человека. А как защитить растения, диких животных и птиц нам расскажет наша гостья. Сегодня к нам в гости пришла девочка. А зовут ее Красная книга.

$Ученица: Учитель:- $Спасибо, Красная книга. Ребята, а это макет Красной книги. (Послушайте историю создания Красной книги).. Меня написали ученые всего мира-ботаники, экологи, зоологи. Ученые стали изучать, каким растениям и животным планеты нужно помочь в первую очередь. Я была издана в 1948году. Международным союзом охраны природы. Сегодня я вам расскажу, для чего я нужна, и почему я не синяя, не белая, не зеленая, а красная.В1966году Красная книга была переиздана в необычном виде. Обложка у нее была красная, а страницы - красные, желтые, белые, серые, зеленые. Она была похожа на книгу, которую я вам приготовила для урока. Книга призывает сохранять редкие виды животных и растений. Страницы книги были скреплены скобами, подобно листам пе$рекидного календаря. Их можно было легко вынуть из книги, если судьба животного и растения менялась в лучшую или худшую сторону. Ученые хотели, чтобы как можно больше видов попало на зеленые страницы, поэтому разработали специальную программу спасения. В 1978 году книга вышла в нашей стране .Красная книга - информирует, призывает изучать, предупреждает, советует (Слайд 2).$

Красная книга Краснодарского края была издана в 1994 году .В ней дается перечень редких растений и животных и исчезающих видов на территории Краснодарского края , он включает 157 видов растений и 100 видов животных. Ребята, а вы как думаете, почему обложка у книги красная? Красный цвет-стоп, остановись! Красный цвет- сигнал опасности).(«Осторожно!Может случиться беда!»)

$Учитель: В Красной книге есть классификация растений и животных. Прочитайте, на какие группы они разделены. Классификация, виды: исчезающие, сохраняющиеся, редкие, неопределенные, восстанавливаю-щиеся. (Слайд 3) .(Ребята подготовили сообщение о данных видах и сейчас нам расскажут о них.)

Ученик 1.Исчезающие виды – это быстро сокращающиеся виды животных или растений, которые уже невозможно спасти без вмешательства челов$ека. Сведения об исчезающих видах поместили на красных страницах.(Слайд.4)

Ученик 2. Сохраняющиеся – это виды, встречающиеся в количествах, достаточных для выживания, но их численность сокращается. Сведения о редких видах поместили на желтых страницах.(Слайд 4)

Ученик 3$ Редкие – это виды, которые не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко. Сведения о редких видах поместили на белых страницах.(Слайд 4)

Ученик 4. Неопределенные виды - это те растения, которые мало изучены учеными. Сведения о них поместили на серых страницах.(Слайд 4)

Ученик 5. Восстанавливающиеся - это те растения и животные, которых удалось спасти в результате мер по их охране. Сведения об этих растениях и

животных поместили на зеленых страницах.(Слайд 4).

Учитель:$ Откроем первую страницу нашей книги .Речь в ней идет о растениях. Познакомимся с некоторыми из них, занесенными в Красную книгу Кубани.

Цикламен кавказский - травянистое растение, имеет клубень. Цветки красно- фиолетовые. Цветет в феврале-марте. Относится к: лекарственным травам. Растет практически по всей территории Краснодарского края, любит влагу. Число цикламена быстро сокращается. Люди массово собирают цветы на зимние и раннецветущие букеты, выкапывают клубни для лекарственных целей (Слайд 5).

$Подснежник кавказский произрастает в Краснодарском крае.. Это травянистое растение до 20см высотой. Имеет небольшой белый цветок в виде колокольчика. Корень- луковица . Число подснежников заметно сокращается, их собирают для букетов. (Слайд 6).

Лотос. Людей издавна изумляла красота лотоса, его $крупный цветок с нежными ярко-розовыми лепестками. В древних легендах египтян, индусов, китайцев цветок лотоса всегда был символом красоты, мудрости силы. Лотос всегда кормил и лечил людей. Из его корневищ и семян изготавливали муку, крахмал, сахар и масло. Как лекарственное средство его используют при лечении заболеваний сердечно сосудистой системы. (Слайд 7).

Шафран прекрасный$- произрастает в Краснодарском крае.Занесен в Красную книгу России. (Слайд 8)

Пион тонколистный- многолетнее травянистое растение. Цветки ярко-пурпурные. Лепестки 5см длины. Цветет в мае-июне. Вид сокращает численность в связи со сбором цветущих экземпляров. (Слайд 9.)

$Пицундская сосна- (Слайд 10) . – дерево ,древняя представительница третичной флоры.

Можжевельник высокий- реликтовый представитель третичного времени. Средний возраст дерева- 600лет.(Слайд11).

$Учитель: Следующие страницы посвящены птицам и зверям. Кудрявый пеликан - светло-серая птица с очень оригинальным длинным клювом. Место обитания пеликана- плавни и лиманы. Клюв, ноги и горловой мешок желтого цвета. Питаются пеликаны рыбой. Когда пеликан отк$рывает клюв и подхватывает рыбу, горловой мешок растягивается и принимает форму сачка. Кудрявый пеликан занесен в Красные книги Кубани и России. (Слайд 12).

Лысуха-представитель журавлеобразных. Внешне напоминает утку. Обитает на водоемах.(Слайд13).

Сапсан - редкая и красивая птица с характерными «усами»-полосками из черных перьев у клюва. Сверху оперение сероватое с поперечными темными полосками, снизу - све$тлее .Голова темная. Размах крыльев до 1 метра. Гнездится на высоких деревьях, карнизах обрывов и скал, высоких зданиях. Сапсан развивает скорость во время полета до 100 метров в секунду. Численность этого вида быстро сокращается.(Слайд14).

Зубр- единственный дикий вид подсемейства бычьих Европы. Он$ уцелел до наших дней. Весит около тонны. Высота 2метра. Зубр стал исчезать не только из - за того, что на него стали охотится. Человек уничтожал лесные массивы, в которых жили эти звери. Людям потребовалось 70 лет, чтобы увеличить поголовье зубра с 12 до 3000 особей. (Слайд15).$

Дикие кабаны. живут в лесной ,лесостепной, плавневой зоне (Слайд16).Обычно они держатся группами .Излюбленная пища кабанов- буковые орешки, плоды груш, желуди, каштаны, дождевые черви.

Самого маленького оленя Кубани – косулю – можно встретить в островных лесах, небольших урочищах, рощах, опушках (например, в районе$ Большого Утриша). Питается косуля травянистой растительностью, желудями, грибами, ягодами.(Слайд.17).

Медведь. Довольно обычны встречи с кавказским медведем. По размерам и силе он значительно уступает бурому, самому крупному хищнику Краснодарского края. Кавказский медведь обладает сравнительно добродушным нравом и встреча с ним обычно не грозит человеку опасностью .Летом медведи иногда приближаются к населенным пунктам, чтобы полакомиться кукурузой или медом на пасеках. Эти неуклюжие с виду животные бегают легко и быстро, даже в гору.(Слайд18). Многие из вышеназванных растений ,насекомых ,птиц ,животных встречаются в природе очень редко, поэтому их охраняет государство .Для этого в 1924 году был создан Кавказский заповедник(.Слайд19-20) Это место где не только нельзя охотиться или ловить рыбу ,там запрещается жечь костры, собирать грибы и ягоды и даже травы .В заповеднике ученые изучают природу, пытаются восстановить число тех животных, которых осталось очень мало

Физкультминутка.$

Мы немножко отдохнем, встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.

$Вверх на солнце посмотрели и их лучики согрели.

Бабочки летали, крыльями махали. Дружно хлопаем,

Ногами топаем! Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали.

-Ребята, мы узнали о «Красной книге» о том, что нужно охранять природу.- Сейчас мы попробуем составить свою Красную книгу. Рассмотрите иллюстрации(Слайд 21 ) и попробуйте назвать эти растения ,насекомых и животных.(ЛАНД$ЫШ,БАБОЧКА-АДМИРАЛ, МЕДУНИЦА,ШМЕЛЬ,БОЖЬЯ КОРОВКА,ВЕТРЕНИЦА ЛЮТИЧНАЯ,МАТЬ-И-МАЧЕХА,СТРЕКОЗА).

-Сейчас каждый из вас выберет какое-нибудь животное или растение, которое встречалось вам в природе. Что, вы можете о нем рассказать? Что можете предложить для охраны?(1ученик. Я хочу рассказать о ландыше. Очень красивый цветок. У него продолговатые листья. В листьях прячутся тоненькие стебельки с цветочками нежно белого цвета. Аромат цветков похож на запах духов. Ландыш надо беречь, зря не рвать. Живет ландыш 21год, цветет 2-3раза ( 2ученик. Я хочу рассказать о бабочке под названием Адмирал. Я видела эту бабочку на лугу, она сидела на цветке. Крылья у бабочки черные ,с красными полосками. Эта бабочк$а прилетает к нам из южных стран. Много бабочек погибает во время тяжелого пути. Поэтому нельзя ловить бабочек, пусть они весело порхают над цве$тами).Молодцы ребята!

Составить рассказ к картинкам. (Постарайтесь в рассказе передать свое отношение к тому, что случилось с деревцем (Слайд№ 22 ).

5.Работа по учебнику-тетради (с.31).

4.Будьте природе другом$!

- мы с вами говорили о том, что охрана природы государственная проблема. А мы с вами можем стать другом природе?

( Мы можем стать природе другом. Нужно только соблюдать правила поведения в природе)..- Давайте изучим эти правила$. (Нельзя уносить домой ежей и других животных,( Что произойдет с животным в неволе,вы узнаете послушав рассказ «Чиж».В силки попался чиж.Коля принес домой чижа и посадил в клетку.Мама просила Колю ,чтобы мальчик отпустил на волю чижа.Но мальчик не послушался маму.И чиж оставался в клетке.Утром мальчик выпустил чижа из клетки полетать по комнате.Чиж радостно вылетел из клетки и не заметив оконного стекла, ударился о стекло.Чиж упал на пол,ему было очень больно.К вечеру чижа не стало.Он умер .Дикие птицы не могут жить в неволе.

Нельзя уничтожать лягушек

(Почему нельзя?)За лето одна лягушка уничтожает до 80000тыс.комаров.

.(Послушайте рассказ В .Бианки «Кому смех-кому слезы»(с.304)$ Нельзя ломать деревья

не лови бабочек, не забирай из гнезда и не уничтожай птичьи яйца в лесу.

Не собирай цветы

,

!Ребята ,сейчас мы ознакомимся с правилами поведения в природе)(Слайд№ ).

.Отгадайте загадки и определите, какие животные включены в Красную книгу ,а какие не включены? $

1.Весь день рыбак в воде стоял, 2. Что за чудо?Вот так чудо:

Мешок рыбешкой набивал. Сверху блюдо,снизу блюдо.
Закончил лов, забрал улов. Ходит чудо по дороге,

Поднялся ввысь –и был таков. Голова торчит да ноги.

(П$еликан). (Черепаха).

3.Хоть верь,хоть не верь, 4. Днем сидит он как слепой,

Пробегал по лесу зверь А под вечер на разбой,

Нес на лбу он неспроста Ухватил за хвост, но ах.

Два развесистых рога. Удрала, а хвост в руках.

(Олень). (Филин).

5.Бегает среди камней, 6. Голубой аэропланчик,

Не угонишься за ней. Сел на белый одуванчик.

(Ящерица). (Стрекоза).

7. Кто они? Откуда? Чьи?

Л$ьются черные ручьи

Дружно маленькие

Точки строят дом

Себе на кочке.

(Муравьи).

8Под соснами, под елками,

Лежит клубок с иголками.(еж).

-Какие животные занесены в Красную книгу?,о$лень,черепаха,пеликан,стрекоза,ящерица)

Постарайтесь по описанию узнать о каком животном или растении идет речь(учебник Куб ,2кл).

6.Итог урока. (Слайд21).

Что нового мы узнали на уроке?$( Мы познакомились с отдельными представителями животного и растительного мира, которые занесены в «Красную книгу Кубани». И мы должны не только знать этих представителей, но и охранять их).

-Почему возникла необходимость создать Кр$асную книгу Краснодарского края?(ответы детей)

Учитель:- Давайте же$ стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады и пели птицы.

Ведь как сказал В.Берестов (Слайд22).

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

$Мне бы хотелось завершить свой урок словами замечательного русского писателя М.М.Пришвина « Охранять природу - значит охранять Родину».

7 Домашнее задание (Слайд 23).

1.Придумать и зарисовать знаки правил поведения в лесу.

8.Организация на перемену.

-

Общеобразовательная средняя школа № 18.

$

ОТКРЫТЫЙ УРОК по кубановедению

на тему:«Бережное отношение к растениям и животным»

$ Подготовила:

Кобылинская. Ж.А.

Учитель начальных классов.

г -.к. Анапа 2010год.

Post Comment