Анализ ЕГЭ по русскому языку в 11 классах

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 84

имени Героя России Дмитрия Петрова

Первомайского района города Ростова-на-Дону

СПРАВКА

30.06.2014 г.

Анализ ЕГЭ по русскому языку в 11 «А» и 11 «Б» классах (2014г.)

Особенности контроля и аттестации выпускников при проведении единого государственного экзамен$а (ЕГЭ) по русскому языку определяются спецификой предмета, конечными целями обучения и назначением экзаменационной работы.

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Цели обучения, его содержание (знания, умения и навыки) определяются через понятия языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций.

Экзаменационная работа составлена так, что позволяет проверить, в какой степени у выпускников средней школы сформирована каждая из трех компетенций – языковая, лингвистическая и коммуникативная.

В 2014 году ЕГЭ по русскому языку сдавали 15 выпускников 11 « А» и 19 выпускников 11 «Б» класса – всего 34 обучающихся. Все участники у$спешно преодолели экзаменационные испытания. Экзаменационная работа по русскому языку для выпускников 11 класса школы имеет свое назначение – оценить подготовку выпускников средней школы по русскому языку с целью их итоговой аттестации и отбора абитуриентов для поступления в ссузы и вузы.

Выполнение экзаменационной работы потребовало от выпускников следующих умений:

Проводить различные виды анализа языковых единиц. Анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

  • Осуществлять речевой самоконтроль. Оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

  • $Разграничивать варианты норм. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

  • Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов. Использовать основные приемы информационной переработки текста.

  • Извлекать необходимую информацию из различных источников, создавать собственные речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

  • Владеть основными приемами информационной переработки текста.

Двоякая функция ЕГЭ – аттестовать выпускников общеобразовательных школ и отобрать среди них наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения в вузе – определяет структуру и содержание экзаменационной работы. В ней, помимо заданий базового уровня, имеются задания повышенного и высокого уровня сложности, обладающие большой дифференцирующей силой. Именно эти задания позволяют выделить из числа экзаменуемых учащихся наиболее подготовленных.

В работе использованы три типа заданий: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом.

Большая часть заданий с выбором ответа проверяет языковую компетенцию экзаменуемых: умение выявлять соответствие (или несоответствие) какой-либо речевой единицы языковой норме. Несколько заданий с выбором ответа проверяют лингвистическую компетенцию – способность опознавать языковые единицы и классифицировать их – и коммуникативную компетенцию – способность понимать высказывание, связно, а также логично строить текст. В целом задания с выбором ответа проверяют подготовку по русскому языку на базовом уровне.

Основные общие результаты экзамена по русскому языку

В 2014 году средний тестовый балл по русскому языку: в 11А – 61 балл, в 11Б 54 балла. Средний тестовый балл по школе составляет 57 баллов (в прошлом учебном году 63,2), что ниже показателей этого года по Первомайскому району, городу, Ростовской области и России в целом, а также в сравнении с предыдущими годами.

Результаты выпускников школы ЕГЭ по русскому языку можно условно разделить на$ несколько групп:

класс

ФИО учителя

условно на «2» (от 0 до 23 баллов)

условно на «3» (от 24 до 56 баллов)

условно на «4» (от 57 до 71 баллов)

$условно на «5» (от 72 баллов и выше)

успеваемость, %

качество, %

11А

Свинаренко Т.Н.

0

4

10

1

$100%

73%

11Б

Нечепоренко Е.А.

0

13

3

3

100%

32%

Всего

0

17

13

4

100%

50%

Качество знаний в 11А выше, чем в 11Б. Средний результат на уровне 50%, что даже с учетом пониженного проходного балла является невысоким достижением.

Результаты выполнения заданий базового уровня сложно$сти (часть А)

Работа состоит из 39 заданий: заданий базового уровня сложности 24, повышенного — 7, высокого — 8. Заданий с выбором ответа (тип А) — 30, с кратким ответом (тип В) — 8, с развернутым ответом (тип С) — 1.

Для аттестации выпускников школы важны, прежде всего, результаты выполнения заданий первой части (А), которая проверяет сформ$ированность умений, обеспечивающих владение устной и письменной речью на базовом уровне. В таблице представлены результаты выполнения всех заданий первой части экзаменационной работы:

 

А1

А2

А3

А4

А5

А6$

А7

А8

А9

А10

11А

53%

80%

93%

100%

$47%

93%

100%

$

93%

80%

47%

11Б

63%

58%

84%

74%

53%

53%

$

79%

79%

47%

42%

Всего

59%

$68%

88%

85%

50%

71%

88%

85%

62%

44%

 

А11

А12

$А13

А14

А15

А16

А17

А18

$

А19

А20

11А

40%

80%

53%

73%

67%

$80%

73%

$60%

73%

93%

11Б

37%

74%

58%

$

68%

42%

74%

53%

53%

53%

58%

Всего

38%

76%

56%

$71%

53%

76%

$

62%

56%

62%

74%

 

$

А21

А22

А23

А24

А25

А26

А27

А28

А29

А30

11А

87%

67%

53%

$

73%

80%

80%

87%

100%

73%

$

67%

11Б

79%

58%

37%

58%

74%

$58%

84%

89%

37%

74%

$

Всего

82%

62%

44%

65%

76%

68%

85%

94%

53%

$71%

Процент выполнения заданий по темам можно представить следующим образом.

Уровень сложности задания: Б- базовый, П- повышенный, В – высокий.

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Уровень сложности задания

11А,%

$11Б,%

Всего, процент выполнения

Задание А1. Орфоэпические нормы (постановка ударения)

Б

53

63

59

Задание A2. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)

Б

80

$

58

68

Задание А3. Морфологические нормы (образование форм слова)

Б

93

84

88

Задание А4. Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)

Б

100

74

$85

Задание А5. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений

Б

47

53

50

Задание А6. Синтаксические нормы

Б

93

53

71

Задание А7. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте

100

79

88

Задание А8.Средства связи предложений в тексте

93

79

85

Задание А9. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Б

80

47

62

Задание А10. Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. Сложные предложения с разными видами связи

$Б

47

42

44

Задание А11. Части речи

Б

40

37

38

Задание А12. Лексическое значение слова

Б

$

80

74

76

Задание А13. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи

Б

$

53

58

56

Задание А14. Правописание корней

Б

73

68

71

Задание А15. Правописание приставок

Б

67

42

53

Задание А16.$ Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

Б

80

74

76

Задание А17. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

Б

73

53

62

Задание А18. Правописание НЕ и НИ

$

Б

60

53

56

Задание А19. Слитное, дефисное, раздельное написание слов

$Б

73

53

62

Задание А20. Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами

Б

93

58

74

Задание А21. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями)

Б

87

79

82

Задание А22. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Б

$

67

58

62

Задание А23. Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами)

Б

53

37

44

$

Задание А24. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Б

73

58

65

Задание А25. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

П

80

74

76

$

Задание А26. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи

П

80

58

68

Задание А27. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

П

87

84

85

$Задание А28. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

П

100

89

94

Задание А29. Функционально-смысловые типы речи

П

73

37

53$

Задание А30. Лексическое значение слова. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами

$

П

67

74

71

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что выпускниками хорошо усво- ены следующие темы:

1.Морфологические нормы (88%).

2.Синтаксические нормы (85%).

3. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложний в тексте (88%).

4.Средства связи предложений в тексте (85%).

5.Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (82%).

6. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров (85%).

7. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционна$я целостность текста (94%).

Примечателен тот факт, что учащиеся справились с заданиями повышенного уровня сложности лучше, чем с заданиями базового уровня (53% — 94%).

Низкие результаты показали выпускники при выполнении таких заданий:

1.Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. Сложные предложения с разными видами связи (44%).

2.Части речи (38).

3.Знаки препинания в простом осложненном предложении с однородными членами (44%).

Из 15 выпускников 11А и 19 выпускников 11Б классов никто не справился с выполнением заданий части А на 100%, что свидетельствует о непроч$ности знаний учащихся. Максимальное количество правильных ответов в части А (29) у Нискубиной М. (11А класс). Минимальное количество (7 баллов) у Варосяна С. (11Б класс). Только три задания (А4, А7, А28) выполнены учащимися на 100%. Самый низкий результат (38%) учащиеся показали в части А11 (части речи). Это серьезный пробел в знаниях выпускников, т.к. отсутствие представления о частях речи влечет за собой ошибки в правописании слов, пунктуационные и грамматические ошибки (ошибки в практическом применении знаний).

Результаты выполнения заданий повышенного уровня сложности

(часть В)

Задания открытого типа с кратким ответом ориентированы главным образом на проверку лингвистической компетенции экзаменуемых. В заданиях этого типа для анализа предлагается более сложный, чем в заданиях с выбором ответа, языковой материал, причем предъявляется он не в виде изолированных языковых примеров (слов, словосочетаний, предложений), а на материале текста.

В целом задания к тексту представляют собой многоаспектный анализ текста (смысловой, композиционный, типологический, стилистический, языковой) и являются заданиями повышенного уровня сложности.

Вторая часть работы ориентирована как на итоговую аттестацию выпускников школы, так и отбор абитуриентов для продолжения учебы в вузе. Традиционно эти задания вызывают у выпускников наибольшие затруднения.

Уровень сформированности той или иной компетенции можно определить по результата$м выполнения групп заданий, проверяющих соответствующие умения. Видно, что общий результат выполнения заданий повышенного уровня сложности низкий. Данные представлены в таблице ниже.

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Уровень сложности задания

11А,%

11Б,%

Всего, процент выполнения

Задание В1. Основные способы словообразования

В

47

$47

47

Задание В2. Части речи

В

33

26

29

Задание В3. Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание

В

67

37

50

Задание В4. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные

$

В

47

32

38

Задание В5.Простое осложненное предложение

В

60

42

50

$

Задание В6. Сложное предложение

В

40

26

32

Задание В7. Средства связи предложений в тексте

В

67

47

$56

Задание В8. Речь. Языковые средства выразительности (максимально 4 балла)

В

 

В1

В2

В3

В4

В5

$В6

В7

11А

47%

$

33%

67%

47%

60%

40%

67%

$

11Б

47%

26%

37%

32%

42%

26%

47%

Всего

47%

29%$

50%

38%

50%

32%

56%

$

В8 0 б

21%

В8 1 б

29%

В8 2 б

$15%

В8 3 б

12%

В8 4 б

24%

$

Крайне низкие результаты показали выпускники при выполнении таких заданий:

В2. Части речи (29%);

В4. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные (38%);

В6. Сложное предложение (32%).

Все указанные темы теснейшим образом связаны между собой. Пробелы в морфологии вызывают пробелы в синтаксисе, а далее – в пунктуации.

Задание В8 (анализ средств выразительности текста) предполагает оценивание от 0 до 4 баллов. Оценка зависит от количества правильных ответов. Каждый верный ответ оценивается 1 баллом.

4 балла заработали 27 учащихся (55%).

3 балла – 7 учащихся (14%).

2 балла –5 учащийся (10%).

1 балл – 5 учащихся (10%).

0 баллов – 5 учащихся (10%).

Тот факт, что 10% выпускников не справилось с заданием В8, свидетельствует об отсутствии у них знаний, умений и навыков выявления художественных средств выразительности. Значит, в своей практике речевого общения они также не используют в полной мере ресурсы русского языка. Следовательно, их речь бедна и однообразна. А это говорит о том, что выпускники испытывают трудности при выражении своих мыслей, что скажется $на их дальнейшей учебе.

Результаты выполнения заданий высокого уровня сложности

(часть С)

Задание открытого типа с развернутым ответом – это сочинение на основе предложенного текста. Задание проверяет сформированность у экзаменуемых отдельных коммуникативных умений и навыков:

  1.  анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;

  2.  комментировать проблемы исходного текста;

  3. определять позицию автора текста по заявленной проблеме;

  4.  выражать и аргументировать собственное мнение;$

  5.  последовательно и логично излагать мысли;

  6.  использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

  7.  практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Таким образом, третья часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли экзаменуемые монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования.

Значимость третьей части в структуре всего теста велика, так как именно это задание позволяет в достаточно полном объеме проверить и объективно оценить речевую подготовку экзаменующихся, оценить практическую грамотность.

Надо отметить, что все учащиеся приступили к выполнению части С. Правда, не всем удалось продемонстрировать свои коммуникативные навыки на должном уровне.

Сочинение оценивалось по критериям, каждый из которых имеет свою шкалу измерения (от 0 до 3 баллов): 0-1, 0-2, 0-3.

К 1. Умение выявлять и формулировать исходную проблему текста (0-1б.).

К 2. Умение комментировать исходную проблему текста (0-2б).

К 3. Умение отражать позицию автора текста (0-1б).

$К 4.Умение аргументировать собственное мнение по проблеме (0-3б).

К 5. Умение создавать письменное высказывание, отличающееся смысловой цельностью, композиционной стройностью, связностью изложения (0-2б).

К 6. Умение точно выражать свои мысли, уместно используя разнообразие грамматических форм, средства выразительности (0-2б).

$К 7. Соблюдение на письме норм орфографии (0-3б).

К 8. Соблюдение на письме норм пунктуации (0-3б).

К 9. Соблюдение на письме языковых норм при оформлении высказывания (0-2б).

К 10. Соблюдение речевых норм (0-2б).

К 11. Соблюдение этических норм (0-1б).

К 12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале (0-1б).

Данные таблицы свидетельствуют о том, что экзаменуемые успешно справляются с выполнением заданий по критериям К1, К3, К11, К12. В то же время можно увидеть, что затруднения у выпускников вызывает критерий К2 (комментарий к сформулированной проблеме). Можно предположить, что это связано, прежде всего, с их узким кругозором, т.к. развернутый комментарий требует от выпускника определенных знаний об окружающей действительности и месте данной проблемы в обществе. По-прежнему трудности у детей вызывают задания, связанные с аргументацией собственного мнения. Это опять же свидетельствует об ограниченных знаниях экзаменуемых о жизни современного мира, но самое главное здесь – отсутствие у выпускников читательского опыта (нет примеров из произведений художественной литературы, которые могли бы иллюстрировать ту или иную проблему текста). Крайне низкий балл по критериям К6 и К10 указывает на бедность и невыразительность речи выпускников, что, безусловно, является следствием безразличного отношения к книге. Традиционно сл$або выпускники справились с критериями К7 и К8 (соблюдение правил орфографии и пунктуации). Причина – отсутствие прочных знаний, умений и навыков в области орфографии и пунктуации.

Результаты выполнения задания С1 (сочинения) представлены в таблице (получили максимальное количество баллов по критерям).

Задание С1. Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации (максимально 23 балла)

$

11А,%

11Б,%

Всего, процент выполнения

К1 Формулировка проблем исходного текста

87

84$

85

К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

20

16

18

К3 Отражение позиции автора исходного текста

80

68

74

К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

7

16

12

К5 Смысловая цельность, ре$чевая связность и последовательность изложения

33

26

29

К6 Точность и выразительность речи

7

16

12

К7 Соблюдение орфографических норм

20

32

26

К8 Соблюдение пунктуационных норм

13

11

12

К9 Соблюдение языковых норм

27

21

24

К10 Соблюдение речевых норм

7

11

9

К11 Соблюдение этических норм

100

100

$

100

К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

80

79

79

Получили максимальное количество баллов по критериям:

 

$К1 (1)

К2 (2)

К3 (1)

К4 (3)

К5 (2)

К6 (2)

К7 (3)

$К8 (3)

К9 (2)

К10 (2)

К11 (1)

К12 (1)

11А

87%

20%

$

80%

7%

33%

7%

20%

13%

27%

$7%

100%

80%

11Б

84%

16%

$68%

16%

26%

16%

32%

11%

21%

11%

$

100%

79%

Всего

85%

18%

74%

12%

29%

$

12%

26%

12%

24%

9%

100%

79%

$

Следует отметить, что все экзаменующиеся МБОУ СОШ №84 2014 года приступили к написанию части С1. Однако высоких результатов не достигли. Наивысшего количества баллов (23) в части С1 не набрал никто из выпускников. Максимальный балл (19) набрали Гладких Д. (11Б) и Панибратова К. (11Б). Минимальное количество баллов (6) набрал Боровиченко М.(11Б).

Выводы и рекомендации

Опыт проведения ЕГЭ, анализ результатов выполнения экзаменационной работы по русскому языку в 2014 году позволяет высказать некоторые общие рекомендации, направленные на совершенствование процесса преподавания русского языка в школе. При подготовке выпускников к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку необходимо настраивать учащихся на выполнение всей работы полностью, а не только ориентировать на демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов, т.к. включённые в него задания, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ. Следует усилить контроль за выполнением заданий второй части работы,

проверяющих сформированность лингвистической компетенции, обратить внимание на недостаточно усвоенные разделы речеведения, связанные с интерпретацией содержания текста, комментарием проблематики текста, выяснением способов и средств связи предложений, на несформированность понятийного аппарата, недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом. Необходимо максимально использовать работу над текстами сочинений для автоматизации орфографических и пунктуационных навыков. Результаты выполнения экзаменационной работы по русскому языку дают возможность выявить тот круг умений и навыков, отработка которых требует большего внимания в процессе обучения в старших классах. К последним относятся умения, связанные с чтением, пониманием текста и умением его интерпретировать. Эти ведущие общеучебные умения необходимы школьнику для успешно$го усвоения не только курса русского языка, но и других предметов.

В связи с этим следует:

— больше внимания на уроках русского языка уделять анализу текстов различных стилей и типов речи;

— целенаправленно развивать устную и письменную монологическую речь учащихся;

— формировать умение рассуждать на предложенную (в том числе лингвистическую) тему, приводя тезис, аргументы и делая вывод;

— отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;

— обучать анализу текста, при этом обращать особое внимание на эстетическую функцию языка;

— учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей.

  1. При подготовке к ЕГЭ следует разнообразить дидактический материал, включая в работу на уроке неадаптированные тексты не только художественного, но и официально-делового, публицистического и научного стилей речи.

  2. Более посл$едовательно реализовать в школе сознательно-коммуникативный принцип обучения родному языку, основная идея которого заключается в понимании учащимися важности теоретических (лингвистических) знаний для успешного формирования практических речевых умений.

  3. Проблема формирования языковой компетенции по-прежнему остается острой, а задача совершенствования культуры речи выпускников – социально значимой. Учитывая то, что практическая грамотность вырабатывается только в процессе письма и нуждается в значительном объеме тренировочной работы, в результате которой осознанные знания по орфографии превращаются в автоматизированные навыки грамотного письма,$ следует максимально использовать работу над текстами сочинений. При этом следует совершенствовать методику работы над таким новым для школы видом сочинения, как сочинение по прочитанному тексту.

  4. Следует более интенсивно внедрять в практику работы школы личностно ориентированные методы обучения языку, что позволит реализовать разноуровневый подход при обучении русскому языку.

  5. Осуществлять интегрированный подход в обучении. Анализ выполнения обучающимися задания С1 позволил актуализировать проблему использования выпускниками опыта изучения других предметов, в частности предметов гуманитарного цикла (литературы, истории).

  6. Продолжить осуществлять специальную подготовку обучающихся к экзамену (проводить цикл независимых тестирований с целью подготовки к ЕГЭ).

Руководитель МО —————————————————/Свинаренко Т.Н./

Post Comment