Готовимся к ЕГЭ. Аргументации к С1

1. Проблема душевных переживаний, душевной боли, страдания поднимается в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Герой этого произведения Родион Раскол$ьников испытывает глубочайшие душевные муки, источником которых стало его собственное мировоззрение, теория, придуманная им и тщательно проверяемая. Душевная борьба Раскольникова растет, становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое приводит в тупик. Душевное воскресение героя намечается лишь в Сибири на$ каторжных работах.

2. Проблема «униженных и оскорбленных», проблема нищеты, крайней бедности поднимается в романе Достоевского «Преступление и наказание». В глубокой нищете изображена семья Мармеладовых. Потеря работы, болезни, невозможность содержать жену и детей приводят Семена Мармеладова к пьянству. Причины падения человека Дос$тоевский видит в его слабости, неспособности противостоять ударам судьбы, а также в отсутствии поддержки со стороны других. Семья Мармеладова обречена на гибель.

3. Проблема появления философских псевдотеорий поднимается в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион $Раскольников в своей статье высказал принцип разделения людей. Главная мысль его идеи состоит в том, что люди по закону природы делятся на два разряда: на низших, обыкновенных и собственно люде$й, то есть имеющих дар или талант сказать новое слово. Эта теория преступна. Дорогой ценой заплатил Раскольников за свои ошибочные убеждения. Свою те$орию он проверил на себе: физически он убил другого, а духовно – себя.

4. Проблема добра и зла поднимается в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Герой романа Родион Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать, жалеет Мармеладовых и помогает им, не остае$тся равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре. В то же время он проявляет крайний эгоизм, индивидуализм и жестокость. Раскольников создает античеловеческую теорию «двух разрядов людей», в которой определяет, кому жить, а кому умереть. Герой, любящий людей, страдающий за их боль, совершает зл$одейское убийство. Добро и зло соседствуют в душе Раскольникова.

5. Проблема неуважительного отношения к старости и старикам, проблема одиночества поднимается в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма». Это произведение посвящено проблеме бездушного отношения к одиноким $пожилым людям, к их безрадостной жизни. Как могло случиться, что заботящаяся о других девушка Настя не находит время навестить родную мать? Над этим вопросом задумывается автор рассказа. Чувство непоправимой вины, невыносимой тяжести навсегда поселяется в душе главной героини.

6. Проблема одиночества поднимается в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор». Потеряв любимого человека, детей, Матрена остается совсем одна. Казалось бы, человек в та$кой ситуации должен озлобиться, отвернуться, спрятаться от других. Но героиня находит способ чувствовать себя нужной людям. Она неустанно трудится, помогает по хозяйству сестрам и соседям. Труд избавляет Матрену от одиночества.

7. Проблема значимой роли слова в жизни человека всегда волновала людей творческих,$ неравнодушных. Поэт В. Шефнер в стихотворении «Слово» писал: «словом можно убить, словом можно спасти, Слово$м можно полки за собой повести…» Огромной энергетике слова он посвятил свое произведение, призывая людей помнить это и быть тарпимее к окружающим.

8. Проблема воспитания молодого поколения посредством активной работы внутреннего мира человека, его душевных сил поднимается в повести В.Г. Распутина «Уроки французского». Формирование личности главного героя, подростка, происходит в трудные военные годы. Огромную роль играет пример поступка учительницы, ее личностные качества: душевная щедрость и искреннее участие в судьбе мальчика. Все это рождает жажду знаний, нравственную стойко$сть, чувство собственного досто$инства – те качества личности, которые способны поднять культурный и нравственный уровень человека нового поколения, развить его индивидуальность.

9. Проблема жертвенности поднимается в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор». Главная героиня – открытый для других, чистый ч$еловек. Не было у Матрены любви, все дети умерли, муж пропал на войне. Вот и она себя труду, заботе об окружающих. Но искренняя жертвенность довела героину до гибели. Люди не смогли понять ее внутренний мир, душу. Они использовали ее помощь в собственных целях, не проявив даже уважения. Конечно, прав автор, говоря, что без такого праведника «не стоит село».

10. Проблема чести, долга и достоинства поднимается в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Старый гвардейский офицер Андрей Гринев рассматривает понятие чести по-своем$у, считая, что ее суть в верном служении «тому, кому присягнешь». Гринев-сын, учитывая наставления отца, старается следовать народной мудрости «Береги честь смолоду»$. Он ни разу не изменил присяге, данной императрице, а, выбирая между жизнью во лжи и предательстве и смертью, он предпочитает второе.

11. Олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения стал «н$еизвестный цветок» из одноименного рассказа А. Платонова. Герой сказки-были – маленький цветок, который вырос на пустыре между камнем и глиной, жил, преодолевая невзгоды, ночью копил росу, чтобы не умереть от жажды, дремал, когда было особенно тяжело, стойко держался днем и благоухал. Пример его удивительной жизненной силы будит особые чувства детей, пришедших на пустырь, - милосердие, участ$ие, желание помочь тому, кто нуждается в этом. Коротенькая жизнь неизвестного цветка рождает мечту, мечту о таком близком, реальном преображении мира.

12. Проблема жизненной стойкости и несгибаемо$й воли в полной мере раскрывается в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». Ни горькие потери родных людей, ни ранения, ни плен и лишения военных лет не смогли сломить волю главного героя Андрея Соколова. Жизнеутверждающим пафосом проникнуто произведение донского писателя. Бросив вызов судьбе, герой побеждает, ведь в его жизни вновь появляется любовь к ближнему, надежда на обретение счастья, душевной гармонии и вера в светлое будущее.

13. Проблема истинного и ложного патриотизма раскрывается в романе Льва Толстого «$Война и мир». По мнению автора, истинными патриотами являются крестьяне, сжигающие сено, чтобы оно не досталось врагу, жи$тели Москвы, покидающие жилища, чтобы не остаться под властью самозванцев, солдаты, спокойно, просто и уверенно делающие свое дело. Лжепатриотическая атмосфера царит в салонах Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой, где «надо было делать большие усилия, чтобы осознать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ». Свет продолжал жить своими интересами даже в минуту всенародного бедств$ия.

14. Проблема добра и зла, нравственности и безрассудства лежит в основе романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Героиня произведения Элен Безухова – это воплощение внешней красоты и одновременно странной неподвижности, окаменелости. Она напоминает прекрасную, но бездушную статую. Пьера Безухова поражает ее внутренняя грубость. «Я не такая дура,$ чтобы иметь детей», - произносит она кощунственные слова. Элен хороша внешне, но она является олицетворением безнравственности и порочности.

15. Проблема семьи, материнства, $особого предназначения женщины раскрывается в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Мир семьи, по мнению писателя, - основа человеческого общества, и хозяйка в нем - женщина. Княжна Марья и Наташа Ростова – прекрасные матери и жены. Гармония их семей заключается в том, что муж и жена как бы дополняют и обогащают друг друга, составляют одно целое. Временное непонимание, легкие конфликты разрешаются здесь примирением. Героини Толстого самоотверженно любят своих близких, свою семью.

$

16. Проблема патриотизма поднимается в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Так, герой произведения Петя Ростов ушел на войну совсем юным и не пожалел своей жизни ради отечества. Наташа Ростова готова бросить все ценности только потому, что хочет помочь раненым. С л$юбовью и уважением рисует писатель и героев партизанской войны. Страстно ненавидит захватчиков Тихон Щербатый, который называет французов «миродерами». Мысль Толстого о глубокой патриотичности русского народа является ведущей в романе. С явной симпатией и гордостью за свой н$арод рассказывает нам писатель о его горячем патриотизме и беззаветной преданности.

17. Проблема искания смысла жизни поднимается в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Наиболее б$лизкими и дорогими для автора становятся лишь те герои, которые находятся в постоянном нравственном поиске, душа которых трудится над проблемой выбора, над решением извечного вопроса о смысле жизни. Пьер Безухов всегда искал решения этого вопроса. Он искал это в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге $самопожертвования, в романтической любви к Наташе. В итоге он приходит к выводу: цель жизни состоит в том, чтобы сводить «независимых» и «деятельных» людей в общество против социального и политического зла.

18. Проблему $деградации человеческой личности раскрывает И.А. Гончаров в романе «Обломов». Апатия, лень, отсутствие жизненной цели и интереса к жизни, равнодушие к себе – главные черты характера его героя, Ильи Ильича Обломова. $Большой диван, удобный халат, мягкие туфли определяют характер жизни героя. Пытаясь избавиться от этих символических деталей, Обломов через некоторое время вновь возвращается к любимому образу жизни.

19. Проблема деятельного, трудолюбивого человека, готового к самопожертвованию, раскрывается в образе Штольца, героя романа И.А. Гончарова «Обломов»$. Для этого героя смысл жизни – в труде, он необычайно работоспособен, предприимчив, это активный человек, сильный мужчина, способный постоять за себя и справиться со всеми трудностями. Гончаров любуется его кипучей энергией.

20. Проблема особенного характера русской женщины $(новой женщины, равенства женщин) раскрывается в романе И.А. Гончарова «Обломов». Незаурядные черты характера женщины воплощены в образе Ольги Ильинской, главной героини произведения. Это и стремление к активной деятельности, отсутствие жеманства, простота, естественность, неудовлетворенность собой и жизнью. Деятельная, страстная натура, Ольга много сделала, чтобы перевоспитать Обломова, спасти его от лени и апатии. Эта девушка стоит в ряду лучших героинь русской литературы.

21. Проблема противоборства двух поколений подн$имается в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». По мнению писателя, «дети» принимают в наследство от «отцов» весь их духовный опыт. Но они не должны рабски копировать «отцов», наоборот, необходимо творчески переосмысливать их жизненные принципы. В эп$оху социальных потрясений такая переоценка ценностей происходит гораздо более жестко. Отсюда и непонимание между «отцами» и «детьми». К$онфликт двух поколений представил Тургенев в своем романе.

22. Проблема противопоставления человека обществу, проблема одиночества поднимается в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой Базаров противопоставлен всем действующим лицам.$ Он человек из иной среды, и это проявляется в его взглядах, словах, во взаимоотношениях с родителями, другом, любимой девушкой. Читатель сразу чувствует, что перед ним человек одинокий, так как он принадлежит к миру, отличному от мира окружающих.

23. Проблема нигилизма (отрицания всех принципов и авторитетов) поднимается в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, религию, самодержавие. Это отрицание в$оспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Тургенев понимал нигилизм Базарова как революционность.

$

24. Проблема одиночества человека в обществе поднимается в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой произведения Евгений Базаров – бесприютный скиталец, устремленный к недостижимой цели. Жизнь в одиночестве – сознательный выбор героя, делающий его избранным. Базаров – необыкновенно сильная личность, внутренне свободная, но одинокая.

25. Проблема преодоления жизненных невзгод подни$мается в повести Лескова «Очарованный странник». Герой произведения Иван Флягин, обладая огромной физической силой, отличается поразительной нравственной мощью, отчаянной храбростью. Ему присущи необыкновенная стойкость, сопротивляемость невзгодам, жив$учесть. Богатырство и внутренняя безмерная сила помогают ему оставаться живым и невредимым.

26. Проблема любви к отечеству, умения видеть красоту родины поднимается в повести Лескова «Очарованный странник». Чт$обы быть готовым мужественно отстаивать свое отечество, надо иметь видеть и ценить его красоту. Ивану Флягину, главному герою произведения, это дано в полной мере. Он с любовью вспоминает о курской ночи, даже в плену любуется степью, восхищается и всякой живностью. Для него все это – Отчизна, достойная очарования.

27. Проблема истинной цены личности, бездуховности общества поднимается в повести И.$А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Главный герой произведения - миллионер, который долгие годы работал не покладая рук, чтобы стать похожим на богатых людей. Добившись этого, он упивается своим положением и богатством, но презрительно относится к бедным. Бунин с иронией говорит о госп$одине из Сан-Франциско и оставляет его без имени, подчеркивая свое критическое отношение к бездуховности буржуазного общества.

28. Проблема разделения общества на богатых и бедных затрагивается в повести И.А.$ Бунина «Господин из Сан-Франциско». Основное действие произведения разворачивается на огромном пароходе, не случайно названном в честь легендарной погибшей цивилизации «Атлантидой». На верхних палубах протекает спокойная сытая и праздная жизнь «верхов» общества. Ей противопоставлен адский труд в «подвалах», непосильное напряжение у «исполинских то$пок». Бунин создает картину рая и ада.

29. Проблема трагической любви поднимается в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Любовью полна душа купринского героя Желткова. Но это безответная любовь, неразделенная. «Да святится имя твое», - повторяет в своих письмах влюбленный. Однако объект его пылкой страсти, княгиня Вера, слишком поздно осознает свою ошибку. Самоотверженная любовь Желткова разбудит душу героини, заставит е$е страдать от осознания горькой потери.

30. Проблему кумира в жизни человека затрагивают и русские писатели. Так герой романа $И.С. Тургенева «Отцы и дети» Ситников считает себя учеником Базарова. Он пытается также, как и его кумир, быть свободным и дерзким. Однако его подражание выглядит комичным. Для Ситникова нигилизм Базарова – способ преодоления своих комплексов. Он по-собачьи предан своему кумиру, но тот его откровенно презирает.

$

5

Post Comment