Как написать отличное сочинение. ЕГЭ по русскому языку

МБОУ «Мохсоголлохская средняя общеобразовательная школа с УИОП»

$Хангаласский район, Республика Саха (Якутия)

Как написать отличное сочинение?

ЕГЭ по русскому языку.

Алексеева Наталья Петровна, учитель русского языка $и литературы

$

2015 г.

п. Мохсоголлох

Пояснительная записка

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей. Данные рекомендации адресованы тем, кто стремится получить наибольшее количество баллов по части С (творческое задание), которое представляет собой небольшое сочинение-рассуждение по данному тексту.

$На выполнение этой части инструкция Министерства образования рекомендует отвести 90 -100 минут, что подчёркивает особую важность этой части для общей оценки. Экзаменующийся должен понимать, что без хорошего сочинения, оцен$ённого на 15 -23 балла, получить хорошие общие баллы не представляется возможным. Значение этой части для общей оценки является решающим.

Учащийся должен самостоятельно создать текст в жанре отзыва, рецензии, эссе. При подготовке к экзаменам особое внимание нужно обратить на разнообра$зие текстового материала. Предлагаются тексты разного стиля (в основном публицистического и художественного), разного типа (повествование, описание, рассуждение).

Общая модель составления текста по этому заданию предъявляет следующие требования:

- экзаменуемый в той или иной форме должен сформулировать проблемы, поднятые в исходном тексте;

- прокомментировать сформулированные проблемы;

- отразить в сочинении позиции автора исхо$дного текста;

- выразить своё мнение по затронутым проблемам, привести аргументы, подкрепляющие эти суждения;

$Система оценивания также предусматривает анализ его речевого оформления и грамотности.

В данном пособии основное внимание уделяется содержательной стороне сочинения.

Главная цель – помочь выпускникам качественно подготовиться к Единому государственному экзамену по русскому языку.

$$Основные требования к сочинению

  1. Сформулировать проблему, поднятую автором в тексте

  2. Прокомментировать проблему

  3. Определить авторскую позицию

  4. Высказать своё мнение по поднятой проблеме. Привести аргументы, подтверждающие вашу точку зрения.

  5. $

. Прислушайтесь к советам

  1. Объём сочинения не менее 150 и не более 200 – 250 слов.

  2. Выражайте свои мысли просто чётко и ясно.

  3. Пишите сочинение аккуратно, разборчиво

  4. Соблюдайте этические нормы, уважайте автора, себя и проверяющих

  5. $

  6. В качестве аргументов старайтесь обратиться к литературным произведениям, публицистике

$

Основные этапы работы над сочинением

1) Определить проблему, которую автор поднимает в тексте.

$

Что такое проблема? Вопрос, который требует размышления, какого-то ответа. Значит, проблему лучше всего сформулировать в виде вопроса.

Прежде всего научитесь правильно понимать исходный текст. На этом этапе, чтобы избежать простого пересказа (довольно часто встречающаяся ошибка), избегайте вопроса: «О чём этот текст?». Лучше всего задавать вопросы:

-С какой целью авто$р нам рассказал эту историю?

- Над чем заставляет задуматься нас данный текст?

-На какие проблемы хочет обратить внимание автор?

-На какие вопросы ищет ответа?

Выберите один из вопросов, о$тветьте чётко, ясно, конкретно на этот вопрос. Так вы сможете сформулировать проблему, поднятую автором текста.

Например,

1)«Этот текст заставил меня задуматься над вечной проблемой отцов и детей. Почему мы так часто не понимаем друг друга? Заставляет нас постоянно конфликтовать?»

2) «Читая этот рассказ, я задумалась: Почему недовольны своей жизнью герои? Почему они так одиноки и несчастны? Чего они хотят от жизни?»

3)Читая рассказ о Катерине Ивановне, я заду$малась: почему на старости лет она осталась одна? Почему единственная дочь забыла о ней? Кто виноват? Дочка? А может сама Катерина Ивановна?»

2) Следующий этап работы – прокомментировать проблемы, затронутые в тексте. Слово комментарий означает «объяснение, толкование». На эт$ом этапе вы должны показать, что понимаете суть проблемы и её значимость. Задумайтесь над вопросами:

-Что я знаю об этой проблеме?

-Насколько актуальны проблемы, поднятые в тексте?

-Все ли понимают значимость этих проблем?

Примеры:

1) Я считаю, каждый человек должен помнить, что проблемы взаимоотно$шения людей проблемы совести, долга никогда не потеряют своей актуальности, важности. Мы должны помнить, что живём рядом с людьми, вместе с людьми и, значит, должны учиться строить отношения, уважать тех, кто в жизни оказался рядом с нами.

2)По-моему, мы всегда должны обращаться к этим вопросам, высказывать свою точку зрения, $своё мнение. В наше время, когда, кажется, нравственные проблемы отошли на второй план, это необходимо.

3)Мне кажется, что проблема великих, гениальных людей была всегда и будет всегда. Это люд, не входящие ни в какие рамки, люди «не от мира с$его». Жить по законам, по которым живут простые смертные, они не могут. Не потому ли среди них очень много трагических судеб?

3)Очень важно в своём сочинении правильно определить позицию автора, то есть понять, каково мнение автора по данному вопросу. Поставьте перед собой вопросы, которые вам помогут определить позицию автора:

-Как выражается позиция автора (прямо, косвенно, в контексте)?

-Какой ответ ищет на поставленные вопросы автор?

-Как относится автор к своим героям, к описываемому событию: осуждает, понимает, сочувствует, любит?

Если автор $текста прямо и открыто высказывает свою точку зрения, лучше всего найти предложение, в котором выражается основная мысль и процитировать.

Например:

По мнению Д. Гранина, именно в художественной литературе «милость к падшим становится…нравственным требованием, одной и$з высших обязанностей писателя»

Определить позицию автора иногда бывает довольно сложно (особенно в текстах художественного стиля). Здесь важно научиться видеть это в контексте.

-Какими словами автор рисует своего героя?

- сытая, лоснящаяся физиономия, милостивый государь, смертельнейшая скука (эти слова показывают не совсем доброжелательное отношение автора к своему герою, он за что-то осуждает его)

- приласкав, очаро$вательные, старенькая, салопчик, доброта (здесь мы видим совсем другое отношение: сочувствие, любовь)

Примеры:.

1)Художник Саврасов. На первый взгляд, это человек опустившийся, спившийся. Но ведь Арсеньев не об этом гов$орит! Человеческое достоинство! Вот что подчёркивает автор в гениальном художнике. Только человек с большой буквы может создавать шедевры. И спившийся, униженный старик – Человек!

2) Автор восклицает: «Как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!» В этом восклицании мы слышим и упрёк дочери, и восхищение, и сострадание одинокой старой женщине. И вместе с ним жале$ем Катерину Ивановну, поражаемся душевной глухоте её дочери.

3) Что есть ценного в жизни этого «довольного жизнью чиновника»? Чем он живет? Что его волнует? Ничем! Ничего! Пустая, сытая жизнь, «смертельнейшая скука» опустошили его душу. Един$ственная проблема в его жизни: «Чем бы поразвлечься?» И вот тут-то подвернулась эта бедная девушка.

Сразу видно, что прийти сюда с просьбой о бесплатном билете ей было очень сложно. Дрожащие руки, дрожащий голос выдают это. Но для «милостивого государя» она только «игрушка» на эти полчаса до театра. Ах, какая удача: можно поразвлечься! Для «сытой физиономии» нет человека с его проблемами, волнениями. Он не привык видеть в человеке человека. Для него существует только он сам. Он любит только себя. Да и любит ли?!

4)С$амый важный этап в работе над сочинением – определение своей позиции, высказывание своей точки зрения. Особенно сложно доказать, аргументировать своё мнение. Не ограничивайтесь фразами: «Я согласен с автором», «Я считаю, что автор прав$». Обязательно аргументируйте свою точку зрения, приведите доказательства. В этом вам помогут вопросы:

Почему я согласен (не согласен) с автором?

$Как я оцениваю поступки героев? Почему?

Встречаются ли я в жизни подобные ситуации? Какова наша позиция? Почему?

Что меня привлекает в этой проблеме? Почему?

В каких произведениях русской литературы поднимается данная проблема?

Кто из героев литературы близок к нашему герою?

Кого из литературных героев вспомнил я, ра$ботая над текстом? Почему?

Ни в коем случае не отвечайте на эти вопросы по порядку и обязательно. Выберите 1 -2 вопроса, которые помогут вам сориентироваться, помогут чётче, конкретнее выразить свои мысли. Не забудьте, что желательно обратиться к классической литературе, публицистике

Примеры:

1) Согласна ли я с позицией автора? Скорей всего, да, хотя для меня тема вечного двигателя очень далека. Я считаю, что человек должен посвятить свою жизнь чему-то нужному, настоящему. А вечный двигатель? Ведь давно уже доказано, что изобрести его невозможно. Значит, годы, потраченные мною на изобретение вечного двигате$ля, будут годами бесполезными, пустыми. Помните Кулигина из «Грозы» Островского? Мне кажется, идеей изобретения вечного двигателя он отгородился от всего мира, от насущных проблем жизни

Но я думаю, наш мир непредсказуем, разнообразен. А значит, в любое время найдутся люди, «не входящие в общую колею». Их смысл жизни – поиски вечной$ машины. А я буду заниматься чем-то другим.

2)Вспомним Сергея Есенина. Ведь многие, копаясь в грязном белье, хо$тят выставить гениального поэта только как пьяницу и дебошира (вспомните последний телевизионный фильм о нём). Но для нас главное то, что оставил Есенин после себя, его гениальное творчество.

И почему-то, читая Арсеньева, я подумал о Матрёне из «Матрёниного двора» Солженицына. Можно ли считать её гениальным человеком? В прямом смысле, конечно же, нет. Но сколько в этой обиженной судьбой, одинокой неприглядной женщине человечности! Сколько в ней любви, добра! Но окружающие не замечают этого! Для них$ Матрена – женщина с неудавшейся судьбой, неприглядная, безропотная. Да, она не гениальная личность. Но в своей человечности, любви к людям, к жизни она гениальна.

По-моему, именно эти качества$ делают из просто талантливого человека Гения.

3)Мне больше всего понравилась мысль автора о том, что « изучение древней истории приводит к выводу, что все люди на земле равны. Нет высших и низших рас». Конечно же, мы, люди двадцать первого века должны понимать, что человечество – единая семья, нет плохих народов. Но почему же до сих пор очень много людей, убеждённых в обратном, верящих в исключительность некоторых народов?$ Мне кажется, ответ на этот вопрос можно найти у Кондратова: это удел тех людей, которые не знают своего прошлого, историю народов, традиции, корней своих. С это позицией автора я полностью согласна.

Ниже приводятся примеры сочинений по предложенным текстам. Эти сочинения тоже помогут при подготовке к экзаменам. Можно выпол$нить следующие виды работ:

  1. Прочитать текст и сочинение. Определить, в каких частях сочинения выявлена проблема, поднятая в тексте, даётся комментарий к проблеме, выражена авторская позиция, высказана точка зрения автора сочинения.

  2. Прочитать отдельные фрагменты сочинения, определить, о чём в данном фрагменте пишет автор.

  3. $Высказать своё мнение о сочинении. Что автору сочинения удалось? Что написали бы вы по-другому?

  4. Прочитать отрывок из сочинения. Попробовать выразить ту же самую мысль по-другому.

  5. Ещё раз перечитать часть сочинения, где выявлена проблема, поднятая в тексте. Вспомнить литературные произведения, в которых поднимается подо$бная проблема, литературного героя, близкого герою данного текста.

$

Человек и природа. Проблема, которая так или иначе затрагивает каждого человека. Проблема, которая не должна оставлять равнодушным никого.

  1. Проблема. В данном тексте автор, В. Солоухин, касается проблемы взаимоотношения человека и природы, его единения с природой. Почему так важно «утонуть и раствориться в синем небе» лёжа на траве? Как$ие чувства и переживания рождаются в душе человека при общении с окружающим миром?

  2. Комментарий. Проблема, особенно актуальная в наше время, когд$а цивилизация, современные технологии, городская суета всё больше и больше отдаляют человека от природы. Нет возможности у нас ежедневно наблюдать за красотами природы, уединиться, расслабиться, почувствовать себя частичкой этого огромного прекрасного мира.

  3. Позиция автора. $По мнению В. Солоухина, общение с природой даёт человеку возможность ярче воспринимать окружающий мир, благотворно влияет на его душу, и начинает душа «…лучиться, дробиться, не скудея, не истощаясь от такого дробления…». Такое бывает, считает автор, только в «…минуты творчества, в минуты, вероятно, молитвы, да ещё вот когда остане$шься один на один с бездонным небом»

  4. Моя позиция. И каждый из нас должен понимать, что без общения с природой, без этого «…опуститься, опрокинуться навзничь, раскинуть руки…» скудеет наша душа, и мы теряем в этой жизни что-то очень важное, ценное, неповторимое. С этой позицией автора трудно спорить. 1-й аргумент. По-моему, наш современный мир становится жёстче, примитивнее, агрессивнее, потому что мы отдаляемся от природы, от всего естественного. Чем занят современный подросток? Телевизор, компьютерные игры, Интернет… Многие ли из$ нас любовались, восхищались лунной ночью, как Наташа Ростова в Отрадном? А кто из взрослых способен заметить распустившийся у дороги дуб и сравнить с собой, своей жизнью, как Андрей Болконский? К сожаленью, оч$ень немногие.

2-й аргумент. Кто из нас постоянно и с удовольствием читает шедевры наших великих поэтов Пушкина, Тютчева, Есенина? А ведь это гениальные итоги единения с природой, с мирозданием.

  1. Заключение. Вот так постепенно современный человек перестаёт замечать прекрасное вокруг, перестаёт чувствовать природу. Но если ты можешь «…утонуть и раствориться в синем небе$» хоть иногда, то не всё потеряно…

$

Текст 1.

(1)По Москве ходили слухи о том, что художник Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 – 1897) попал в руки одного торговца, который, держа его в долговой зависимости, скупал за бесценок его картины и перепродавал их втридорога.

(2)Похоже, что этим эксплуататором был Иван Кондратьев – фельдшер и провинциальный актёр, снискавший себе некоторую известность популярными песнями и $капитальным историческим трудом о Москве.

(3)Вначале Саврасов, уйдя из семьи и потеряв службу, пытался наладить нормальную жизнь в новой семье. (4)Испытывая в связи с этим острые материальные затруднения, он попал в денежную зависимость от Кондратьева, а тот не удержался от соблазна поэксплуатировать талант выдающегося художника. (5)Но потом, видимо, дела Кондратьева пошатнулись, он стал требовать от Саврасова картин в обмен на холсты, кисти, крас$ки и водку, и оба – и должник, и кредитор – быстро покатились по наклонно$й плоскости. (6)И в памяти многих москвичей Саврасов сохранился спившимся, опустившимся стариком, промышлявшим на водку продажей своих картин-поделок по 2-3 рубля за штуку.

(7)Но, оказывается, хотя в этом образе и была правда, но не вся! (8)Саврасов был унижен жизнью, но сам не принял этого унижения, не потерял чувства собственного достоинства. (9) «За год до смерти я встретил Саврасова, - (10)вспоминал бытописатель Иван Белоусов. – (11)Это было зимой, одет он был в ситцевую ст$ёганую на вате кацавейку, подпоясан верёвкой. (12) Обрывки верёвок придерживали на ногах рваные опорки. (13)На голове была надета чёрная с широкими полями «художническая» шляпа. (14)Несмотря на убогость костюма, вся его крупная фигура с большой седой бородой – прямая, стройная – казалась величественной. (15)Он стоял и спокойно смотрел на мимо идущую толпу, гордо подняв красивую $голову.

(16)Если человек способен держаться так даже в унижении, значит, творческий огонь в его душе ещё не угас. (17)Я стал искать саврасовские картины последних лет ег$о жизни и с радостью убеждался: до последнего дня из его рук выходили шедевры, особенно в графике, открывающие новые пути в пейзажном искусстве. (18)недаром современник Саврасова архитектор Померанцев писал в Академию художеств: «Художник даже в эти бедственные для него годы не утратил своей способности и мастерства».

(По К. Арсеньеву)

Сочин$ение.

Мне кажется, что проблема великих, гениальных людей была всегда и будет всегда. Это люди, которые не входят ни в какие рамки, люди «не от мира сего». Жить по законам, по которым живут простые смертные, они не могут. Поэтому, наверное, среди них очень много трагических судеб.

Одна такая судьба – художник Саврасов. На первый взгляд, это человек спившийся, опустившийся. Но ведь Арсе$ньев не об этом говорит! Человеческое достоинство! Вот что подчёркивает автор в гениальном художнике. Только Человек с большой буквы может создавать шедевры. И спившийся, опустившийся, униженный старик – Человек! Он не утратил способности и мастерства до конца своих дней, из-под его кисти выходили гениальные работы. Значит, человеком можно оставаться и в таком униженном положении. Главное уважать самого себя, окружающих, любить жизнь во всех е$го проявлениях.

Вспомним Сергея Есенина. Ведь многие, копаясь в грязном белье, хотят выставить гениального поэта только как пьяницу и дебошира( вспомните последний телевизионный фильм о нём!) Но ведь для нас главное то, что оставил Есенин после себя, его гениальное творчество.

Часто мы ценим человека по его внешнему виду, стараемся держаться от тех, кто «выглядит не очень». А что это за человек? Чем он живёт? Какая у него душа? Об этом не думаем.

Вспомним Матрену из «Матрёниного двора» Солженицына. Можно $ли считать её гениальным человеком? В прямом смысле, конечно же, нет. Но сколько в этой обиженной судьбой, одинокой неприглядной женщине человечности! Сколько в ней любви, добра! Но окружающие не замечают этого! Для них Матрена – женщина с неудавшейся судьбой, неприглядная, которая может без единого слова$ упрёка бескорыстно помогать другим. Да, она не гениальная личность. Но в своей человечности, любви к людям, к жизни она гениальна.

Post Comment