Коммуникативная направленность уроков русского языка ( при подготовке к ЕГЭ )

Маслова Наталия Геннадьевна

МБОУ КСОШ № 32 Песчанокопского района Ростовской области

учитель русского язык$а и литературы

$

Коммуникативная направленность на уроках русского языка ( при подготовке к ЕГЭ ).

Для современного этапа преподавания русского языка характерна коммуникативная направленность. Она характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации.

Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность

формируется во всех её видах: чтении, говорении, письме, аудировании. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности как необ$ходимое условие общения.

Цели обучения, его содержание, уровни ЗУН определяются через языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенцию.

Языковая компетенция ( иногда употребляется как синоним линг$вистической компетенции) - это освоение языковой системы, овладение самим языковым материалом. Этому способствует работа по введению новых пластов лексики, обогащению фразеологического запаса, усвоению морфологических норм, овладению нормами согласования, управления, постро$ению предложений разных видов, обогащению речи учащихся синтаксическими конструкциями.

Лингвистическая компетенция – это осмысление речевого опыта, знание основ науки о русском языке, усвоение понятий базы, определённого комплекса понятий; включает элементы науки об истории русского язы$ка, о методах лингвистического анализа, сведения о выдающихся лингвистах; предполагает формирование учебно – языковых умений, действий с изучаемым языковым материалом.

Коммуникативная компетенция – это ЗУН, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя: знание основных понятий лингвистики речи ( речеведческие понятия: стили, типы речи, способы связи предложений в тексте и т д; умения и навыки анализа текста и собственно коммуникативные умения - умения и навыки речевого общения в раз$личных сферах и ситуациях, с учётом адресата, стиля).

Особенность коммуникативного преподавания русского языка не только в том, что на$ первый план выдвигается практическая цель – формирование навыков общения, но и в том, что путь к этой цели – практическое пользование языком, т е практическая речевая направленность не только цель, но и средство. Для формирования навыков общения необходимо в процессе обучения создавать условия речевого общения. Система работы должна вызывать необ$ходимость общения и потребность в нём. Учиться общению, общаясь, - вот основная характеристика коммуникативности. Это выражается, прежде всего, в особой организации учебного материала.

Коммуникативная направленность предполагает использование учебных ситуаций общения, что не только повышает эффективность обучения речи, но и способствует формированию и развитию интереса учащихся к русскому языку.

$Важнейшей характеристикой коммуникативного обучения языку является использование текста в качестве дидактического учебного материала. На основе связных текстов учащиеся наблюдают факты языка, усваивают речеведческие понятия, на их базе формируются навыки порождения текста. Опора на текст позволяет слить воедино процессы формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции, обеспечивает органическое единство познания системы, структ$уры языка и развития речи. В настоящее время место текста в системе коммуникативного обучения русскому языку получило теоретическое обоснование.

Принцип коммуникативности предполагает изменение характера деятельности и учащихся, и учителя. В учебной деятельности важное значение приобретает общение ученика и учителя, речевая активность обучаемых на каждом уроке. В контакте с уче$никами учитель сообщает им новую информацию, ученики, общаясь с учителем и друг с другом, усваивают её, овладевая речевой деятельностью.

Главным средством создания возможностей общения на уроке в настоящее время признаётся специ$альная система ситуативных упражнений ( их называют и коммуникативными); это прежде всего коммуникативные целевые установки :

  1. установки, требующие умения выражать согласие, подтверждать сказанное, присоединяться к сказанному, дополнять собеседника ( «согласитесь», «подтвердите», «продолжите сказанное») ;

  2. установки, формирующие умение выражать своё отношение к явлениям, событиям, фактам ( «выразите радость (огорчение, сомнение, удивление )»);

    $

  3. установки, побуждающие к соверше$нию действия или его запрещению ( « попросите», «пригласите», «предложите»);

  4. установки, требующие уточнения, выяснения предмета разговора ( «поправьте меня», «уточните», «выясните», «объясните», «возразите мне»).

Очень часто в одно задание включается несколько установок, определяющих последовательность действий школьника.

В практике обучения русскому языку ситуативные упражнения широко используются в процессе формирования коммуникативной компетенции.

Всё сказанное способствует подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ.

$

Источники материалов:

1.Антонова Е. С. Метод$ическая система формирования коммуникативной компетенции учащихся // Методика преподавания русского языка: Коммуникативно – деятельностный подход: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007.

2. Гор$одилов Г.Г., Хмара А. Г. и др.Практикум развития речи. – СПб., 1999.

3.Любичева Е. В. ЕГЭ – 2009. Русский язык. На пути к экзамену: Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2008.

Post Comment